инновационно-методическая деятельность "Подготовка юных спортсменов к участию в первых соревнованиях с помощью соревновательных упражнений"
методическая разработка по физкультуре по теме

Переход на ФГСП не подразумевает соревнования на начальном этапе подготовки, поэтому в педагогическом процессе используются соревновательные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnaya_deyatelnost_vasilev_n_p.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЮНОСТЬ»

ИННОВАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Подготовка юных боксеров к участию в первых соревнованиях с помощью соревновательных упражнений»

РАЗРАБОТАЛ: ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО БОКСУ ВАСИЛЬЕВ Н.П.-

ТРЕНЕР ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Лабытнанги 2015г

Введение

Начав заниматься боксом, юноша не только совершенствует свою технику, познает тактику ведения боя, но и постепенно набирает силу, готовясь к значительным функциональным и нервным нагрузкам соревнований. Важно, чтобы тренер, подготавливая юных спортсменов к соревнованиям, помнил, что в юношеском боксе зарождается мастерство боксера и дальнейшие успехи его воспитанников во многом зависят от школы, которую они получили при начальном обучении.

В боксе юношей часто привлекает романтика боев, мужество боксеров, красота поединков. Однако, столкнувшись во время занятий с первыми трудностями, некоторые из новичков бросают секцию. Не каждому под силу преодолеть эти трудности. Известно, что смелые и сильные люди не рождаются. Они воспитываются.

Сильнейшим оружием в руках тренера-преподавателя по воспитанию этих качеств, по преодолению указанных трудностей служит интерес занимающихся к боксу. Поэтому тренер должен иметь в виду, что слишком затянувшийся период обучения и тренировки без участия в соревнованиях, несомненно, снизит интерес обучаемых к занятиям, так же как и преждевременное участие в соревнованиях отрицательно повлияет на успехи юного боксера.

Подготовка юных боксеров к участию в первых соревнованиях с помощью соревновательных упражнений

Соревновательные упражнения - это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований.

Понятие «соревновательное упражнение» тождественно понятию вид спорта.

В свою очередь соревновательные упражнения подразделяются на собственно-соревновательные упражнения и тренировочные формы соревновательных упражнений.

1. Собственно соревновательные упражнения выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований.

2. Тренировочные формы соревновательных упражнений по составу действий, основам их структуры и общей направленности совпадают с собственно соревновательным упражнением, но отличаются от него особенностями режима и формы действий, поскольку выполняются в условиях тренировки и направлены на решение тренировочных задач.

Практика показала, что целесообразнее всего участвовать в первых состязаниях обучающимся тренировочного этапа и через 6— 8 месяцев после начала занятий боксом.

Также переходя на программу спортивной подготовки по ФССП, на начальном этапе подготовки соревнования не планируются, поэтому проводятся  соревновательные упражнения, чтобы подготовить обучающихся к первым состязаниям.

В 1-й год занятий боксом в соревнованиях осуществляется главным образом выполнение контрольных упражнений по видам общей и специальной подготовки.

Во 2-м и 3-м годах зачетные соревнования следует рассматривать как продолжение учебного процесса на пути к спортивным высотам.

Юношеские соревнования или соревновательные упражнения, в том числе и внутригрупповые, внутришкольные необходимо проводить торжественно, строго в соответствии с правилами. Судейская коллегия  из числа обучающихся старших групп. Хорошо, если первые выступления юного боксера судит именитый боксер спортивной школы. Его похвала, замечания или умелое и осторожное осуждение недостатков служат большим подспорьем для тренера в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

Соревновательные упражнения выполняются в виде соревнований и поединков

Наиболее   простая классификация упражнений, принятая в боксе, основывается на их соотносительности  с соревновательными упражнениями. Соревновательные упражнения  в парах, в перчатках называются специальными.

         Все упражнения, которые  находятся  как бы между  ними -  специально-подготовительными.  К таким упражнениям   относятся:  удары по снарядам, «лапам», имитационные упражнения /бой с «тенью»/, имитационные упражнения в парах и т.п. В отдельную подгруппу выделяют подводящие упражнения. Эти упражнения, как бы «подводят» к овладению более сложными, соревновательными упражнениями, т.к. они более просты в исполнении, но похожи по структуре выполнения или проявлению физических качеств.

Специально-подготовительные упражнения могут выполняться с различными предметами: скакалками, набивными и теннисными мячами, гантелями, амортизаторами, молотками и т.п.

