Основные условия среды создания здоровьесберегающей технологии
статья по физкультуре по теме

Булгакова Ирина Павловна

формированию здорового образа жизни обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные условия среды создания здоровьесберегающей технологии.

 Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно, проблемы здоровья, образования, воспитания, защиты труда и отдыха детей в XXI веке являются главными и неотложными как для России в целом, так и для ее регионов, а также для каждого образовательного учреждения в частности, потому что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети . Образовательное учреждение с повышенным уровнем внимания к здоровью работают по направлениям:

  • формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
  • создание здоровой и безопасной среды
  • совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;

В школе по формированию здорового образа жизни необходима работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;

  • организация и проведение «дней здоровья»;
  • лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
  • спортивно - массовые мероприятия.
  • использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.

Необходимо установить режим работы школы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный, создать комфортные условия для пребывания детей в школе ,и для реализации оздоровительной программы.

Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях
  • наличие эмоциональных разрядок;

Работа всех образовательных учреждений заключается в воспитании гармонично развитой личности, а это несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы. Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе. Этому способствуют спортивно массовые мероприятия проводимые коллективом педагогов - общешкольные Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни, ярмарки здоровья, туристические походы, спортивно - оздоровительные мероприятия.

Одним из основных направлений в воспитательной работе образовательных учреждений является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе необходимо строить на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Степень оснащенности школы новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого воспитанника. Основная цель, которую преследует современное воспитание,

  • воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ школы. Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. 11о данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.

Поэтому педагогам и администрации школы необходимо подходить к данной проблеме комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе необходимо разработать комплексный подход и найти средства воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни. Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» имеет цели и задачи. В настоящее время воспитательная работа опирается на основное направление - сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача - создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников, но и изменить психолого-педагогическую среду учреждения.

В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий можно использовать следующие подходы к воспитанию учащихся:

  1. аксиологический - «Воспитание у ученика личной системы ценностей». ( В.А.Караковский )
  2. личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности,
  3. гуманистический - поддержка и защита ребенка( социальная, правовая, педагогическая, медикопсихологическая ),
  4. системный - вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы. Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и страдают различными заболеваниями, в том числе и психическими. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.

Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.-

Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа должна быть направлена педагогами, администрацией школы и психологами в первую очередь с родителями учащихся -ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

При постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям лучше всего провести анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который

благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Проведение дней здоровья в основном на свежем воздухе, даёт возможность учащимся отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.

Большое внимание необходимо уделять профилактической работе с учащимися и их родителями. Создание и успешное реализация программы профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни, в результате которой учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений. Проведение конкурсов, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними усилят положительный эффект.


Существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование. Современная система дополнительного образования находится в поиске новых моделей обучения, направленных на разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка. Цель дополнительного образования - содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, содействие в понимании человеком самого себя. Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста, условие и фактор его полноценной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности школы, работающей над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании общего и дополнительного образования.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего и дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:

® фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, необходимых

и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

  • школьный период в развитии наиболее ВАЖЕН В формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Здоровье - это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно - организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.


Во время занятий физической культурой и спортом успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности. Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психологами проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группе общения. Занятия в спортивных группах служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Надо отметить, что сохранение здоровья, тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки наших детей. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за разными аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае образовательные учреждения и педагогический коллектив должны взять на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....

Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...

Средства и условия для реализации здоровьесберегающих технологий.

laquo;Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто»                       Сократ  ...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....

«Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценно...