«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
проект по физкультуре на тему

Сусоев Антон Геннадьевич

Педагогический эксперимент по освоению и внедрению СОТ на уроках физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_susoeva_antona_gennadevicha.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем физической культуры

Сусоевым Антоном Геннадьевичем,

в МБУ СОШ №13 г.о.Тольятти.

Тема: «Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)

Введение

Построить эффективный образовательный процесс возможно лишь при условии осознанного выбора и применения современной теории обучения и воспитания, что подразумевает развитие яркой, активной, творческой личности ученика, способного быть субъектом собственной жизнедеятельности, стремящегося к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и самореализации.

Актуальность проведенного исследования определяется несоответствием между высокой социальной значимостью позитивной Я-концепции для полноценного развития личности и низким уровнем ее развития у большинства учащихся подросткового возраста.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы определить, как педагогическая культура учителя влияет на формирование положительной Я-концепции школьника.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  • идентифицировать место и значение Я-концепции в рамках формирования активной жизненной позиции молодежи;
  • определить роль личности учителя в формировании положительной Я-концепции ученика;
  • обозначить воспитательные и дидактические средства, которые обеспечили бы успешную реализацию Я-концепции в процессе обучения физической культуре.

Место и значение Я-концепции  в рамках формирования активной жизненной позиции молодёжи.

В психолого-педагогических науках принята исходная дидактическая аксиома, которая состоит в том, что без собственной активности учащихся обучение утрачивает свою основную миссию – становление интеллектуально самодостаточной личности. В практике обучения и теоретических исследованиях постоянно идет поиск путей интенсификации обучения. К наиболее интересным находкам в этой области традиционно относятся следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, развивающая, игровая, информационно-коммуникативная.

Коммуникативное окружение современного школьника мотивирует его обращаться к нетрадиционным, информационно насыщенным способам и средствам получения знаний. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося в том случае, если сам учащийся вовлечен в их конструирование. С другой стороны, преподавателю средней школы приходится конкурировать с передовыми технологиями не только в процессе подачи информации, но и в её качестве. Поскольку сами учащиеся не всегда обладают достаточным интеллектуальным и эмоциональным опытом для того, чтобы определить объем учебного материала, его качество и необходимость для изучения, профессиональной обязанностью современного учителя является создание максимально благоприятных условий как для оптимального восприятия потока информации, так и для формирования личности учащегося, способной ориентироваться в потоке информации и правильно её оценивать. Именно этому способствует формирование положительной Я-концепции ученика.

Я-концепция (Я-образ, Образ ”Я”) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Они делятся на реальные – каким человек кажется себе в действительности; идеальные – каким он стремится стать, то, к чему стремится; зеркальные – то, что думают о нем другие, что заставляет страдать и радоваться; фантастические – кем бы хотел быть.

При этом, Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также собственное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. Анализ некоторых исследований показал, что самооценка может возрастать. (”В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт”).

Мы представляем другим наш Я-образ и самооценку через различные выполняемые нами роли; мы определяем их нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Каждый из нас ежедневно исполняет множество ролей, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.                    

Иными словами, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности.

К сожалению, большинство учащихся не готовы осознать собственные личностные качества. Как правило, дети ограничиваются лишь физическим аспектом. У них отсутствует адекватная самооценка, не сформирован целостный Я-образ. Чаще всего, учащиеся не умеют осуществлять рефлексивную, самооценочную деятельность, испытывая сложности с целеполаганием, выбором и анализом собственных сущностных состояний и самоопределением в личностно-значимых ситуациях.

Несмотря на ведущую роль Я-концепции в становлении социально зрелой личности, при традиционном подходе к обучению происходит опосредованное воздействие учителя на учащихся. В силу объективных условий игнорируются Я-концепции участников образовательного процесса. Личность ученика остается за пределами внимания учителя, направляющего свои усилия на решение проблем функционального характера (формирование знаний, умение их применять, познавательный интерес, активность). В этой связи возрастает необходимость качественно нового подхода к обучению – особое значение приобретает мотивационная направленность.