Соревновательные упражнения по условному бою — такое упражнение с партнером, в котором боксеры ведут бой по определенному заданию с ограниченным выбором боевых средств. Условный бой может быть односторонним, когда один из боксеров атакует, а другой только защищается или же, защищаясь, контратакует. В двустороннем условном бою оба боксера могут вести бой одновременно, выполняя одинаковые или различные задания.

В условном бою усваиваются простейшие тактические действия, и все изученные боксером средства техники закрепляются в обстановке, приближающейся к вольному бою.

В начале обучения условный бой служит средством, подводящим юных боксеров к вольному бою; кроме того, в условном бою боксер проявляет во многом свои боевые навыки и качества. Наблюдая за боксерами-юношами во время условного боя, тренер может выявить их индивидуальные особенности, которые в дальнейшем в вольных боях определятся еще более ярко.

Тренер обязан постоянно контролировать воспитанников во время условного боя, не допуская сильных ударов.

В занятии упражнения в условном бою выполняются одновременно всеми обучаемыми, которые размещаются по всему залу. Количество раундов условного боя зависит от подготовленности группы и сложности заданий.

Соревновательные упражнения в  вольном бою боксеры без каких-либо ограничений применяют весь пройденный учебный материал. Во время вольного боя проявляются и в то же время формируются основные физические, моральные и волевые качества боксера, его тактические умения и технические навыки.

По действиям во время вольного боя и по тому, как боксер переносит нагрузку и темп боя, можно судить о его подготовленности к соревнованиям.

В вольном бою боксеры обязаны действовать легко, не позволять грубого обмена ударами; ученики должны понять, что в ходе вольного боя они продолжают свое обучение и овладевают техникой и тактикой бокса. Надо требовать, чтобы новички действовали в бою разумно и решали в ходе его определенные тактические задачи. В вольном бою должны быть категорически запрещены сильные удары: тренер должен сдерживать излишнюю горячность учеников.

Во время вольного боя между не равными по весу, силе и технической подготовленности партнерами ни в коем случае нельзя допускать, чтобы более сильный злоупотреблял своим преимуществом.

Если один из партнеров заметно устал, следует заменить его другим и продолжать раунд до конца.

В продолжение боя преподаватель указывает на существенные ошибки и может сделать другие замечания, которые, однако, не должны мешать боксеру самостоятельно вести бой. Основные же указания боксерам тренер делает в перерывах между раундами. После боя или в конце занятия нужно рассказать ученику о положительных и отрицательных сторонах его техники, тактики, поведения в бою в целом.

Необходимо добиваться, чтобы обучающиеся легко передвигались, правильно сочетали удары с передвижением, держались в собранной правильной стойке, быстро и четко, без напряжения наносили удары (особенно прямые левой) и пользовались разнообразными защитами и ложными действиями перед атакой или в перерывах между активными действиями.

Обучая различным приемам техники и тактическим действиям, преподаватель должен выделять в вольном бою дополнительные задания, связанные с изучаемым материалом, например передвигаться во все стороны и вести бой в данном раунде преимущественно левой рукой, применять определенную защиту, использовать определенные контрудары и т. п. Чтобы подготовить боксера к встрече с различными по технике и тактике противниками, можно давать ему в каждом раунде вольного боя различные задания.

Задание надо давать как одному, так и другому боксеру. Например, одному вести бой в атакующей форме, а другому защищаться и переходить от защиты к контратаке; или одному держать партнера на дальней дистанции, другому стремиться сблизиться для ближнего боя.

Большое значение имеет умелый и разнообразный подбор партнеров. Смена партнеров вынуждает юного боксера быстро изменять тактику боя и быстро находить средства и способы, чтобы противостоять действиям соперника.

Содержание соревновательных упражнений по вольному бою в зависимости от подбора партнеров может быть таким:

  1.  бой с высоким партнером, который не должен позволять подходить к нему на ближнюю дистанцию;
  2.  бой с низкорослым противником на ближней дистанции;
  3.  бой на ближней дистанции с партнером более тяжелого веса; задача — не разрывать дистанцию;
  4.  бой с более легким и быстрым партнером на ближней дистанции, но в защитной форме, с заданием применять «комбинированные» защиты от серий ударов, выбирать удобные моменты для контратаки;
  5.  бой против боксера-левши;
  6.  бой с партнерами, отличающимися различной манерой боя (бой со сменой партнеров в одном и том же раунде и в разных раундах).

