Методическая разработка раздела программы «Лыжная подготовка»
методическая разработка по физкультуре (8 класс) на тему

Спиридонова Ирина Юрьевна

Одним из важнейших условий развития полноценной здоровой личности является постоянная поддержка организма человека в хорошей физической форме на протяжении всей жизни и формирование восприятия занятий спортом, как неотъемлемой части быта, как общепринятую норму и вполне обыденное занятие. В процессе формирования такого мировоззрения возникает вопрос каким видом спорта и когда следует заниматься, на него и следует сформулировать ответ учителю физической культуры в ходе формирования соответствующего отношения у детей к спорту на своих занятиях. Одним из самых не простых видов спортивной и физической подготовки является занятие лыжным спортом или в данном случае лыжной подготовкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spiridonova_i.yu_._lyzhnaya_podgotovka.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, по делам молодежи и спорта администрации

 Сеченовского муниципального района.

Управление образования, по делам молодежи и спорта

администрации  Сеченовского муниципального района

Методическая разработка раздела программы

«Лыжная подготовка»

Работу выполнила:

Учитель МБОУ Липовской ООШ

Спиридонова Ирина Юрьевна

I квалификационная категория

Сеченово

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Введение        

2.        Цели и задачи раздела разработки программы «лыжная подготовка»        

3.        Психолого-педагогические объяснения        

4.        Ожидаемые результаты        

5.        Особенности используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся        

6.        Результаты применения разработки раздела программы на обучающихся 8-9-х классов Липовской ООШ        

8.        Разработка урока физкультуры в 8 классе по теме «Обучение коньковому ходу» раздела программы «лыжная подготовка»        

Литература        

Приложение 1        

Приложение 2        


  1. Введение

Одним из важнейших условий развития полноценной здоровой личности является постоянная поддержка организма человека в хорошей физической форме на протяжении всей жизни и формирование восприятия занятий спортом, как неотъемлемой части быта, как общепринятую норму и вполне обыденное занятие. В процессе формирования такого мировоззрения возникает вопрос каким видом спорта и когда следует заниматься, на него и следует сформулировать ответ учителю физической культуры в ходе формирования соответствующего отношения у детей к спорту на своих занятиях. Одним из самых не простых видов спортивной и физической подготовки является занятие лыжным спортом или в данном случае лыжной подготовкой.

        Данная методическая разработка составлена на основе примерной программы по физкультуре «комплексная программа физического воспитания 1-11 классы» // В.И. Лях, А.А. Зданевич, - М:, «Просвещение», 2010. В ходе выбора раздела программы для разработки мной была проанализирована значимость данного раздела для детей и его роль на экзамене по выбору. Так как в ходе экзамена практическую подготовку проверить не возможно в виду того, что экзамен проходит в теплое время года, то большой упор делается на теоретические знания детей и умение правильно распределять нагрузку на организм. Раздел «лыжная подготовка» действительно очень не прост в освоении, так как не всегда позволяет погода провести практические занятия, да и по примерной программе на него уделяется 12 часов, так же как и практически на все остальные разделы. Лыжная подготовка - это действительно необходимый и важный раздел в физической культуре, так как на нем формируются и волевые и физические качества личности, которые так важны не только при изучении других разделов программы, но и при становлении характера ребенка.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Именно это и взято за основу моей разработки раздела программы.

В настоящее время, следует признать, что происходить интенсивное снижение интереса обучающихся к занятию лыжной подготовкой, свидетельством этому является ухудшение результатов, достигнутых детьми на соревнованиях и в оценочной системе обучения. Одной из причин этого является однообразие урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами весь урок, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые нужно в начале урока получить, а по окончанию занятия, очистить от снега и аккуратно сдать. Плюс отсутствие душа, все это формирует стойкое отвращение к лыжной подготовке. Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учит, начиная с младшего школьного возраста. Для того что бы переломить сложившуюся ситуацию необходимо применять новые средства и способы обучения, изменять методику преподавания, строить занятия кардинально новым образом, однако не нарушать требований нормативных документов, на основе которых строится процесс обучения, именно это я и стараюсь сделать в своей работе.

Как нам известно, раздел «лыжная подготовка» изучается во всех классах, начиная с начальной школы и выполнить одну методическую разработку для всех классов, так сказать универсальную, просто не реально, так как она будет абсолютно не эффективна, ведь в разном возрасте у детей различное физическое и психологическое развитие, на которое и следует опираться при разработке уже конкретных рабочих программ по классам и уроков по лыжной подготовке. Поэтому моя разработка предназначена для наиболее близкого друг к другу контингента детей, а именно 8-9 классов. Основываясь на вышеизложенном следует, что тема методической разработки раздела программы по физкультуре «лыжная подготовка» является актуальной.


