«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»
статья по физкультуре на тему

Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования...

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях.

                                                           

                                                               Ковбаса Татьяна Григорьевна,

учитель физической культуры

МОУ СОШ №9 г. Гуково

               В условиях неблагоприятной экологической обстановки, социально-экономических проблем и общей тенденции к снижению уровня здоровья учащихся особую роль в подготовке человека к жизни играет система физического воспитания, ориентированная на создание, укрепление, поддержание здоровья человека через формирование физической личности и приобщение подрастающего поколения к физкультурно-спортивному стилю.               Здоровье - бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить. В школе большую помощь в этом можем оказать именно мы, учителя физкультуры.

Вот уже на протяжении нескольких лет в своей работе со школьниками всех возрастов в развитии физических качеств  отдаю предпочтение  развитию общей выносливости.

 В сущности, первой причиной, побудившей меня пойти по такому пути, послужило то, что, анализируя физическую подготовку школьников по ежегодным контрольным тестам, я обнаружила  закономерность: классы, в которых хотя бы 20-30% детей занимались у меня в секции легкой атлетики, намного опережали своих сверстников в параллелях не только по показателям выносливости, но и абсолютно по всем физическим параметрам.

 Выносливость - основа физической подготовленности. Именно выносливость, а не сила дает то особое отсутствие усталости, которое является основным признаком хорошо подготовленного, физически развитого человека.

Общая выносливость достаточно  точно характеризует  физическое здоровье человека. На каждом уроке физической культуры упражнений на выносливость должно быть порядка 20%.

В соответствии с избранным направлением строится и школьная программа по классам. Кроме  того, одновременно  идёт  воспитание и других качеств, таких, как воля, настойчивость, целеустремленность.

   В повседневной жизни, на отдыхе и в спорте мы нуждаемся больше всего в аэробной выносливости. К тому же общая выносливость служит базой для развития специальных видов выносливости, и развивать ее надо с младшего школьного возраста. Основное упражнение, которое я применяю для развития общей выносливости – длительный легкий бег. Условия нашей школы позволяют проводить занятия на круговой беговой дорожке(длина 250м), на кроссовой дистанции школьного двора, в спортивном зале (по кругу 50м). Исходя из этих условий, я определила для себя систему, в которой по месяцам учебного года предусмотрены конкретные этапы обучения   и планирование учебного материала по бегу.

   Способность длительное время выполнять то или иное действие, не свойственна детям младшего возраста. Они не обладают в нужной степени выносливостью, поэтому работа над этим качеством растягивается на длительное время. Бег – упражнение простое, естественное для каждого человека, но правильно бежать умеют не многие. Основной задачей при обучении бегу в 1-2 классе, считаю создать образ правильно бегущего человека, учить правильно бежать. Для разнообразия – бег колонной по одному «змейкой» (оббегая предметы). Бег двумя колоннами «змейкой-ручейком» (замысел простой – бежать как ручейки и  не мешать друг другу). Продолжительность бега в первом классе – 2-3 минуты в начале урока, во втором классе – 3-5 минут, в третьем классе – 5-7минут. На первых уроках I четверти применяю кроссовый бег, простую полосу препятствий.

   Максимальный прирост выносливости к циклическим нугрузкам наблюдается у учащихся в возрасте 13-14 лет. В начале учебного года ставлю задачу перед учащимися: преодолеть дистанцию в индивидуальном темпе без учета времени. На этих уроках знакомлю учеников с «ощущением» всевозрастающей нагрузки. При развитии общей выносливости очень важно учить школьников правильно дышать( глубоко и ритмично).

      Подростки моложе 15 лет могут выдерживать большие объемы аэробной нагрузки. Кроссовую подготовку планирую на первых  8 уроках в I и IV четверти в каждом классе. На 8 уроке контрольный бег. В I четверти более длинная дистанция 1.5-2 км в IV четверти более короткая 1000м.  На этом этапе обучения увеличиваю продолжительность бега. Кроссовые дистанции 1000-3000м не причинят им вреда.  В это время дети учатся  также решать простейшие тактические  задачи. Как, в каком темпе я могу бежать на каждом круге заданной дистанции; с кем из своих одноклассников бежать вместе; кого мне хочется перегнать и т.д.

   Ученики постепенно, от урока к уроку, приучают себя «не бояться» длительного бега, изучают и анализируют свои возможности после пробегания дистанции по ЧСС. Длину контрольной дистанции беру из  «Президентских тестов».