В подготовке к соревнованиям необходимо учитывать манеру боя основных противников и в соответствии с этим подбирать партнеров. При подготовке к турнирным соревнованиям партнеров следует менять особенно часто, так как предстоят встречи с самыми различными противниками.

Соревновательные упражнения боя с тенью позволяет боксеру, имитируя реальный бой, изучать и совершенствовать различные технические и тактические действия.

Тренер должен ставить перед боксерами, приступающими к бою с тенью, определенные задачи, например:

-совершенствоваться в передвижении во все стороны;

-применять ложные действия в сочетании с различными атаками;

-пользоваться определенными ударами и защитами;

- имитировать контрудары;

-вести бой с противниками разных физических данных и манеры боя. Боксер должен стараться представить себе, что он действует против реального противника.

В бою с тенью боксер воспроизводит все действия, выполняемые в бою (маневрирование, перемещения туловища, ложные действия, страховку при ударе, серии ударов на всех дистанциях и т. п.) Он должен изменять темп боя, иногда доводя его до предельного.

Бой с тенью проводится обычно в конце подготовительной части урока, но может быть и в основной части после упражнений в условном и вольном боях. Бой с тенью иногда нужно вести перед зеркалом, чтобы боксер мог контролировать свои действия. По ходу боя с тенью преподаватель должен делать боксеру необходимые замечания.

Соревновательные упражнения условного боя с партнером:

-Совершенствование заданных приемов защиты от прямых ударов партнера в одностороннем бою — 1 раунд

- То же, но партнеры меняются ролями — 1 раунд

-Совершенствование определенных видов атак в одностороннем бою. Второй партнер защищается произвольно — 1 раунд

- То же, но партнеры меняются ролями — 1 раунд

-Совершенствование  по заданию тренера  контратак от определенных атакующих ударов в одностороннем бою — 1 раунд.

- То же, но партнеры меняются ролями—1 раунд

Всего — 6 раундов

Соревновательные упражнения  вольного боя с партнером:

- Произвольное боксирование в быстром темпе с применением заданных тренером атак, защит и контратак (с установкой набрать в бою больше очков) — 2 раунда

Упражнения со снарядами выполняются по принципу сдачи зачетов.

Упражнения в ударах по боксерским снарядам ученики выполняют, тщательно забинтовав руки и надев специальные тренировочные перчатки (за исключением упражнений в ударах по лапам). Упражнения со снарядами даются в уроке после вольного (или условного) боя.

Упражнения с мешком позволяют боксеру овладеть техникой ударов и, если боксер наносит удары по мешку с большой силой и в высоком темпе, способствуют развитию силы определенных мышц и выносливости. Удары по мешку укрепляют связки рук боксера.

Упражняясь с мешком, боксер может разучивать самые разнообразные одиночные удары и серии из них в различных сочетаниях, направляя удары как бы в голову и туловище противника.

Подвижность боксерского мешка позволяет боксеру наносить удары стоя на месте, а также передвигаясь вперед, назад, влево, вправо, сочетать передвижения с ударами во всех направлениях. Все удары боксер должен наносить из правильной боевой стойки, контролируя взаимодействие частей тела и обязательно страхуясь свободной рукой.

Удары следует наносить с активным выдохом. Это приучает боксера не задерживать дыхание во время специальных упражнений в перчатках и в бою с партнером.

Боксер должен стараться бить резко и отрывисто, а не наносить удары толчками, которые раскачивают мешок.

Нанося удары по мешку, боксеру надо следить за правильностью положения кулака при ударе и после него мгновенно возвращать руку в исходное положение.

Упражняясь в ударах по мешку, следует находить исходные положения на нужной дистанции для того, чтобы нанести акцентированный удар. Такие исходные положения создаются с помощью шага назад и в сторону, отклона туловища в сторону и т. п. Отталкивать от себя мешок не рекомендуется.

Упражнения с насыпной грушей позволяют развить точность и резкость ударов и «чувство дистанции». На ней можно, кроме прямых и боковых ударов, совершенствовать удары снизу в голову (что невозможно в упражнениях с мешком). Кроме одиночных ударов, по груше можно наносить легкие и быстрые серии с акцентом на одном из ударов.

Грушу для упражнений нужно подвешивать на высоте, соответствующей росту юного боксера.

Не рекомендуется подвешивать насыпную грушу на длинном шнуре, так как из-за раскачивания груши будет трудно наносить серии ударов.

Упражнения с надувной грушей служат для совершенствования прямых и боковых ударов (одиночных, двойных и непрерывно повторяющихся). Эти упражнения развивают мышцы плечевого пояса, разгибатели рук и ряд других.

