Рабочие программы по физической культуре.
рабочая программа по физкультуре (9 класс) на тему

Стрионова Людмила Владимировна

Рабочие программы по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fkgos10-11.docx53.13 КБ
Файл rabochayaprogramma_fkgos_8-9kl.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя

общеобразовательная  школа № 9

Муниципального  образования  Красноармейский  район

х. Протичка

                                                                                                                               

                                                                                                           Утверждено

                                                                                        решением  педагогического   совета

                                                                                      от «31»августа 2015 года протокол №  1              

                                                                                   Председатель _________ Т.Г.Першина

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

     по        физической  культуре 

     Уровень образования  

            Среднее  общее образование ,10-11 класс.

    Количество часов :  всего 204  часа;   

    Учитель  Стрионова Людмила Владимировна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

    Программа разработана на основе

         «Комплексной  программы физического воспитания 1-11 классы» Авторы : доктор педагогических наук  В.И.Лях, кандидат педагогических  наук А.А.Зданевич. Москва «Просвещение» -2011г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Рабочая программа  по физической культуре для учащихся 10-11 классов  разработана на основе  программы общеобразовательных учреждений  «Комплексная  программа  физического воспитания учащихся» 1- 11 классы Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.  «Просвещение» 2011 г.    Данная рабочая программа разработана с целью  обеспечения базовой  подготовки обучающихся по физической культуре в соответствии с учебным  планом   школы.

    На уроках физической культуры в 10-11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.

Задачи:

  -содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

  -формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

   -расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

   -дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;

   -формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функций отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;

   -закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

  -формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;

  -дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

        Рабочая  программа составлена в строгом соответствии с обязательным минимумом содержания общего    образования  в области физической культуры .    Содержание программного материала по ФК состоит из двух основных частей : базовой  и  вариативной. В программе сохранены все разделы и количество часов базовой  части.                                                                                

       Однако при отсутствии снега, лыжной базы и  инвентаря раздел «Лыжная подготовка» в рабочей  программе заменен на раздел «Кроссовая подготовка».   Обязательный минимум содержания полного общего образования по физической культуре не нарушен.

       Часы вариативной части  взяты на спортивные  игры: баскетбол и футбол. Это позволит сформировать у учащихся  культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей  и корригирующей  направленностью, приобрести навыки в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

2.Общая характеристика учебного предмета

Ролью и значимостью  физической культуры в 10—11 классах  является решение  основных задач, стоящих перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования, — содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.

Углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по закреплению у юношей и девушек потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта, формированию у них адекватной самооценки. При этом делается акцент на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, а также на развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.

В процессе усвоения материала программы углубляются знания старшеклассников о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, о значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функций материнства и отцовства; даются конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического развития и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным планом МБОУ СОШ №9 курс «Физическая культура» изучается  в 10-11 классах из расчёта 3 ч в неделю: в 10 классе — 102 ч, в 11 классе — 102 ч. Всего 204 ч  .

Распределение учебного времени на прохождение программного материала в 10-11 классах

п/п

Вид программного материала

Количество часов

10 кл.

11кл.

Базовая часть

87

87

174

1.

Основы знаний о физической культуре.

В  процессе  урока

2.

Лёгкая атлетика.

21

21

42

3.

Кроссовая подготовка.

18

18

36

4.

Гимнастика с основами акробатики.

21

21

42

5.

Спортивные игры.

21

21

42

6.

Элементы единоборств.

9

9

18

Вариативная часть

    Спортивные  игры :баскетбол

                                      футбол

15

9

6

15

9

6

30

Итого часов в год:

102

102

204

 

4.Содержание учебного предмета

 

1.Базовая часть содержания программного материал (174 ч.)

1.1. Основы знаний  о физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля (1-2 часа в четверти)

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2 ч. в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Социокультурные основы.Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность, развития личности; укрепления здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогическиеосновы.Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.

Основы начальной военной подготовки.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта.  Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.

Медико-биологические основы.Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.

Основы организации двигательного режима в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека и его здоровье. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры.

Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур.

Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Закрепление приемов самоконтроля.

1.2. Спортивные игры (42часа).

