ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему

В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,говорится, что в последние годы в системе образования наблюдается резкое  ухудшение состояния здоровья учащихся. Традиционная система физического воспитания для школьников с отклонениями в состоянии здоровья, нуждается в усилении образовательной направленности занятий по  адаптивной физической культуре, новых подходах к воспитательной работе, в расширении внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в значительном улучшении материально-технической базы.

Главной целью специалистов-педагогов по адаптивной физической культуре является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,говорится, что в последние годы в системе образования наблюдается резкое  ухудшение состояния здоровья учащихся. Традиционная система физического воспитания для школьников с отклонениями в состоянии здоровья, нуждается в усилении образовательной направленности занятий по  адаптивной физической культуре, новых подходах к воспитательной работе, в расширении внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в значительном улучшении материально-технической базы.

Главной целью специалистов-педагогов по адаптивной физической культуре является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВР.

Сейчас физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы коррекционного образовательного учреждения       VIII вида. В процессе адаптивного физического воспитания решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи.

У многих детей с тяжелой и умеренной отсталостью наряду с основным диагнозом имеется  множество различных сопутствующих заболеваний, таких как, нарушение сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем; отмечаются нарушения зрения и слуха; ожирение, ограниченность речевого развития. В двигательной сфере детей, обучающихся в классах для учащихся с выраженным интеллектуальным недоразвитием отмечается нарушение координации, точности и темпа движений, сенсомоторики , наблюдается различные нарушения опорно-двигательного аппарата, мышечная слабость, отставание в росте.

Программный материал по адаптивному физическому воспитанию предусматривает обучению школьников элементарным жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.

Регулируя динамику физических нагрузок, с учетом психофизических возможностей каждого ученика, можно обеспечить преемственность в развитии основных физических качеств, соблюдая дидактические правила «от простого к сложному».

         Определяющим фактором успешной реабилитации является активная деятельность ребенка. Вся система, все навыки и умения, каждое упражнение и действие должны отрабатываться  учителем вместе с ребенком , а затем ребенком самостоятельно. Этот подход     реализуется на всех занятиях физической культурой с момента проведения разминки.

           Разминку  в первой части урока мы проводим под музыку, которая поднимает настроение и помогает эмоционально настроить учеников на последующие задания. Также   мы проводим в уроках по адаптивной физкультуре  О.Р.У. перед зеркалом, где ученики видят свои ошибки.

Учитель помогает устранить эти ошибки и закрепить правильность выполнения упражнений, в конце занятия проводятся дыхательные и упражнения на концентрацию внимания.

            Для правильного подбора  физических упражнений необходим постоянный медицинский контроль и педагогическое наблюдение показаний и противопоказаний  к занятиям физическими упражнениями и спортом.

           Основная цель работы учителей физического воспитания и адаптивной физической культуры – привлечение ребят к регулярным занятиям спортом, участие в общественно-полезном труде и поддержании своего здоровья.

            Для этого на уроках необходимо предлагать учащимся доступные интересные упражнения. Задача педагога  - помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности и способности почувствовать свой успех. Для этого при проведении основной части урока используются соревновательный  метод, так как эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей учащихся, тонизирует деятельность всей нервной   системы и способствует проникновению импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма.

           Чтобы заинтересовать детей в уроках  по адаптивному физическому воспитанию мы проводим интегрированные уроки  – где школьники получают знания сразу по нескольким школьным предметам. Например: физическая культура и окружающий мир.  Содержанием таких занятий является какой-либо сюжет, например, поход в волшебную страну, на пути которой возникают преграды, которые необходимо преодолеть (волшебный мостик, камушки). Во время этого урока ребята хорошо усваивают материал по окружающему миру выполняют физические упражнения для рук, ног, туловища, учащиеся учатся управлять своими движениями, производить их с заданной амплитудой, в определенном направлении, темпе и ритме. Упражнения подбираются на этих уроках таким образом, чтобы с  одной стороны можно было вписать их в сюжет, с другой стороны, потренировать нужные ребенку в обыденной жизни движения, с третьей стороны, была возможность избирательного воздействия на ослабленные и спастические группы мышц с целью коррекции нарушенных двигательных функций. Упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений включены в каждый урок, независимо от общих задач и содержания основной части.