  1. Цели и задачи раздела разработки программы «лыжная подготовка»

В ходе разработки раздела мной учитывалось, то что тот же самый раздел уже изучался детьми на всем протяжении обучения в школе каждый год, и программа построена концентрическим способом, что указывает на повышение результатов, которое следует улучшить, по каждой теме раздела с каждым годом и увеличить физическую нагрузку по уже известным обучающимся упражнениям. Исходя из этого, следует обозначить определенный круг целей и задач удовлетворяющих не только разделу «лыжная подготовка» в 8-9 классах, но и не противоречащих задачам прошлых лет. Следовательно, для комплексного овладения знаниями и умениями, предусмотренными базисным учебным планом, по разделу «Лыжная подготовка» необходимо достижение следующей цели: 

Научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах в комплексе с формированием у них устойчивых мотивов и потребностей в занятии спортом и правильном отношении к своему здоровью с использованием элементов лыжной подготовки в процессе обучения.

Однако, достижение данной цели невозможно без выполнения следующих задач раздела:

Образовательные:

  • Научить технике передвижения на лыжах: лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты;
  • Овладение техникой выполнения упражнений в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности с использованием лыж;
  • Научить обучающихся правильно распределять силы и возможности в ходе преодоления длинных дистанций.

Развивающие:

  • Развивать физическую подготовку, основные качества спортсменов и способности передвижения на лыжах различными способами;
  • Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах) и теоретическому познанию физической культуры;
  • Развивать выносливость при движении на лыжах на длинных дистанциях;
  • Развивать скоростные качества обучающихся во время движения на лыжах на различных дистанциях.

Воспитательные:

  • Воспитывать гармонично развитую во всех направлениях личность;
  • Воспитывать ответственность за личные вещи и школьный инвентарь;
  • Воспитывать ответственность за оздоровление своего организма (пребывание на свежем воздухе – закаливание)

  1. Психолого-педагогические объяснения

Данная методическая разработка рассчитана на детей подросткового возраста, именно в нем находятся дети 8-9 класса, поэтому необходимо помнить о всех психологических и физических особенностях при изучении лыжной подготовки, влияющих на усвоение учебного материала детьми. Итак, рассмотрим основные показатели которые оказывают положительное и отрицательное влияние на усвоение изучаемого материала.

Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей  предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов, на этом и нужно сделать акцент при изучении теоретического материала и разбора методик выполнения физических упражнений на лыжах, необходимо донести до сознания детей, то что без теоретических знаний не возможно овладеть в совершенстве лыжной подготовкой и использовать ее в дальнейшем, как один из видов закаливания и оздоровления. Период 11-15 лет характеризуется формированием избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Данный вид мышления позволяет детям делать логические выводы и выполнять задания во время занятий на основе аналогии с уже выполненными.

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов: произвольность, способность к само регуляции и рефлексии, которые помогают анализировать основные ошибки возникающие при изучении раздела, как теоретические так и практические. Именно основываясь на психологических особенностях обучающихся автор учебника предлагает именно такой вариант изложения материала, а именно сведения о лыжной подготовке в учебнике и для 8 и для 9 класса расположены последовательно в одной теме, в отличии от учебника 5-6 классов. Опираясь на психологические особенности детей подросткового возраста на своих занятиях я предлагаю детям прочитать все содержание учебника, не зависимо от класса обучения, применяя принцип опережающего обучения. В силу своего возраста и формирования новых свойств психики, обучающиеся могут прочитать, обобщить, сравнить или проанализировать предложенный материал. 

Так как ведущей деятельностью учащихся 8-9 классов является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Именно на это свойство я и опираюсь при проведении практических занятий на скорость, выносливость, взаимопомощь. Как показывают опросы, проведенные анонимно среди обучающихся 8-9 классов нашей школы, они ходят учиться, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».

Таким образом, подростковый возраст характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Семья на данном возрастном этапе играет не мало важную роль, поэтому следует на этом акцентировать внимание как можно чаще. К примеру, традиционной практикой для нашей школы стало проведение лыжных соревнований совместно с родителями, которые на своем примере показывают детям, что заниматься лыжами это интересно. Данные соревнования принимают скорее вид совместных дней здоровья, включающих в себя: спортивные игры на лыжах, лыжную эстафету, лыжную гонку и прочие варианты конкурсов, насыщенных элементами лыжной подготовки в ходящих в учебный материал 8-9 классов, однако не всегда родителям и детям об этом говориться прямо.

