Построение физкультурно-оздоровительной работы в лицее на основе индивидуально-дифференцированного подхода
статья по физкультуре (10 класс) по теме

В настоящее время проблема популяризации ЗОЖ, массовых занятий  физической  культурой и спортом является  чрезвычайно актуальной.

   В современных условиях проблемы  сохранения и укрепления  здоровья  учащейся  молодежи, формирование физической культуры личности  требуют разработки новых  подходов  к  построению процесса физического воспитании. Министерство образования и науки России поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития современной школы, физической культуры и массового детского спорта.

  В нашем лицее группой  учителей, во главе с администрацией лицея и лично директора лицея разработан проект «От физической зарядки к спортивным достижениям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_nastoyashchee_vremya_problema_populyarizacii_zozh.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

   В настоящее время проблема популяризации ЗОЖ, массовых занятий  физической  культурой и спортом является  чрезвычайно актуальной.

   В современных условиях проблемы  сохранения и укрепления  здоровья  учащейся  молодежи, формирование физической культуры личности  требуют разработки новых  подходов  к  построению процесса физического воспитании. Министерство образования и науки России поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития современной школы, физической культуры и массового детского спорта.

  В нашем лицее группой  учителей, во главе с администрацией лицея и лично директора лицея разработан проект «От физической зарядки к спортивным достижениям»

   Назначением этого проекта является – расширение организационно- педагогических возможностей для сохранения здоровья и физического подхода.

   Основная идея проекта – создание в лицее условий для максимального вовлечения учащихся в спортивно- оздоровительную работу с учетом их индивидуальных возрастных особенностей, личностных интересов, уровня физического развития и состояния здоровья.

    Цель проекта: качественное улучшение здоровья и физического развития учащихся и сотрудников лицея на основе индивидуально- дифференцированного  подхода.

     Ключевые задачи реализации проекта:

-Создание условий жизнедеятельности лицея, адекватных  образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

-Разработка и внедрение организационно- педагогических мероприятий по здоровьесбережению учебно - воспитательную и образовательную сферы деятельности лицея на дифференцированной основе.

-Объединение усилий педагогов лицея и системы дополнительных образовательных учреждений, учащихся, родителей, общественности в расширении сфер спортивно- оздоровительной деятельности в лицее.

-Включение в образовательный процесс новых активных технологий, обеспечивающих развитие культуры здоровья и самореализации каждого ребенка как индивидуальности.

-Разработка системно- комплексной диагностики качества здоровья и уровня физического развития лицеистов в условиях предлагаемого проекта.

-Обеспечение безопасности детей в связи с угрозой террористических актов и ухудшением криминогенной обстановки.

-Снижение учебной перегрузки в условиях перехода на пятидневку начальной школы и введения предпрофильного и профильного обучения в        

9-11 классах.

    Ключевыми направлениями проекта являются:

- диагностика и мониторинг состояния образовательного и воспитательного процесса и спортивно-оздоровительной работы;

- разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья и качества жизни;

- инструментарий оценки эффективности мероприятий, направленных на улучшение здоровья.

     Комплексный отбор содержания и планирования работы осуществляется на основе анализа реальных социально- экономических, экологических факторов, организационной структуры и материальной базы лицея, состояния здоровья обучающихся и профессионального уровня педагогического коллектива.

  Содержание, формы и сроки проведения комплекса мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей среды обусловлены различными факторами: нормативными, временными, возрастными, социальными.

     Работа педагогического коллектива лицея по воспитанию нравственно, физически и духовно здорового поколения может быть эффективна, если она проводится по системе, элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга в организационном, образовательном и воспитательном воздействии.

  (схема индивидуально-дифференцированный подход).

    Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с учащимися лицея организуется по  3-м  уровням:

      -массовая  спортивно- физкультурная работа на уроках и внеурочное время.

       -работа с детьми, отнесенными по состоянию  здоровья к подготовительной  и специальной  группам.

        -работа с учащимися, мотивированными на достижение высоких спортивных результатов.

        -спортивно-физкультурная работа с детьми «группы риска» проживающими в микрорайоне лицея.

   Дифференцированный подход соблюдается при делении учащихся на группы на уроках физической культуры. С 2008-2009 учебного года внедрена система деления учащихся во время проведения уроков физического воспитания по следующей схеме:

  1. в 8-9 классах деление на 3 группы - основная и группа ЛФК,
  2. в 10-11 классах - деление на 3 группы -группа юношей, группа девушек, группа ЛФК.

 

  

       Справка об оснащенности кабинета ЛФК и посещаемости занятий в кабинете.

                               2004-2005 учебный год.

