Статья "Формирование физической культуры и культуры здоровья как педагогическая проблема"
статья по физкультуре по теме

Сергеев Александр Алексеевич

В данной статье предложен анализ преподавания предмета физическая культура в школах на сегодняшний момент, а также проанализированио содержание программы по предмету и видение каким должен быть урок физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

А.А.Сергеев,  учитель  физической  культуры  высшей  квалификационной  категории  МОУ  Иванковской  СОШ  Фурмановского  района  Ивановской  области.

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

1.  Положение  на  сегодняшний  день  со  здоровьем  в  целом  и  с  культурой  здоровья  подрастающего  поколения  в  частности.

        Одной  из  примет  нашей  реальности является  диспансеризация.  У  всех  теперь  не  только  паспорт  гражданина  РФ,  но  и  новый  документ,  узаконенный  правительством – паспорт  здоровья.  Я  бы назвал  это по-другому:  паспорт  безразличного  отношения  к  себе,  окружающим  нас  людям,  практически  это  паспорт  человеческой  беды.

        Я  не  буду  приводить  известные  всем  вам  пугающие  цифры  статистики  относительно  здоровья.  Они  известны  и  у  всех  на  слуху.  Приведу  пример  из  жизни  нашей  школы.  Из  15  первоклассников,  пришедших  в  прошлом  учебном  году,  только  4  человека  имеют  первую  группу  здоровья  и  основную  физкультурную  группу.

        О  чем  это  говорит?

Может  это  недогляд  родителей?

Может  влияние  экологии?

Может  просто  привычка  к  пассивному  образу  жизни?

        Наверное,  и  то  и  другое  и  третье.    Ребенок  уже  с  начальной  школы  должен  понимать  и    выработать  для  себя  принцип:  я  постигаю  знания  не  только  об  окружающем  мире,  но  и  о  самом  себе,  о  своем  здоровье  и,  следовательно,  я  готовлю  свое  будущее.

        Говорить  о  культуре  здоровья  подрастающего  поколения  на  данном  отрезке  времени  не  приходится,  потому  что  статистически  реальной  альтернативой  культуре  здоровья  стали:

-массовый  пивной  алкоголизм;

-курение;

-игромания;

-асоциальное  поведение,  переходящее  в  нарушение  законности.

Нарастающий  информационный  поток  и  как  следствие  интенсификация  образования  и  обучения  детей  еще  больше  обострили  проблему  здоровья,  его  сохранения  и   укрепления.  Согласно исследованиям [В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.] ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья учащихся, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей.

Давайте  попробуем  представить  день  обычного  школьника  среднего  или  старшего  звена.  Количество  уроков  в  день  6 (иногда  7),  количество  домашнего  задания  по  наукоемким  предметам  не  менее  четырех (а  это  часа  3-4  работы  дома  за  письменным  столом).  Родители  тоже  хотят  видеть  от  ребенка  какую-то  помощь  по  дому.  Суммировав  это  время  получаем,  что  уже  полдня  ребенок  прожил.  Захочет  ли  он,  а  лучше  спросить,  сможет  ли  он  после  этого  времени  заняться   собой,  заняться  своим  здоровьем?  Нет  сил,  усталость  до  предела  и  единственное  желание  уже  после  первой  четверти  отоспаться.

2.  Почему  мы  пришли  к  такому  положению  дел  в  обществе,  в  образовании?

        Давайте  попробуем  проанализировать  причины  такого  положения  дел.

1. Десятилетиями  физкультура  и  физкультурное  образование  финансировалась  по  остаточному  принципу.

2.  На  профилактику  заболеваний  средствами  физической  культуры  бюджетных  средств  выделялось  в  22  раза  меньше,  чем  на  лечение.

3.  В  стране  практически  не  ведется  пропаганда  ЗОЖ  и  ценностей  физической  культуры.  Не  был  сформирован  идеал  физического  здоровья,  как  важнейшей  составляющей  образа  жизни  и  общественного  престижа  страны.

