Методическая разработка «Новые технологии на уроках физического воспитания»
методическая разработка по физкультуре на тему

Нестерова Елена Юрьевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_tehnologii_na_urokah_fizicheskogo_vospitaniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Заслушано на заседании

Педагогического совета ДЮСШ

Протокол №___ от «_______»_____г

Директор ДЮСШ_________С.Я. Новиков

Методическая разработка

Тема:

 «Новые технологии на уроках физического воспитания»

Подготовил:

тренер-преподаватель

Нестерова Елена Юрьевна

 г. Суворов

2014г.

        Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

        Состояние здоровья россиян, и особенно школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть педагогический и медицинский подходы к этой проблеме.

        В условиях НТР, в связи с изменением всего образа жизни современного человека, возросло и значение физической культуры в сохранении здоровья и предупреждении его нарушений. Медицинская наука и практика здравоохранения все чаще обращаются к арсеналу средств физической культуры, черпая в них новые возможности укрепления здоровья человека.

        Существует много форм работы для того, чтобы обучающиеся осознавали необходимость занятиями физической культуры, например: разъяснение врачом важности положительного влияния физической культуры на здоровье; агитационно-пропагандистская работа со стороны классного руководителя и учителя физической культуры и то, что отличная оценка по физической культуре повысит средний балл получаемого аттестата, и т. д.

        Важно отметить и то, что, систематические занятия по физической культуре, также как и многие другие виды деятельности, - это потребность человека, а потребность может быть либо врождённой, либо сформированной, и в первую очередь, привлекательностью занятий. Таким образом, именно эта форма работы может привести, к выработке устойчивого интереса к урокам физической культуры.

        Методически правильно организованные систематические занятия не только способствуют улучшению состояния здоровья школьников, но и значительно повышают их физическую подготовленность.

        Именно поэтому мы стараемся на своих уроках использовать новые технологии.

  1. Системный подход к процессам оздоровления учащихся в школьной среде.

        Существенным моментом в оздоровлении школьной среды и осознании педагогическим коллективом прикладной значимости предмета физической культуры является интегрирование его с другими предметами, проведение совмещенных уроков с выходом в природную среду, решением практических ситуационных задач. Хорошо спланированный двухчасовой комплексный урок позволяет решить вопрос физического совершенствования и конкретного овладения навыками первой медицинской помощи, выживания в природной среде, спасения, пожаротушения и многие другие практические проблемы.

        Нами разработаны и успешно проводятся следующие интегрированные уроки:

  • биология и физическая культура (темы: "Обмен веществ и энергии"; "Центральная нервная система в управлении движениями"…). На данных занятиях учащиеся не только получают знания о строении и функциях систем организма, но и овладевают двигательными навыками, способами контроля и самоконтроля за физическими нагрузками;
  • ОБЖ и физическая культура (темы: "Как не заблудиться в лесу?"). На этом уроке дети узнают и овладевают навыками ориентирования в природе, а также развивают двигательные качества: выносливость, быстроту, ловкость;
  • география и физическая культура (тема: "Путешествие по Европе");
  • астрономия и физическая культура (тема "Путешествие к планетам").
  • Также огромное значение к привитию интереса к занятиям физической культурой имеют интегрированные внеклассные мероприятия:
  • ОБЖ и физическая культура ("Тропа туриста","На пути к генералу");
  • ОБЖ, биология и физическая культура ("Школа безопасности").

Не секрет, что данные уроки и мероприятия проходят на высоком эмоциональном уровне, что в значительной степени повышает интерес к изучению предметов и ставит задачи перед учащимися в ведении здорового образа жизни и необходимости в регулярных занятиях физической культурой.

         Важнейшим резервом оздоровления школьников, как в физическом, так и в психологическом плане является расширение досуговой занятости учащихся в спортивных, оздоровительных кружках, секциях. Это также зависит от инициативности преподавателей физической культурой и конкретных организационно- материальных возможностей.

        В  школе организованы и успешно работают спортивные секции, в которых занимается свыше 100 воспитанников (ОФП- юноши, ОФП- девушки, баскетбол 5-6 классы, баскетбол 7-11 классы, акробатика).Учащиеся посещающие данные занятия готовятся и участвуют в межрегиональных, областных, районных соревнованиях, где регулярно становятся победителями и призёрами.

        Важнейшую роль в системе оздоровления школьников играет вовлечение педколлектива в физкультурно-оздоровительные мероприятия школы. Стали традиционными товарищеские встречи между учителями и учениками по волейболу и баскетболу. Также привлечение педколлектива к судейству внеклассных спортивных мероприятий.

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий.

        Использование данных технологий даёт возможность учащимся более глубоко изучать теоретический материал по физической культуре, подготовить себя к экзамену по этому предмету.

        Работа с компьютером и интернетом осуществляется во время проведения теоретических уроков, а также даётся задание учащимся подготовить доклад или реферат по той или иной теме. Здесь нужно учитывать и то факт, есть ли у ученика возможность воспользоваться компьютерной сетью в домашних условиях.

        Во время проведения секционных занятий, мы предлагаем учащимся компьютерные программы и игры, по разделам учебной программы, а также по видам спорта.

  1. Организация занятий с коррекционными группами.