Систематические упражнения с надувной грушей развивают быстроту, точность, резкость удара, вырабатывают умение наносить короткие удары без замаха. В процессе упражнений боксер приобретает способность замечать малейшие изменения в колебании и направлении движения груши и мгновенно менять направление удара, что развивает у него быстроту реакции.

Удар по груше нужно наносить в конце ее движения резко и отрывисто. Здесь также надо обращать внимание на то, чтобы в момент удара кулак был сжат, а рука после удара мгновенно расслаблялась и возвращалась в исходное положение.

Упражнения с боксерскими лапами широко используются в обучении и тренировке боксера как средство, позволяющее тренеру тщательно анализировать технику учеников и давать им во время самого упражнения указания, как исправить те или иные недостатки; упражнения с лапами помогают совершенствовать технику, тактику и физические качества боксера.

В упражнениях с лапами можно изучать новый учебный материал, закреплять и совершенствовать пройденное. В этих упражнениях тренер добивается от ученика правильного акцентирования удара, разучивает способы входа в ближний бой и выхода из него, учит развивать атаки и т. п.

Тренер должен ставить перед обучающимся, упражняющимся на лапах, определенные тактические задачи. Например, он может отступать с тем, чтобы ученик преследовал его, нанося различные удары, сочетая их с передвижением, страховкой, чередуя различные удары в голову и туловище, подготавливая атаку ложными действиями и т. п. Тренер может наступать на обучающего, как бы атакуя его, а тот применяет заданную или произвольно избираемую защиту, контратакует или наносит удары, передвигаясь назад, влево и вправо. Тренер может надеть на левую руку перчатку, а на правую — лапу, что позволит ему наносить левой рукой всевозможные удары, а на правую принимать удары ученика.

На разных этапах обучения, в зависимости от возраста боксера, его индивидуальных особенностей, подготовленности и задач, распределение упражнений (в парах, в условном и вольном боях, бою с тенью и со снарядами) и их количество могут изменяться.

Упражнения в нанесении ударов по снарядам:

- По мешку — 1 раунд

- По насыпной груше — 1 раунд

- По пневматической груше — 1 раунд

- По лапам — 2 раунда

Всего — 5 раундов

Упражнение со скакалкой:

- Произвольные упражнения в быстром темпе — 1 раунд

Тренировочное занятие  проходит в быстром темпе: после 3-минутных упражнений следует перерыв длительностью в 1 мин.

В недельный цикл, непосредственно «подводящий» к турнирным соревнованиям, целесообразно вводить занятия, посвященные специальной физической подготовке.

Примерные соревновательные упражнения для групп начальной подготовки 2 и 3 года обучения:

 

Упражнения со снарядами:

- Упражнение в нанесении сочетаний ударов по мешку с акцентом на один из ударов — 1 раунд

- Такое же упражнение, но удары наносятся по набивной груше — 1 раунд

- Упражнения в нанесении серии ударов по пневматической груше — 1 раунд

- Упражнения с тренером — удары по лапам (атаки и контратаки) — 2 раунда

Упражнения с предметами:

- Упражнения в быстром темпе со скакалкой (беспрерывно менять способ подпрыгивания) — 2 раунда

- Упражнения с партнером в перебрасывании различными способами набивного мяча — 5 мин.

Упражнения без предметов:

- Упражнения для развития силы, на растягивание и расслабление (стоя, сидя и лежа) — 10 мин.

Общая продолжительность занятий — 70 мин.

 

Для решения узких тактических задач (в отрыве от общей боевой обстановки) применяются условные бои, в которых боксер получает специальные тактические задания:

-определить основной удар партнера;

-выявить слабые места в защите и атаке партнера;

-то же у боксирующего в противоположной стойке;

-определить  наиболее  часто  применяемые  удары (защиты) партнером;

- выявить способы защиты партнером от прямых и боковых ударов;

-выявить ложные действия партнера перед атакой;

-то же у боксирующего в противоположной стойке;

-при помощи ложных действий вызвать партнера на атаку, применять защиту и контратаковать партнера ударом (по заданию тренера);

-придерживаясь дальней дистанции, использовать разнообразные передвижения во всех направлениях, атаковать и контратаковать прямыми ударами партнера, который идет на сближение и стремится войти в ближний бой.