Учебная деятельность школьников сопровождается широким спектром мотивов: от широких социальных до узколичностных. Однако каждая из групп мотивов по-разному влияет на эффективность учебной деятельности. В максимальной степени ее успех определяют познавательные интересы.

В области познавательных интересов прослеживаются достаточно яркие различия. Важный аспект познавательной мотивации - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Развитие у ребенка мотивов, адекватных структуре учебной деятельности, означает, что он получает моральное удовлетворение от того, что узнал что- то новое, чему-то научился. Яркие эмоциональные переживания по поводу успехов, достигнутых в процессе познавательной деятельности, создают основу для формирования устойчивой самооценки.

Роль личности учителя в формировании положительной Я-концепции ученика

Одним из ведущих мотивов, влияющих на эффективность учебной деятельности, является личность учителя. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя.

Каким же быть учителю физической культуры?

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Проблему создания условий для становления и самореализации ребенка, в том числе и как члена общества, призван решить личностно-ориентированный подход. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь – через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Средства и методы, обеспечивающие успешную реализацию                    Я-концепции в процессе обучения физической культуре

Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя.

В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями (о чем свидетельствуют новации последних лет: введение единого государственного экзамена, принятие образовательных стандартов, обсуждение основных тенденций модернизации).

Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций – обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и воспитания детей. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объектов критериев сущностных характеристик педагога. Оценка педагогической деятельности должна быть комплексной (разные источники информации), прежде всего должна использоваться в целях совершенствования и развития творческого потенциала преподавателя, его физического и нравственного здоровья.

На основе общей диагностической карты учителя, разработанной группой исследователей РГПУ, Е.В. Бондаревской, Т.Ф. Белоусовой, мною была составлена диагностическая карта для изучения самооценки профессиональных знаний и умений. Эта карта составлена с учетом перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями.

В результате самодиагностики и на опыте педагогической деятельности функции работы учителя физической культуры проявляются во взаимосвязи друг с другом и во взаимообусловленности, формируется индивидуальный стиль работы, индивидуальный стиль общения, т. е. излюбленная система приобретенных в работе методов и приемов, которые характеризуют особенности педагогической деятельности.

Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения (условия):

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;

– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;

– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;

– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений) учеников;

– «крупные блоки», которые позволяют усвоить главные сущности понятия, связи, овладеть методами физического воспитания;

– «самоанализ», сотрудничество с родителями, культурная идентификация через народную подвижную игру.

Ответственный и творческий труд учителя – это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.

Учитель должен чувствовать, с кем он общается, и соответственно вносить коррективы в манеру своего общения.

Профессионально значимыми компонентами педагогической культуры учителя считаю:

– организацию процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;

– проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры.

- правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;

– проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

– безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;

– осуществление управления процессом физического воспитания в школе;

– изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;

– изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;

– проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;

– технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях.

-  эффективное использование в педагогической работе метода личного

показа учащимся двигательных действий;

– выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Внедрение принципа, что личность учителя оказывает положительное воздействие на успешную реализацию Я-концепции в процессе обучения физической культуре, позволило мне достичь определённых результатов:

  • несмотря на то, что МБУ СОШ №13, в которой я работаю, является школой с углубленным изучением отдельных предметов (в основном эстетических) и имеет только 30%  здоровых учащихся, положительная установка на принцип «Главное – участие, а главный результат - здоровье»  позволяет достойно участвовать ученикам в городских соревнованиях (например, в городском соревновании «Самый сильный школьник»);
  • мои ученики становились победителями городских проектов по здоровьесбережению (например, проект «Развенчивая мифы» на городском конкурсе проектов «Мы выбираем здоровье»);
  • мои воспитанники входят в сборную школы по волейболу.

Таким образом, можно сделать вывод, что культура учителя – это важная составляющая формирования положительной Я-концепции ученика. Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя.

Приложение № 1 – Диагностическая карта для изучения самооценки профессиональных знаний и умений.

Приложение № 2 – Ученический проект по физической культуре «Развенчивая мифы»

                                                                                           Приложение №1

Диагностическая карта для изучения самооценки профессиональных знаний и умений.

балл “5” – ставится, если знания и умения проявляются постоянно, типичны для данной личности, имеют высокий уровень развития, используются при решении учебных и практических задач;

балл “4” – если знания и умения проявляются постоянно, но не всегда применяются при решении задач;

балл “3” – если знания и умения достигают минимально необходимого уровня, представляют собой систему;

балл “2” – если знания и умения выражены слабо;

балл “1” – если знания и умения отсутствуют.

Профессиональные знания

(мастерство учителя)

Шкала оценок

Методологические знания – знания общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей, социализации обучения и воспитания

Теоретические знания – знания целей, принципов, содержание методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личностно-ориентированного образования

Методические знания – знания основ методики обучения и воспитания

Технологические знания – знания способов и приемов обучения и воспитания        

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

Профессиональные умения

Конструктивная функция (организация учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы)

Учебная работа:

– умение создать сетку часов;

– умение создать план распределения программного материала на учебный год (планирование по классам)

Физкультурно-оздоровительная работа:

– умение составить план физкультурных мероприятий в режиме дня

Спортивно-массовая работа:

– умение составлять планирование работы школьного коллектива;

– умение составлять планирование занятий в спортивных секциях, соревнованиях;

– умение планировать годовой процесс физического воспитания;

– владение техническими приемами основных видов спорта;

– создание современной физкультурно-спортивной базы

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

 

5 4 3 2 1

 

5 4 3 2 1

Коммуникативная функция

Установление правильных контактов с учениками, родителями, администрацией школы

Правильно выявить реальную педагогическую ситуацию

Своевременно определить возможности и успехи учеников в выполнении физических упражнений

Выявить удовлетворенность занятиями и на основе этой информации конструктировать последующие занятия

Установить личные связи между учителем и активом учеников

Контакты с советом коллектива физической культуры и его комиссиями, судьями        

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

Организаторская функция

Претворение в жизнь проектов, разработанных учителем

Выполнение намеченных планов в процессе практической работы

Уметь уточнять планы, конкретизировать, приводить в большее соответствие с подготовленностью учеников

Использование педагогических методов, адекватных данной ситуации

Организация самостоятельных занятий физической культурой и спортом учащимися

Применение ТСО во время передачи информации

        

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

Познавательная деятельность

Умение изучать учащихся по данным медицинских осмотров

Умение изучать учащихся по результатам антропометрии

Умение выделять степень развития физических качеств (по материалам тестирования)

Умение выявить уровень технического владения движениями

Знание закономерностей процесса физического воспитания (физических упражнений, методов обучения и воспитания)

Изучение современной педагогической литературы, положительного опыта работы коллег-учителей и использование его в личной педагогической деятельности

Использование компьютера

Подготовка к учебно-воспитательному процессу, соревнованиям, отчетам

Обработка результатов мониторинга физической подготовленности детей        

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

Список литературы

1. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.

2. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.

4. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.: ЮНИТИ, 2005. 1. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.

5.http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/kakim-bytuchitelyu-fizkultury

6. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1216

7. http://shkola-ershov.narod.ru/uchitel_goda.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Статья «Дифференцированный подход к организации уроков физической культуры с учащимися отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам»

Цель работы: Охарактеризовать основные медицинские группы. Определить условия распределения учащихся по соответствующим медицинским группам. Определить основные задачи физического воспитания учащихся,...

Выступление на ШМО на тему: «Использование личностно-ориентированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры».

Ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жиз...

Статья "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры".

В статье рассматривается совершенствование уроков физической культуры и повышение его эффективности....