Модель урока физической культуры "Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее"
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) по теме

Репина Галина Ивановна

Конспект урока теории в 5 классе по теме "Олимпийские игры". Материал урока может использоваться и как классный час. На уроке идёт знакомство с историей, символикой Олимпийских игр. Широко используются информационные ресурсы, урок также направлен на развитие творчества  у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа пгт Оричи Кировской области

Урок физической культуры

 

5а класс

Модель урока

Учитель: Репина Галина Ивановна

Дидактическое обоснование урока

1.Тема: «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее»

2.Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоений системы знаний и умений.

3.Тип урока: комбинированный

4.Технология: игровая, ИКТ

5.Класс: общеобразовательный

6. Цели по содержанию урока:

Образовательная

- Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями,  символикой соревнований и олимпийскими видами спорта

Развивающая

- Развивать речь учащихся, умение делать выводы, обосновывать свою позицию,  формулировать эмоционально-оценочные суждения.

- Расширять  кругозор учащихся

Воспитательная

- создать благоприятную атмосферу для привития учащимся навыков  сотрудничества между собой путем организации групповой работы;

- пропагандировать физической культуры и занятий спортом

- прививать навыки здорового образа жизни

Методы обучения:

- репродуктивный

- объяснительно-иллюстративный

- частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

- фронтальная

- групповая

Место проведения: классный кабинет

Средства обучения: компьютер, видеопроектор, презентация, жетоны, Олимпийские кольца, информационные карты, маркеры, таблички – указатели, таблички с  названиями видов спорта, медали для награждения.

Литература:

Структурные компоненты

Деятельность учителя

Дози

ровка

Деятельность учащихся

1.Организационный блок.

 Класс делит на 5 команд по 6 человек. (Каждый ученик при входе в класс получает цветной жетон – в зависимости от цвета определяется команда – по цвету олимпийских колец

-Звенит, заливается школьный звонок.

Зовёт  нас опять на занятье урок

Нас ждёт не история и не английский.

Нас ждёт необычный урок - олимпийский.

Добрый день ребята! Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.

2 мин

2.Мотивационный блок

- Недавно  найдено письмо неизвестного автора. В нем он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны, кто пешком,  кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его.

  1. Скажите, любезный, а куда все спешат?
  2. А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?
  3.  А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны…
  4.  Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными…»

На этом письмо обрывается! Но вы, наверное, догадались, какое событие описывает путешественник?

-Действительно, речь идет об Олимпийских играх, и тема нашего сегодняшнего урока «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ!»  Сегодня на уроке мы с вами определим, откуда же появились Олимпийские игры, познакомимся с символикой соревнований.  А работать мы с вами будем по группам, каждая группа имеет свой цвет. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать жетоны, и в конце команда, набравшая большее число жетонов, будет вознаграждена, но за нарушение правил игры команда может лишиться заработанных жетонов.

-А сейчас я попрошу вас назвать свою команду в соответствии с темой урока и подписать на указателе.

3мин

Отвечают на вопросы учителя

Блок изучения нового материала










































































Физкультминутка

- Познакомиться с историей Олимпийских игр и их символикой нам помогут известные вам герои мультфильма Смешарики. Я предлагаю вам во время просмотра  мультфильма  ответить на вопросы информационной карты. (Просмотр мультфильма)

Вопросы к мультфильму:

-В какой стране возникли Олимпийские игры? (Греция)

-Какой бог стал покровителем Олимпийских игр? (Зевс)

- Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»? (от слова Олимпия – место где проходили эти игры)

-Как называли участников состязаний? (атлеты)

-Может кто-то с уроков истории запомнил в каком году впервые прошли Олимпийские игры? (776г.до н.э.)

 Да действительно, состязания атлетов и положило начало проведению Олимпийских игр в 776 г. до н.э. По

правилам в состязаниях на Олимпийских играх могли принимать участие все свободные греки: богачи и бедные. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц под страхом смерти – это  был мужской праздник. За 10 месяцев до начала Олимпийских игр все участники приступали к тренировкам в своем городе. А ровно за месяц до открытия игр они приезжали в южную Грецию, где тренировались недалеко от Олимпии.