                                График бега на 1000м (на беговой дорожке 250м)

класс

1 круг

2 круг

3 круг

4 круг

Мальч.

дев.

Мальч.

Дев.

мальч.

дев.

Мальч.

дев.

1

1.23

1.33.5

2.46

3.07

4.09

4.40.5

5.32

6.14

2

1.18.7

1.29.2

2.37.5

2.58.4

3.56.2

4.27.6

5.15.0

5.57

3

1.14.5

1.25.0

2.29.0

2.50.0

3.43.5

4.15.0

4.58

5.40

4

1.10.2

1.21.2

2.20.4

2.42.4

3.30.6

4.03.6

4.41

5.25

5

1.07

1.17.7

2.14.0

2.35.4

3.21.0

3.53.1

4.28

5.11

6

1.04

1.14.5

2.08.0

2.29.0

3.12.0

3.44.0

4.16

4.58

7

1.00.7

1.12.0

2.01.4

2.24.0

3.02.1

3.36.0

4.03

4.48

8

58.2

1.09.7

1.56.4

2.19.4

2.54.6

3.29.1

3.53

4.39

9

56.0

1.07.7

1.52.0

2.15.4

2.48.0

3.23.1

3.44

4.31

10

54.0

1.06.2

1.48.0

2.12.4

2.42.0

3.18.6

3.36

4.25

11

52.2

1.05.5

1.44.4

2.11.0

2.36.6

3.16.5

3.29

4.22

Упражнения для развития общей выносливости применяемые в течение учебного года: медленный длительный бег – ЧСС 130-150 уд/мин,

кроссовый бег – ЧСС 130-150 уд/мин, темповый кросс – 130-160 уд/мин,

прыжки через скакалку – сериями 3×1 мин; 4×1,5мин, отдых между сериями 2-3мин, круговая тренировка.

    В спортивном зале ставлю другую задачу. Учить заданному темпу по кругу 50м, увеличивая количество кругов до нужной дистанции. Такая работа на уроке в 4-5 классах проводится одинаково для мальчиков и девочек. Важно приучить детей бежать организованно – один за другим, запрещая обгон и умышленное отставание.  В этих целях разработан график скорости бега в спортивном зале. Контрольную дистанцию беру из учебной программы. Во время бега объявляю время по кругам и общее время по идущему секундомеру.

   Беговая подготовка для мальчиков и девочек 6-11 классов ведется отдельно.   Для  освоения равномерного темпа бега использую различные задания.  Например: класс делится на группы  по 3-4 учащихся, дистанция делится на 4 этапа. Каждая группа располагается на своем этапе. По сигналу команды начинают бег на 1000м в равномерном темпе. Чтобы преодолеть 1000м за 5 минут, нужно пробегать 50м (расстояние по кругу спортзала) за 15 сек. Второй и затем каждый последующий сигнал, звучащий через каждые 15 сек, должны точно соответствовать моменту прохождения групп на каждом своем этапе. Бегуны вносят поправки в темп бега: они ускоряют его, если не добегают до своей отметки, или замедляют, ели сигнал застал их уже за отметкой. Бегуны, которые не выдерживают заданный темп, переходят на ходьбу в середине зала и после небольшого отдыха вновь продолжают бег.

 Интересен еще один вариант организации бега: бег в сложноорганизованном пространстве. Класс делится на 2 группы ( мальчики, девочки). Сначала все бегут одной колонной по кругу. Один сигнал (свисток) – смена направления, 2 свисток – бежать в том же направлении. Повторить несколько раз эти задания все вместе, в беге по кругу. Теперь дети делятся на две группы. Мальчики продолжают бег по  кругу, а девочки вбегают в круг, выполняя «змейку». В каждой группе есть направляющие. Одна группа бежит по кругу, другая «змейкой» внутри круга по разметке (вокруг ориентиров). Они также выполняют несколько раз задания по сигналам. Один свисток – смена направления. 2 - в том же направлении. Вводим еще одно условие – три свистка. По этому сигналу группы меняются местами, т.е. группа бегущая по кругу за направляющим переходит внутрь круга и бежит «змейкой», а бежавшие «змейкой» внутри круга переходят на бег по кругу. Данная ситуация бега привлекательна детям тем, что они могут бежать на встречу друг другу и не сталкиваться, монотонность бега не угнетает.

