Комплекс специальных упражнений обучения волейболу для учащихся основной школы
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кошкулак Андриян Ак-оолович

Комплекс специальных упражнений обучения волейболу для учащихся основной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Упражнения направлены на формирование следующих технических элементов: перемещения, передача мяча двумя руками, прием мяча двумя руками снизу,  прием мяча снизу одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро и спину, подача мяча, нападающий удар, блокирование и учебная игра.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

 Упражнения:

1) бег с изменением направления, оббегание стоек, набивных мячей и других предметов вначале на ограниченной площади, затем в пределах игровой площадки;
2) бег на 10-15 м по зрительному сигналу из раз-личных исходных положений (стойка волейболиста, сидя, лёжа, лицом и спиной по направлению движения). Упражнения выполняют шеренгами по 4-6 человек в каждой с заданием (например, из положения сидя боком по направлению движения встать, принять стойку для приёма мяча снизу и передвигаться правым боком приставными шагами, остановиться прыжком, сымитировать приём мяча снизу и спиной вперёд возвратиться к стартовой линии в стойке для приёма мяча сверху);
3) учащиеся строятся в колонну по трое. По сигналу направляющие бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, имитируя приём подачи, нападающий удар, блокирование, передачу. После имитации учащийся из колонны, стоящей в зоне 1 определённым способом перемещается в колонну, стоящую в зоне 6; из зоны 6 — в зону 5; из зоны 5 — в зону 1. Все перемещения выполняют с заданием (например, первый игрок в колонне перемещается приставными шагами, второй — спиной вперёд, третий — правым боком вперёд, четвёртый — прыжками боком и т. д.);
4) учащиеся располагаются в колонны на лицевой линии в зонах 1, 6 и 5, в зоне 3 на расстоянии 1 м друг от друга находятся трое учеников. В каждой колонне по одному набивному мячу (1 кг). По сигналу каждый направляющий в колонне бежит 4 м, останавливается прыжком, выполняет передачу мяча двумя руками сверху игроку в зону 3, получает обратно передачу из зоны 3, поворачивается и делает передачу мяча двумя руками сверху следующему игроку в колонне, сам возвращается в свою колонну и становится замыкающим;
5) из зоны 1 учащийся приставными шагами лицом вперёд по ломаной линии перемещается к сетке через зоны 6, 5 и 2, имитируя в зоне 6 приём мяча двумя руками снизу, в зоне 5 — приём мяча снизу левой рукой с перекатом через плечо, в зоне 2 — передачу мяча двумя руками сверху в зону 4;
6) то же с заданием менять способ перемещения между зонами.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ     

Уверенное овладение навыками передач мяча двумя руками сверху обеспечивает на уроках физкультуры решение многих задач: изучение тактических действий, нападающего удара, блокирования и ведение двусторонней игры. В групповых упражнениях закрепляется умение выполнения первых (после приёма подачи) и вторых (для выполнения нападающего удара) передач мяча: с задней линии (из зон 6, 5, 1) в зону 3 или 2 — первые передачи; из зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом или спиной к цели и из зоны 2 в зону 3 и 4 — вторые передачи. Перед тем, как выполнить групповое упражнение с волейбольным мячом, его выполняют с набивным (1 кг), иногда с баскетбольным мячом, так как он тяжелее волейбольного и легче набивного. Вследствие этого упражнения выполняют медлен-нее, игроки лучше осознают и контролируют друг друга.

