Методическое пособие для учителей физической культуры
методическая разработка по физкультуре по теме

Особенности методики и средства развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

Методическое пособие для учителей физической культуры

«Особенности методики и средства развития скоростно – силовых способностей у детей старшего школьного возраста»

                                                      Выполнил: Дворецкая  Н.Н.- преподаватель

                                                      Физической культуры

                                                       Московский областной    

                                                        сельскохозяйственный колледж

                                                     

Введение

     Деятельность человека на производстве, спорте требует определённого уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей, приобретённых в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне.

    Известно, что процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, бытовых и т. д.) идет значительно успешнее, если занимающиеся имеют сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей- основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья (Е.П. Ильин, А.М. Тихонов, 1987; А.П. Матвеев, 1990; В.И. Лях, 2002 и др.)

     За последние годы опубликовано много данных о недостаточной физической подготовленности молодежи (Р.А. Абзалов и др.,1999; В.К. Бальсевич,1996). Отмечается низкий уровень физической работоспособности (Н.Т. Лебедева,1986; А.В. Волков 1984; В.И. Лях,1990 и др.) и недостаточная функциональная подготовленность юношей, окончивших школу (Г.А. Воронина,1991; Д.В. Колесов,1982).

     В настоящее время все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. В России сегодня рождается 28% здоровых и 72% больных детей [5,17]. Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 10% здоровых. Феномен ускоренного развития (акселерация) в середине 20 века сменился в 21 веке замедлением физического развития детей (ретардацией), что ведет к снижению физиометрических  и функциональных показателей. Так, юноши в 17лет имеют мышечную силу на 15 кг меньше, чем 25 лет назад, а девушки - на 10 кг. К закономерности физического развития современных детей можно отнести и низкорослость, которая наблюдается у 1,5% детей. Антропологи и генетики связывают это с алкоголизмом среди родителей. Высок процент детей аллергиков и астматиков, поскольку молодые матери курят ещё до беременности, не говоря уже о неблагополучной экологии. Также одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 15-17 лет является наличие 20-25% динамической работы в дневном распорядке, т. е. 4-5 уроков физической культуры в неделю.

    При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

     В старших классах можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе и скоростно-силовые способности. Почему именно силу, а не другие физические качества? Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет.

     Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе – это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше.

     Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоническому развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.

     Актуальность темы состоит в том, что с помощью скоростно – силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.

     Рассмотрев актуальность темы, нами была поставлена цель исследования – изучить средства и методику развития скоростно – силовых  способностей у детей старшего школьного возраста.

     В процессе исследования решались следующие задачи:

1.Изучить методическую литературу по данной теме.

2.Рассмотреть анатомические и физиологические особенности старшеклассников.

3.Дать общую характеристику скоростно – силовым способностям.

4.Изучить средства и методику развития скоростно – силовых способностей у детей старшего школьного возраста.

     Объект исследования – скоростно – силовые способности учеников старших классов.

     Предмет исследования – средства и методика развития скоростно – силовых  способностей у учеников старших классов.

Глава 1. Анатомо – физиологические  особенности детей

старшего школьного возраста

     Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (9-11 классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных  учебных заведений.

     Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные  различия,  как в строении, так  и в функциях организма. Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развёрнуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. Юноши в физическом развитии не только догоняют опередивших их в подростковом периоде девушек, но и уходят вперёд. К 17 годам заканчивается формирование костной и мышечной систем. Если в подростковом периоде особенно быстро развивались мышцы – сгибатели, то в 15 – 17 лет их догоняют в развитии мышцы – разгибатели. У юношей значительно увеличиваются мышцы тела (достигают 40% общего веса). В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительная способность и способность их к расслаблению велики. Происходят изменения в сердечно – сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объём на 60-70%. Сердце юношей на 10 – 15% больше по объёму и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и на так глубоко, как юноши; жизненная ёмкость их легких меньше. В этом возрасте завершается развитие центральной нервной системы, в частности намного улучшается аналитическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к  точному воспроизведению движений. Учащиеся старших классов способны выполнять по заданию учителя различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Юноши и девушки могут определять, из каких фаз и элементов состоят сложные движения, как  собственные,  так и товарищей. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создаёт определенные трудности в физическом воспитании. Некоторое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, ещё наблюдаемое в старшем школьном возрасте у некоторых учащихся, порождает неловкость, скованность движений, особенно при выполнении упражнений в полную силу. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством  равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений.

     Происходят изменения и в психической сфере. В этом возрасте характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.

     Характерен интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование координационных способностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования [10, 198].

     Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни. Основные направления развития физического потенциала человека в этот период – повышение уровня выносливости и силы, достижение высокого уровня координационных движений в физических упражнениях, в том числе и спортивных, а для юношей и в военно-прикладных.

     Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа. Обязательной является ежедневная зарядка.

     Важное место в физкультурном  воспитании должно занять формирование знания о физической культуре и спорте – того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических  основ тренировки и закаливания, а также других сведений, необходимы для сознательного и предметного управления своей физической активностью.