Что касается готовности учащихся данных возрастных категорий к изучению материала раздела, то безусловно обучающиеся готовы к этому. Во-первых, на это указывают выше перечисленные психологические и анатомические особенности, как младшего школьного возраста, на который приходится как раз на начало изучения раздела, так и подросткового возраста. Во-вторых, анатомическое взросление организма, которое должно сопровождаться непосредственными нагрузками, формирующими правильное становление осанки и развитие всех систем организма.


  1. Ожидаемые результаты

В ходе обучения по разработанной мной методике, обучающиеся должны овладеть не только знаниями, умениями и навыками, требуемыми программой основного общего образования, но и осознать необходимость соблюдения здорового образа жизни. Так как разработка рассчитана на 8-9 классы, то и требования, предъявляемые к детям, по усвоению изучаемого материала, так же неотъемлемо связаны друг с другом по годам обучения. По окончанию апробации разработанной методики преподавания лыжной подготовки ребята должны достичь следующих результатов:

Знать/ понимать:

- Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

-Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

-Требования безопасности на занятиях физической культурой;

-Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

-Технику выполнения: одновременно одношажного, конькового, попеременно четырехшажного ходов;

-Технику перехода с попеременных ходов на одновременный;

-Методику распределения усилий во время прохождения дистанций 4,5 – 5 км;

-Правила игр с использованием лыж и знаний лыжной подготовки;

Уметь: 

-Планировать и проводить занятия физическими упражнениями различной целевой направленности самостоятельно в не учебное время;

-Выполнять индивидуально подобранные комбинации элементов лыжной подготовки;

-Преодолевать дистанции в лыжной гонке с использованием разнообразных способов передвижения;

-Выполнять приемы самостраховки, самообслуживания при передвижениях на лыжах и уходу за ними;

-Выполнять комплексы упражнений лыжной подготовки, как индивидуальные, так и групповые;

-Выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в лыжном спорте;

-Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия по лыжной подготовки в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

-Выполнять простейшие приемы самомассажа, на случай получения ушибов на практических занятиях;

-Оказывать первую медицинскую помощь при травмах на природе;

-Выполнять требования лыжной подготовки, определяемые экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;

Однако, говоря о результатах изучения раздела программы по лыжной подготовке нужно рассматривать не только окончательный результат, но и промежуточные результаты, так как данная разработка рассчитана на   обучение на протяжении в 8-9 классах. Поэтому, произведем анализ знаний и умений, приобретаемых учащимися в процессе обучения в обоих классах.

В разделе «лыжная подготовка» в этих классах предусмотрен большой объем учебного материала, как теоретического, так и практического. Если 5-7 классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода, то коньковый ход и переходы между ходами изучаются и совершенствуются в 8-9 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что в свою очередь существенно влияет на длину скользящего шага, поэтому необходимо производить комплексный анализ за 8 класс, для получения достоверных сведений. По окончанию 8 класса отталкивание ногой должно быть направленно вперед-вверх, в момент его окончания голень- бедро-туловище составляют прямую линию, именно это должно являться промежуточным результатом.

В ходе изучения раздела «лыжная подготовка» юноши и девушки все чаще задают себе вопрос: зачем, для чего необходимы те или иные упражнения, задания, нужны ли они для будущей жизни, профессии, специальности? Поэтому на одно из важных мест системе педагогических воздействий учителя физической культуры должны выйти убеждение, разъяснение необходимости тренировочной направленности уроков лыжной подготовки и социально обоснованная требовательность к учащимся. По окончанию изучения раздела именно это и ожидается от обучающихся по разработанной методике.

Кроме выше изложенного ожидается, что у детей и их родителей сформируется единство взглядов, требований школы и семьи, учителей и родителей на лыжную подготовку, необходимость занятий спортом в школе и быту. Для этого необходимо выступать с разъяснениями и сообщениями на родительских собраниях. Настойчивая пропагандистская работа учителя может принести успех в деле внедрения физических упражнений в быт школьников.


  1. Особенности используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Уроки лыжной подготовки в 8-9 классах должны отличаются прежде всего тренировочной направленностью. Чтобы успешно подготовиться к сдаче учебных нормативов, обучающимся необходимо на учебной лыжне выполнить достаточно большой объем тренировочной работы, в основном переменной интенсивности. Об этом красноречиво свидетельствуют учебные нормативы. Поэтому следует большое внимание уделить практической деятельности, однако не всегда получается провести планируемое количество занятий на свежем воздухе, что связано с изменениями погоды. В разработанной мной методике практические занятия по лыжной подготовке проводятся мной даже в спортзале. На занятиях такого вида детям предлагается например изучение переменно четырехшажного хода. При изучении переменно четырехшажного хода учащиеся располагаются в шеренге по длине зала на линии флажков. В зависимости от количества присутствующих они могут разделиться на группы. При этом следует применять фронтальный метод организации урока.
Занятия начинаются с разминки. Она включает ходьбу и бег. Во время ходьбы необходимо выполнить ряд упражнений, направленных на группы мышц, задействованные в том или ином движении лыжника. Бег и ходьба с выполнением упражнений чередуются несколько раз.
Обучение попеременному четырехшажному ходу через имитацию начинается с создания у учащихся общего представления о нем. Прежде всего, необходимо объяснить, для чего изучается и где применяется данный вид лыжного хода, затем осуществить показ хода в целом и предложить выполнить его учащимся.

