Статьи "Нетрадиционные виды физической активности детей" и "Индивидуальный подход в физическом воспитании с использованием средств ритмопластики (девушек 14-17 лет)"
статья по физкультуре на тему

Березанская Елена Петровна

На сегодняшний день более 60% детей дошкольного и школьного возраста имени различные виды нарушений осанки, тогда как 30 лет назад, в 1963 году при обследова нии 2 тыс. детей г. Ленинграда Научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии им.Турнера было выявлено нарушение осанки у 26% детей.

Слабое физическое развитие современных детей ведет не только к нарушениям осанки, но и к ухудшению работы всех внутренних органов.

Вместе с тем, использование средств физической культуры, широко распростри ненная мышечная накачка может дать отрицательный результат. В этом случае средства физической культуры могут утратить свое воспитательное значение, а освоение спортивных ценностей приведет к развитию негативных сторон поведения. Морфофункциональные и психические изменения, происходящие в подростковом возрасте вызывают осложнения в подходе к урокам по физической культуре. Появилась необходимость в расширении содержания и применении новых средств физического воспитания. Использование современного нестандартного оборудования, необычных специальных двигательных режимов спортивно-игровой деятельности наряду с улучше­нием функционального состояния имеют положительный эффект воздействия на психику, повышая ее устойчивость, устранения эмоциональных нагрузок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные виды  физической активности детей

На сегодняшний день более 60% детей дошкольного и школьного возраста имени различные виды нарушений осанки, тогда как 30 лет назад, в 1963 году при обследова нии 2 тыс. детей г. Ленинграда Научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии им.Турнера было выявлено нарушение осанки у 26% детей.

Слабое физическое развитие современных детей ведет не только к нарушениям осанки, но и к ухудшению работы всех внутренних органов.

Вместе с тем, использование средств физической культуры, широко распростри ненная мышечная накачка может дать отрицательный результат. В этом случае средства физической культуры могут утратить свое воспитательное значение, а освоение спортивных ценностей приведет к развитию негативных сторон поведения. Морфофункциональные и психические изменения, происходящие в подростковом возрасте вызывают осложнения в подходе к урокам по физической культуре. Появилась необходимость в расширении содержания и применении новых средств физического воспитания. Использование современного нестандартного оборудования, необычных специальных двигательных режимов спортивно-игровой деятельности наряду с улучшением функционального состояния имеют положительный эффект воздействия на психику, повышая ее устойчивость, устранения эмоциональных нагрузок.

В начале 80-х годов в Швейцарии, а затем и в Италии, Германии и других странах Западной Европы появились большие яркие разноцветные мячи, имеющие многоцелевую ориентацию своего воздействия. Простое, и поэтому гениальное, средство реабилитации — фитбол. Оздоровительная направленность использования мячей больших размеров, создающих упруго-эластичную среду подтверждена опытом работы специализиронных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. Уникальность оздоровительного эффекта занятий на гимнастических мячах обуславливается физиологическим механизмом действия на позвоночный столб, и как следствие, на весь опорно-двигательный аппарат и работу вегетативных систем организма.

Развитие новых оздоровительных технологий послужило толчком для использования специальных гимнастических мячей в практике физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Упражнения на мячах выполняются в разных исходных положениях ( лежа на спине, лежа на животе, на боку, с приподнятым положением ног и пр.)

Выполняя упражнения на мячах необходимо удерживать баланс, что создает прекрасные условия для работы как мелких, так и глубоких мышц.

Мячи можно использовать для решения общих и специальных корригирующих задач. Специальный двигательный режим с использованием упражнений на мячах воздействует на системы дыхания и кровообращения, на механизмы образования энергии, на центральную нервную систему и координацию движений.

Выполнение упражнений на мячах с высокой скоростью повышают мышечный тонус, а эмоциональная окраска снижает неприятные ощущения усталости. Упругие свойства мяча снижают ударную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Поэтому, при кажущейся легкости выполнения задания, при выборе различных режимов нагрузки мяч ориентирован на развитие обшей выносливости и работоспособности организма.

Упражнения на мячах активно используют и в практике восстановления двигательных функций и укрепления опорно-двигательного аппарата после перенесенных травм, либо заболеваний в специализированных учреждениях.

Хорошее избирательное воздействие на развитие отдельных мышечных групп, на совершенствование форм и весовых пропорций тела вызвало интерес и у молодежи, занимающейся бодибилдингом. Специализированная подготовка с применением мяча, учитывая потребность увеличения мышечной массы и мышечной силы, помогают сделать мышцы упругими.

Таким образом, предлагаемое нетрадиционное оборудование с использованием различных двигательных режимов для проведения физкультурных занятий с избирательным воздействием тренировочной нагрузки обеспечивают прежде всего эффект социально-психологической реабилитации, формирования интеллекта, улучшения здоровья детей.

