МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
рабочая программа по физкультуре (6 класс) на тему

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastolnyy_tennis_vybralidoc.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Районный Дом школьников Новооскольского района

Белгородской области»

                                                                                           

                                                                                   

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

На 3 года

Возраст воспитанников: 7-15 лет

                                                              Педагог дополнительного образования:

                                            Пупынин Евгений Иванович

Новый Оскол  2013 г. 

Пояснительная записка 

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана  на 3 года (306 часов) обучения детей в возрасте от 7 до 15 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

Основная цель данной программы – воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.

Исходя из основной цели, программа решает следующие задачи:

- содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;

- воспитание всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;

- воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;

- обучение технике и тактике настольного тенниса;

- развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.

Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису:

 1 год занятий – спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;

 2 год занятий -  учебно-тренировочный, соревновательный;

 3 год занятий –  тренировочный, соревновательный.

        На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся  школы-интерната, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа – привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.

На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.

На учебно-тренировочном и соревновательном этапах воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапов – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях, повышение уровня мастерства.

Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов

  1. Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
  2. Набивание мяча тыльной стороной ракетки.
  3. Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
  4.  Атакующие удары справа направо.
  5. Атакующие удары слева налево.
  6. Атакующие удары справа налево.
  7. Атакующие удары слева направо.
  8. Игра толчком.
  9. Отработка техники подачи.

Специальные упражнения техники настольного тенниса для третьего  этапа

  1. Игра накатами по диагонали.
  2. Игра накатами по линии.
  3. Подача накатом.
  4. Игра подрезками.
  5. Подача подрезками.
  6. Игра боковыми вращениями.

Общая направленность трехлетней подготовки теннисистов следующая:

- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;

- переход от общеподготовительных средств к наиболее специальным;

- увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по данной образовательной программе обучающиеся должны знать:

        - специальные термины настольного тенниса;

        - технику безопасности во время занятий;

        - правила игры в настольный теннис;

        - основы техники игры;

        - основы тактики игры.

Уметь:

        - выполнять подачи срезкой и накатом;

        - играть накатом справа и слева;

        - играть в разных направлениях;

        - выполнять приемы подач разных видов;

        - выполнять атакующие удары по диагонали, по линии;

        - играть на счет разученными ударами.

Учебный  план

п/п

Тема

Количество часов

1-й год

обучения

2-й год

обучения

3-й год

обучения

1.

Физическая культура и спорт в России

10

2.

Общая и специальная физическая подготовка

35

45

58

3.

Правила игры в настольный теннис

5

2

1

4.

Теоретическая подготовка

6

6

5.

Техническая подготовка

53

80

24

6.

Тактическая подготовка

39

66

93

7.

Сдача нормативов

2

2

2

8.

Участие в соревнованиях

6

20

9.

Игра с тренером

9

12

ИТОГО

144

216

216

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Физическая культура и спорт в России

10

10

1.1.

Состояние и развитие настольного тенниса в России

1

1

1.2.

Воспитание волевых качеств спортсмена

1

1

1.3.

Профилактика травм

2

2

1.4.

Специальные термины

1

1

1.5.

Основы тактики игры

2

2

1.6.

Основы техники игры

3

3

2.

Правила игры в настольный теннис

5

5

3.

Общая и специальная физическая подготовка

35

35

3.1.

Упражнения на быстроту и ловкость

16

16

3.1.

Упражнения на гибкость

4

4

3.2.

Силовые упражнения

5

5

3.3.

Упражнения на выносливость

10

10

4.

Техническая подготовка

53

53

4.1.

Упражнения с ракеткой и шариком

6

6

4.2.

Техника подачи толчком

6

6

4.3.

Игра толчком справа и слева

6

6

4.4.

Атакующие удары по диагонали

6

6

4.5.

Атакующие удары по линии

6

6

4.6.

Игра в защите

6

6

4.7.

Отработка ударов накатом

6

6

4.8.

Отработка ударов срезкой

6

6

4.9

Поочередные удары левой и правой стороной ракетки

5

5

5.

Тактическая подготовка

39

39

6.2.

Игра с тренером

6

6

6.3.

Выполнение подач разными ударами

5

5

6.3.

Игра в разных направлениях

5

5

6.4.

Игра на счет разученными ударами

16

16

6.5.

Игра с коротких и длинных мячей

3

3

6.6.

Групповые игры

4

4

6.

Сдача нормативов

2

2

ИТОГО

144

15

129

Содержание программы 1-го года обучения

1. Физическая культура и спорт в России

        Теория: Этапы развития игры в стране, ее популярность, изменение инвентаря, техника и тактика игры. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Воспитание волевых качеств спортсмена. Профилактика травм. Специальные термины.