В 10-11 продолжаются углубленное изучение одной из спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом, защитных действий,  усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Используются игровой и соревновательный метод. Продолжается овладение сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями. В процессе занятий  использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике. Лучше всего на уроках использовать метод  круговой тренировки, упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование освоенных приемов. Демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико–тактические  действия одной из спортивных игр.

 

Программный материал по спортивным играм

Основная направленность

10-11 классы

Баскетбол.                                  

 На совершенствование техники передвижений,  остановок, поворотов, стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение.)

На совершенствование ловли и передач мяча

Совершенствование  ловли и передачи мяча, варианты ловли, передачи без сопротивления и  сопротивлением защитника.

На совершенствование техники ведения мяча

Совершенствование техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.

На совершенствование техники бросков мяча

Совершенствование техникой бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника, с места и в движении, со средней и дальней дистанции.

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Совершенствование техники защитных действий. Действия против игрока без мяча и с мячом. Быстрый прорыв. Комбинация из освоенных элементов техники перемещения.

На совершенствование тактики игры

Совершенствование техники защитных действий. Вырывание, выбивание, накрывание и перехват.

Волейбол.

Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и  стоек.

Совершенствование техники перемещений  и владения мячом. Комбинация из освоенных элементов техники владения. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите.

Совершенствование техники приема и передач мяча.

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по упрощенным правилам в волейбол.

Совершенствование техники подач мяча.

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по правилам.

Совершенствование техники нападающего удара.

Нападающий удар через сетку.

Совершенствование техники защитных действий.

Варианты блокирования нападающих ударов, страховка (Одиночный, вдвоем).

Совершенствование техники игры. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Индивидуальные, групповые, тактические действия в нападении и защите. Игра   в волейбол по правилам. Судейство игры.

Футбол.Совершенствование техники передвижений остановок, поворотов и стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений.

Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча

Варианты ударов по мячу ногой и головой.

Совершенствование техники ведения мяча

Техника ведения мяча без сопротивления и сопротивлением защитника. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

 Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча

Остановка мяча ногой грудью. Игра в мини-футбол.

Совершенствование тактики игры

Индивидуальные, групповые,командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по упрощенным правилам.  Судейство игры.

 

1.3 Гимнастика  с элементами  акробатики  (36 часов)

В 10-11 классах продолжается углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. На занятиях с юношами:  используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах. На занятиях с девушками: более сложные упражнения с предметами: скакалкой, с обручем, мячом – комбинации этих упражнений. Гимнастические упражнения, направлены на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и к службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства, выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня (юноши), через коня с разбега под углом к снаряду (девушки), выполнять комбинацию со скакалкой, обручем (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок.

Программный материал по гимнастике с элементами  акробатики

Основная направленность

10-11 классы

юноши

девушки

Совершенствование строевых упражнений.

Пройденный в предыдущих классах материал Повороты на месте. Перестроения. Повороты в движении. Перестроения в движении. Перестроение из колонны по 1в колонну по 2, по 4,8 на месте и в движении.

Совершенствование  О.Р.У. без предмета; с предметами

Общеразвивающие упражнения без предметов; общеразвивающие упражнения с набивными мячами.   Комбинации упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами. Комбинаций из различных положений и движений  рук, ног, туловища на месте и в движении. Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами.

Освоение и совершенствование опорных прыжков. 

Прыжок ноги врозь через коня в длину

Прыжок через коня с разбега под углом к снаряду.

Освоение акробатических упражнений.

Длинный кувырок через препятствие на высоте 90 см. Стойка на руках с помощью. Кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком.

Сед углом, стоя на коленях наклон назад. Стойка на лопатках, стойка на голове.

Составление комбинаций из ранее освоенных элементов.

Развитие силовых способностей и силовой выносливости.

Подтягивание. Упражнения в висах и упорах

Упражнения в висах и упорах.

Развитие гибкости.

О.Р.У. с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, на гимнастической стенке.

Развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки со скакалкой за 1 минуту на результат. Метания набивного мяча из различных и.п.

Самостоятельные занятия.

Правила самоконтроля. Правила самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

 

1.4. Легкая атлетика  (42часа).

В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей. Усиливается процент упражнений, сопряженного воздействующих на совершенствование техники развитие  кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки. Увеличивается длина спринтерского бега, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метания. При наличии условий и обеспечении техники безопасности возможно ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом, тройного прыжка, метания копья , диска, толкания ядра.

На уроках физкультуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески принимать освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятиях в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по лёгкой атлетике для подготовки их к службе в армии. Двигательные умения: метать различные снаряды с места и полного разбега, использовать четырехшажный вариант бросковых шагов. Участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метании мяча, бег на выносливость.

Программный материал по легкой атлетике

Основная направленность

10-11 классы

юноши

девушки

ТБ на занятиях ФК.

Основные знания о физической культуре.

Развитие координационных способностей, гибкости.

Тестирование физического развития. Челночный бег               3 x10 м., Старт из различных исходных положений, эстафеты.

Совершенствование техники спринтерского бега.

Высокий и низкий старт до 40 метров. Бег на короткие дистанции-20м. Бег на короткие дистанции 30 м.  Бег на короткие дистанции-30 м на результат. Бег на короткие дистанции-400 м. Бег 400 м на результат. Спринтерский бег, стартовый разгон; бег с ускорением. Бег на короткие дистанции-100м. Контрольный урок, бег 100 метров. Эстафетный бег. Эстафетный бег 4х100 м

Совершенствование прыж-ков в длину и высоту

Техника прыжка в длину с  13-15 шагов разбега.  Техника прыжка в высоту с  9-11 шагов разбега. Контрольные уроки.

Совершенствование техники метания в цель и на дальность.

Метание теннисного мяча 150 г.с  места  и с разбега на дальность. В горизонтальную и вертикальную цель; на дальность в коридор 10 м на заданное расстояние.

Развитие скоростно-силовых способностей.

Бег с ускорением. Прыжки, многоскоки. Старты из различных и.п., бег с ускорением.

Развитие координационных способностей.

Бег с изменением направления, скорости. Бег с преодолением препятствий. Прыжки через препятствие и на точность приземления.

На знание о физической культуре

Биомеханические основы техники бега, прыжков в длину.

На совершенствование организаторских умений

Выполнение обязанностей судьи по видам спорта

Самостоятельные занятия

Тренировка в оздоровительном беге. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

 

 

 

 

1.5Программный материал по кроссовой подготовке (36  часов)

Основная направленность

10-11 классы

юноши

девушки

Совершенствование техники бега в равномерном темпе

Бег в равномерном темпе  6 – мин.

Совершенствование техники бега в равномерном  и переменном темпе

Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин.

Бег в равномерном и переменном темпе без остановок. Бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин.

Совершенствование техники бега с препятствиями

Бег с препятствиями  в равномерном темпе. Бег в гору.

Совершенствование техники длительного бега

Длительный бег до 15 мин.

Совершенствование техники бега

Бег  – 3000 м, на время

Бег – 2000м., на время.

1.6 Элементы единоборств(18 часов)

В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученное является умение вести; учебную схватку (табл. 21). Как и в 8—9 классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усиливается    сопряженное    совершенствование    сложной    техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часть вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать девушки, проявившие к этому интерес.        

Программный материал по элементам единоборств

Основная направленность 

Классы 

10 

11 

На освоение техники владения приемами 

Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка 

На развитие координационных способностей 

Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д. 

На развитие силовых способностей и силовой выносливости 

Силовые упражнения и единоборства в парах 

На знания о физической культуре 

Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца 

На освоение организаторских умений 

Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств 

Самостоятельные занятия 

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами 

 

 

2 . Вариативная часть  ( 30часов )

  Из них «Футбол»-12 часов,баскетбол-18 часов.

 

5. Тематическое планирование

 №

Вид программного материала

Количество          часов

10

11

1

Базовая часть

87

87

1.1

Основы знаний

В процессе урока

1.2

Спортивные  игры

Волейбол:

-приём и передача мяча

-нижняя прямая подача мяча

-прямой  нападающий удар

-индивидуальные и групповые действия ,двусторонняя игра

Баскетбол:

- передача и ловля мяча, ведение мяча правой и левой рукой.

                     21

18

3

4

3

8

3

                       3

21

18

3

4

3

8

3

                    3

1.3.

Гимнастика с элементами акробатики

-строевые упражнения

-акробатика,

-лазание по канату

-висы и упоры,

-опорный прыжок.