        Это  что  касается  общества,  а  относительно  образования:

Во-первых,  анализ  образовательных  программ  для  учащихся,  с  точки  зрения  освещения  в  них  вопросов,  касающихся  здоровья,  показывает,  что  в  основном  материал  дается  несистемно,  без  учета  возрастных  особенностей  детей.   Аспекты  здоровья  освещаются  неравномерно  по  классам.  Так,  в  начальной  школе  вопросы  здоровья  обсуждаются  главным  образом  в  3-4  классах.  В  среднем  звене,  4-8  классах,  материал  данной  тематики  практически  отсутствует,  лишь  небольшой  объем  знаний  предусматривается  в  курсе  ОБЖ.  В  старшем  звене,  9-11  классы,  предусмотрены  курс  анатомии  и  ОБЖ.  Однако   в  период  активного  взросления  дети  особенно  интересуются  строением  и  функционированием  своего  организма  и  не  всегда  могут  объяснить  полоролевые  различия.  А  школа  не  помогает  ребенку  в  поисках  данной  информации.                                        

Общей  недоработкой  большинства  программ  является  недостаточное  использование  имеющегося  у  детей  практического  опыта,  невысокая  степень  отработки  практических  навыков  и  ориентации  на  их  перенос  в  повседневную  жизнь  учащихся;  отсутствие  материала  о  причинах,  механизмах  развития  различного  рода  заболеваний,  о  путях  саморегуляции  и  самооздоровления.

Во-вторых,  анализ  соотношения  трех  составляющих  учебных  пособий  (познавательной,  ценностной  и  операционной)  по  различным  образовательным  областям  и  учебным  предметам  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  в  подавляющем  большинстве  учебных  пособий  не  задействован  чувственный  опыт  в  процессе  усвоения  материала  учащимися,  а  также

 недостаточное  внимание  уделяется  формированию  операциональных  навыков  поведения,  ориентированных  на  здоровье.  Это  относится  как  к  стереотипным  навыкам  (например, соблюдение  элементарных  гигиенических  навыков),  так  и  к  навыкам  реагирования  (например,  отказ  от  предложенной  сигареты).  Первое  место  занимает  когнитивная  информация,  второе – ценностная,  и  лишь  на  третьем  месте  стоит  формирование  практических  навыков.  Между  тем,  доказано,  что  операциональные  навыки  и  эмоциональный  опыт  наиболее  эффективно  влияют  на  выработку  форм  поведения,  ориентированных  на  здоровье  (В.Н.Касаткин).

В-третьих,  существующие  программы  обучения   по  предмету  «Физическая  культура»  мало  ориентированы  на  детей,  имеющих  отклонения  в  состоянии  здоровья.   Между  тем,  данные  диспансеризации  показывают,  что  от  60%  детей  в  первом  классе  до  90%  детей  в  11  классе  имеют  различные  функциональные  отклонения  в  состоянии  здоровья.  А  учителя  не  имеют  достаточной  квалификации  для  работы  с  учащимися,  имеющими  функциональные  отклонения  и  расстройства  здоровья.

В-четвертых,  законодательная  и  нормативная  база  в  отношении  охраны  здоровья  детей  не  обеспечивает  должной  координации  действий  органов  власти,  правоохранительных,  лечебно-профилактических,  образовательных  учреждений  и  учреждений  санэпиднадзора.  Задачи  гигиенического    образования  детей  и  формирование  здорового  образа  жизни  решаются  в  отрыве  друг  от  друга,  отдельно  каждой  структурой.

3.  Мотивация  учащихся.

        Мне  очень  импонирует,  что  современная  педагогическая  система  предусматривает  мониторинг  личностного  отношения  ученика  к  процессу  обучения,  т.е.  если  сказать  проще – ученика  спрашивают,  как  и  что  он  чувствует  на  уроке  литературы,  физики,  что  нового  узнал  на  уроке.  А  про  физическую  культуру  вопрос  однотипен:  нравится  ли  тебе  урок  физкультуры?  Считаю  постановку  вопроса  в  такой  формулировке  просто  не  этичным.  Почему?  Эта  формулировка  основана  на  эмоциях.  А  урок  физической  культуры  должен  подразумевать  глубокую  работу человека, прежде  всего  над  собой:  развивать физический,  психический,   нравственный  компоненты,  которые  в  свою  очередь  и  составляют    основу  здоровья  человека.