Естественно, дети не смогут воспроизвести его правильно с первого раза. На этом этапе обучения необходимо разделить ход на отдельные движения и приступить к обучению.

При проведении урока в зале применяется групповой метод организации учащихся на уроке. Класс делится на четыре группы, которые располагаются следующим образом:

Первая группа занимается имитацией лыжных ходов.

Вторая группа занимается имитацией лыжных ходов с резиновыми эспандерами, выполняя следующие упражнения:

1. И.п. – поза лыжника. Петли эспандеров надеть на кисти рук, как петли лыжных палок. Имитация работы рук при попеременном двухшажном ходе.
2. И.п. – поза лыжника. Имитация попеременного двухшажного хода на месте.
3. И.п. – поза лыжника. Имитация одновременного бесшажного хода.
4. И.п. – поза лыжника. Имитация одновременного одношажного хода на месте.

Имитация лыжных ходов с эспандерами позволяет не только отрабатывать технику лыжных ходов, но и совершенствовать силовую подготовку. Допускаемые при этом ошибки и методика их исправления описана выше.

При изучении раздела и предмета в целом основной целью учителя должно быть умение, привлекая конкретные примеры из жизни, из школьной практики, показать степень здоровья, силы, жизнестойкости и красоты физически тренированного человека и, наоборот, нездоровья и слабости людей, не занимавшихся и не занимающихся физическими упражнениями. Наглядное и яркое, физиологически обоснованное разъяснение педагога имеет огромное значение для воспитания социально значимых мотивов тренировочной работы. В зависимости от характера сообщений делать их нужно или всему классу, или отдельно юношам и девушкам.

Что касается выполнения тренировочных заданий на учебной лыжне нужно обязательно уже с VII класса делить занимающихся на группы по полу, так как вполне объяснима их стеснительность. Если на уроке даются разнонаправленные нагрузки, то километраж скоростной работы умножается на 2 и произведение высчитывается из указанного объема работы на выносливость. При выполнении напряженной физической нагрузки. Обучающиеся должны выполнять задания на кругах. Вся ра-бота должна задаваться с учетом подготовленности учащихся. Безусловно, в 8-9 классах учащиеся вполне могут выполнять тренировочные задания самостоятельно, нужно лишь для этого флажками разметить отрезки и всю дистанцию. Например, учащимся даются такие задания: пройти повторным методом такой-то отрезок столько-то раз; пройти переменным методом расстояние 1000 м на 500-метровом кругу — 250 м сильно, 250 м умеренно и т. д. Однако можно задавать работу и иначе: в виде прохождения отрезков повторным и переменным методами в парах, группами с сильным лидером. Такие задания предъявляют высокие требования к организму занимающихся, поэтому применять их можно лишь при хорошей подготовленности школьников. Нагрузки для развития скоростной выносливости даются не раньше чем на 3-4-м уроках.

VIIIкласс. Восьмиклассники на уроках лыжной подготовки, как и предусмотрено учебной программой, изучают попеременный четырех-шажный ход; переход с попеременных ходов на одновременные; преодоление контруклона; прохождение дистанции 4 км. На уроках лыжной подготовки в VIII классе используются игры «Горнолыжная эстафета», «Эстафета с преодолением препятствий», данный виды игр можно дополнить аналогичными, но имеющими преимущественно большую нагрузку.

Помимо урочной деятельности необходимо предусматривать тесную связь уроков по лыжной подготовке с внеклассной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно- массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание, стоит обратить на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков. Разработанная методика считает приоритетными задачами внеклассной работы: оздоровление учащихся, улучшение физического развития, вовлечение в систематические занятия на лыжах, в секции лыжного спорта и в различные физкультурно-массовые мероприятия. Учебная работа по лыжной подготовке и внеклассная работа по лыжам и лыжному спорту тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга в системе физического воспитания школьников. Лыжная подготовка является ведущей, а внеклассные занятия на лыжах дополняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные на уроке по лыжной подготовке. В то же время внеклассная работа имеет и большое прикладное значение и способствует привитию интереса к занятиям лыжным спортом, пополнению рядов юных лыжников. В ходе организации занятий кружков и секций, в которых есть раздел лыжной подготовки, занятия включают, как индивидуальные, так и групповые способы организации деятельности обучающихся. Внеклассные мероприятия организуются и проводятся мной с обязательным привлечением классных руководителей, спортивно-физкультурного актива, пионервожатой, родителей.

Задача внеклассной работы, с элементами лыжной подготовки, заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее физическое развитие, оздоровление и воспитание подрастающего поколения всеми средствами и методами лыжного спорта; подготовить школьников к высокопроизводительному труду на благо нашего общества. Частными задачами внешкольной работы являются: выявление и привлечение к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее способных юных лыжников из числа занимающихся в школьной секции.

 В сельских местностях и особо малокомплектных школах, где нет условий для углубленного изучения других разделов программы по физическому воспитанию-гимнастике, спортивным играм, плаванию и т.д.- целесообразно часы, отведенные на отдельные разделы программы использовать на лыжную подготовку. Все это заметно повышает качество учебной работы по лыжной подготовке. В своей практике, я широко использую такой подход, что хорошо видно в фрагменте календарно-тематического планирования.


  1. Результаты применения разработки раздела программы на обучающихся 8-9-х классов Липовской ООШ

Разработанная мной методика проходила апробацию на обучающихся МБОУ Липовской ООШ. Для того, чтобы получить достоверные результаты апробации мной был проведен комплексный и частный анализ работы по данному разделу, проведены опросы и выполнены задания в тестовой форме среди обучающихся 8-9 классов за последние три года, показывающие отношение детей к лыжной подготовке, к практическим и теоретическим занятиям и формированию объективного отношения к необходимости занятиями спортом. Результаты анкетирования и тестирования показывают, что дети усвоили теоретический материал гораздо лучше, чем в предыдущие годы. Одним из основных показателей работы методики и заинтересованности детей является тот факт, что ребята принимают активное участие в организации занятий лыжной подготовкой, проводят разминку и основные упражнения на лыжах самостоятельно. В процессе уроков лыжной подготовки большое внимание уделялось развитию физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников, улучшению нормативов прохождения дистанций. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся, по рассматриваемому разделу мной добавлены часы за счет сокращения учебного времени других разделов, которые невозможно изучить в полной мере в связи с отсутствием оборудования или помещения для занятий.

Одним из достижений в обучении и показателей работы методики является умение во время длительного передвижения на лыжах школьниками двигаться с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая друг другу, при этом распределяя свои усилия на всю дистанцию. Дети научились экономить свои силы, понимать, когда следует увеличить нагрузку и усилия, а когда наоборот сбавить ход. Как результат этого умения является улучшение результатов нормативов, как у юношей, так и девушек.

По окончанию изучения раздела лыжной подготовки в 8-9 классах дети научились выполнять, знают и понимают:

-Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

-Технику выполнения: одновременно одношажного, конькового, попеременно четырехшажного ходов;

-Технику перехода с попеременных ходов на одновременный;

-Методику распределения усилий во время прохождения дистанций 4,5 – 5 км;

-Правила игр с использованием лыж и знаний лыжной подготовки;

-Научились планировать и проводить занятия физическими упражнениями различной целевой направленности самостоятельно в не учебное время;

-Научились выполнять индивидуально подобранные комбинации элементов лыжной подготовки;

-Преодолевать дистанции в лыжной гонке с использованием разнообразных способов передвижения;

-Выполнять приемы самостраховки, самообслуживания при передвижениях на лыжах и уходу за ними;

-Выполнять комплексы упражнений лыжной подготовки, как индивидуальные, так и групповые;

-Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия по лыжной подготовки в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

-Научились выполнять простейшие приемы самомассажа, на случай получения ушибов на практических занятиях;

По результатам работы по разделу лыжная подготовка мной был проведен анализ успеваемости обучающихся, они представлены на диаграммах.

Полученная диаграмма показывает рост успеваемости обучающихся в связи с применением разработанным мной разделом программы «лыжная подготовка». Количество удовлетворительных отметок снизилось, а хорошо и отлично находятся примерно на одном уровне. Это говорит о том, что разработка действует.


  1. Календарно-тематическое планирование раздела лыжная подготовка в 8-9 классах

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Контроль двигательных действий

Дата

план

факт

33

Одновременный  одношажный ход

(попеременный четырехшажный ход)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке. Техника безопасности при проведении занятий лыжной подготовки, те6мпературный режим.Одновременный одношажный ход. Попеременный двушажный ход.