-эстафеты, игры

18

2

3

                       3

4

4

4

18

2

3

3

4

4

4

1.4

Лёгкая атлетика

- спринтерский бег

-прыжки в длину с разбега,

-метание мяча

- прыжки в высоту,

-длительный бег

21

4

4

4

4

5

21

4

4

4

4

5

1.5

Кроссовая подготовка

-бег с преодолением препятствий

-развитие выносливости

18

9

9

18

9

9

1.6

Элементы единоборств

-Стойки и передвижения в стойке, подвижные игры

-захваты рук и туловища, освобождение от захватов

-приёмы борьбы

9

2

3

2

2

9

2

                    3

2

2

2.

Вариативная часть

15

15

2.1

Связанная с региональными и национальными особенностями:

Футбол

-комбинации из освоенных элементов техники передвижений;

-варианты ударов по мячу ногой и головой;

-техника ведения мяча без сопротивления и сопротивлением защитника. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

6

2

2

2

6

2

                   2

                   2

2.2

  По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одной или нескольких видов спорта:

баскетбол

- передача и ловля мяча, ведение мяча правой и левой рукой

- бросок мяча одной и двумя

руками с места и в движении

-двусторонняя игра, индивидуальные и групповые действия

9

                       3

3

3

9

3

3

                    3

102

102

6.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

             Примечание

Основная школа

1

Печатные пособия

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре        

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские

рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011г.

Д

1.3

Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха 10-11классы Москва «Просвещение» 2013.

Г

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.4

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению        

Д

В составе библиотечного фонда

1.5

Методические издания по физической культуре для учителей        

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

Технические средства обучения

2.1

Музыкальный центр

Д

 

2.2

Аудиозаписи

Д

3

 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

   

3.1

Щит баскетбольный игровой

Д

 

3.2

Щит баскетбольный тренировочный

Г

 

3.3

Стенка гимнастическая

Г

 

3.5

Скамейки гимнастические

Г

 

3.6

Стойки волейбольные

Д

 

3.7

Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола

Д

 

3.8

Бревно гимнастическое напольное

Д

 

3.9

Перекладина гимнастическая пристенная

Д

 

3.0

Канат для лазания

Д

 

3.10

 Обручи гимнастические

Г

 

3.12

 Комплект матов гимнастических

Г

 

3.13

 Перекладина навесная универсальная

Д

 

3.14

Набор для подвижных игр

К

 

3.15

Аптечка медицинская

Д

 

3.16

Стол для настольного тенниса

Д

 

3.17

Комплект для настольного тенниса

Г

 

3.18

Мячи футбольные

Г

 

3.19

Мячи баскетбольные

Г

 

3.20

Мячи волейбольные

Г

 

3.21

Сетка волейбольная

Д

 

3.22

Оборудование полосы препятствий

Д

 

4

 Спортивные залы (кабинеты)

 

4.1

 Спортивный зал игровой

 

 С раздевалками для мальчиков и девочек

4.2

 Кабинет учителя

 

 Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

4.3

 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

 

 Включает в себя стеллажи, контейнеры

5

 Пришкольный стадион (площадка)

 

5.1

Сектор для прыжков в длину        

Д

 

5.2

Игровое поле для футбола (мини-футбола)        

Д

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                              СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания                                                                                  Заместитель директора по УВР

методического объединения                                                                    _______________Кравцова Г.В

учителей естественнонаучного цикла  СОШ №9                                                                                              

                                                                                                                              ______________2015года

от ____________2015года№1

_______________Ловская Н.В.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

10  класс

11 класс

 

 

Авторская программа

Рабочая программа

Авторская программа

Рабочая программа

1

Базовая часть

87

87

87

87

  174

1.1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе урока

1.2

Спортивные игры.

21

21

21

21

  42

1.3

Гимнастика с элементами акробатики.

18

18

18

18

  36

1.4

Легкая атлетика

21

21

21

21

  42

1.5

Лыжная подготовка

18

-

18

-

1.6

Элементы единоборств

9

9

9

9

  18

1.7

 

Кроссовая подготовка

-

18

-

18

  36

2

Вариативная часть

15

15

15

15

  30

2.1

Связанный  с региональными и национальными особенностями

Баскетбол

 

 

 

 

 

           9

 

 

 

 

          9

 

 

 

 

9

 

 

 

 

9

 

 18

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по  углубленному изучению одного или нескольких видов спорта.