- А кто сможет ответить в каких же видах спорта состязались атлеты? (бег на 1 стадию, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба, кулачный бой, гонка на колесницах, верховой езде.)

 Олимпийский праздник спорта , искусства и религии проводился каждые четыре года.  Античные Игры проводились на протяжении более чем 1100 лет.

После подчинения греческих земель Риму римский император Феодосий I , усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и запретил их в 394 г.до н.э. Сооружения Олимпии были разрушены, и идея Олимпийских игр была забыта на полторы тысячи лет.

-Кто же был инициатором возрождения Олимпийских игр? (Пьер де Кубертен)

Да, инициатива возрождения олимпийского движения принадлежит французу Пьеру де Кубертену. Первая олимпиада Современности прошла на родине игр в Греции.  Далее олимпийское движение стало  активно развиваться и появляется олимпийская символика.

-Какие олимпийские символы вам известны? (олимпийский огонь,  флаг,  девиз, эмблемы, талисман)

- На столе каждой команды лежит конверт с буквами.

Задание: собрать девиз олимпийских игр. Кто соберёт, поднимите руки. (Команда собравшая первой и правильно получает два жетона, а остальные по одному)

- Следующий символ Олимпийский огонь. Он символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу. Зажигают его в Олимпии направленным пучком солнечных лучей. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады. Историей, связанной с зажжением олимпийского огня  нам расскажет Саша Мосеев.

-Что представляет из себя флаг Олимпийских игр?

- Какого он цвета? (белый)

-Что изображено на флаге? (разноцветные кольца)

-Что означают цвета колец на флаге? (5континентов)

-Почему эти кольца переплетены между собой? (это символ  мира и дружбы между всеми народами мира)

У каждого на столе лежат олимпийские кольца. Я попрошу вас обсудите в командах где находится именно то кольцо которое досталось вам, и выйдя к доске поместите его в трафарет. Команда, выполнившая задание вперёд и  правильно получит два жетона, остальные один, если задание выполнено  правильно.

- А сейчас раскрасим  флаг Олимпийских игр в своих картах

Олимпийские игры подразделяются на зимние и летние. Задание командам: Каждый участник команды  по очереди подходит к доске и берёт карточку с видом спорта, помещая её в нужную колонку.  Команда правильно выполнившая задания получает жетон.

- Ребята, а какова  продолжительность зимней и летней олимпиад?(10 и 15 дней) Почему?


- Каждая олимпиада имеет свою эмблему и талисман. Обычно эмблема содержит в себе логотип пять переплетённых колец и символику государства в котором проходят Олимпийские игры. Так выглядят эмблемы олимпиады в Москве и Сочи.

Талисманом Олимпийских игр обычно становится какое-либо животное, распространённое на территории, того места, где проходит олимпиада.


      Говоря о символике Олимпийских игр нельзя  не сказать о больших праздниках в начале и конце Олимпиады – это церемонии открытия и закрытия игр . На церемонии открытия в  параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. На церемонии выступают Президент Оргкомитета и Президент МОК. Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву. Так же торжественно проходит и церемония закрытия. Очень трогательно на церемонии закрытия олимпиады 80 прощался талисман игр с участниками и зрителями. Я предлагаю посмотреть этот видеофрагмент и приглашаю ребят которые участвовали в подготовке.

(Песня и ролик «До свиданье, Москва!»)

- Ребята, а какие мысли у вас навевает эта песня?

- Что значат слова «Расстаются друзья, остается в сердце нежность»

-А как вы понимаете слова «До свиданья, до новых встреч»?


-Ребята, а какие награды получают спортсмены на Олимпийских играх? (Медаль)

Да действительно, олимпийские медали. Их получили уже множество наших соотечественников. Больше всех олимпийских медалей завоевала наша гимнастка Лариса Латынина – она имеет 18 олимпийских наград. Столько олимпийских медалей не имеет ни один спортсмен в мире.

А сейчас я приглашаю группу ребят, которые готовили сообщение «Было время, и вятские боролись за медали». Ребята расскажут о вятских спортсменах – олимпийцах.

(сообщения детей).

- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать Олимпийским чемпионом?