Сущность нововведений, связанной с  физической культурой, составляет работа по достижению новых результатов, средств и способов их получения. При внедрении педагогических инноваций в учебных заведениях возникают противоречия:  между новым и старым; противоречия. Связанные с перестройкой сознания преподавателя физической культуры, потому что (нововведения) изменяют традиционные методы, формы и принципы работы.(например- глубокие приседания- теперь делаем полуприсед, ходить на пятках – вредно).

Педагогические «инновации» - это новые методы модели и формы воспитания   и обучения.       Учебно-воспитательный процесс занимает центральное место в педагогике. Его цель- передача учащимся полезного результативного введения новых методик, техник, новых для них знаний.

Цели инновационной деятельности преподавателя физической культуры – это желание использовать альтернативные подходы в воспитании и обучении учащихся, изменение себя, преодоление препятствий, к самореализации. Инновация на  уроках означает реализацию целевых установок в комплексе: формирование специальных знаний, умений и навыков. У учащихся под постоянным увеличением нагрузки происходит процесс настройки всех систем организма на работу в максимальном режиме, повышается уровень всесторонней физической подготовленности, совершенствуются необходимые физические качества- сила, быстрота, выносливость, ловкость. На уроках значительную роль играет подготовка с учетом требований контрольных нормативов:

- формирование двигательных качеств;

-ознакомление с теоретическими сведениями в соответствии с учебным планом;

- приобретение опыта участия в соревнованиях внутри школы;

- приобретение опыта участия в районных, городских и региональных соревнованиях;

-приобретение знаний о правилах соревнований, о новых видах спорта;

-формирование знаний ЗОЖ.

Занятия по адаптивной физической культуре могут быть смешанного характера: 3 урока в неделю:

  1. Урок в спортивном зале- спортивные и подвижные игры, элементы легкой атлетики  , акробатические упражнения и  др.
  2. Урок в тренажерном зале – силовая подготовка и упражнения на выносливость .
  3. Урок в кабинете лечебной физической культуры – комплекс ТИСА.

Модулятор мягких природных колебаний применяется для профилактики заболеваний, лечения, реабилитации после больших физических нагрузок, нервных срывов, способствует эффективному восстановлению после различных заболеваний. При соприкосновении с телом человека прибор оказывает положительное воздействие на биологические процессы организма человека. Физиологические воздействия разнообразны и зависят от частоты размаха колебаний, длительности, цикличности различных систем организма. Все системы организма работают в индивидуальном режима. Все мягкие природные колебания имеют одну характерную особенность- они вариативны. Таким образом, необходимо было богатейшие природные волновые ресурсы направить на благо человека. Соединить воедино шум морской волны и гальки с лесными шумами вызванные ветром, щебетом птиц, ударами дятла и т.д. наездники давно отмечают благотворное влияние верховой езды. Только один шорох поспевшей ржи и жужжание пчел многого стоит.

Механический фактор способствует усилению обменных процессов и кожного дыхания, устранению застойных явлений и нормализации температуры различных участков тела.

Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечит гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес, учащихся, способствует коррекции их недостатков развития всех функциональных систем, творческой активности. Благодаря внедрению современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения, повысить уровень мотивации к обучению.

В заключении отметим, что в деле физической, психической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития особенно важно использовать средства и методы физической культуры и спорта, так как они универсальнее и  рентабельнее медицинских ,как показывает статистика, в 4-7раз. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов детского организма. Кроме того, занимаясь физкультурой и доступными видами спорта, ребенок и, что немаловажно, его родители чувствуют себя полноценными, активными, самостоятельными людьми.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ОВЗ имеют такое же право на жизнь и своё развитие!...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...

Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...

РМО февраль, 2022г. « Инновационный опыт учителей-логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Мастер-класс: «Нетрадиционный метод  работы учителя-логопеда с использованием камешек – марблс  зффективно и интересно. Венедиктова Т.П. Учитель – логопед МАДОУ №20. П...