Футбол

6

 

         6

  

           6

 

6

  

 

  12

Всего за год

102

102

102

102

  204



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

Муниципального образования Красноармейский район

х. Протичка

                                                                Утверждено

                                                             решением педагогического совета

от « 31» августа 2015года  протокол № 1

                                                                         

  Председатель  __________Т.Г. Першина

Рабочая программа

по          физической культуре

           Уровень   образования (  8-9 класс )  основное общее  образования

Количество часов: всего 204 часа   

Учитель       Стрионова  Людмила  Владимировна

                                 

Программа разработана  на основе 

 «Комплексной программы физического воспитания  учащихся 1 – 11 классов» под редакцией В.И.Ляха,  А. А.Зданевич

 ( -М.: «Просвещение» 2011 года

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Рабочая программа  по физической культуре для учащихся 8-9 классов  разработана на основе  программы общеобразовательных учреждений  «Комплексная  программа  физического воспитания учащихся» 1- 11 классы Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.  «Просвещение» 2011 г.    Данная рабочая программа разработана с целью  обеспечения базовой  подготовки обучающихся по физической культуре в соответствии с учебным  планом   школы.

    На уроках физической культуры в 8-9 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования, - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой:

 . содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

•        обучение основам базовых видов двигательных действий;

. дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники  безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. 

        Рабочая  программа составлена в строгом соответствии с обязательным минимумом содержания общего    образования  в области физической культуры .    Содержание программного материала по ФК состоит из двух основных частей : базовой  и  вариативной. В программе сохранены все разделы и количество часов базовой  части.                                                                                

       Однако при отсутствии снега, лыжной базы и  инвентаря раздел «Лыжная подготовка» в рабочей  программе заменен на раздел «Кроссовая подготовка».   Обязательный минимум содержания полного общего образования по физической культуре не нарушен. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков.

       Часы вариативной части  взяты на спортивные  игры: баскетбол и футбол. Это позволит сформировать у учащихся  культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей  и корригирующей  направленностью, приобрести навыки в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретённых в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.   Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Программа составлена на уровень обучения 5-9 классов в соответствии с программой ФКГОС-2004г.,но так как 5-7 классы обучаются по программе ФГОС, то их содержание не повторяется.

   

                          2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. 

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Роль и значимость в освоении базовых основ физической культуры, которые объективно необходимы и обязательны для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.

                                       3.  ОПИСАНИЕ  МЕСТА ПРЕДМЕТА  В  УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

В соответствии с базисным планом МБОУ СОШ №9 курс «Физическая культура» изучается с 8 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 8 классе — 102 ч, в 9 классе — 102 ч. Всего 204 ч  .

        Распределение учебного времени на прохождение программного материала в 5-9 классах

п/п

Вид программного материала

Количество часов

8кл

9кл

Базовая часть

84

84

168

1.

Основы знаний о физической культуре.

В  процессе  урока

2.

Спортивные игры.

18

18

36

3.

Гимнастика с элементами акробатики.

18

18

36

4.

Лёгкая атлетика.

21

21

42

5.

Кроссовая подготовка.

18

18

36

6.

Элементы единоборств.

9

9

18

Вариативная часть

    Спортивные  игры :баскетбол

                                      футбол

                 18

9

9

18

9

9

36

18

18

Итого часов в год:

102

102

204

 4.  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

        Естественные основы.

8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

        Социально-психологические основы.

8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностью значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.

9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение но показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

        Культурно-исторические основы.

8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.

        Приемы закаливания.

8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.

 9 класс. Пользование баней.

1.2.        Спортивные  игры.

Волейбол

8- 9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Баскетбол

8-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Футбол

8-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

1.3.        Гимнастика с элементами акробатики.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способно-стей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

1.4.        Легкая атлетика

8-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

1.5.        Кроссовая подготовка.

8-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

1.6 Элементы единоборств

8-9 классы Овладение техники приемов. Развитие физических качеств. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.

5. Тематическое планирование

  распределения  количества   часов   в 8-9 классах.

