ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОЛИГОФРЕНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТНЕСС-ТЕХНОЛОГИЙ
статья по физкультуре по теме

Бабенко Ольга Александровна

Статья содержит информацию о том, как в психоневрологических интернатах применяются фитнесс-технологии в организации физического воспитания людей с отклонениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsess_organizatsii_fizicheskogo_vospitaniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 VIII ВИДА Г. НОВОРОССИЙСК

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОЛИГОФРЕНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТНЕСС-ТЕХНОЛОГИЙ

О.А. Беликова

Многие люди, имеющие диагноз «умственная отсталость» часто попадают в так называемые «обособленные условия существования», т.е. психоневрологические интернаты.

Важной составляющей в помощи к адаптации в психоневрологических диспансерах является организация физического воспитания. Ведь систематические занятия физкультурой с олигофренами, не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю, возвращают чувство социальной защищенности и полезности.

С 15 января по 1 июня 2013 года на базе двух психоневрологических интернатов Ростовской области, Горненском и Шахтинском, мы проводили исследование, целью которого было изучение процесса организации физического воспитания олигофренов. В качестве объекта исследования был взят процесс физического воспитания у лиц с легкой степенью олигофрении – дебильность. После медицинского осмотра в исследовании приняло участие из 2-х интернатов 15 юношей и 15 девушек, возраст которых был от 18 до 20 лет.

Перед началом исследования были проведены контрольные тесты на состояние физической подготовленности, в результате чего у испытуемой группы юношей Горненского интерната по сравнению с аналогичной группой Шахтинского интерната уровень физической подготовки был выше на 25%. У исследуемых групп девушек уровень физической подготовки в Шахтинском интернате оказался выше на 22%.

В конце исследования было проведено повторное тестирование с целью выявления сдвигов в физической подготовленности исследуемых. По результатам тестирования были получены следующие показатели: физические качества, связанные с подвижностью нервных процессов (координация, сила, быстрота), у юношей Горненского интерната отстают в развитии по сравнению с нормой прямо пропорционально возрасту. Все физические качества, не тесно связанные с подвижностью нервных процессов (гибкость, выносливость), приближаются к норме. Навыки, связанные с точностью, быстротой, равновесием, силой, формируются медленнее, чем в норме, и, сформировавшись, не всегда прочны.

У юношей Шахтинского интерната общей физическое состояние улучшилось, но по отдельным навыкам (точность, быстрота, равновесие, сила) остались без изменения.

В женских группах двух интернатов по завершении исследования был виден очевидный прирост в физической подготовенности.

В физической адаптации олигофренов должны широко использоваться все средства физического воспитания, поскольку они не только корректируют функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, но и улучшают координацию и формирование навыка ориентации в пространстве.

В процессе физического воспитания в Горненском и Шахтинском психоневрологических интернатах были использованы различные физические упражнения различной направленности и дозировки. В отличие от Шахтинского, в Горненском интернате использовались музыкальное и речевое сопровождение занятий, различные звуковые сигналы для выполнения тех или иных упражнений, это упражнения лечебной физической культуры  с речевым сопровождением инструктора, неоднократное повторение ранее изученных упражнений в процессе всего физического воспитания. Поэтому результаты физической подготовленности испытуемых Горненского интерната оказались выше, улучшилась мелкая моторика, более выражены стали координационные способности, адаптация к окружающей среде была значительно увеличена. В целом  же, общее состояние физической подготовленности и умственного развития обследуемых значительно улучшилось, у некоторых даже приблизилось к норме.

Результатом данного процесса физического воспитания можно считать неоднократные победы футбольной команды Горненского интерната в различных соревнованиях, начиная от областных и заканчивая международными стартами, успешное участие в Специальной олимпиаде команды девушек по легкой атлетике, а также участие в различных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями и занимаемые ими призовые места. Адаптация к окружающей среде происходит более безболезненно, и индивиды с отклонениями не чувствуют себя в повседневной жизни изгоями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 450 с.
  2. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 1999. – 389 с.
  3. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Забрамной С.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автореферат "Использование ИКТ в физическом воспитании"

В работе рассказывается о создании электронного учебного пособия по волейболу...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках физического воспитания

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...

«Реализация личностно- ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания»

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...

Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников

Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников...

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников

žМетодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Статьи "Нетрадиционные виды физической активности детей" и "Индивидуальный подход в физическом воспитании с использованием средств ритмопластики (девушек 14-17 лет)"

На сегодняшний день более 60% детей дошкольного и школьного возраста имени различные виды нарушений осанки, тогда как 30 лет назад, в 1963 году при обследова нии 2 тыс. детей г. Ленинграда Научно-иссл...