Прохождение дистанции 1 км.

Уметь передвигаться на лыжах

34

Попеременный двушажный ход

(попеременный четырехшажный ход)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Безшажный ход. Одновременный  двухшажный ход. Попеременный двушажный ход.

Прохождение дистанции 1 км.

Уметь передвигаться на

лыжах

Техника попеременного двушажного хода

35

Прохождение дистанции 1 км.

(Переходы между ходами)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Одновременный безшажный ход на небольшом уклоне местность. Эстафета без палок с этапом до 120 метров.

Уметь передвигаться на лыжах

Прохождение дистанции 1 км.

36

Прохождение дистанции со сменой ходов

(Переходы между ходами)

1

Техника безопасности при спусках и подъемах.

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Спуски с уклонов под 45 градусов. Поворот плугом. Прохождение дистанции до 2 км.со сменой ходов.

Уметь передвигаться на лыжах сменой ходов

37

Спуски и подъемы

(Преодоление контруклона)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Спуски с уклонов под 45 градусов. Подъем елочкой. Торможение плугом. Прохождение дистанции до 2 км. со сменой ходов.

Уметь передвигаться на лыжах на спусках

38

Поворот «плугом»

(Преодоление контруклона)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Техника безопасности при спусках и подъемах.

Подъем елочкой и спуск в средней стойке. Поворот плугом. Прохождение дистанции 2 км. С разной скоростью.

Уметь передвигаться на лыжах на спусках

Поворот «плугом»

39

Подъема «елочкой»

(Игры с элементами лыжной подготовки)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Подъема елочкой. Торможение плугом. Прохождение 2 км..

Уметь передвигаться на лыжах на спусках, осуществлять подъем

Техника подъема елочкой

40

Спуски в средней стойке

(Игры с элементами лыжной подготовки)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Техника торможения «плугом» со склона 45 градусов. Спуски в средней стойке,  Прохождение дистанции 2 -2,5км. с совершенствованием  пройденных ходов.

Уметь передвигаться на лыжах на спусках, осуществлять подъем.

41

Прохождение дистанции 2 -2,5км.

(Прохождение дистанции до 5 км)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Спуски в средней стойке, подъем «елочкой», торможение  «плугом». Прохождение дистанции 3 км.

Уметь передвигаться на лыжах на спусках, осуществлять подъемы

Торможение «плугом»

42

Прохождение дистанции 2 - 3 км.

(Прохождение дистанции до 5 км

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Техника лыжных ходов.

Прохождение дистанции 2 - 3 км.. Подъемы, спуски.

Уметь передвигаться на лыжах на спусках, осуществлять подъем

43

Круговая эстафета

(Круговая эстафета)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Техника лыжных ходов, спусков и подъемов, повороты «плугом»,

Круговая эстафета до 150 метров.

Уметь передвигаться на лыжах на спусках, осуществлять подъем

44

Лыжная эстафета.

(Лыжная эстафета с преодолением препятствий)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Техника лыжных ходов, спусков и подъемов, повороты «плугом»,

Круговая эстафета до 150 метров. Прохождение дистанции в среднем темпе до 4 км

Уметь передвигаться на лыжах в среднем темпе

45

Прохождение дистанции в 3 км. по пересеченной местности

(Прохождение дистанции в 5 км. по пересеченной местности)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Техника лыжных ходов, спусков и подъемов, повороты «плугом»,

Круговая эстафета до 150 метров. Прохождение дистанции в 3 км. по пересеченной местности

Уметь передвигаться на лыжах по пересеченной местности

46

Лыжные гонки до 1 км.

(Лыжные гонки до 2 км.)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Соревнования.

Контроль прохождения дистанции 1 - 2км.

Уметь передвигаться на лыжах на спусках, осуществлять подъем

47

Прохождение дистанции с попеременной скоростью до 4 км.

(Прохождение дистанции с попеременной скоростью и переходом между ходами до 5 км)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

 Техника лыжных ходов, спусков и подъемов, повороты «плугом».

Прохождение дистанции в среднем темпе до 4 км.

Уметь передвигаться на лыжах

48

Прохождение дистанции в среднем темпе до

5 км.

(Прохождение дистанции в среднем темпе до

6 км.)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Прохождение дистанции в среднем темпе до 5 км.

Подведение итогов проведения урока лыжной подготовки.

Сдача задолжниками учебных нормативов.

Уметь передвигаться на лыжах по дистанции в среднем темпе

49

Прохождение дистанции в среднем темпе до

5 км.

(Прохождение дистанции в среднем темпе до

6 км.)

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.

Прохождение дистанции в среднем темпе до 5 км.

Подведение итогов проведения урока лыжной подготовки.

Сдача задолжниками учебных нормативов.

Уметь передвигаться на лыжах по дистанции в среднем темпе

50

Игры с элементами лыжной подготовки

1

Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке

Уметь передвигаться на лыжах на спусках, по прямой.

        Данное календарно-тематическое планирование включает в себя 14 часов вместо 12 лыжной подготовки, два дополнительных часа взято за счет сокращения раздела «Плавание». В представленном выше планировании в графе «тема урока» в скобках указаны темы 9 класса.


  1. Разработка урока физкультуры в 8 классе по теме «Обучение коньковому ходу» раздела программы «лыжная подготовка»

  1. Тема урока: «Обучение коньковому ходу»
  2. Назначение: 8 класс
  3. Тип урока: Изучение нового материала
  4. Педагогические технологии: 1. Здоровье сберегающие

                                                     2. Личностно-ориентированные

  1. Форма проведения: 1. Фронтальная

                                     2. Индивидуальная

  1. Методы: 1. Наглядный

                 2. Игровой

                 3. Частично-поисковый

  1. Цели и задачи: 

1. Образовательные:

*Учить технике конькового хода.

*Формировать умение анализировать свои двигательные действия и исправлять ошибки.

*Закрепить технику изученного конькового хода посредством подвижной игры.

 2. Развивающие:

*Развивать и поддерживать учебную мотивацию, познавательный интерес учащихся.

*Применять знания и способы действий в измененных условиях.

* Развитие самостоятельности и самоконтроля.

*Развитие координационных способностей.

 3. Оздоровительные:

*Сохранение и укрепление здоровья.

 4. Воспитательные:

*Воспитание организованности и внимания.

*Воспитание чувства коллективизма.

  1. Место проведения: Спортивная площадка
  2. Дата и время проведения: 25.02.14   6 урок
  3. Учитель: Спиридонова Ирина Юрьевна
  4. Инвентарь: Лыжный инвентарь, флажки, свисток.

(Приложение 1)

На сегодняшний день лыжный спорт стал одним из самых популярных видов спорта. Он закаляет физическое воспитание и характер двигательных действий. За последние двадцать лет стремительными темпами развивается теория и методика лыжного спорта. Лыжный спорт помогает продемонстрировать силу, умения спортсмена, а также высоту тактического мышления. Занятия лыжным спортом, как и других видов спорта, имеют определённую цель. Одни хотят просто похудеть, другие ставят высокие планки и хотят стать чемпионами, третьи же просто закаляют дух, воспитывают характер и волю к победе. Тренировки должны быть упорными и регулярными для достижения результатов. Однако, не всегда удается дать детям то количество теоретической информации которое необходимо для того, что бы сформировать целостное представление о лыжах и лыжной подготовке. О выдающихся людях спорта и их достижениях можно рассказать детям в процессе движения на спортивную площадку. Содержание вводной беседы к данной теме урока может быть следующим. (Приложение 2)


Литература

  1. Агроновский М.А. Лыжный спорт. «Физкультура и спорт». - М., 2006 
  2. Богданов Г.П. Лыжный спорт в школе «Физкультура и спорт». -  М., 2001
  3. Качашкин В.М. «Методика физического воспитания». - М., Просвещение, 2012 
  4. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока». - М., Центр «Педагогический поиск», 2010
  5. Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания». - М., Просвещение, 2010
  6. Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура 8-9 классы». - М., Просвещение, 2011
  7. http://fizkultura-na5.ru/lyzhnyj-sport/lyzhnaya-podgotovka-v-8-9-klassakh.html
  8. http://bmsi.ru/doc/b00a16ed-a3be-4fa6-a1a9-be355e20da1e
  9. http://school138-nn.ru/sites/default/files/prog/физическая%20культура%208%20класса.doc
  10. http://infourok.ru/material.html?mid=131273
  11. http://spo.1september.ru/article.php?ID=200702312
  12. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&subject[]=38


Приложение 1

Ход урока

№ п\п

Этапы урока

Содержание этапов урока

Время

Организационно-методические указания

I.

Организационный

момент (5 мин)

Построение, рапорт, приветствие –

2 мин

Проверить форму, исправность лыжного инвентаря. Напомнить технику безопасности по лыжной подготовке.

Продвижение к месту

занятий

3 мин

Применение ранее изученных классических лыжных ходов.

II

Подготовительный этап (7 мин)

ОРУ на месте без палок  

1.И.п- стойка ноги врозь, руки в стороны.

1-2-вращение руками вперед в плечевом суставе.

3-4-назад.

2.И.п-стойка ноги врозь, руки за головой.

1-2- повороты в правую сторону

3-4- в левую сторону.

