Построение физкультурно-оздоровительной работы в лицее на основе индивидуально-дифференцированного подхода
статья по физкультуре (10 класс) по теме
В настоящее время проблема популяризации ЗОЖ, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной.
В современных условиях проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, формирование физической культуры личности требуют разработки новых подходов к построению процесса физического воспитании. Министерство образования и науки России поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития современной школы, физической культуры и массового детского спорта.
В нашем лицее группой учителей, во главе с администрацией лицея и лично директора лицея разработан проект «От физической зарядки к спортивным достижениям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nastoyashchee_vremya_problema_populyarizacii_zozh.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время проблема популяризации ЗОЖ, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной.
В современных условиях проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, формирование физической культуры личности требуют разработки новых подходов к построению процесса физического воспитании. Министерство образования и науки России поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития современной школы, физической культуры и массового детского спорта.
В нашем лицее группой учителей, во главе с администрацией лицея и лично директора лицея разработан проект «От физической зарядки к спортивным достижениям»
Назначением этого проекта является – расширение организационно- педагогических возможностей для сохранения здоровья и физического подхода.
Основная идея проекта – создание в лицее условий для максимального вовлечения учащихся в спортивно- оздоровительную работу с учетом их индивидуальных возрастных особенностей, личностных интересов, уровня физического развития и состояния здоровья.
Цель проекта: качественное улучшение здоровья и физического развития учащихся и сотрудников лицея на основе индивидуально- дифференцированного подхода.
Ключевые задачи реализации проекта:
-Создание условий жизнедеятельности лицея, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
-Разработка и внедрение организационно- педагогических мероприятий по здоровьесбережению учебно - воспитательную и образовательную сферы деятельности лицея на дифференцированной основе.
-Объединение усилий педагогов лицея и системы дополнительных образовательных учреждений, учащихся, родителей, общественности в расширении сфер спортивно- оздоровительной деятельности в лицее.
-Включение в образовательный процесс новых активных технологий, обеспечивающих развитие культуры здоровья и самореализации каждого ребенка как индивидуальности.
-Разработка системно- комплексной диагностики качества здоровья и уровня физического развития лицеистов в условиях предлагаемого проекта.
-Обеспечение безопасности детей в связи с угрозой террористических актов и ухудшением криминогенной обстановки.
-Снижение учебной перегрузки в условиях перехода на пятидневку начальной школы и введения предпрофильного и профильного обучения в
9-11 классах.
Ключевыми направлениями проекта являются:
- диагностика и мониторинг состояния образовательного и воспитательного процесса и спортивно-оздоровительной работы;
- разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья и качества жизни;
- инструментарий оценки эффективности мероприятий, направленных на улучшение здоровья.
Комплексный отбор содержания и планирования работы осуществляется на основе анализа реальных социально- экономических, экологических факторов, организационной структуры и материальной базы лицея, состояния здоровья обучающихся и профессионального уровня педагогического коллектива.
Содержание, формы и сроки проведения комплекса мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей среды обусловлены различными факторами: нормативными, временными, возрастными, социальными.
Работа педагогического коллектива лицея по воспитанию нравственно, физически и духовно здорового поколения может быть эффективна, если она проводится по системе, элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга в организационном, образовательном и воспитательном воздействии.
(схема индивидуально-дифференцированный подход).
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с учащимися лицея организуется по 3-м уровням:
-массовая спортивно- физкультурная работа на уроках и внеурочное время.
-работа с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам.
-работа с учащимися, мотивированными на достижение высоких спортивных результатов.
-спортивно-физкультурная работа с детьми «группы риска» проживающими в микрорайоне лицея.
Дифференцированный подход соблюдается при делении учащихся на группы на уроках физической культуры. С 2008-2009 учебного года внедрена система деления учащихся во время проведения уроков физического воспитания по следующей схеме:
- в 8-9 классах деление на 3 группы - основная и группа ЛФК,
- в 10-11 классах - деление на 3 группы -группа юношей, группа девушек, группа ЛФК.
Справка об оснащенности кабинета ЛФК и посещаемости занятий в кабинете.
2004-2005 учебный год.
Освобожденных по списку к концу учебного года 54 ученика, которые посещали занятия регулярно и еще 62 ученика посетили занятия в период сезонных заболеваний от 2 до 7-8 занятий.
2005-2006 учебный год.
Освобожденных от уроков физкультуры и аттестованных по итогам занятий ЛФК 95 учеников.
Кроме этих учеников еще 163 ученика посетили лечебную физкультуру от 2 до87 занятий в период сезонных заболеваний (осень-весна).
Аттестация учащихся (письмо МО РФ от 03.10.2003г.) спец.мед.групп состоит из 2 частей : теоретической и практической.
Теоретическая - оценить знания учащихся в виде устного вопроса или написания реферата по избранной теме.
Практическая - оценить качество выполнения упражнений по видам практических занятий таких как комплекс упражнений, доступные акробатические комбинации, контролировать величину физической нагрузки, выполнять доступные упражнения и двигательные действия из различных видов спорта, обязательное посещение ЛФК
Оборудование кабинета
- Самодельный инвентарь 30 штук мешочков с песком вес 1 кг
- Резиновые бинты 20 штук
- Набивные мячи 10 штук вес 1кг
- Гимнастические палки 20 штук
- Ручной эспандер 15 штук
- Велотренажёр 2 штуки
- Беговая дорожка 1 штука
- Тренажеры 3 штуки
- Магнитофон 1 штука
Директор лицея в дальнейшем обещал приобрести ещё кое-какие тренажёры.
Сколько бы цифр и факторов нами ни приводилось основным и главным показателем успешности данного процесса всего будет любовь детей к школе, их желание учиться, посещать проводимые в школе мероприятия. Мы вправе утверждать: наши дети школу любят. Именно поэтому многие из них возвращаются к нам учителями (в лицее работают 27 его выпускников). Именно поэтому многие выпускники, став родителями, приводят в школу своих детей.
Начальная школа : уроки физкультуры; оздоровительные кружки; спортивные кружки по баскетболу, боксу; подвижные перемены; физкульпаузы и физкультминутки; «День бегуна», «День лыжника»; «Весёлые старты»; эстафеты и игры на свежем воздухе.
Среднее звено : уроки физкультуры; спортивно – оздоровительные занятия; спортивные секции по баскетболу, волейболу, туризму; оздоровительные кружки по плаванию; группы лечебной физкультуры; спортивные праздники «День здоровья», «День защитника Отечества», «Папа, мама, я – спортивная семья», « Робинзонада».
Старшее звено : уроки физкультуры; спортивно- оздоровительные занятия; спортивные секции по баскетболу, волейболу, туризму, настольному теннису; участие в соревнованиях школьного и городского уровня; товарищеские встречи; группы лечебной физкультуры; спортивные праздники «День здоровья», «День защитника Отечества», «День бегуна», «День лыжника», «День пловца», самостоятельные занятия по видам спорта.
Межуровневый - « Папа, мама, Я»; дни здоровья; спортивные праздники в программе летнего лагеря; разновозрастные товарищеские встречи по спортивным играм
Педагогический коллектив - выезд на природу на « День учителя», участие в общешкольном дне здоровья, городские соревнования по волейболу, по настольным видам спорта, групповые лыжные вылазки, посещение катка, бассейна.
Статусные уровни реализации проекта
Классный коллектив
- Организация спортивно- массовых мероприятий
- Организация встреч с работниками здравоохранения, правоохранительных органов, ГАИ;
- Инструктажи по ОТ при организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- Туристические походы и поездки;
- Спортивные праздники совместно с родителями;
- Выпуски буклетов и газет о ЗОЖ
Лицей
- Организация качественного медицинского обслуживания;
- Укрепление материально-технической базы спортивных залов, бассейна, кабинета ЛФК;
- Организация службы питания и обеспечения чистой водой;
- Организация работы психологической и социологической служб;
- Организация коррекционной деятельности логопеда;
- Создание здоровьесберегающего, безопасного пространства;
- Снижение стрессогенных факторов;
- Организация дифференцированного физического воспитания;
- Профилактика поведенческих рисков среди лицеистов;
- Организация лекториев по пропаганде здорового образа жизни для учащихся, педагогов, родителей;
- Повышение квалификации работников лицея и обучения их здоровью;
- Научно- исследовательская и проектная деятельность учащихся в области экологии, здоровьесбережения;
- Организация внеклассной физкультурно-оздоровительной работы.
Городской
- Межведомственное сотрудничество лицея с различными городскими структурами;
- Информационная поддержка осуществления программы;
- Участие в общегородских конкурсах для детей (конкурсы рисунков, сочинений, проектов, спортивных конкурсов и т.п.)
- Участие в районных и городских спортивных мероприятий;
- Участие в финансовых конкурсах для учащихся, педагогов и учреждений (конкурсы программ, социальных проектов методических разработок);
- Обобщение опыта работа лицея по реализации программы в рамках районных и городских семинаров.