        Одной из форм работы, направленной на реализацию вышепоставленной задачи, мы видим в  индивидуальном подборе упражнений для каждого учащегося  относящегося к СМГ. Подбор упражнений должен осуществляться в соответствии с учебной программой, но занятия с данными детьми осложняются тем, что в этот момент на уроке находятся и учащиеся относящиеся к основной группе: многие из-за этого комплексуют и у них пропадает интерес к занятиям.

        Наличием широкого выбора средств физического воспитания можно решить данную проблему, однако ограничения в их применении вследствие их противопоказаний по здоровью, имея в виду характер того или иного заболевания, сильно сужает их применение. Поэтому одной из форм работы, направленной на повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой в СМГ, является использование нетрадиционных форм, которые по своему содержанию представляют собой подвижные игры с элементами того или иного вида спорта. Работа с учащимися СМГ на уроках выглядит следующим образом:

  • Подвижные игры, используемые на уроках с учащимися СМГ: "Мяч капитану"; "Горячая картошка" и т. д.
  • Осуществление судейства игр и соревнований.
  • Проведение игр.
  • Изучение правил соревнований.
  • Написание докладов и рефератов по физической культуре.
  • Выполнение упражнений коррегирующей гимнастики.

Работа с учащимися СМГ во внеурочное и время:

  • Проведение соревнований по шашкам, шахматам.
  • Проведение викторин, тематических вечеров по физической культуре.

        Мы считаем, что методически правильно организованные систематические занятия хоть и требуют большой подготовки со стороны учителя, но главное, они способствуют улучшению состояния здоровья школьников, повышают их физическую подготовленность и интерес в целом к занятиям физической культурой.

                Использование данной технологии позволяет нам сделать физическую культуру         доступной для всех и приводит к уменьшению показателей количества  относящихся к СМГ.

  1. Структура модернизированного физического воспитания.

        Внедрение в учебный процесс 3-го урока физической культуры требует специальной    разработки его научно-методического обеспечения: структуры и содержания урока, методики обучения учащихся оздоровительно-реабилитационным упражнениям, системы контроля за успешностью учебного процесса (с реализацией идеи «безоценочного» учебного процесса), регламентации нагрузок.

        Задачами физкультурно-реабилитационных оздоровительных уроков являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки; увеличение уровня двигательной активности; обучение основам знаний и умений по методике самостоятельного проведения занятий физическими упражнениями. Прежде всего — это формирование у учащихся навыков занятий оздоровительной физическое культурой и овладение навыками целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе, а также индивидуальной деятельности по интересам.

        Отличительной особенностью нового подхода к разработке методических средств 3-го урока является его оздоровительная направленность, насыщенная конкретным материалом, который позволит повлиять на  системы организма данного конкретного школьника, которые в большей мере ослаблены.

        Ведение 3-го часа физической культуры в классах компенсирующего обучения позволило в значительной степени добиться улучшения показателей двигательных качеств, о чём свидетельствует регулярный рост результатов по итогам тестирования, а также снижению негативных последствий учебной перегрузки.

  1. Диагностика двигательной активности, физического состояния и здоровья учащихся.

        Диагностика физического состояния и здоровья включает комплекс критериев с градацией по принципу светофора (зелёный-жёлтый-красный), носит психологический самооценочный характер, побуждающий к самосовершенствованию. Комплекс состоит из минимального набора антропометрических показателей, тестов состояния сердечно-сосудистой и дыхательных систем, показателей физического развития, элементов эпидемиологической и психологической характеристик.

        В оценочном плане «зелёный» соответствует оценке «отлично» или «хорошо», «жёлтый» - «удовлетворительно», «красный» - «неудовлетворительно».

        Диагностика осуществляется в вводной части 2-3 учебных занятий в сентябре, январе и мае, что позволяет провести мониторинг динамики показателей. Полученные индивидуальные данные заносятся в рабочую тетрадь по физкультуре, затем соотносятся с соответствующей графой цветового показателя (распечатанный вкладыш таблицы и тетради) путем округления или закрашивания соответствующего уровня данных. В порядке домашнего задания учащийся составляет план-сочинение о действиях, необходимых для перевода «красных» показателей в «желтые», «желтых» — в «зеленые». Индивидуальную коррекцию выполненного задания осуществляет учитель, который дает профессиональные рекомендации или направления к педиатру, эндокринологу, ортопеду, врачу ЛФК и т.п.

        Из приведенных выше графика и таблицы прослеживается снижение или стабилизация уровня заболеваемости детей на всех  ступенях образования за  три года, что говорит о позитивной работе школы по внедрению здоровьесберегающих технологий.

        Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

        Статистика, исследования, наблюдения, да и просто здравый смысл свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека, и следовательно, на продолжительность человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка-исследование "Круговая тренировка в физическом воспитании обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы"

Данная методическая разработка-исследование предоставляет нам широкий выбор упражнений различной направленности, позволяюших оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенство...

Методическая разработка "Инновационные технологии в методике музыкального воспитания"

Выступление на конференции в Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева....

Презентация методической разработки: "«Использование нетрадиционных форм системы физического воспитания школьников, как здоровье формирующих компонентов модели здоровье сбережения».

В презентации раскрывается суть модели здоровье сбережения в школе:- факторы влияющие на снижение показателей здоровья школьников- направление деятельности по ликвидации противоречий в системе школьно...

Методическая разработка на тему: Принципы системы физического воспитания

Методическая разработка на тему: Принципы системы физического воспитания...

Методическая разработка Игровые технологии на уроке физической культуры

Игровые технологии и их приминения на уроках физической культуры...