п/п

Разделы,темы

                                         Количество  часов

     

8кл

9кл

1

Базовая  часть

84

84

1.1

Основы  знаний

В  процессе      урока

1.2

Спортивные   игры

Волейбол

-техника передвижений, остановок, поворотов и стоек;

-приемы и передачи мяча;

-нижняя прямая подача;

-прямой нападающий удар;

-индивидуальные и групповые действия;

-двусторонняя игра.

18

2

3

3

3

3

4

18

2

3

3

3

3

4

1.3

Гимнастика с элементами  акробатики

-строевые упражнения

-акробатика,

-лазание по канату

-висы и упоры,

-опорный прыжок.

-эстафеты, игры

18

2

3

3

3

3

4

18

2

3

3

3

3

4

1.4

Легкая   атлетика

- спринтерский бег

-прыжки в длину с разбега,

-метание мяча

- прыжки в высоту,

-длительный бег

21

4

4

4

4

5

21

4

4

4

4

5

1.5  

Кроссовая  подготовка

-бег с преодолением препятствий

-развитие выносливости

-минутный бег

-эстафеты, круговая тренировка

18

4

5

4

5

18

4

5

4

5

1.6

Элемент единоборств

-Стойки и передвижения в стойке, подвижные игры

-захваты рук и туловища, освобождение от захватов

-приёмы борьбы

9

2

2

2

9

2

2

2

II

Вариативная   часть

18

18

2.1

Связанный  с  региональными   и национальными  особенностями.

футбол

- техника передвижений, остановок, 

поворотов и стоек;

-варианты ударов по мячу ногой и головой;

-техника ведения мяча без сопротивления и сопротивлением защитника.

- комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

                    9

2

2

3

2

9

2

2

3

2

2.2

По  выбор  учителя по  углубленному  изучении  одного  из  видов  спорта. 

баскетбол

- передача и ловля мяча, ведение мяча правой и левой рукой

- бросок мяча одной и двумя

руками с места и в движении

-двусторонняя игра, индивидуальные и групповые действия

9

3

3

3

9

3

3

                 3

Всего

                     102

102

6.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

             Примечание

Основная школа

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре        

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские

рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011г.

Д

1.3

Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха 5-9классы Москва «Просвещение» 2013.

Г

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.4

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению        

Д

В составе библиотечного фонда

1.5

Методические издания по физической культуре для учителей        

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

3

Технические средства обучения

3.1

Музыкальный центр

Д

 

3.2

Аудиозаписи

Д

4

 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

 

4.1

Щит баскетбольный игровой

Д

 

4.2

Щит баскетбольный тренировочный

Г

 

4.3

Стенка гимнастическая

Г

 

4.5

Скамейки гимнастические

Г

 

4.6

Стойки волейбольные

Д

 

4.7

Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола

Д

 

4.8

Бревно гимнастическое напольное

Д

 

4.9

Перекладина гимнастическая пристенная

Д

 

4.10

Канат для лазания

Д

 

4.11

 Обручи гимнастические

Г

 

4.12

 Комплект матов гимнастических

Г

 

4.13

 Перекладина навесная универсальная

Д

 

4.14

Набор для подвижных игр

К

 

4.15

Аптечка медицинская

Д

 

4.16

Стол для настольного тенниса

Д

 

4.17

Комплект для настольного тенниса

Г

 

4.18

Мячи футбольные

Г

 

4.19

Мячи баскетбольные

Г

 

4.20

Мячи волейбольные

Г

 

4.21

Сетка волейбольная

Д

 

4.22

Оборудование полосы препятствий

Д

 

5

 Спортивные залы (кабинеты)

 

 

5.1

 Спортивный зал игровой

 

 С раздевалками для мальчиков и девочек

5.2

 Кабинет учителя

 

 Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

5.3

 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

 

 Включает в себя стеллажи, контейнеры

6

 Пришкольный стадион (площадка)

 

 

6.1

Сектор для прыжков в длину        

Д

 

6.2

Игровое поле для футбола (мини-футбола)        

Д

 

      СОГЛАСОВАНО                                                                                              СОГЛАСОВАНО

       

                 Протокол  заседания                                                                                  Заместитель директора по УВР

              методического объединения                                                                    _______________Кравцова Г.В

                 учителей естественнонаучного цикла СОШ №9                                                                                        

                                                                                                                                             ______________2015года

           от ____________2015года№1

          _______________Ловская Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....