«Изменение роли учителя физической культуры в соответствии с новой парадигмой образования»
презентация к уроку по физкультуре по теме

Подобная Галина Владимировна

На основе анализа ФГОС и новой парадигмы образования определяются новые требования к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры в видах учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Презентация57 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение роли учителя физической культуры в соответствии с новой парадигмой образования

           Виды учебной деятельности учителя

Требования к совершенствованию                    профессионального мастерства

 Выбор способов обучения (передача знаний, создание условий для активизации самостоятельной работы учащихся).

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников. Современные методы обучения многогранны и разнообразны. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность

учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и

осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические

методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные

методы, а также методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организации занятия, и как способ деятельности учащихся по решению определенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.

Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учащихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи.

Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного материала.

Проявить свои физические качества в разнообразных смоделированных видах двигательной деятельности, проявить свои творческие способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом позволяет игровой метод. Игра в системе физического воспитания используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

 Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться

 Применение форм обучения (классно-урочная, групповая, индивидуальная, проектно-исследовательская, дискуссии, тренинги и др.).

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, индивидуальные - из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов в форме тренировок и заданий.

Выбор методологии или подходов к обучению («зуновский», системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный).

Методологической основой ФГОС является системно-деятельный подход, который обеспечивает смену базовых парадигм. Формирует готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, построению образовательного процесса с индивидуально- возрастных психологических и физиологических особенностей учащихся. Задача учителя найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование и, как следствие, его стремление быть гармонически  развитой личностью. В этом и есть суть личностно – ориентированного подхода к учащимся на уроке физкультуры. А реализуем мы его через следующие методические приёмы:                                                                                                                                                                         - владение педагогом чувством педагогического такта, чувством меры в поведении и действиях, которые включают в себя уважение достоинства ученика, справедливость по отношению к нему, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями и коллегами по труду;                                                                                                                       - обладание чувством толерантности (терпимости), в основе которой лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно – ориентированного обучения. В современной школе есть хорошая база для воспитания в себе этого чувства -  наша многонациональность и социальная разнослойность;                                                                                                                                                                     - использование похвалы как средства поощрения (на основе знаний

 психологии).

Выбор системы отношений с обучающимися (субъект-объектные, субъект-субъектные).

Реализация системно-деятельного подхода требует от учителя на субъект-субъективные отношения между учителем и учеником. Учитель не должен «давить» на ученика, а обмениваться мнениями. Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

 Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;в центре внимания урока – дети. Умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

Планирование учебного процесса и разра-

ботка рабочих программ

Основные документы планирования по физической культуре являются:

Учебный план по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов

Государственная программа по физическому воспитанию

План-график учебного процесса на год.

Тематический план на учебную четверть.

План-конспект урока.

Рабочая программа  начинается с пояснительной запиской, где указываются цели и задачи учебной программы; ценностные ориентиры содержания учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане;

личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета; планируемые результаты; содержание  учебного предмета; тематическое планирование;

        перечень учебно-методического обеспечения;

учебники и пособия для реализации программы;

нормативы.

Использование современных образовательных технологий

Современные образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
 Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:
 – определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;
 – определение эффективности с помощью прикладных исследований;
– разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;
 – тиражирование и распространение программных средств.

 Здоровьесберегающие  технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Игровые технологии.

 Использование игровых технологий позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:

- обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана,

 - показать практическую значимость изучаемой темы,

-  побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

 Компьютерные технологии(ИКТ)

представление в удобном для изучения масштабе различных процессов  двигательных действий       ( циклические виды: бег, прыжки)

представление  и просмотр двигательного действия технического плана-

             техника выполнения акробатических упражнений(кувырки, «мост», стойки

            на голове, руках  и др.)

частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных пособий в предмете «Физическая культура»

использование компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия

   Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Формирование УУД в учебной и внеурочной деятельности

Формирование УУД в учебной и внеурочной деятельности. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

                           

                                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

Изменение роли преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с новой парадигмой образования

Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...

Доклад на тему: "Роль учителя физической культуры в обучении и воспитании учащихся"

доклад на тему: Роль учителя физической культуры в обучении и воспитании учащихся"...

"Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования"

Данный материал был подготовлен для выступления перед преподавателями ОБЖ....

Роль учителя физической культуры в повышении эффективности и качества обучения на основе новых подходов модернизации Российского образования

 Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным пот...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»

Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....

«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»

Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...