2. Правила игры в настольный теннис

Теория: Стол. Комплект сетки. Мяч. Ракетка. Определения. Правильная подача. Правильный возврат. Порядок игры.

3. Общая и специальная физическая подготовка

Практика: Упражнения на быстроту и ловкость. Упражнения на гибкость. Силовые упражнения. Упражнения на выносливость.

4. Техническая подготовка 

Практика: Упражнения с ракеткой и шариком. Техника подачи толчком. Игра толчком справа и слева. Атакующие удары по диагонали.  Атакующие удары по линии. Игра в защите. Отработка ударов накатом. Отработка ударов срезкой. Поочередные удары левой и правой стороной ракетки.

5. Тактическая подготовка

Практика: Игра с тренером. Выполнение подач разными ударами. Игра в разных направлениях. Игра на счет разученными ударами. Игра с коротких и длинных мячей. Групповые игры. Отработка ударов накатом. Отработка ударов срезкой.

6. Сдача нормативов

Практика: Челночный бег 5×10м. Прыжки в длину с места. Бег на 60м на скорость. Кросс 500м.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1-го года обучения

1. Физическая культура и спорт в России

                     Теория: 10

                     Форма проведения занятия: учебное занятие, беседа

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный

                     Дидактический материал: фото и видеоматериалы

                     Форма подведения итогов: беседа, тестирование

2. Правила игры в настольный теннис

                     Теория: 5

                     Форма проведения занятия: учебное занятие, беседа

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный,  репродуктивный

                     Дидактический материал: фотоматериал, инструкция по ТБ, таблица правил игры в настольный теннис

                     Форма подведения итогов: беседа, тестирование

3. Общая и специальная физическая подготовки

           Практика:  35

                     Форма проведения занятия: практические занятия, беседа

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: таблица видов упражнений, инструкция по ТБ

          Форма подведения итогов: тестирование

4. Техническая подготовка

          Практика: 53

                    Форма проведения занятия: практические занятия, беседа

                    Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: схемы ударов, инструкция по ТБ

          Форма подведения итогов: зачетное занятие

5. Тактическая подготовка

          Практика: 39

          Форма проведения занятия: практические занятия

                    Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: схемы ударов, инструкция по ТБ

          Форма подведения итогов:  тестирование

6. Сдача нормативов

            Практика: 2

            Форма проведения занятия: практическое занятие

          Приемы и методы занятия: практический

          Форма подведения итогов: зачет

Учебно-тематический план  2-го года обучения

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка

6

6

1.1.

Профилактика травм

1

1

1.2.

Специальные термины

1

1

1.3.

Основы техники

2

2

1.4.

Основы тактики

2

2

2.

Правила игры в настольном теннисе

2

2

3.

Техническая подготовка

80

80

3.1.

Атакующие удары справа разной силы и направления

10

10

3.2.

Атакующие удары слева разной силы и направления

10

10

3.3.

Удары подставкой

8

8

3.4.

Удары срезкой справа

8

8

3.5.

Удары срезкой слева

8

8

3.6.

Удары накатом справа

10

10

3.7.

Удары накатом слева

10

10

3.8.

Чередование ударов различных стилей

16

16

4.

 Общая физическая подготовка

45

45

4.1.

Упражнения на быстроту и ловкость

16

16

4.2.

Упражнения на гибкость

5

5

4.3.

Силовые упражнения

7

7

4.4.

Упражнения на выносливость

7

7

4.5.

Специальные физические упражнения

10

10

5.

Тактическая подготовка

66

66

5.1.

Передвижение

4

4

5.2.

Комбинации

10

10

5.3.

Подача различными ударами

10

10

5.4.

Прием подачи

10

10

5.5.

Упражнения в парной игре

10

10

5.6.

Отработка игры в защите

10

10

5.7.

Переход от защиты к атаке

12

12

6.

Участие в соревнованиях

6

6

7.

Игра с тренером

9

9

8.

Сдача нормативов

2

2

ИТОГО

216

8

208

Содержание программы 2-го года обучения

1. Теоретическая подготовка

Теория: Профилактика травм. Специальные термины. Основы техники. Основы тактики.

2. Правила игры в настольном теннисе

Теория: Партия. Встреча. Выбор подачи, приема и сторон. Порядок подачи, приема и смены сторон. Нарушение порядка подачи, приема или смены сторон.