     Учёт этих возрастных особенностей имеет важное значение для развития и совершенствования физических качеств в процессе физического воспитания старших школьников.

     Без знания возрастных особенностей детей невозможно правильно осуществлять физическое воспитание. Наиболее  типичными из них являются следующие:

     1. Непрерывный, быстрый, неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики.

     2. Незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, легкая ранимость.

     3. Высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия.

     Требования к учету возрастных  особенностей:

     - содействовать прогрессивному их изменению;

     - принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогический процесс на основе реальных возможностей детей.

Глава 2. Общая характеристика скоростно – силовых способностей

2.1. Понятие о скоростно – силовых способностях

     

      Выполнение любого движения или сохранение какой – либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.

     Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. [7, 122]

     Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:

     - При уменьшении своей длины (преодолевающий, т. е. миометрический режим, например, жим  штанги лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом.).

     - При её удлинении (уступающий, т. е. плиометрический режим, например, приседания со штангой на плечах или груди).

     - Без изменения длины (удерживающий, т. е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в течение 4-5 с).

     - При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, т. е. ауксотонический режим, например, подъём силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны  («крест») и удержание в «кресте»).

     Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвёртый – для  статодинамической работы мышц.

     В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.

     В соответствии с данными режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на два вида:

     1) собственно  силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;

     2) скоростно – силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. [7, 123]

     Скоростно – силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т. п.) при этом,  чем выше отягощение, преодолеваемое занимающимся (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

     К скоростно – силовым способностям относят:

     - быструю силу;

     - взрывную силу. [Приложение 1]

     Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигшей предельной величины.

     Взрывная сила – способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Она имеет существенное значение при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т. д. Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно – силовым индексом  I  в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:

 

I=,

где Fmax – максимальная сила, проявляемая в конкретном упражнении;

       t max – максимальное время к моменту достижения Fmax.

     Взрывная сила характеризуется  двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю.В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

     Взрывная сила проявляется во многих двигательных действиях, там, где необходимо в минимальное время проявить максимально возможную силу. Это характерно для спринтерского бега, различного рода прыжковых упражнений, метаний и других действий, в играх, единоборствах и т. д.

     Как разновидность скоростно – силовых усилий выделяют еще амортизационную силу – способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановка после ускорения).

     Формы проявления скоростно – силовых способностей  во многом зависят от характера напряжения мышц в том или ином движении, который выражается в различных движениях скоростью развития силового напряжения, его величины и длительности.

     

2.2. Физиологическая характеристика скоростно – силовых способностей

 

 Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Максимальная мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду  или собственному телу, т. к. финальная скорость снаряда, тела определяется силой и скоростью приложенного воздействия. Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.

  Силовой компонент мощности -  динамическая сила. Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц (концентрического или эксцентрического сокращения), обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению а, сообщаемому массе m, при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению (ускорению с обратным знаком) движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. Такое определение основано на физическом законе, согласно которому  F = m x а. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы. 

     При измерении динамической силы испытуемый выполняет движение, которое требует сложной внемышечной и внутримышечной координации. Поэтому показатели динамической силы значительно различаются у разных людей и при повторных измерениях у одного и того же человека, причем больше, чем показатели изометрической (статической) силы.

     Динамическая сила, измеряемая при концентрическом сокращении мышц, меньше, чем статическая сила. Конечно, такое сравнение проводится при максимальных усилиях испытуемого в обоих случаях и при одинаковом суставном угле. В режиме эксцентрических  сокращений (уступающий режим) мышцы способны проявлять динамическую силу, значительно превышающую максимальную изометрическую. Чем больше скорость движения, тем больше проявляемая динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц.

     У одних и тех же испытуемых обнаруживается умеренная корреляция между показателями статической и динамической силы (коэффициенты корреляции в пределах 0,6 – 0,7).Увеличение динамической силы в результате динамической тренировки может не вызывать повышения статической силы. Изометрические упражнения или не увеличивают динамической силы, или увеличивают значительно меньше, чем статическую. Все это указывает на чрезвычайную специфичность тренировочных эффектов: использование определенного вида упражнений (статического или динамического) вызывает наиболее значительное повышение результата именно в этом виде упражнений. Более того, наибольший прирост мышечной силы обнаруживается при той же скорости движения, при которой происходит тренировка.

     К одной из разновидностей мышечной силы относится, так называемая, взрывная сила. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места, переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы используется  градиент силы, т. е. скорость её нарастания, которая определяется как отношение максимальной проявляемой силы к времени её достижения или как время достижения какого – нибудь выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент), либо половины максимальной силы, либо какой – нибудь другой её части (относительный градиент силы). Градиент силы выше у представителей скоростно – силовых видов спорта (спринтеров), чем у не спринтеров или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы.

     Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести (прыжками вверх с прямыми ногами или прыжка с места в длину). Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющих статическую силу. Среди координационных факторов важную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсации мотонейронов активных мышц – частота их импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила.

     В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от их композиции, т. е. соотношения быстрых и медленных волокон. Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных  представителей скоростно – силовых видов спорта. В процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно – силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную массу мышц (или иначе занимают на поперечном срезе значительно   большую площадь) по сравнению с нетренированными людьми или представителями других видов спорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.  Согласно второму закону Ньютона, чем больше усилие (сила), приложенное к массе, тем больше скорость, с которой движется данная масса. Таким образом, сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение.

     В развитии мышечной силы имеют значение: 1) внутримышечные факторы, 2) особенности нервной регуляции и 3) психофизиологические механизмы.

     Внутримышечные факторы развития силы включают в себя биомеханические, морфологические и функциональные особенности мышечных волокон.

  1. Физиологический поперечник зависит от числа мышечных волокон(он наибольший для мышц с перистым строением);
  2. Состав (композиция) мышечных волокон, соотношение слабых и более возбудимых медленных мышечных волокон (окислительных, мало утомляемых) и более мощных высоко пороговых быстрых мышечных волокон (гликолитических, утомляемых);
  3. Миофибриллярная гипертрофия мышцы – т. е. увеличение мышечной массы, которая развивается при силовой тренировке в результате адаптационно – трофических влияний и характеризуется ростом толщины и более плотной упаковкой сократительных элементов мышечного волокна – миофибрилл. (При этом окружность плеча может достигать 80 см, а бедра – 90 см и более.)

Нервная регуляция обеспечивает развитие силы за счет совершенствования деятельности отдельных мышечных волокон, двигательных единиц (ДЕ) целой мышцы и межмышечной координации. Она включает в себя следующие факторы:

  1. Увеличение частоты нервных импульсов, поступающих в скелетные мышцы от нейронов спинного мозга и обеспечивающих переход от  слабых одиночных сокращений их волокон к мощным  тетаническим;
  2. Активизация многих ДЕ – при увеличении числа вовлечённых в двигательный акт ДЕ повышается сила сокращения мышцы;
  3. Синхронизация активности ДЕ – одновременное сокращение возможно большего числа активных ДЕ резко увеличивает силу тяги мышц;
  4. Межмышечная координация – сила мышцы зависит от деятельности других мышечных групп: сила мышцы растет при одновременном расслаблении её  антагониста, она уменьшается при одновременном сокращении других мышц и увеличивается при фиксации туловища или отдельных суставов мышцами -  антагонистами. Например, при подъёме штанги возникает явление натуживания (выдох при закрытой голосовой щели), приводящее к фиксации мышцами туловища спортсмена и создающие прочную основу для преодоления поднимаемого веса.

Психофизиологические механизмы увеличения мышечной силы связаны с изменениями функционального состояния (бодрости, сонливости, утомления), влияниями мотиваций и эмоций, усиливающих симпатические и гормональные воздействия со стороны гипофиза, надпочечников и половых желез, биоритмов.

     Важную роль в развитии силы играют мужские половые гормоны (андрогены), которые обеспечивают рост синтеза сократительных белков в скелетных мышцах. Их у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Этим объясняется больший тренировочный эффект развития силы у спортсменов по сравнению со спортсменками, даже при абсолютно одинаковых тренировочных нагрузках.

     Открытие «эффекта андрогенов » привело к попыткам ряда тренеров и спортсменов использовать для развития силы аналоги половых гормонов  анаболические стероиды. Однако, вскоре обнаружились пагубные последствия  их приема. В результате действия анаболиков у спортсменов – мужчин подавляется функция собственных половых желез (вплоть до полной импотенции и бесплодия), а у женщин – спортсменок происходит изменение вторичных половых признаков по мужскому типу (огрубение голоса, изменения характера оволосения) и нарушается специфический биологический цикл женского организма (возникают отклонения в длительности и регулярности месячного цикла, вплоть до полного его прекращения и подавления детородной функции). В результате подобные препараты были отнесены к числу запрещенных допингов.

     Попытки заставить мышцу развивать мощные тетанические сокращения с помощью электростимуляции также не  привели к  успеху. Эффект воздействия прекращался через 1-2 недели, а искусственно вызванная способность развивать силовые сокращения не могла полноценно использоваться, так как не включалась в необходимые двигательные навыки.

     Функциональные резервы силы. У каждого человека имеются определённые резервы мышечной силы, которые могут быть включены лишь при экстремальных ситуациях (чрезвычайная опасность для жизни, чрезмерное психоэмоциональное напряжение и т. д.).

     В условиях электрического раздражения мышцы или под гипнозом можно выявить максимальную мышечную силу, которая больше той силы, которую человек проявляет при предельном усилии – так называемой максимальной произвольной силы. Эта величина уменьшается в ходе силовой тренировки, так как происходит перестройка морфофункциональных возможностей мышечных волокон и механизмов их произвольной регуляции.

     У систематически тренирующихся спортсменов наряду с экономизацией функций происходит относительное увеличение общих и специальных физиологических резервов. При этом первые реализуются через общие для различных упражнений проявления физических качеств, а вторые – в виде специальных для каждого вида спорта навыков и особенностей силы, быстроты и выносливости (Мозжухин А.С.,1979).