      Освобожденных по списку к концу учебного года 54 ученика, которые посещали занятия регулярно и еще 62 ученика  посетили занятия в период сезонных заболеваний от 2 до 7-8 занятий.

                               2005-2006 учебный год.

      Освобожденных от уроков физкультуры  и аттестованных по итогам занятий ЛФК 95 учеников.

        Кроме этих учеников еще 163 ученика посетили лечебную физкультуру от 2 до87 занятий в период сезонных заболеваний (осень-весна).

 

  Аттестация учащихся (письмо МО РФ от 03.10.2003г.) спец.мед.групп состоит из 2 частей : теоретической и практической.

    Теоретическая - оценить знания учащихся в виде устного вопроса или написания реферата по избранной теме.

     Практическая - оценить качество выполнения упражнений по видам практических занятий таких как комплекс упражнений, доступные акробатические комбинации, контролировать величину физической нагрузки, выполнять доступные упражнения и двигательные действия  из различных  видов спорта, обязательное посещение ЛФК

                                       Оборудование кабинета

  1. Самодельный инвентарь               30 штук  мешочков с песком вес 1 кг
  2. Резиновые бинты                           20 штук
  3. Набивные мячи                              10 штук вес 1кг
  4. Гимнастические палки                  20 штук
  5. Ручной эспандер                            15 штук
  6. Велотренажёр                                 2 штуки
  7. Беговая дорожка                             1 штука
  8. Тренажеры                                      3 штуки
  9. Магнитофон                                    1 штука

           Директор лицея в дальнейшем обещал приобрести ещё кое-какие тренажёры.

Сколько бы цифр и факторов нами ни приводилось основным и главным показателем успешности данного процесса всего будет любовь детей к школе, их желание учиться, посещать проводимые в школе мероприятия. Мы вправе утверждать: наши дети школу любят. Именно поэтому многие из них возвращаются к нам учителями (в лицее работают 27 его выпускников). Именно поэтому многие выпускники, став родителями, приводят в школу своих детей.

      Начальная школа : уроки физкультуры; оздоровительные кружки; спортивные кружки по баскетболу, боксу; подвижные перемены; физкульпаузы и физкультминутки; «День бегуна», «День лыжника»; «Весёлые старты»; эстафеты и игры на свежем воздухе.

       Среднее звено : уроки физкультуры; спортивно – оздоровительные занятия; спортивные секции по баскетболу, волейболу, туризму; оздоровительные кружки по плаванию; группы лечебной физкультуры; спортивные праздники «День здоровья», «День защитника Отечества», «Папа, мама, я – спортивная семья», « Робинзонада».

       Старшее звено : уроки физкультуры; спортивно- оздоровительные занятия; спортивные секции по баскетболу, волейболу, туризму, настольному теннису; участие в соревнованиях школьного и городского уровня; товарищеские встречи; группы лечебной физкультуры; спортивные праздники «День здоровья», «День защитника Отечества», «День бегуна», «День лыжника», «День пловца», самостоятельные занятия по видам спорта.

        Межуровневый  -  « Папа, мама, Я»; дни здоровья; спортивные праздники в программе летнего лагеря; разновозрастные товарищеские встречи по спортивным играм

         Педагогический коллектив  - выезд на природу на « День учителя»,  участие в общешкольном  дне здоровья,  городские соревнования по волейболу, по настольным видам спорта, групповые лыжные  вылазки, посещение катка, бассейна.

                  Статусные уровни реализации проекта

        Классный коллектив            

  1. Организация  спортивно- массовых мероприятий
  2. Организация  встреч с работниками здравоохранения, правоохранительных органов, ГАИ;
  3. Инструктажи по ОТ при организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  4. Туристические походы и поездки;
  5. Спортивные праздники совместно с родителями;
  6. Выпуски буклетов и газет о ЗОЖ

Лицей

  1. Организация качественного медицинского обслуживания;
  2. Укрепление материально-технической базы  спортивных залов, бассейна, кабинета ЛФК;
  3. Организация службы питания и обеспечения чистой водой;
  4. Организация работы психологической и социологической служб;
  5. Организация коррекционной деятельности логопеда;
  6. Создание здоровьесберегающего, безопасного пространства;
  7. Снижение стрессогенных факторов;
  8. Организация дифференцированного физического воспитания;
  9. Профилактика поведенческих рисков среди лицеистов;
  10. Организация лекториев по пропаганде  здорового образа жизни для учащихся, педагогов, родителей;
  11. Повышение квалификации работников лицея и обучения их здоровью;
  12. Научно- исследовательская и проектная деятельность учащихся в области экологии, здоровьесбережения;
  13. Организация внеклассной физкультурно-оздоровительной работы.