        Перефразируя  слова  Сухомлинского   «Сначала  люблю,  потом  учу»,  я  бы  педагогический  принцип  учителя  физической  культуры  обозначил  так:  «Сам  веду  активный  ЗОЖ  и  привлекаю  к  себе  союзников  и,  прежде  всего  из  числа  детей».  Как  реализовать  этот  принцип?

 Совместное  целеполагание  и  деятельность  поможет  понять,  что  ребенок  знает  о  здоровье,  что  его  интересует,  беспокоит,  что  бы  он  хотел  сделать  для  своего  здоровья  и  здоровья  окружающих.  А  инструментом  может  стать  сотворчество в достижении цели.

           Одним  из  ключевых  моментов  в  формировании  мотивации  ребенка  на  сознательное  отношение  к  своему  здоровью  и  здоровью  окружающих

 является  создание  у  него  ситуации  успеха  в  решении  вопросов  физического  и  нравственного  совершенствования,  т.е.  формирование  физической  культуры  личности.

           Если  ребенком  не  будут  внутренне  приняты  позиции  «Это  мне  нужно»,  «В  этом  я  могу  достичь  успеха»,  то  все  старания  учителей  будут  напрасными.  Ситуация  успеха – это  результат  сотворческой  совместной  деятельности  учителя  и  ученика,  при  котором  результат  деятельности  учащегося  сопоставим  с  его  ожиданиями  и  корректируется  в  процессе  образовательной  деятельности.

4.  «Высокая  плотность – основа  эффективности».  А  так  ли  это?

        

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности.  Она определяет условия успешности формирования физической культуры личности школьника. Однако, как бы ни ратовали сейчас за образовательную направленность, за интеллектуализацию учебного процесса по физическому воспитанию, факт остается фактом: большинство учителей придерживаются другого мнения и продолжают реализовывать в своей практической деятельности методику, где главные аргументы: "высокая плотность - основа эффективности", "уроки физкультуры для того и существуют, чтобы на них занимались физическими упражнениями, а не разговорами".

На  мой  взгляд,   странно и малоубедительно выглядят утверждения, что беды физкультурной работы в школе можно преодолеть посредством усиления тренировочной направленности уроков физкультуры. Ведь, по сути дела, вся история совершенствования содержания школьного урока физической культуры на протяжении многих десятков лет была связана с этим подходом, с поисками путей повышения моторной плотности занятий, объема и интенсивности предлагаемых нагрузок. Поэтому именно этот подход наиболее разработан в специальной методической литературе и в настоящее время реализуется в деятельности большинства специалистов-практиков, зачастую в ущерб решению задач образовательной направленности. Ну и каков же итог? В результате мы вынуждены констатировать крайнюю неудовлетворенность состоянием работы по физическому воспитанию школьников.

5.  Содержание  предмета  «Физическая  культура»

        В природе не существует формы, более приспособленной к решению образовательных задач, чем урок. Не решая этих задач на уроках, мы фактически не решаем их вовсе и тем самым не просто обедняем весь процесс физического воспитания, но и лишаем его самой главной из основ. Следовательно, несовершенство урочной формы проведения занятий по физической культуре и является главным обстоятельством, которое  определяет низкую эффективность физического воспитания школьников в целом.  В  чем  это  проявляется?

    * уже упоминавшееся выше слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;

    * недостаточная нацеленность на создание условий,  когда  учебный  процесс  перерастает  в  процесс физического самосовершенствования;

    * слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентаций, убеждений и т.п. в области физической культуры;

    * зачастую откровенное, неприкрытое выхолащивание образовательного содержания, низведение роли урока до утилитарного средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.