     К числу общих функциональных резервов мышечной силы отнесены следующие факторы:

  1. Включение  дополнительных  ДЕ в мышце;
  2. Синхронизация возбуждения ДЕ в мышце;
  3. Своевременное торможение мышц – антагонистов;
  4. Координация (синхронизация) сокращений мышц – антагонистов;
  5. Повышение энергетических ресурсов мышечных волокон;
  6. Переход от одиночных сокращений мышечных волокон к тетаническим;
  7. Усиление сокращения после оптимального растяжения мышцы;
  8. Адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон (рабочая гипертрофия, изменение соотношения объёмов медленных и быстрых волокон и др.).

 

2.3 Периоды развития скоростно – силовых  способностей

   

Совершенствование двигательных возможностей в процессе возрастного развития происходит под влиянием двух факторов: созревания и научения. [9,101]

Созревание – это генетически обусловленное совершенствование систем организма. Научение – результат педагогического воздействия. Взаимодействие этих факторов может носить различный характер: нейтральный, синергический (однонаправленный) или антагонистический (противоположный).

  Задача педагога – приурочить обучающие мероприятия к  сенситивному периоду развития и тем самым добиться синергизма процессов созревания и научения.

     В процессе индивидуального развития человека  онтогенеза происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям развития в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» (чувствительными) периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза.

     И так, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

     - координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет;

     - быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16 – 17 лет;

     - сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

     - скоростно – силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 – 16 лет;

     - гибкость – развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13 – 14 лет, 15 – 16 лет мальчики, 7 -8  лет, 9 -10 лет, 11 – 12 лет, 14 – 17 лет девочки;

     - выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности – и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет. [Приложение 2]

     В таблице [приложение 2] приведены периоды сенситивного развития отдельных физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно, на момент начала интенсивного развития большинства способностей, девушки обгоняют подростков на 1-2 года. Необходимо отметить, что в научной литературе у разных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены несколькими причинами.

     1.  Применением неодинаковых  тестов для измерения  какой-либо способности.

     2. Использованием различных подходов и формул для определения темпов прироста показателей физических способностей.

     3. Неоднородностью обследуемой выборки испытуемых (разным числом обследуемых людей, различиями в уровне их физического развития, подготовленности, общего режима деятельности и др.).

     4. Климатические  условия, этнографические особенности, социальные факторы.

     Биологическое созревание организма младших школьников обусловливает интенсивное развитие скоростно – силовых способностей у мальчиков в период от 10 до 11 лет, а у девочек – от 9 до 10 лет. Вместе с тем темпы развития отдельных мышечных групп неравномерны и не всегда совпадают. Так, сначала наиболее интенсивно развиваются мышцы – разгибатели туловища, затем – разгибатели бедра и стопы, далее – разгибатели плеча, туловища и, наконец, сгибатели и разгибатели предплечья и голени.

     Второй интенсивный прирост силы у девочек начинается в 11 – 12 лет, у мальчиков несколько позже – в 12 – 14 лет. В 11 – 12 лет разница между мальчиками и девочками в скоростно – силовых качествах наименьшая за  весь школьный период. Это объясняется тем, что девочки раньше, чем мальчики, вступают предпубертатный период и быстрее и интенсивнее развиваются физически.

     Упражнения для развития силы у детей должны быть в основном динамическими. Сухожильная часть мышц у детей относительно невелика, что обеспечивает большую сократительную способность их, и желательно сохранять это ценное качество.

     При развитии силы нагрузки не должны быть предельными: максимальные напряжения и большие по объёму нагрузки  требуют больших энерготрат, это может привести к общей задержке роста. Упражнения на силу не должны вызывать длительного натуживания. Мышцы у детей имеют тонковолокнистое строение, бедны белковыми и жировыми веществами, содержат много воды, поэтому развивать их надо разносторонне и постепенно. Силовые  упражнения  ценны  не  только  сами  по себе, они  являются  еще   и  основой  для развития скоростно – силовых качеств и выносливости, поэтому их надо применять систематически (почти на каждом уроке) и в достаточном количестве.

     В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей и девушек.  Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велики. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря всему этому на занятиях с ними допустимы, в значительном объёме, упражнения  с отягощениями, с сопротивлениями партнера, преодолением собственного веса. Наиболее полезны упражнения с отягощениями, выполняемые с ускорениями. Они дают наибольший прирост скоростно – силовых  качеств.

     Силовая подготовка школьников  должна осуществляться в соответствии с общими закономерностями обучения и воспитания. При ее организации целесообразно руководствоваться как общими принципами обучения, так и принципами, соответствующими спортивной тренировке, как особой формы воспитания, с присущими ей специфическими закономерностями.

     Силовая подготовка, спланированная с учётом возрастных особенностей развития, способствует развитию всех функциональных систем и благоприятно сказывается на развитии различных сторон моторики школьников.    