Городской

  1. Межведомственное сотрудничество лицея с различными городскими структурами;
  2. Информационная поддержка осуществления программы;
  3. Участие в общегородских конкурсах для детей (конкурсы рисунков, сочинений, проектов, спортивных конкурсов и т.п.)
  4. Участие в районных и городских спортивных мероприятий;
  5. Участие в  финансовых конкурсах для учащихся, педагогов и учреждений (конкурсы программ, социальных проектов методических разработок);
  6. Обобщение опыта работа лицея по реализации программы в рамках районных и городских семинаров.

Зональный, республиканский  и всероссийский

  1. Участие в научно- практических конференциях и семинарах;
  2. Презентация материалов на конкурсах, выставках;
  3. Публикация материалов о работе по здоровьесбережению на страницах республиканской и Российской прессы;
  4. Участие в финансовых Республиканских и Всероссийских конкурсах для педагогов и учреждений( конкурсы программ, методических разработок, презентации передового опыта и пр.)

        Массовая  спортивно-физкультурная работа на уроках и внеурочное время. Для проведения уроков физического воспитания и спортивно-оздоровительных мероприятий в лицее имеются три спортивных зала (игровой, гимнастический, малый гимнастический для начальной школы), кабинет ЛФК и плавательный бассейн.

          Для укрепления физического состояния учащихся задействованы урочные и внеурочные формы.  Внутри школьные и внешкольные, массовые и индивидуальные, регулярные и разовые занятия.

          Для учащихся 8-11 классов еженедельно проводится два урока физкультуры и одно спортивно-оздоровительное занятие. Работают различные спортивные кружки и секции в которых задействованы дети разных возрастных групп (баскетбол, волейбол, туризм и ориентирование, бокс, лёгкая атлетика). Учащейся регулярно принимают участие в спортивных соревнованиях как школьного, так и городского уровня. Традиционно проводится массовые спортивные праздники и дни здоровья в которых принимают участие как дети, так и преподаватели («День бегуна», «День лыжника», «День защитника Отечества», осенний, зимний, весенний дни здоровья). В начальном звене организованы динамические большие перемены, а так же физкультурные паузы и физкультминутки. Желающие посещают дополнительные платные занятие в бассейне. Периодически организуются классные вылазки в лес на лыжах, катание на коньках. Ребята принимают участие в туристических слётах и соревнованиях.

                   Таким образом, массовой физкультурно-оздоровительной работой охвачены 1357 учащихся. Свыше 350 учащихся посещают от одной до трёх  спортивных секций.

                     Работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам.                                                 Для работы с детьми, отнесённым к подготовительной и специальной медицинским группам комплектуются группы по видам заболеваний. Занятия проводится на базе бассейна и кабинета лечебной физкультуры.

                     В группах лечебной физкультурой на базе кабинета ЛФК занимаются 5-11 классов освобождённые от занятий в основной группе. Часть учеников,  имеющие временное освобождение от занятий физкультурой занимаются с основным потоком по облегчённому плану с использованием  щадящих нормативов. Среди школьников практикуется написание рефератов связанных с пропагандой здорового образа жизни. Учащиеся 1-7 классов во внеурочное время посещают оздоровительные занятия в бассейне (375 человек).

                        Работа с учащимися, мотивированными на достижение высоких спортивных результатов.                                                                      С этой целью в лицей привлекаются тренеры-профессионалы, которые проводят специализированные секции по направлениям: плавание, бокс, туризм, борьба и др. на базе лицея.

           Для младшего и среднего звена на базе лицея работаю секции бокса, футбола, плавания. Ребята, занимающиеся в этой секции бокса уверенно держат первенство на соревнованиях городского, республиканского и зонального уровня. Ученики среднего и старшего звена, занимающиеся плаванием, лыжными гонками, успешно выступают на городском, республиканском уровне, занимая призовые места в своей возрастной группе.

Отдельные пловцы выступают на первенстве России. Для ребят готовящихся к ответственным соревнованием применяется индивидуальный план прохождения учебной программы по физической культуре. Преподаватели физвоспитания поддерживают постоянный контакт с тренерами по видам спорта и помогают им при наборе учащихся в такие спортивные секции как: плавание, лыжный спорт, бокс, баскетбол, волейбол, футбол, туризм и ориентирование, шахматы, шашки и др. Учащиеся, активно занимающиеся спортом, привлекаются для судейства при проведении школьных соревнований.                    

           

         

           

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Построение и анализ урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода

В статье рассматриваются вопросы построения и анализа  урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного  подхода...

«Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении при работе с детьми ОВЗ.»

    Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их орга­низма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошколь­ном возрасте интенсивно происходит физическ...

Презентация для педагогов: «Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»

laquo;Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»...

Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...