Индивидуальный подход в физическом воспитании

с использованием средств ритмопластики (девушек 14-17 лет)

Период юношества — время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития двигательных качеств (Бальсевич В.К., 1988). В юношеском возрасте ярче вырисовываются индивидуальные различия и особенности учащихся, процесс взросления сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

Для девушек 14-17 лет характерным является стремление к ритму, пластичности, правильному распределению движений во времени, им интересны упражнения, основанные на проявлении изящества, грациозности, плавности движений (Лисицкая Т.С., 1984) Физическое воспитание девушек 14-17 лет должно быть направлено на закрепление ориентаций к систематическому физическому совершенствованию. Актуальной задачей является введение в программу занятий нетрадиционными видами спорта, учет интересов, способностей и потребностей учащихся.

Ритмопластика — это система танцевальных и атлетических, осознанных пластических действий, которые преобразуются в определенную двигательную деятельность для всестороннего и гармоничного физического развития. Комплекс упражнений ритмоплатики представлен большим количеством двигательных элементов, общей целью которых является выработать определенную культуру движений, выразить себя, улучшить подвижность суставов через развитие пластичности отрегулировать функциональные системы организма.

Структура занятия ритмической гимнастикой включает несколько серий упражнений: физическая и психическая активизация занимающихся (движения для голеностопных, лучезапястных и коленных суставов); упражнения, прорабатывающие суставы тела; бег, упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног, выполняемые с большой амплитудой; бег, работа в партере, бег; упражнения на расслабление; дыхательные, восстановительные упражнения; аутогенная тренировка, направленная на отдых или мобилизацию (Лисицкая Т.С. 1984).

В результате исследования разработан методический подход к составлению содежания занятий по физвоспитанию старшеклассниц с использованием средств ритмопластики, последовательно включающий в себя оценку физического состояния: расчет проектируемых показателей; определение общей направленности занятий, составление индивидуальных программ; подбор средств; составление комплексов физических упражнений; определение объема нагрузки и оценка эффективности занятий с последующей коррекцией.

Научно обоснованы требования к индивидуализации учебного процесса по физическому воспитанию на основе учета особенностей телосложения по трем направлениям: двигательная подготовленность, архитектоника тела, культура движений с использованием модельных характеристик, шкал оценок и дифференцированным выбором видов физической активности. Экспериментально апробирована методика направленного использования средств ритмопластики в условиях уроков физической культуры в школе, состоящая из 1) психофизических упражнений на концентрацию внимания и управление дыханием, разминочных упражнений хореографии, характеризующих деятельность капилляров и способствующих формированию правильной осанки; 2) танцевальной разминки, способствующей развитию функциональных систем организма, культуры движений, вхождению в национальный или сценический образ; 3) атлетических упражнений, формирующих тело и укрепляющих мышцы, в сочетании с динамическими и статическими растяжками; 4) свободной пластики — импровизации под музыку, способствующей самовыражению, самораскрытию, снятию закомплексованности, согласованию психической и нервно-телесной деятельности

Разработана вариативная учебная программа физического воспитания учащихся 8- 9 и 10-11 классов с преимущественным использованием средств ритмопластики, которая рассматривается как часть целостного содержания физического образования школьников. В программу включены специальные занятия о физическом развитии и совершенствовании, способах физкультурно-спортивной деятельности и опыте их осуществления, об элементах творчества, эмоционально-ценностном отношении к физической активности. Содержание программы включает в себя: пластику, хореографию, национальные, бальные, спортивные, современные танцы, дыхательную, атлетическую и художественную гимнастику, танцевальные импровизации. В ней предусмотрены знания по рациональному питанию, основам закаливания, навыкам самомассажа и составлению программы индивидуальных занятий в зависимости от особенностей физического развития и двигательной подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей.

На основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению мною отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии  с це...

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

Тема самообразования: Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Тема самообразования:Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему"Развитие двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания"

Обзор литературы по теме иследования.Активность учащихся на уроке физической культуры.Развитие интереса к занятиям физической культуры  через сочетания игрового и соревновательного метода.П...

Использование креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности в процессе инклюзивного физического воспитания детей среднего школьного возраста

Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального фун...

Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании детей, подростков, юношей и девушек.

Данный материал представляет собой теоретические выкладки значения легкоатлетических упражнений на развитие физических качеств, нервной, сердечно-сосудистой системы  и опорно-двигательного аппара...

Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании детей, подростков, юношей и девушек.

Данный материал представляет собой теоретические выкладки значения легкоатлетических упражнений на развитие физических качеств, нервной, сердечно-сосудистой системы  и опорно-двигательного аппара...