     

 

                                 

   

                                                                                     

Глава 3. Средства и особенности методики развития

скоростно – силовых способностей  у  детей

старшего школьного возраста

3.1.  Методы воспитания физических  способностей

      Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

     Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять  двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по выбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т. д.);  2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять её динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику упражнений и т. д.

     Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

     Нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. [7, 69]

     Показателями  нагрузки при выполнении физических упражнений являются  «внешней» стороны величина, характеризующие внешние параметры совершаемой работы (продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество повторений, подходов, элементов, вес отягощений и т.д.); с «внутренней» стороны – величины функциональных и связанных с ними  сдвигов  в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения ЧСС, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объема крови и др.). Величина нагрузки зависит от объема и интенсивности.

     Под объёмом нагрузки понимают как  длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполняемой в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц и т. д.). Критериями, при оценке внешней стороны объема, могут служить: количество повторений упражнений (число подъемов штанги, число элементов в гимнастической комбинации, число атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах); количество занятий и время, затраченное на них; суммарный вес отягощений; суммарный километраж и другие показатели. При оценке внутренней стороны нагрузки показателями объема может быть, например, суммарный расход энергии за время упражнений или суммарные величины пульса в отдельных  упражнениях за определенный период времени.

     Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, её напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени. Мерами интенсивности внешней стороны нагрузки, как правило, служат: скорость передвижения – в беге, плавании, лыжных гонках и т. д.; темп игры или боя – в спортивных играх  и единоборствах; длина или высота – в прыжках или метаниях; моторная плотность занятия (отношение времени, затраченного на упражнения к общему времени занятия) – в гимнастических и иных упражнениях, вес преодолеваемого отягощения – в упражнениях со штангой, гантелями, набивными мячами, на блочных устройствах и т. д. В качестве показателей интенсивности внутренней стороны нагрузки могут быть минимальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу времени (в секунду или минуту).

     Методы этой группы можно  разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

          Нагрузка бывает:

     стандартной – практически одинаковой по своим  внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия;

     переменной (вариативной), изменяющейся в ходе выполнения упражнения.  

    Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствует паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившегося в результате работы.

      Метод стандартно – непрерывного упражнения (равномерный) характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений.

     Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и др.), хотя не исключена возможность его применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс и др.)

     Тренирующее воздействие на занимающихся при его применении обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет либо повышения длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. С увеличением интенсивности работы длительность её уменьшается, и наоборот. С помощью этого метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повышение экономичности движений, воспитание волевых качеств. Различают два варианта этого метода:

     1) метод длительной равномерной тренировки;

     2) метод кратковременной равномерной тренировки.

     Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т. е. поглощение кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/ мин и более. Данный вариант содействует совершенствованию  аэробного компонента выносливости.

     Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Её продолжительность уменьшается. Упражнения выполняются в смешанном аэробно – анаэробном режиме. Он применяется для совершенствования  «чувства темпа» (в беге, гребле, ходьбе), а также для развития  аэробно – анаэробного компонента выносливости.

     Преимущества равномерного метода: дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности сердца, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, мощности аппарата дыхания и выносливости дыхательных мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Содействует воспитанию у занимающихся волевых качеств:  настойчивости, упорства, терпения и др.

     Недостатки равномерного метода: быстрая адаптация к нему организма, в связи, с чем снижается тренирующий эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.

     Метод стандартно – интервального упражнения (повторный метод) характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

      Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно – силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.

     Данный метод используется как в циклических  упражнениях, так и в ациклических. Интенсивность нагрузки может быть: 75 – 95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной – 95 – 100%. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Например, в беге, гребле, плавании т. д. применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т. д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Они рассчитываются так, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.

     Преимущества повторного метода: точная дозировка нагрузки, совершенствование экономичного расходования  энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода, совершенствует обмен веществ в мышцах.

     Недостатки повторного метода: применять осторожно при работе с недостаточно подготовленными занимающимися, т. к. максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.

     Метод переменно – непрерывного упражнения (переменный) характеризуется последовательным  варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д.. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических  приемов в хоккее в течение каждого периода.

      Тренирующее воздействие на организм  занимающихся  при использовании переменного метода обеспечивается во время работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируются за счет изменения режима работы и формы движений.

     Задачи, решаемые с помощью переменного метода:  развитие скоростных  возможностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, приобретение определенных тактических умений, необходимых  для  выступления  в  соревнованиях;  воспитание  волевых  качеств.

     Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки главным образом регулируются за счет изменения скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От изменения скорости и длительности выполнения упражнений зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет к развитию  аэробных или аэробно – анаэробных возможностей.