   Для девушек 10-11 класса дистанция 2-3км  является оптимальной, и дальнейшее ее увеличение нецелесообразно. В работе с девушками усложнения дистанции не требуется, для большинства из них бег в течение 10-15 минут – трудное испытание.

    Для систематического контроля физической подготовленности в каждом классе заведена рабочая тетрадь многолетнего учета. Учащимся предоставляется возможность сравнивать и корректировать свои результаты  в беге.  В начале учебного года всегда провожу тестирование по показателям выносливости, которую можно измерить с помощью довольно простых тестов (например: по индексу Руфье, тесту Купера). Данная методика позволяет осуществлять целенаправленное развитие физических качеств, что способствует эффективности учебного процесса, 83% учащихся справляются с контрольными тестами в беге на выносливость.

     Учебная работа находит свое продолжение во внеурочной деятельности. В спортивной секции по легкой атлетике занимаются учащиеся 6-8 классов. Работаю по своей программе «Легкая атлетика в спортивно-оздоровительной группе для учащихся 12-14 лет» Основные задачи программы:

- укрепление здоровья, закаливание школьников;

- развитие основных физических качеств;

- совершенствование функциональных возможностей организма;

- подготовка к участию в соревнованиях, выполнение спортивного разряда.

     Известно, что спорт и физкультура решают разные задачи. Спортивные соревнования это хорошая пропаганда и агитация для вовлечения школьников в мир движения и здоровья. Учащихся, особенно младшего и среднего возраста, только речами о ЗОЖ и призывами  заниматься физическими упражнениями ради здоровья не убедить. Поэтому нужно больше проводить внеклассных мероприятий, где царит дух соперничества, сопереживания, взаимовыручки, дружбы. Один раз в два года мы проводим школьную спартакиаду, в которой принимают участие ученики 1-11 классов. Программа спартакиады:

1-2 классы – кросс,  «Веселый старты», футбол

3-4 классы – кросс, футбол, баскетбол, пионербол

5-6 классы–кросс, футбол, пионербол, баскетбол, 4-х-борье «Шиповка юных», эстафета

7-8 классы – кросс, футбол, волейбол, баскетбол, 4-х-борье «Шиповка юных», эстафета

9-11 классы – кросс, футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, эстафета

Такие соревнования сплачивают классный коллектив, способствуют привлечению учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом, вовлекают большее число учащихся в соревновательную деятельность. Эта повседневная работа дает свои результаты. В течение ряда лет команды школы становятся победителями и призёрами городских и областных кроссов и соревнований по легкой атлетике.

    К сожалению, на сегодняшний день практически нет детальных разработок развития выносливости, за исключением программ ДЮСШ.

   Перспективы развития выносливости у школьников с помощью своей методической системы вижу в дальнейшем совершенствовании собственных планов и программных разработок. В основном это касается более углубленного изучения физиологии и психологи возраста и, соответственно расширяющих адаптационные возможности организма детей.

              Список используемой литературы

  1. Лямцев М.И. «Легкая атлетика». Москва, 1977г.
  2. Паршикова А.Т. «Физическая культура», Москва, «Просвещение» 2002г.
  3. Озолин Н.Г., Воронин В.И. «Легкая атлетика», Москва, «ФиС» 1979г.
  4. Набатчикова М.Я. «Основы управления подготовкой юных спортсменов», Москва, «ФиС», 1982г.
  5. Валик Б, «Тренерам юных легкоатлетов», М, «ФиС», 1974г.
  6. Озолин Н.Г., «Настольная книга тренера», М, 2004г.
  7. Янсон Ю.А., «Педагогика физического воспитания школьников», Р-н-Д, 1993г.
  8. Шенсен Э. «Двигательная активность», «Спорт в школе», 2006г. №15
  9. Толстихина И. «Спорт в школе», 2006г., №17
  10.  Дробин Б.А., ж. «Физическая культура в школе», 1995г., №7
  11. Лепешкин В.А., ж. «Физическая культура в школе», 1993г., №7
  12. Должиков И.И., ж. «Физическая культура в школе», 1995г.
  13. Капланский В.Е., ж. «Физическая культура в школе», 1989г., №1
  14.  Савченко В.И., ж. «Физическая культура в школе», 2001г., №7



Предварительный просмотр:

Ковбаса Татьяна Григорьевна

учитель физической культуры

первой  квалификационной категории

МБОУ СОШ №9

Использование технологии дифференцированного физкультурного образования в учебном процессе