3. Техническая подготовка 

Практика: Атакующие удары справа разной силы и направления. Атакующие удары слева разной силы и направления. Удары подставкой. Удары срезкой справа. Удары накатом слева. Удары накатом справа. Чередование ударов различных стилей.

4. Общая физическая подготовка

Практика: Упражнения на быстроту и ловкость. Упражнения на гибкость. Силовые упражнения. Упражнения на выносливость. Специальные физические упражнения.

5. Тактическая подготовка 

Практика: Передвижение. Комбинации. Подача различными ударами. Прием подачи. Упражнения в парной игре. Отработка игры в защите. Отработка игры в защите. Переход от защиты к атаке.

6. Участие в соревнованиях

7. Игра с тренером

8. Сдача нормативов

Практика: Челночный бег 5×10м. Прыжки в длину с места. Бег на 60м на скорость. Кросс 500м.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 2-го года обучения

1. Теоретическая подготовка

             Теория: 6

                     Форма проведения занятия: учебное занятие, беседа

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный

                     Дидактический материал: инструкция по ТБ

                     Форма подведения итогов: беседа, тестирование

2. Правила игры в настольный теннис

                     Теория: 2

                     Форма проведения занятия: учебное занятие

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный

                     Дидактический материал: фотоматериал, инструкция по ТБ, таблица правил игры в настольный теннис

                     Форма подведения итогов: беседа

3. Техническая подготовка

             Практика: 80

Форма проведения занятия: практические занятия                               Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный

                     Дидактический материал: фотоматериал, инструкция по ТБ, таблица правил игры в настольный теннис

                     Форма подведения итогов: контрольное занятие

4. Общая физическая подготовка

                     Практика:  45

                     Форма проведения занятия: практические занятия

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: таблица видов упражнений, инструкция по ТБ

          Форма подведения итогов: тестирование

5. Тактическая подготовка

           Практика:  66

                     Форма проведения занятия: практические занятия

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный,   репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: таблица видов упражнений, инструкция по   ТБ

           Форма подведения итогов: зачетное занятие

  1. Участие в соревнованиях

             Практика:  6

                     Форма проведения занятия: практические занятия

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный,   репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: инструкция по   ТБ

           Форма подведения итогов: соревнование

7.  Игра с тренером

            Практика: 9

            Форма проведения занятия: практические занятия

          Приемы и методы занятия: практический

          Форма подведения итогов: контрольное занятие

8. Сдача нормативов

            Практика: 2

            Форма проведения занятия: практическое занятие

          Приемы и методы занятия: практический

          Форма подведения итогов: зачет

Учебно-тематический план  3-го года обучения

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка

6

6

1.1.

Профилактика травм

1

1

1.1.

Воспитание волевых качеств

2

2

1.2.

Основы тактики игры

2

2

1.3.

Основы техники игры

1

1

2.

Правила игры в настольный теннис

1

1

3.

Техническая подготовка

24

24

3.1.

Подача срезкой

6

6

3.2.

Подача накатом

6

6

3.3.

Подача боковым вращением

6

6

3.4.

Техника приема подач разных видов

6

6

3.5.

Техника выполнения ударов по высокому мячу

5

5

4.

Тактическая подготовка

93

93

3.5.

Тактика быстрой атаки после подачи

10

10

3.6.

Тактика атаки после толчка

10

10

3.7.

Тактика атаки после подрезки

10

10

3.8.

Тактика атаки после наката

10

10

3.9.

Контроль игры срезками

10

10

3.10.

Тренировочные игры

29

29

3.11.

Игра с тренером

14

14

5.

Общая и специальная физическая подготовка

58

58

6.

Участие в соревнованиях

20

20

7.

Игра с тренером

12

12

8.

Сдача нормативов

2

2

ИТОГО

216

7

209

Содержание программы 3-го года обучения

        

1. Теоретическая подготовка 

Теория: Профилактика травм. Воспитание волевых качеств. Основы тактики игры. Основы техники игры.

2. Правила игры в настольный теннис

Теория: Виды соревнований. Участники соревнований.

3. Техническая подготовка

Практика: Подача срезкой. Подача накатом. Подача боковым вращением. Техника приема подач разных видов. Техника выполнения ударов по высокому мячу.

4. Тактическая подготовка

Практика: Тактика быстрой атаки после подачи. Тактика атаки после толчка. Тактика атаки после подрезки. Тактика атаки после наката. Контроль игры срезками. Тренировочные игры. Игра с тренером.  

5. Общая и специальная физическая подготовка

Практика: Упражнения на быстроту и ловкость. Упражнения на гибкость. Силовые упражнения. Упражнения на выносливость. Специальные физические упражнения.

6. Участие в соревнованиях

7. Игра с тренером

8. Сдача нормативов

Практика: Челночный бег 5×10м. Прыжки в длину с места. Бег на 60м на скорость. Кросс 500м.

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 3-го года обучения

1. Теоретическая подготовка

           Теория: 6

             Форма проведения занятия: учебное занятие, беседа

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный

                     Дидактический материал: инструкция по ТБ

                     Форма подведения итогов: беседа, тестирование

2. Правила игры в настольный теннис

  Теория: 1

                    Форма проведения занятия: учебное занятие

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный

                     Дидактический материал: фотоматериал, инструкция по ТБ

                     Форма подведения итогов: беседа

3. Техническая подготовка

             Практика: 24

Форма проведения занятия: практические занятия                               Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный, репродуктивный

                     Дидактический материал: фото и видеоматериалы, инструкция по ТБ

                     Форма подведения итогов: тестирование, наблюдение

4. Тактическая подготовка

Практика: 93

Форма проведения занятия: практические занятия                               Приемы и методы занятия: демонстрационный, практический

                     Дидактический материал: видеоматериал, инструкция по ТБ

                     Форма подведения итогов:  наблюдение

5. Общая и специальная физическая подготовка

Практика: 58

Форма проведения занятия: практические занятия                               Приемы и методы занятия: демонстрационный, репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: видеоматериал, инструкция по ТБ

           Форма подведения итогов:  наблюдение, зачетное занятие

  1. Участие в соревнованиях

             Практика:  20

                     Форма проведения занятия: практические занятия

                     Приемы и методы занятия: словесный, демонстрационный,   репродуктивный, практический

                     Дидактический материал: инструкция по   ТБ

           Форма подведения итогов: соревнование

7.  Игра с тренером

            Практика: 12

            Форма проведения занятия: практические занятия

          Приемы и методы занятия: практический

          Форма подведения итогов: контрольное занятие

8. Сдача нормативов

            Практика: 2

            Форма проведения занятия: практическое занятие

          Приемы и методы занятия: практический

          Форма подведения итогов: зачет

         

Литература

 

  1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004

  1. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982

  1. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979

  1. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990

  1. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000

  1. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 1995

        

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

образовательной программы дополнительного образования детей

Направленность: физкультурно-спортивная

Вид образовательной деятельности:  спортивная деятельность

Название программы: «Настольный теннис»

Сведения об авторе: Пупынин Евгений Иванович – педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения «Районный Дом школьников Новооскольского района Белгородской области», учитель физкультуры школы-интерната 8-го вида

        Данная образовательная программа разработана на основе типовой программы Барчукова Г.В., Воробьёв В.А., Матыцин О.В. Настольный теннис. - М.: Советский спорт, 2004

Контактный телефон: 8 (47233) 4-49-31

Аннотация программы

1.  Возраст детей: 7-15 лет

2. Сроки реализации программы: 3 года

3. Цель программы: воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.

Задачи:

- содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;

- воспитание всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;

         - воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;

- обучение технике и тактике настольного тенниса;

- развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по данной образовательной программе обучающиеся должны знать:

        - специальные термины настольного тенниса;

        - технику безопасности во время занятий;

        - правила игры в настольный теннис;

        - основы техники игры;

        - основы тактики игры.

Уметь:

        - выполнять подачи срезкой и накатом;

        - играть накатом справа и слева;

        - играть в разных направлениях;

        - выполнять приемы подач разных видов;

        - выполнять атакующие удары по диагонали, по линии;

        - играть на счет разученными ударами.

        

4. Кадровое обеспечение программы: Пупынин Евгений Иванович – педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения «Районный Дом школьников Новооскольского района Белгородской области», учитель физкультуры школы-интерната 8-го вида.

5. Год разработки: 2009

 

Перечень методических приложений к программе: фото и видеоматериалы, аудиозаписи, инструкции по технике безопасности, тестовые задания, обучающие таблицы.

 

Статус программы:  модифицированная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки

                  Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными док...

Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"

Дполнительная образовательная программа "Настольный теннис" может быть использована для работы с детьми во внеурочное время в рамках работы школьного спортивного клуба....

Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"

Программа предназначена для обучения учащихся детского объединения учреждений дополнительного образования детей....

Образовательная программа «Настольный теннис»

Образовательная программа «Настольный теннис»...

Образовательная программа настольный теннис

Образовательная программа настольный теннис...

Модифицированная программа "Настольный теннис"

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учрежден...