- А есть ли среди ваших одноклассников или друзей, те которые могут стать знаменитыми спортсменами?


А сейчас прослушайте отрывок из песни

(звучит  отрывок из песни «Гимн Сочи 2014»)

- О каком мероприятии идёт речь в этой песне?

- Где эти игры будут проходить?

- В каком году?

4 июля 2007 г. весь мир наблюдал за тем, как Сочи посчастливилось получить почётную возможность быть хозяином Олимпиады-2014 г.

-Вспомните, что вы почувствовали, когда узнали эту новость? (Радость, гордость, восхищение).

- Чего вы ожидаете от предстоящих зимних Олимпийских игр в России? (К нам приедет много гостей, построят спортивные комплексы).








Слайд 2



Слайд3





















Слайд4















Слайд5













Слайд6


Слайд7


























Слайд8










Слайд  9и 10






Слайд11



Слайд12



Слайд13






















Слайд14








Слайд15








Слайд

16-21











Слайд22

Воспринимают информацию из мультфильма, отвечают на вопросы информационной карты письменно.


















































Саша: «Сестре моей бабушки посчастливилось стать факелоносцем Летних Олимпийских игр 1980 г. Вера Васильевна Анисимова рассказала, что ответственность была больная, организаторы предупредили всех факелоносцев, что нельзя останавливаться даже если в вас будут стрелять. Очень волнителен стал для неё этот момент. Такая честь моей родственнице выпала за медаль, принесённую Советскому Союзу на Олимпиаде – 76 в Монреале. На этом её успех не закончился. В 1980г Анисимова становится обладателем серебряной награды в эстафетном беге. Сейчас знаменитая сестра моей бабушки проживает в г. Москве и занимается тренерской деятельностью.




Блок закрепление пройденного материла.



А сейчас мы с вами поиграем  в интеллектуальную игру. Игра командная. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы, выбранной вами категории. Если команда правильно отвечает на вопрос, она получает жетоны в зависимости от цены вопроса. Если команда затрудняется ответить, право ответить предоставляется команде первой поднявшей руку.

 История Олимпийских игр

1. Где проводились первые Олимпийские игры?

2.Бог, покровитель Олимпийских игр?

3. «Кот в мешке» Какое самое высокое спортивное звание?

4. Кто допускался к участию в Олимпийских играх, а кто нет?

5. К какому году относится первая исторически достоверная запись об Олимпийских играх?

Современные Олимпийские  игры

1. Какова продолжительность летних и зимних Олимпийских игр? 

2. Кто был организатором возобновления Олимпийских игр современности?

3. Какая древнегреческая традиция сохранилась в Олимпийских играх до наших дней?

4. В каком порядке идут команды во время открытия Олимпийских игр?

5. Российская спортсменка, завоевавшая большее количество олимпийских медалей ?

Символика Олимпийских игр.

1.Как выглядит Олимпийский флаг?

2.Каков девиз Олимпийских игр?

3.Что означает Олимпийская эмблема – пять переплетенных колец?

4.Что это?

5.Что такое Олимпийская хартия ?


10мин







Заключительный

блок









 (Награждение команд медалями)

-Домашнее задание: Информационный лист приклеить в тетрадь по физкультуре. Нарисовать  свой эскиз талисмана  для Олимпиады 2014 года в Сочи.  


Гаснет огонь олимпийский,

Значит, прощаться пора.

Всем вам, друзья-олимпийцы

Я пожелаю добра,

Мира и радость победы

В спорте, учёбе, труде.

Кем бы и кто бы ты ни был,

Будь олимпийцем везде!



2 мин










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка "Книги: прошлое,настоящее,будущее""

Данная работа представляет собой завершающий  урок по теме “Books in Our Life”для 7 класса углубленного изучения английского языка (авторы УМК:О.В. Афанасьева, И.В.Михеева) Этот материал можно ис...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Викторина «Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее»

Ознакомление с историей Олимпийских игр....

Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее.

Открытый урок для учителей физической культуры начальных классов....

Урок по теме " Образование - прошлое, настоящее, будущее"

Урок направлен на формирование УУД, повышение мотивации к изучению английского языка и раскрытию творческого потенциала учащихся....