Именно по этим причинам урок физической культуры оторвался от учебной жизни школы, фактически перестал быть общеобразовательным предметом, а следовательно, и основной формой физического воспитания, и превратился, по меткому замечанию Г.Н. Сатирова, в довесок, педагогическое значение которого трудно уловить и ученикам, и учителям-предметникам, и родителям. В этом и кроются истинные причины недооценки этого предмета, а иногда и откровенно пренебрежительное отношение к нему. Изменить положение может только наполнение урока таким содержанием, которое ни у кого не вызовет сомнений в том, что это действительно урок по общеобразовательной дисциплине. Если этого не произойдет, урок физической культуры будет по-прежнему смотреться чем-то совсем незначительным, второстепен ным в ряду не только других предметов, но и других форм физического воспитания. Ведь это всего 90 минут в неделю, в то время как целый ряд других форм характеризуется и значительно большими временными параметрами, и более значительными показателями объемов и интенсивности нагрузок.

Потребности организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляют не менее 12-16 ч в неделю. Просто механическое увеличение количества уроков само по себе не способно решить проблему их эффективности, так как вопрос заключается не столько в их количестве, сколько в том, как они используются, какова целенаправленность их основного содержания.

 Курьезно выглядят рассуждения о том, что "в реалиях двух уроков физкультуры в неделю", "целесообразнее всего сосредоточиться на тренинге, на физической подготовке, так проще". По этому поводу прежде всего следует заметить, что в значительной мере именно поиски подобной "простоты" как раз и завели всю нашу систему физического воспитания в тупик. Законы самой матушки Природы ну никак не позволяют добиться "в реалиях двух уроков" хоть сколько-нибудь существенного результата в деле физической подготовки детей. Об этом говорят и плачевные результаты реализации такого подхода на протяжении многих десятилетий в масштабе всей страны (что же еще может быть убедительнее?!), а также экспериментальные данные, свидетельствующие, что один урок физической культуры дает максимум 12 минут такой двигательной активности, которая хоть в какой-либо мере может повлиять на совершенствование физических кондиций детей. Ну а теперь представим, что же могут дать в этом плане 20-25 минут в неделю. Ровным счетом - ничего, так как о наличии какого бы то ни было кумулятивного эффекта (непременное условие результативности тренирующего воздействия) не может быть и речи.

Итог:  погоня за высокой моторной плотностью, тренирующим эффектом дает практически нулевой результат и не позволяет системно решать образовательные задачи, успешная реализация которых могла бы, в частности, способствовать подготовке детей к самостоятельному совершенствованию собственных физических кондиций в процессе, как самостоятельных занятий, так и других форм физического воспитания в школе и за ее пределами.

6.  Оздоровительная  направленность  уроков  должна  быть  ведущей.

        "Движение - жизнь",  с  этим  афоризмом,  думаю,  никто  не  поспорит.  Но здоровье детей зависит не только от уровня двигательной активности. В частности, отрицательное влияние на него оказывают нарушение гигиенических требований режима дня, учебного процесса, режима питания, его недостаточная калорийность, сложность учебных программ, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки и еще многое другое. Комплексное воздействие всех этих факторов,  способно напрочь перечеркнуть какие бы то ни было положительные влияния от использования средств физической культуры даже при условии идеальной постановки процесса физического воспитания в школе.

        Поэтому в определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры.

7.  Заключение

        Несколько  дней  осталось  до  начала  нового  учебного  года.  И  начиная  свой  16-й  год  педагогической  деятельности,  я  для  себя  задаю  вопрос,  каким  же  в  условиях  модернизации  образования  должен  быть  наш  урок – урок  физической  культуры?  Теоретически  ответить  на  этот  вопрос  нельзя.  На  него  мы  должны  ответить  все  вместе.  Поэтому  я  надеюсь.  Что  наше  понимание  важности,  нужности,  инновационной  направленности  урока  физической  культуры  поможет  выработать  новую  систему  по  физическому  воспитанию.  Иногда  маленькая  находка  учителя  на  самом  тривиальном  уроке  физической  культуры  стоит  больше,  чем  научная  теория.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Стаья по проблеме формирования физической культуры и культуры здоровья у школьников в период модернизации школы и образования в целом....

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Формирование культуры здорового образа жизни"

Материал выступления содержит сведения из опыта работы по формированию здорового образа жизни...

Проект по физической культуре "Физическая культура, как средство укрепления и сохранения здоровья школьников"

Материал показывает основные этапы проекта, что важно для творчески работающих учителей....

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...