Зональный, республиканский и всероссийский
- Участие в научно- практических конференциях и семинарах;
- Презентация материалов на конкурсах, выставках;
- Публикация материалов о работе по здоровьесбережению на страницах республиканской и Российской прессы;
- Участие в финансовых Республиканских и Всероссийских конкурсах для педагогов и учреждений( конкурсы программ, методических разработок, презентации передового опыта и пр.)
Массовая спортивно-физкультурная работа на уроках и внеурочное время. Для проведения уроков физического воспитания и спортивно-оздоровительных мероприятий в лицее имеются три спортивных зала (игровой, гимнастический, малый гимнастический для начальной школы), кабинет ЛФК и плавательный бассейн.
Для укрепления физического состояния учащихся задействованы урочные и внеурочные формы. Внутри школьные и внешкольные, массовые и индивидуальные, регулярные и разовые занятия.
Для учащихся 8-11 классов еженедельно проводится два урока физкультуры и одно спортивно-оздоровительное занятие. Работают различные спортивные кружки и секции в которых задействованы дети разных возрастных групп (баскетбол, волейбол, туризм и ориентирование, бокс, лёгкая атлетика). Учащейся регулярно принимают участие в спортивных соревнованиях как школьного, так и городского уровня. Традиционно проводится массовые спортивные праздники и дни здоровья в которых принимают участие как дети, так и преподаватели («День бегуна», «День лыжника», «День защитника Отечества», осенний, зимний, весенний дни здоровья). В начальном звене организованы динамические большие перемены, а так же физкультурные паузы и физкультминутки. Желающие посещают дополнительные платные занятие в бассейне. Периодически организуются классные вылазки в лес на лыжах, катание на коньках. Ребята принимают участие в туристических слётах и соревнованиях.
Таким образом, массовой физкультурно-оздоровительной работой охвачены 1357 учащихся. Свыше 350 учащихся посещают от одной до трёх спортивных секций.
Работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам. Для работы с детьми, отнесённым к подготовительной и специальной медицинским группам комплектуются группы по видам заболеваний. Занятия проводится на базе бассейна и кабинета лечебной физкультуры.
В группах лечебной физкультурой на базе кабинета ЛФК занимаются 5-11 классов освобождённые от занятий в основной группе. Часть учеников, имеющие временное освобождение от занятий физкультурой занимаются с основным потоком по облегчённому плану с использованием щадящих нормативов. Среди школьников практикуется написание рефератов связанных с пропагандой здорового образа жизни. Учащиеся 1-7 классов во внеурочное время посещают оздоровительные занятия в бассейне (375 человек).
Работа с учащимися, мотивированными на достижение высоких спортивных результатов. С этой целью в лицей привлекаются тренеры-профессионалы, которые проводят специализированные секции по направлениям: плавание, бокс, туризм, борьба и др. на базе лицея.
Для младшего и среднего звена на базе лицея работаю секции бокса, футбола, плавания. Ребята, занимающиеся в этой секции бокса уверенно держат первенство на соревнованиях городского, республиканского и зонального уровня. Ученики среднего и старшего звена, занимающиеся плаванием, лыжными гонками, успешно выступают на городском, республиканском уровне, занимая призовые места в своей возрастной группе.
Отдельные пловцы выступают на первенстве России. Для ребят готовящихся к ответственным соревнованием применяется индивидуальный план прохождения учебной программы по физической культуре. Преподаватели физвоспитания поддерживают постоянный контакт с тренерами по видам спорта и помогают им при наборе учащихся в такие спортивные секции как: плавание, лыжный спорт, бокс, баскетбол, волейбол, футбол, туризм и ориентирование, шахматы, шашки и др. Учащиеся, активно занимающиеся спортом, привлекаются для судейства при проведении школьных соревнований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.
В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом индивидуально - д...
Построение и анализ урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода
В статье рассматриваются вопросы построения и анализа урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода...
Выступление на семинаре «Психолого-педагогические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода в работе с обучающимися. Работа с одаренными детьми»
Работа с одаренными детьми. Материал семинара для педагогов....
Обеспечение организации и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организация работы спортивно-оздоровительных лагерей, физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.
Цели:· охранение и укрепление здоровья учащихся; · совершенствование процесса физического воспита...
«Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении при работе с детьми ОВЗ.»
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическ...
Презентация для педагогов: «Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»
laquo;Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»...
Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ
Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...