Упражнения:
1) приём мяча от соперника, первая и вторая передачи и отбивание через сетку. Игрок из зоны 6 передаёт мяч в зону 3, из зоны 3 в зону 4, откуда игрок направляет мяч через сетку в зону 6. На другой стороне площадки выполняют такие же передачи, но из зоны 3 мяч передают в зону 2. После передачи учащиеся переходят в ту колонну, куда они направляли мяч;
2) учащиеся расположены так же, как и в первом упражнении, только одна группа находится в зоне 2, поэтому вторая передача из зоны 3 направляется туда;
3) передачи набивного мяча с 2 м в стену, сменяя друг друга при передаче. Расположение учащихся такое же, как в первом упражнении, но игроки находятся ближе к зоне 5, поэтому вторую передачу из зоны 3 выполняют в зону 2, стоя к ней спиной. Это же упражнение выполняют в расстановке в зонах 1-3-4 (передачу выполняют, стоя спиной к зоне 4);
4) упражнение по характеру такое же, как предыдущее, но учащиеся располагаются в зонах 6, 2 и 3, первая передача из зоны 6 в зону 2, вторая — из зоны 2 в зону 3;
5) учащиеся располагаются в одну колонну, на-против которой стоит водящий. Он передаёт мяч двумя руками сверху направляющему в колонне, который передачей в прыжке посылает мяч водящему и уходит в конец колонны. После 3-4 серий передач необходимо заменить водящего;
6) учащиеся располагаются в круге, в середине — один или двое водящих, которые поочерёдно посылают мяч стоящим в круге, те возвращают мяч обратно;
7) то же, но учащиеся движутся по кругу приставными шагами или прыжками;
8) учащиеся построены во встречных колоннах, передачи выполняют с места и в прыжке, меняясь местами либо в своих колоннах, либо перебегая в противоположные. По мере улучшения выполнения передач и приёмов можно провести в виде соревнований.


ПРИЁМ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СНИЗУ

Упражнения:
1) учащиеся выстраиваются в одну колонну, на-против располагается водящий, который посылает мяч партнёру двумя руками сверху, а принимает мяч снизу. После 3-4 серий водящего заменяют;
2-5) то же, что в упражнениях 1-4 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч, посланный через сетку, принимают двумя руками снизу и направляют к сетке в заданную зону;
6) в парах, один игрок после подбрасывания мяча ударом одной руки посылает мяч партнёру, который принимает его двумя руками снизу. При этом одновременно улучшается приём двумя руками снизу и нападающий удар (можно варьировать, направляя мяч в пол, точно игроку, левее или правее, ближе или дальше и т. д.);
7) в парах, расстояние между игроками — 10-12 м. Один игрок посылает мяч верхней прямой подачей, другой принимает двумя руками снизу;
8) то же, что в упражнениях 1, 2 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч через сетку посылают нападающим ударом, а принимают на другой стороне площадки двумя руками снизу.

ПРИЁМ МЯЧА СНИЗУ ОДНОЙ РУКОЙ С ПАДЕНИЕМ И ПЕРЕКАТОМ В СТОРОНУ НА БЕДРО И СПИНУ

Мяч принимают одной рукой: если правой, то падение и перекат в сторону на бедро и спину выполняют вправо, если левой рукой — то влево. Используют гимнастические маты (это снимает напряжение, вызванное боязнью удариться об пол локтём, коленом, плечом, спиной).
Упражнения:
1) имитация приёма: падение и перекат с места и после перемещения;
2) приём снизу мяча, наброшенного партнёром прямо, вправо, влево, ближе, дальше (приём с отскоком назад);
3) приём мяча снизу одной рукой после выполнения других элементов по заданию учителя.

ПОДАЧА МЯЧА

В исходном положении учащиеся располагаются лицом к сетке. Удар по мячу производится выпрямленной рукой в высшей точке над головой, ладонь открыта и напряжена, пальцы сомкнуты. Не следует поощрять попыток учащихся прилагать максимальные усилия, главное внимание следует сосредоточить на подбрасывании, замахе и согласованности движений.
Упражнения:
1) имитация подачи (обратить внимание на положение туловища и замах);
2) имитация подбрасывания и подбрасывание набивного и волейбольного мячей (строго вертикально);
3) имитация подачи, стоя около стены (на стене нарисован мяч, сверху накладывается кусок резины);
4) подача мяча, закреплённого в амортизаторе;
5) подача мяча, установленного в держателе;
6) подача мяча через сетку с расстояния 6 м;
7) подача мяча из-за лицевой линии;
8) подаче мяча на игрока, слабо владеющего приёмом, а также ближе к лицевой и боковым линиям.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР
В нападающем ударе выделяют: разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление. В разбеге делают от одного до трех шагов. Для последнего шага характерна жёсткая постановка ноги на пятку, вторую ногу приставляют с одновременным движением рук вперёд-вверх. При отталкивании очень важно согласовать движение рук с разгибанием (резким и одновременным) ног. Удар по мячу производят в высшей точке прыжка и обязательно прямой рукой. Приземление должно быть мягким (ноги сгибаются пружинящим движением).
Упражнения:
1) броски набивного мяча из-за головы двумя руками в прыжке;
2) то же после спрыгивания с возвышения (вы-сотой до 40 см, например, с гимнастической скамейки);
3) бросок через сетку теннисного мяча, отталкиваясь двумя ногами;
4) бросок теннисного мяча в прыжке с 1-3 шагов разбега через сетку (можно с попаданием в определённые зоны на противоположной стороне площадки);
5) удары кистью по мячу «пол-стена» в пороло-новый мат, стоя на коленях (для закрепления навыка удара в высшей точке);
6) нападающий удар по мячу, подбрасываемому партнёром, с места и с разбега;
7) нападающий удар по мячу, укреплённому на резиновом амортизаторе, стоя на месте, в прыжке с места и с разбега;
8) нападающий удар по мячу, находящемуся в держателе;
9) нападающий удар из зоны 4 после передачи из зоны 3 (организация такая же, как в упражнениях 1-4 раздела «Передача мяча двумя руками сверху»).
Основные причины неправильного нападающего удара: отталкивание одной ногой, преждевременное выпрыгивание (когда пасующий ещё не сделал передачи), удар производится не в самой верхней точке или удар согнутой рукой.

БЛОКИРОВАНИЕ

Суть блокирования состоит в том, чтобы свое¬временно поставить руки над сеткой на пути мяча. Определив направление передачи для нападающего удара и положение нападающего, блокирующий выбирает место для отталкивания, продолжая наблюдать за направлением разбега нападающего. Отталкивание производят так, чтобы в момент удара нападающего по мячу ладони блокирующего были как можно выше над сеткой, выполняя при этом характерное движение кистями навстречу мячу (касание мяча происходит на стороне нападающего).
Упражнения:
1) прыжки толчком двумя ногами с места с имитацией блока;
2) прыжки толчком двумя ногами, располагаясь в парах по обе стороны сетки, с передвижением приставными шагами и хлопком в ладоши друг друга;
3) прыжки с места и с разбега в 1-2 шага с доставанием подвешенного набивного мяча;
4) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, руки над сеткой. Нападающий бросает мяч в прыжке двумя руками;
5) блокирование с места в прыжке нападающего удара по мячу, находящемуся в держателе;
6) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, нападающего удара по мячу, подброшенному партнёром.

УЧЕБНАЯ ИГРА

 Задания:
1) подавать мяч в определённую зону или на определённого игрока;
2) при приёме мяча направлять его точно в зону 3 или 2;
3) вторую передачу направлять в зону 4 или 2, стоя лицом или спиной к нападающему;
4) игрок зоны 6 располагается ближе к сетке (построение «углом вперёд») и страхует при блокировании или играет в защите, если нападающий удар не производится.
Учебную игру можно проводить на двух или четырёх площадках (натягивается сетка вдоль зала), чтобы задействовать как можно больше учащихся одновременно.
Учащиеся, в данный момент не участвующие в игре, по заданию учителя выполняют различные упражнения с волейбольными или набивными мячами, прыжковые упражнения, упражнения для закрепления техники отдельных элементов, обще-развивающие упражнения.

Литература

  1. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. — М. : Физкультура и спорт, 1970.
  2. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. за-вед. / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.
  3. Хиробуми Даймацу. Следуйте за мной. — М. : Физкультура и спорт, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Методическа разработка "Комплекс специальных упражнений для школьников подготовительной группы"

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки -физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендую! упражнения ритмической гимнастики. Главная при...

КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Направление упражнений на укрепление мышц стопы и голени для формирования сводов СТОП...

Карточка для обучения решению задач учащихся основной школы.

Задачи по математике для учащихся 5 - 8 классов....

Комплекс специальных упражнений, направленных на расширение лексикона и речевых навыков детей

Комплекс специальных упражнений, направленных на расширение лексикона и речевых навыков детей...

Специальные упражнения по волейболу для совершенствования передачи мяча.

Волейбол -  основной соревновательно-игровой метод, и отличное средство активизации двигательной деятельности за счет подключения эмоций учащихся.  Важнейшее т...