     В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений. Выделяют несколько вариантов переменного метода:

     1) с ритмичным колебанием интенсивности – одинаковые периоды работы с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами работы пониженной интенсивности. Например, в беге на дистанцию 3000м: 500 м в ½  силы + 200 м в ¾ силы + 300 м свободно и т. д.;

     2) с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышечной работы. Примером этого варианта является «фартлек», что в переводе со шведского означает «игра скоростей», «беговая игра». Содержание его – это бег на местности в течение длительного времени (от 30мин до 2 ч с разной скоростью). Скорость передвижения и продолжительность ее сохранения при этом заранее не планируется. Желательно проводить его в лесу, парке, поле. Каждый участник бега, в зависимости от самочувствия, поочередно может лидировать в группе, с ускорениями на отрезках различной произвольной длины, пробегаемых с различной скоростью. В процессе фартлека занимающиеся могут заменить часть ускорений беговыми или прыжковыми упражнениями;

     3) с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от решения определенных технико-тактических задач (например, при отработке тактики «рваного бега» в  легкой атлетике).

     Преимущества метода: устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые, более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность совершенствовать физические способности и технику движения. Одни и те же движения, выполняемые с большой, а затем с малой скоростью, сопоставляются по принципу контраста. Это дает возможность четко различать мышечные ощущения, связанные с правильным, свободным, выполнением движения и неправильным выполнением движения.

     Недостатком  переменного  метода  является то, что он в какой – то степени «неточен», так как все основные компоненты  (длина ускорения, скорость, продолжительность снижения скорости и т. п.) нагрузки  в  переменном методе планируются приблизительно, как правило, «по самочувствию», на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется.

     Метод переменно – интервального упражнения (интервальный) внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.

     Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

     Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве физических упражнений (бег, гребля, лыжные гонки, плавание, фигурное катание, спортивные игры,  единоборства и др.).

     Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС к концу работы была 160 – 180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30с увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим создаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название метода.

     Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения  пульс был в пределах 120 – 140 уд/мин, т. е. каждая новая нагрузка, дается в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным либо пассивным, упражнения повторяются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха частота пульса не будет снижаться ниже 120 уд/мин. Общее число повторений упражнений при этом может быть от 10-20 до 20 -30.

     Преимущество метода: он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит» время во время проведения занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки т позволяет без опасности перетренироваться, быстрее, чем посредством какого – либо другого метода, повысить уровень выносливости.

     Недостаток метода:  сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся.

     Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.  

     Кроме перечисленных методов, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

     Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной и ли интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается от 5 до 15 -20 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) проходит круг от 1 до 3 раз. Приложение 3 Упражнения часто выполняются до «отказа». Число упражнений,  количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых на занятии, возраста, пола и подготовленности занимающихся. В программе чередуются упражнения на мышцы ног, туловища, рук. Таким образом, мышцы ног, рук, туловища получают возможность восстановиться в течение приблизительно 1 мин. Уровень ЧСС поддерживается приблизительно в режиме 140 уд/мин. Комплекс упражнений с использованием  непредельных  отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса не менее 2 – 3 мин, в это время выполняются упражнения на расслабление.

     Преимущества метода: обеспечивает комплексное воздействие на мышечные группы.  

                                                                                                         

3.2. Физические упражнения – основное средство

физического воспитания

     Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство – это то, что создано человеком для достижения определенных целей. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

     Физические упражнения – это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся. [7, 40]

     Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. [7, 40]

     Физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупность), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. [11, 32]

     При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движения или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.)

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СРОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

СЛЕДОВОЙ ЭФФЕКТ

АДАПТАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ

     Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активизирует деятельность разных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий «следовые» двигательные эффекты накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально – психологического развития личности занимающихся.

     Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:

     1) в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально – развивающий, рекреативный, реабилитационный эффекты;

     2) в зависимости от характера применяемых упражнений эффект может быть специфическим и неспецифическим (общим);

     3) в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой – либо способности (функции) существует: силовой, скоростной, скоростно – силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов;

     4) в зависимости от достигнутых результатов эффект может носить положительный, отрицательный или нейтральный характер;

     5) в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого – то длительного этапа, периода занятий.

     Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т. п., развивают интересы и чувства, волю, и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека.

     Действие физических упражнений, как уже было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования.

     Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.

3.3.  Средства и методика развития скоростно – силовых способностей

у старшеклассников

     В качестве основных средств воспитания скоростно – силовых  способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно - силовыми». [3, 206] Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без отягощений с преодолением веса собственного тела.

     Состав скоростно – силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, широк и разнообразен. В него входят различного рода легкоатлетические прыжковые упражнения (однократные и многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжки через барьеры, прыжки в «глубину» с возвышения с последующим отталкиванием вверх), метания, толкания, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов или других предметов, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания и ускорения в играх, ударные действия в боксе, броски партнера в борьбе), упражнения в преодолении препятствий и т. д.

     При использовании «скоростно - силовых » упражнений величину отягощений дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной  величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ).

     В первом случае вес может быть минимальным (60% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от  максимума),  максимальным  (свыше  90% от максимума)

(Р. Роман).

     Во втором случае вес может быть:

  1. предельным – 1 ПМ,
  2. околопредельным – 2 – 3 ПМ,
  3. большим – 4 – 7 ПМ,
  4. умеренно большим – 8 – 12 ПМ,
  5. малым – 19 – 25 ПМ,
  6. очень малым – свыше 25 ПМ (В.М. Зациорский, 1970).