3.И.п-о.с, правая рука в  вверху, левая внизу.

1-2- рывки руками

3-4- поменять руки

4.И.п-о.с.

1- приседание

2-встать

3- приседание

4- вернуться в и.п.

5.И.п-о.с

1-3-наклоны  вперед

4-и.п.

6.прыжки на месте.

7 мин

Все упражнения выполняются с максимальной амплитудой. Каждое упражнение повторить 5-6 раз

руки прямые.

повороты выполнять резче.

руки прямые, рывки выполнять резче.

спина прямая, приседать не до конца.

при наклоне постараться задеть носки ботинок.

при прыжках колени поднимать выше.

III

Изучение нового материала (16 мин)

1. Определение темы и задач урока

2мин

Сообщение освобожденного от урока учащегося «История возникновения конькового хода». Учащиеся должны определить тему урока.

2. Показ конькового хода  

1 мин

показ выполняет учитель.

3. Подводящие упражнения без палок

13 мин

- во всех упражнениях обращать внимание на плечи, колени, подсед.

-упражнения выполняются на небольшом склоне, обратно подниматься с боку по лыжне П2Х.

-обратить внимание на перенос тяжести тела.

IV

Закрепление (12 мин)

1.Прыжки:

 а) правым боком

б) левым боком

2 мин

2. Прыжки с опорой на толчковую ногу:

а) правым боком

б)Левым боком.

2 мин

3.Перенос тяжести тела с одной ноги на другую с продвижением вперед.

1 мин

4.упражнение «самокат»:

а) на правой ноге

б) на левой

1 мин

5.Шаг с прокатом.

1 мин

6.Выполнить коньковый ход в целом без палок.

2 мин

4. Игра: «Салки» с применением конькового хода.

4 мин

Объяснить правила игры.

Задача на игру: двигаться только коньковым ходом, каждый осаленный становиться дополнительным водящим, игра продолжается до тех пор пока всех не поймают.

V

Подведение итогов (5 мин)

Подведение итогов урока

-Рефлексия

-Выставление оценок за работу на уроке.

2 мин

Вопросы:

-Что понравилось, что не понравилось, что получилось, что не получилось, над чем надо поработать.

-отметить наиболее отличившихся

VI

.Домашнее задание

1 мин

подводящие упражнения к коньковому ходу

VII

Организационный момент

 Уход с места занятий  

2 мин

двигаемся коньковым ходом без палок (палки держим за середину)


Приложение 2

Коньковые лыжи были придуманы в 80-х годах. Основоположником этой моды считается известный спортсмен из Швеции, Сван Гунде, он был чемпион мира по беговым лыжам. Подобно гребцам каноэ, Гундэ взял длинный шест и отталкивался им как гребцы, он начал ехать конькобежным стилем на лыжах. Скорость была развита просто колоссальная. В дальнейшем палки заменили шест. Так был изобретен новый лыжный ход. Он обрел высокую популярность, благодаря быстроте передвижения. Параллельную лыжню используют только на скользких спусках. Коньковые лыжи выбирать надо по жёсткости. В среднем они короче классических моделей на 15 см. Палки же отличаются от классических своей длиной, и подбираются по такому принципу: вычет из роста 15-20 см. Коньковые ботинки должны быть такими,  чтобы они были выше щиколотки и плотно держали голеностоп, это поможет защитить ноги от травм и легче управлять лыжами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

План - конспект урока по физической культуре из раздела программы «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА» для 7 класса МБОУ СОШ № 13 г.Сургута

План - конспект урокапо физической культуреиз раздела программы «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»для 7 класса МБОУ СОШ № 13 г.Сургута...

Учебные нормативы по разделу программы: лыжная подготовка, легкая атлетика, волейбол, региональный компанент ХМАО - Югра

Учебные нормативы для учащихся 5 -11 классов образовательных учереждений по разделам программы лыжная подготовка, легкая атлетика и региональные нормативные требования по физической подготовленно...

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест для учащихся 8-9 классов по предмету «Физическая культура» по разделу программы «Лыжная подготовка»

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест для учащихся 8-9 классов по предмету «Физическая культура»по разделу программы «Лыжная подготовка»  можно использовать для проверки зн...

Методическая разработка раздела программы по физической культуре- лыжная подготовка. Тема урока" Обучение лыжным ходам"

Растопина И.И. Предмет:Физическая культура.Методическая разработка урока по лыжной подготовке"Обучение лыжным ходам: попеременному двухшажному ходу и одновременому двухшажному ходу"....

Методическая разработка на тему лыжная подготовка

Методическая разработка на тему лыжная подготовка составлена для 5-7 классов общеобразовательных учреждений....