  Общая целевая направленность современного образовательного процесса на целостное развитие личности как субъекта культуры и на создание условий для ее наиболее полной самореализации уже по своей сути предполагает максимальную индивидуализацию обучения. Наиболее общими целями индивидуализации в системе обучающих, развивающих и воспитательных целей являются:

-оптимальное для каждого учащегося совершенствование уровня базовых знаний и умений, исходя из его возможностей и способностей;

-развитие интеллекта и общих познавательных способностей каждого ученика в «зоне его ближайшего развития»;

-максимальное (интенсивное) развитие одаренных детей;

-улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

  Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года  выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности учащихся в овладении определённым двигательным действием  получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

  Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

- совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;

- дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

- плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

- хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

  Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа

освоения программного материала, и оценки достижений.

  И здесь надо остановиться на технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО), которая является основной в учебном процессе (Схема). Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. По уровню дифференциации ТДФО является внутриклассной.

  Обучение двигательным действиям   проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучающиеся сильных групп внутри класса осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.   Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.

  Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке  многократно используются  специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменяющиеся отдельные параметры движения, их  сочетания, условия выполнения этих упражнений.

  Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта.
 В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно сделать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда  слабые будут стремиться достичь более высоких  результатов.
 

  Организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

  Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.

Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем. Объяснение и показ новых упражнений  проводится в начале основной части урока. Это дает  возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные особенности каждого.

  Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.

  Давать разные учебные задания каждой группе следует рационально: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.. Например, кувырок вперёд: слабо подготовленныё ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях. Прыжки в высоту: оборудуется  прыжковая яма, вдоль каждой стороны на стойках устанавливается планка на разной высоте, поэтому работать могут одновременно  группы разной подготовленности, планка повышается для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Сейчас очень многие школьники по состоянию здоровья отнесены к подготовительной медицинской группе. Для таких учащихся следует обязательно систематически организовывать дополнительные занятия. Уроки с ними  проводятся по общей программе с учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по гимнастике, легкой атлетике, устанавливая для них сниженные нормативы (для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый контроль.

  Третий этап – совершенствование двигательного действия.

  Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.

  На занятиях по гимнастике  разрешается детям добавлять в комбинации свои элементы. Комбинация может содержать как простые акробатические упражнения, так и технически более сложные, в которой предусмотрено углубленное изучение техники акробатических и других упражнений.

  Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

     Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В этом случае широко применяется метод круговой тренировки, это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает возможность видеть работу всех учащихся, дать консультации детям, помочь им выполнять сложные задания, обучать новым движениям, страховать их. Одним из методов является задания по карточкам. Например: весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции дефис-задания.  Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записываю на карточках.  По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

   В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики. Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.

Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).

  В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

  В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

  При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков, каждый ученик вносит свой вклад в победу команды, стремится достичь более высоких результатов. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.

  Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.

    Особое внимание на уроке уделяется детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

 При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

 В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения.

  Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает: 1) выявление уровней обученности школьников в области знаний и методических умений с помощью диагностического теста (проводится в конце каждой темы и служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности). 2) "разведение" задач изучения темы по уровням обучености школьников и группам разной подготовленности; 3) "разведение" содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплекса  разминки.

  Достаточно времени на уроках в 1-4 классах уделяю профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки. В ходе выполнения упражнений знакомлю обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращаю внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений; даю общий анализ выполнения упражнений и обращаю внимание на технические ошибки.

  В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.
Важно, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного.

   При дифференцированном выставлении отметки по физической и технической подготовленности обучающихся учитываются как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. Результаты тестирования и контрольных упражнений заносятся в книгу многолетнего учета. Учащиеся имеют возможность сравнивать свои показатели. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

  Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа  также  оценивается.

  Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставлю за это высокую оценку.

  При оценивании деятельности обучающихся, ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений. Оценка повышается и за участие во внутришкольных, городских  спортивных мероприятиях, участие в судействе этих соревнований, регулярном посещении спортивных секций, занятий в ДЮСШ.

  Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

  Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

  Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка учащихся на уроках физической культуры.

Образовательные задачи: закрепить технику броска и ловлю мяча одной рукой от плеча;  совершенствовать технику прыжков через короткую скакалку, через метод  круговой тренировки. Воспитат...

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...

Доклад по самообразованию по теме «Развитие выносливости у детей с О.В.З на уроках физической культуры».

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности. Характеризуется вр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе

Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...