Также для развития быстроты реакции у боксеров группах начальной подготовки  на занятиях широко применялись специально-подготовительные и специальные игровые упражнения, а также подвижные игры:

-  упражнения с партнером, в перчатках. (создать условия, которые более полно отвечали бы характеру боксерского поединка). игровые упражнения типа "боксирование" через канат (черту).

Для развития быстроты реакции при защитных действиях применяютя  и ряд специальных игровых упражнений:

  • Боксируют двое. У одного на груди прикрепленная мишень. Один только атакует, делая после каждой атаки шаг назад, другой только защищается. Защищающийся должен за раунд пропустить как можно меньше ударов. Длительность раунда — 1,5—2 мин. Затем противники меняются ролями.

За любой одиночный удар ученику дается одно очко, за удар по мишени без финта — два, за удар по мишени с финтом — три очка, за серию ударов по мишени — пять; или за удар в голову боксер получает одно очко, за удар в туловище — два, за удар по мишени— четыре и т. д.

  • То же, но защищающемуся дается право на ответную контратаку прямым левой. Очки за удары ему не начисляются.
  • Защищающемуся дается право на встречную и ответную контратаку прямым левым. За правильные удары ему начисляются очки.

 Дается возможность защищающимся атаковать левой рукой, в каждом варианте упражнений усложняются действия атакующего, даются указания, чтобы активно пользоваться защитными действиями. Игровым защитным упражнениям придается также специфический характер боевой игры, в которой юные боксеры приучаются атаковать и защищаться и развивают тем самым быстроту реакции при защитных действиях.

Спортивные игры являются неотъемлемой частью подготовки боксеров. Игры (особенно гандбол, баскетбол, теннис, хоккей, эстафеты на быстроту и ловкость) по характеру действий, быстроте и выносливости во многом сходны с боксом (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. 

Подвижные игры для обучающихся групп начальной подготовки

Работая над повышением у юных боксеров быстроты реакции, широко применяются подвижные игры, такие, как "Слепой бокс", "Вызов номеров", "группа, смирно!" "В кругового", "Кто быстрее?" и др. Условия этих игр требуют от юных спортсменов проявления высокого уровня реакции и быстроты движений. Например, в игре "Слепой бокс" боксеру завязываются глаза и одеваются боксерские перчатки. Вокруг него двигаются три-четыре спортсмена и подавали различные звуки (голосом, руками, ногами). "Слепой" боксер, ориентируясь на звуки, стремится попасть в кого-нибудь ударом. Наносить разрешается только прямые удары. Получивший удар становится "слепым" боксером. Победителем считается тот, кто меньше всех находится в роли "слепого" боксера.

Заключение

Соревнования могут принести и большую пользу и огромный вред. Пользу — в том случае, если спортсмен физически и психологически подготовлен к участию в соревнованиях. Вред — если состязания начинаются для него слишком рано, когда он еще не подготовлен ни технически и тактически, ни психологически.

К официальным боям следует допускать спортсменов, когда он приобрел опыт, достаточный для первых выступлений.

Соревновательные упражнения по специальной подготовке, на специальных снарядах для развития необходимых физических качеств являются базой для успешного совершенствования спортивного мастерства.

Неразрывно с  применением соревновательных упражнений тренером-преподавателем ведется волевая и психологическая подготовка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Обучение и тренировка боксеров  /В. Н. Остьянов. - М.: Олимп. Лит, 2011. - 272 с.
  2. Бокс. Энциклопедия/Составитель Н.Н.Тараторин. - М.: Терра спорт, 1998.-232 с.
  3. Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2004. - 34 с.
  4. Булычев А. И. Бокс: Учебное пособие для секций коллективов физической культуры. Изд. третье / Для занятий с начинающими. - М: ФиС, 1965.-200 с.
  5. Все о боксе / Сост. НА. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 1995. - 212 с.
  6. Градополов К.В. Бокс: Учебное пособие для институтов физической культуры. Изд. четвертое. - М.: ФиС, 1965. - 338 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Скоростно-силовые качества юных спортсменов

методическая разработка на тему"Скоростно-силовые качества", приложения к ней...

Физиологическая характеристика юных спортсменов

Особенности физиологии спортсменов...

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в борьбе

Работа с психотехническими упражнениями хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Не смотря на то, что борьба явля...

Развитие гибкости у юных спортсменов волейболистов с помощью различных методов.

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется способность человека к достижению большой амплитуды движения – это морфофункциональные свойства опорно...

Современная подготовка юных спортсменов. Построение тренировки юных спортсменов.

Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной ...