Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»
статья на тему

Чапурина Надежда Валентиновна

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chapurina.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества  г.Козьмодемьянска»

С детьми с ограниченными возможностями здоровья я работаю седьмой год, наше объединение декоративно-прикладного творчества называется «Подарок».

Работа с «особенными детьми» проводится по дополнительной общеобразовательной программе «Подарок», которая имеет социально педагогическую направленность и долгосрочную реализацию сроком на 5 лет.

Программа предназначена для детей от 5 до 18 лет, занятия проводятся индивидуально и по месту проживания ребенка и в Доме детского творчества, форма обучения - очная, недельная нагрузка - 2 часа в неделю. В основе лежит индивидуальный учебный план на текущий год, допуск детского педиатра разрешающий заниматься декоративно-прикладной деятельностью, заявление от родителей и лиц их заменяющих, необходимая документация о заболевании ребенка.

Цель: создание условий для самореализации ребенка с ОВЗ через овладение различными видами декоративно- прикладного творчества.

Декоративно-прикладная деятельность уже хороша для таких детей тем, что в ней можно выбирать различные направления, приемы, формы и методы.

В свою программу я включила такие виды творчества: работа с пластилином, соленым тестом, глиной, поделки из кожи щелка, фетра, ниток, бисера, изготовление бижутерии, пошив мягких игрушек, декупаж, открытки и подарки друзьям и близким и многое другое.

Такое разнообразие стимулирует и формирует творческий интерес у ребенка.

На данный момент в объединении «Подарок» занимается 12 воспитанников с различными видами заболеваний различной тяжести: с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями эндокринной и сердечно-сосудистой систем, с нарушением речи, зрения, задержкой умственного и психического здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - категория из разряда сложных, и сама жизнь нередко у таких детей бывает сложной,  они постоянно требуют повышенного педагогического и общественного внимания.

При поступлении в объединение эффективность работы у детей чаще всего бывает пониженной,  у некоторых детей с ОВЗ отсутствует начальная подготовка (не держали в руках ножницы, карандаши, швейные иглы, клей и т.д., не работали с трафаретами, не могут определить  формы и размеры предметов, цвета) У ребят с ДЦП зажаты кисти рук, пальцы сжаты в кулачки и это затрудняет освоение работы с инструментами. Иногда заболевания могут быть затруднены параличами, парезами. Для некоторых детей свойственна быстрая утомляемость, раздражительность, вялость, депрессивность, неудачи ставят в тупик, пугают.

Педагог должен найти выход из создавшегося положения. После нескольких месяцев занятий уже начинает вырисовываться положительная динамика: дети получают трудовые навыки, заметно улучшается эмоциональный фон.

Надо заметить, что сейчас в мире наблюдается тенденция увеличения числа детей с ОВЗ, отмечается как наиболее актуальная психолого-педагогическая проблема современности и она требует нетрадиционных подходов.

Моя методическая тема, над которой я работаю в этом учебном году звучит так:  «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как средство укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья объединения «Подарок».

Перед и во время занятий использую:

занимательную пальчиковую гимнастику;

элементы актерского тренинга;

дыхательную гимнастику Александры Стрельниковой.

Используем в работе нетрадиционные техники рисования и вообще нравятся всем:

работа по трафарету;

рисование мятой бумагой;

монотипия;

набрызг;

кляксография;

рисование ладошками;

рисование пальчиками по сырому картону и другие.

Такой творческий процесс дает ребенку чувство наслаждения, тактильный контакт с красками и водой развивает и укрепляет нервную систему, помогает при проблемах с речью.

Иногда получаются очень любопытные шедевры. За годы работы у нас сформировалась творческая коллекция живописных работ, которые неоднократно выставлялись на обозрение зрителей нашего города, подобные вернисажи мы устраиваем в конце учебного года.

Сегодня хочу вам предоставить самые интересные работы обучающихся, многие из них занимали призовые места на городских и межрегиональных конкурсах рисунков.

Идет демонстрация и представление творческих работ изо обучающихся объединения.

В начале учебного года родители приобретают для детей стартовые наборы для рукоделия: фетр, несколько видов клея, цветной картон, цветная бумага, альбомы, краски, пластилин, фломастеры, краски, карандаши, бисер,  пайетки, нитки, ленты, инструменты и другое, в процессе работы что-то приходится докупать, но в связи с затруднительными положениями в семьях мы можем достойно выйти из положения. Для нас не существует ненужных в творчестве вещей, в ход идут вышедшие из моды бусы, коробочки, пластиковые бутылки, пробки, драп, мех, вельвет, кожа, разноцветные пуговки, причудливые пузыречки от духов, кремов, одним словом любая вещь может стать объектом творческой фантазии.

Мы и сами иногда не можем предположить насколько привлекательные вещи, сувениры, подарки могут получиться из совершенно никому ненужных вещей и предметов.

У каждого обучающегося есть уже своя коллекция работ под названием «Домашний вернисаж», которая бережно пополняется и хранится, а в некоторых семьях творчеству ребенка отведены специальные места на стенах, полочки для демонстрации успеха ребенка.

Давайте посмотрим некоторые наши наиболее удачные работы, которые так же занимали  призовые места на всевозможных конкурсах, в которых мы принимали участие.

Идет демонстрация и представление творческих работ декоративного направления обучающихся объединения «Подарок».

Надо всегда помнить и учитывать при работе, что дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть исполнителями четких  инструкций, они творят по своему замыслу, неповторимой фантазии, используя свой жизненный опыт, а педагог должен умело организовать занятия, по необходимости внести коррективы не ущемляя личность ребенка.   Всем известно, что занятия прикладным творчеством для таких детей несут коррекционное значение.

При совершенствовании мелкой моторики рук укрепляется опорно-двигательный аппарат, пространственно-логическое мышление,  интеллектуальные и умственные способности ребенка, улучшается память, восприятие окружающего мира, воображение, внимание, коммуникативность, развивается эстетический вкус,  идет развитие личности и приобщение к социальным нормам.

Очень тяжелым испытанием для детей становятся летние месяцы, когда все в отпусках и учебный процесс  как бы приостанавливается, ребятам становится скучно, они часто звонят и интересуются о начале занятий.

В июне при Доме детского творчества действует временное объединение «Слет творческих отрядов «Радуга творчества». В 2017 году я вышла с предложением о создании группы слета из обучающихся объединения «Подарок» с проведением занятий на дому и директор Дома детского творчества Светлана Николаевна поддержала эту идею, так появилась еще одна группа «Дети солнца». Работали по плану лагеря под девизом «Год экологии», но массовые мероприятия мне приходилось разрабатывать самой уже с учетом индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Давайте немножечко заглянем в это время.

Идет демонстрация фотографий летнего периода.

Интересно и необычно прошли следующие мероприятия:

Познавательно-развлекательное мероприятие «Россия-Родина моя»;

познавательно-развлекательное мероприятие  «Природа-мой дом»;    познавательно-развлекательная программа «Экомарафон»;

познавательное мероприятие «Книги читай - об экологии знания получай»;

познавательно-развлекательная программа «Лесное путешествие с добрыми героями»;

день здорового образа жизни «Если хочешь быть здоров» с проведением спортивных эстафет, викторин, информационных часов, игр;

день экологического костюма «Волшебник кутюрье»;

день экологических рисунков и поделок из природного материала;

Познавательное мероприятие «Знатоки родного края»;

акция «Посади цветок в горшок»;

выставка рисунков объединения «Подарок» «Как прекрасен этот мир»;

всевозможные мастер - классы.

Для сохранения здоровья  «особенных детей»  необходимы факторы:

обеспечение комфортных условий;

формирование адекватной самооценки;

создание ситуации успеха;

развитие рефлексии;

повышение стрессоустойчивости в повседневных условиях.

Нетрадиционные формы занятий позволяют глубже раскрыть творческий потенциал таких детей, делают их смелее и более открытыми в повседневной жизни. Нетрадиционность должна проявляться  в каждом занятии с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Появление педагога в семье - повод для творческой выдумки.

Часто у детей помимо увлечения декоративно-прикладным искусством начинают проявляться иные скрытые доселе качества, дети начинают успешно писать стихи, сказки, совершенствовать чтецкие способности, «особенные дети» неоднократно занимали призовые места в городе и республике, межрегиональных, российских и международных конкурсах.

Однажды придя на занятие к Светлане Соколовой я перечислила все необходимые для занятия материалы и инструменты, последним назвала цветной картон. Светаслабовидящая и поэтому долго искала картон, развела руками, вздохнула и произнесла:  «Картон….уехал за кордон», я сразу же подхватила ее мысли и мы сочинили юмористическое стихотворение про господина Картона и его жену.

Самое главное - сохранить в детях чувство прекрасного, которое позволит видеть мир волшебным, добрым, прекрасным, многообразным, гармоничным, открытым.

У Верочки Матвеевой и Стасика Дмитриева лучше получается живопись, У Лизы Окишевой и Степана Спиркина любое задание получается отлично, каждый ребенок проявляет себя индивидуально.

Вы сегодня уже видели и слышали замечательного мальчика Игоря Заузолкова (12 лет), он занимается в объединении пятый год, имеет тяжелое заболевание ДЦП, все удается с большим трудом и с приложением огромной силы и воли, но каждая его поделка получается неимоверно красивой, неповторимой, удачной.

В конкурсах мы принимали с Игорем участие, но призовые места занимали крайне редко. Признание пришло к Игорю в прошлом году совсем неожиданно. В сентябре мы делали поделку «Ежик с яблочками», назвали работу «Ежиха Ежи», при этом весело разговаривали и представляли как бы жила Ежичка в лесу, с кухни  вышла на веселый смех мама и включилась в творческий процесс, получилась целая сказка с завязкой, конфликтом и счастливой развязкой. Сказку мы отправили на городской конкурс «Сердцу милый край», жюри присудило Игорю 1 место. Воодушевленный Игорь на достигнутом не остановился и к Рождеству написал юмористическое стихотворение «Дед Мороз», которое сам же и прочитал. Творчество Игоря так же было высоко оценено, занял 1 место.

На республиканском конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Руки сердечное тепло» в г. Йошкар-Ола Игорь очаровал жюри и вновь  стал победителем конкурса, а обучающиеся объединения «Подарок» увезли с конкурса 6 звездных побед.  Затем последовало еще множество стихов и побед, делать красоту своими руками и одновременно что-то сочинять  Игорю очень нравится.

Одновременно с этими событиями на Игоря через медицинское учреждение г. Козьмодемьянска вышел благотворительный фонд для детей с ограниченными возможностями здоровья «Время помогать» г. Чебоксары, который поспособствовал приобретению новой инвалидной коляски, были организованы благотворительные концерты в поддержку Игоря, по всему городу собирали деньги для лечения и реабилитации ребенка. Поскольку благотворительная организация еще только начинала свою деятельность, то директор предложил Игорю написать гимн для фонда «Время помогать». Я поддержала эту идею и теперь перед началом всех больших массовых дел фонда звучит эта чудесная песня.

Ангел Счастья летает, помогая Судьбе,

Он заранее знает, что помогут тебе.

Помоги чем ты можешь и уймется беда,

На Руси сердобольной так случалось всегда.

Люди, время настало помогать и дарить,

А иначе и вовсе нам не следует жить!

И незримо откуда вдруг потянутся руки,

Они тучи раздвинут, уберут боль и муки,

Ведь гораздо приятней Веру людям дарить,

А иначе и вовсе нам не следует жить!

У добра, как у сказки, - счастливый конец,

Нас Надежда сближает единеньем сердец.

Люди, время настало помогать и дарить,

А иначе и вовсе нам не следует жить!

Ангел Счастья спустился, в гости тихо зашел,

К тем, кто верит в победу, кто с открытой душой.

Все хорошие люди - словно летнее солнце,

Ангел дарит им радость, машет веткой в оконце.

Люди, время настало помогать и дарить,

А иначе и вовсе нам не следует жить!

И тогда в мире зыбком от людской доброты,

С облаков белоснежных полетят вдруг цветы….

Все что мы совершаем, возвращается вновь-

Так пускай на земле торжествует Любовь!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Статья "Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе"

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школ...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, мет...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...

Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры

Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.- Здравствуйте, коллеги.- Тема моего выступления: Современные ...

Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...