     Для развития скоростно – силовых качеств, в частности взрывной силы, проявляемой при отталкивании во время бега и прыжков, при метаниях наиболее распространенными  методами являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча). Нагрузка должна быть небольшой, так как при значительных напряжениях искажается техника движений, а этого надо избегать. Для примера можно привести следующие упражнения: прыжки через набивные мячи или невысокие (30-40 см) барьеры, броски набивных мячей, высокие прыжки через скакалку, прыжки с пружинного мостика, многоскоки, старты.

     Суть метода состоит в повторном выполнении упражнения со средними и малыми отягощениями с максимальной скоростью. Количество повторений упражнения в одном подходе составляют 6 - 8 и более. Упражнения выполняются в несколько серий с отдыхом между ними 5 – 8 мин. Основное внимание обращается на скорость выполнения упражнений, вес отягощения подбирается таким образом, чтобы упражнение выполнялось с необходимой скоростью и не было искажений техники движений.

     Для воспитания скоростно – силовых способностей старших школьников  используется метод круговой тренировки по варианту экстенсивного интервального упражнения.

     Для проведения тренировки с использованием кругового метода заранее составляется комплекс упражнений, определяются места выполнения упражнения («станции»); на первом занятии проводятся испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, устанавливается система повышения нагрузки; на последнем занятии рекомендуется проверить МТ по  каждому упражнению  и сравнить с исходными. Средствами круговой тренировки могут быть самые разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения, обычно технически не сложные, циклические и ациклические. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей каждого учащегося и с учетом переноса физических и двигательных навыков.

     На каждой  «станции» упражнения продолжаются 30 с, затем перерыв 30с. Индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по следующей формуле: МТ : 2 х 1, 2, 3. Это  означает, что в каждом тренировочном круге выполняют половину (50%) нагрузки максимального теста, а круг проходят 1, 2 или 3 раза. В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема от МТ : 2 до (МТ + 3) : 2, (МТ + 3) : 2, т. е. увеличения, к примеру, количества повторений упражнения на «станцию» на 1, 2, 3 и более раз.

     Для учета достижений в круговой тренировке на каждого учащегося должна быть заведена карточка  достижений. [Приложение 3].  В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, возраст, рост, вес, ЧСС, самочувствие.

     Строго индивидуальная  дозировка нагрузки – ценная черта кругового метода. В результате и у физически слабых и у сильных учеников поддерживается интерес к занятиям. Оценка достижений по максимальному тесту дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее количественным показателям (общему количеству повторений упражнений, времени прохождения каждого круга и т. д.).

     Сравнение же реакции ЧСС на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько адаптируется организм к нагрузке. Регулярная запись своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособности, воспитывает у учеников честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действия других  учащихся в группе требует согласованности действий, точного соблюдения порядка работы и дисциплины. Во время выполнения силовых упражнений надо обращать внимание на дыхание. Четких правил здесь нет, но обычно считают целесообразным до начала усилия делать непредельный вдох, а затем сразу же полувыдох. При этом в легких остается немного воздуха. Лишний воздух мешает напрягать мышцы туловища. Во время кратковременных максимальных усилий вообще не дышат, а при длительных непредельных усилиях рекомендуется делать неполный вдох и выдох.

     Изменение скорости движений служит одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения.

     Кратковременность скоростно – силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяет выполнять их серийно и по нескольку серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно – силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. От сюда вытекает эмпирическое правило использования скоростно – силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных циклах), но понемногу» (в смысле ограничения нагрузки в рамках отдельного занятия). Поэтому в школьном физическом воспитании, когда число урочных занятий составляет 2 – 3  в неделю, различного рода скоростно – силовые упражнения целесообразно включать, как правило, в каждое занятие (хотя бы по нескольку повторений), нормируя связанный с ними объем нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнений и уровня подготовленности занимающихся.

     В каждом уроке в комплексе общеразвивающих упражнений должно быть несколько силовых упражнений. 1 – 2 из них следует нацелить на проработку, какой – либо одной группы мышц.

     Силовые упражнения лучше всего проводить в середине комплекса. При проведении силовых упражнений сериями в промежутке между ними можно проводить упражнения на расслабление, или какие – либо другие упражнения с небольшой нагрузкой.

     Доказано, что для развития силы полезны минимум трехразовые занятия в неделю. Поэтому следует рекомендовать школьникам в один из дней между уроками проводить самостоятельное  занятие с включением достаточного числа силовых упражнений.

     Силовые упражнения желательно чередовать с упражнениями, развивающими способность произвольно расслаблять мышцы. У многих школьников, особенно у юношей, наблюдается повышенный мышечный тонус: постоянная некоторая напряженность, обусловленная особенностью нервной и гуморальной регуляции; недостаточная способность расслаблять мышцы в нерабочие периоды движений при скоростных упражнениях; общая скованность движений при разучивании новых упражнений.

