Статья "Подвижная игра как средство повышения и укрепления здоровья учащихся"
статья по физкультуре по теме

Борисова Елена Михайловна

Набор подвижных игр с различными видами движений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnaya_igra.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Борисова  Елена Михайловна,

                                                                               учитель физической культуры

                                                                       МБУ СОШ №47г.о. Тольятти

Подвижная игра как средство повышения эффективного образовательного процесс по физической культуре и укрепления здоровья учащихся.

       Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.

Подвижные игры направлены на развитие творчества , воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельных действий, выработку умения выполнять правила общественного контроля.

            Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно - силовых способностей и др. ).

             В результате обучения учащиеся знакомятся со многими играми, что позволяет воспитывать у них интерес к игровой деятельности, умение              самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами.

            Ещё в младшем возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных действий(ходьба, бег, прыжки, метание), и технического и тактического взаимодействия( выбор места, взаимодействие с партнёром, командой, соперником ).

         Не секрет, что ученики проявляют большой интерес к подвижным играм. Правильно подобранная игра  принесёт  ожидаемый  результат  в решении поставленных задач, как перед игрой, так и перед уроком. Выбирая игру, я учитываю задачу урока, задачи игры, место игры в уроке, состав играющих , соответствие игры в учебной программе, условия игры, наличие инвентаря.

 С целью повышения эффективности обучения включаю игры в разные части урока. Для вводной части подбираю игры на внимание, быстроту реакции, которые своими двигательными действиями частично  или полностью подготавливали бы занимающихся  к основной части урока. В основную часть урока включаю игры, способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями и навыками, освоению техники выполнения изучаемых приемов игровых моментах , воспитанию нравственных качеств. Для заключительной части подбираю малоподвижные игры, активизирующие внимание, способствующие снижению физической нагрузки.

Правильно организованная игра активизирует деятельность сердца и лёгких, повышает их работоспособность, содействует улучшению кровообращения и обмену веществ в организме. При этом необходимо следить за физическими нагрузками, чтобы не допускать переутомления. Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Я достигаю это путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игры, которая вызвала бы у них положительные эмоции. Только положительные  эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организм, а также на самочувствие и поведение учащихся.

   Необходимо помнить, что проявление отрицательных эмоций в играх( страх, обида, гнев) нарушает нормальный ход нервных процессов и вредит здоровью. Подвижные игры должны приносить ученику моральное и физическое удовольствие.

      При проведении подвижных игр я использую их возможность для формирования у учащихся положительных черт характера, волевых качеств, стараюсь приучить их к взаимоуважению во время совместных действий и ответственности за свои поступки. В зависимости от качества выполнения роли участник может заслужить поощрение или порицание. Таким образом, подвижные игры  - один из важных способов воспитания детей в коллективе или через коллектив  при руководящей роли педагога.

        Организуя подвижные игры, я учитываю физиологические особенности учащихся в каждом возрасте. В 1-4 классах игры занимают ведущее место в уроке. Это объясняется необходимостью движений, свойственным детям этого возраста. Такие движения как бег, подлезания , ползание, ритмическая ходьба и прыжки дети усваивают больше в игре. Для этого возраста я  провожу не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой, постепенно повышаю требования к развитию и совершенствованию координации движений, поведению играющих , проявлению инициативы каждым участником.

            Учащимся 5-7 классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявления ловкости, с преодолением препятствий, метанием и ловли мяча, прыжками и перелезанием. Ученики проявляют большой интерес к спортивным играм, поэтому во многие  подвижные игры я включаю элементы , подготавливающие детей к занятиям различными видами спора. При проведении  игр с учащимися 5-7 классов нужно решать такие задачи : закреплять и совершенствовать легкоатлетические и гимнастические движения, элементы ходьбы на лыжах; развивать быстроту бега в сочетании с преодолением различных препятствий; совершенствовать навыки в метании и ловли большого и малого мяча, силу в сочетании с ловкостью и быстротой, а также согласованные действия ; воспитывать  товарищескую взаимопомощь, творческую активность.

           Азарт, свойственный подросткам 8- 9 классов , связан со стремлением быстро достигнуть конечной цели. Чтобы не допускать перевозбуждения, нужно пресекать неправильное поведение отдельных играющих внушением, штрафом, а в отдельных случаях удалять нарушителей из игры. Учащиеся в этом возрасте очень самолюбивы, поэтому я стараюсь не фиксировать общее внимание на неудачах отдельных игроков, а незаметно для других исправит недочёты. Подростки  любят действовать самостоятельно, инициативно, и это их стремление я использую в играх: поручаю им составить новые правила и варианты игр (например , для весёлых стартов, спартакиад) и самостоятельно проводить их.

   Применение игрового метода на уроках и во внеурочное время на протяжении 16  лет, позволило:

.  повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры

.  воспитать потребность к систематическим занятиям спортом

.  повысить эффективность обучения на уроках физкультуры

.  повысить жизнедеятельность детей и сформировать  основы личностной           культуры

.  сохранить и укрепить здоровье в единстве физического - психологического - социального.

            И в заключении хочется подчеркнуть, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимодействии и единстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средством разностороннего развития и нравственного воспитания учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)

Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...

Школьный пост «Здоровье +» как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Чрезвычайно актуальной для современной школы остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактика употребления психоактивных веществ и наркотических средств....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Формирование здоровой школьной среды, способствующей реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения, укрепления и развития физического, психологического, социального здоровь...

Методические рекомендации "Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся"

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и спос...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.

Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...