     Для снятия тонической напряженности (общей или определенной группы мышц) применяют свободные потряхивания конечностей, маховые движения со все более увеличиваемой амплитудой, упражнения на гибкость; полностью исключают статические напряжения.

     Для снятия скоростной напряженности выполняют упражнения, характеризующиеся четко выраженными фазами напряжения и расслабления мышц, например, броски мяча партнеру из-за головы (после выброса мяча руки, руки как плети, падают вниз); подпрыгивания на месте (после толчков стопой вся нога полностью расслабляется); ведение мяча ударами о пол.    

   

Заключение

    Одной из важнейших задач совершенствования  учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющий их естественную потребность в движениях.

     С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два раза, большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений учащегося.

     Проведение уроков физической культуры в старших классах во многом отличается от проведения их с учащимися среднего школьного возраста. Уровень физического и психического развития старшеклассников значительно выше, чем учащихся среднего школьного возраста.

     В старших классах можно заниматься любым видом спорта.  Приоритет остается за теми видами спорта, которые максимально компенсируют «двигательный голод» снимают стресс, укрепляют сердечно – сосудистую систему, повышают иммунитет. Исправление осанки, приобретение легкости в движениях, уверенности  в себе – это минимум что могут дать скоростно – силовые упражнения.

     В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей и девушек, в том числе и скоростно – силовых.  Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительную способность и способность их к расслаблению велики. Благодаря этому  на занятиях с ними допустимы в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса. Наиболее полезны упражнения с отягощением, выполняемые с ускорениями. Они дают наибольший прирост скоростно – силовых качеств.

     Скоростно – силовые упражнения – это циклические движения максимальной интенсивности, такие как бег со старта на короткие дистанции (до 40м), бег схода с ускорением, то же на лыжах, ускорения в плавании, преодоление препятствий, а также ациклические движения того же характера – прыжки в длину и в высоту с места и с разбега, многоскоки, метания разных предметов, поднимание тяжести рывком, упражнения с ускорением гимнастического характера и т д.  

     Силовые упражнения обязательно надо чередовать с разнообразными упражнениями для расслабления мышц. С помощью последовательных сочетаний напряжений и расслаблений вырабатывается способность выполнять движения свободно и экономно.

     Наиболее распространенными методами развития скоростно – силовых способностей у детей старшего школьного возраста являются  методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки.

Список литературы

  1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.
  2. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М., «Сов. Россия», 1975.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  4. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000.
  5. Любецкий Н.П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // Научный культурологический журнал. Естествознание. - №14.
  6. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под. ред. проф. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова – М., 1997.
  7. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004.
  8. Толковый словарь спортивных терминов / Под ред. Ф.П. Суслова., С.М. Вайцеховского – М.: Физкультура и спорт, 1993.
  9. Уроки физической культуры в IX – X классах: Пособие для учителей / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Г.Н. Давыдова и др.; Под ред. Г.П. Богданова. – М.: Просвещение, 1982.
  10. Физиология человека // Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
  11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: AKADEMA, 2001.  

Содержание

     Введение

     Глава 1. Анатомо – физиологические особенности детей старшего школьного возраста

     Глава 2. Общая характеристика скоростно – силовых способностей

     2.1. Понятие о скоростно – силовых способностях

     2. 2. Физиологическая характеристика скоростно – силовых качеств

     2. 3. Сенситивные  периоды развития скоростно – силовых качеств

     Глава 3. Средства и особенности методики развития скоростно – силовых  способностей у

     детей старшего школьного возраста                    

     3. 1. Методы воспитания физических качеств

     3. 2. Физические упражнения – основное  средство физического воспитания

     3.3.Средства и методика развития скоростно – силовых  способностей у старшеклассников                

     Заключение

     Список литературы

     Приложения

Приложение 1

Приложение  2

Сенситивные периоды развития физических способностей у детей.

(по А.П. Матвееву)

Приложение  3

Карточка достижений в круговой тренировке по методу экстенсивного упражнения.

Ф.И.О._____________________________,  год рождения_______________

Рост _____________ Вес ____________ начата________________________

                                                                   закончена

Упражнения

Дата__________

1-й, МТ

МП: 2-1

МП: 2-2

МП: 2-3

2-й, МТ

1

2

3

До 10

Количество повторений упражнений

ЧСС

Самочувствие

Скоростно – силовые способности

Быстрая сила

Взрывная сила

Ускоряющая сила

Стартовая сила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей физической культуры Игры с мячом

Это методическое пособие я взяла за основу для разработок своих уроков и мероприятий.Пособие включает: историю возникновения игры, влияние игры на  физическое развитие и работоспособность де...

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....

Методическое пособие для учителей физической культуры "Обучение подъёму переворотом в упор из виса на перекладине"

В пособии описано поэтапное начальное обучение базовому элементу гимнастики – подъем переворотом в упор из виса на перекладине, многократно опробованное в процессе практики обучения в школе. Дае...

Игры и эстафеты. Методическое пособие для учителей физической культуры

Методическое пособие для учителей физической культуры...

Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...