Программа дополнительного образования секции БАСКЕТБОЛ
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8 класс)

Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ  и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ.Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.

         Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 1 учебный  час, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-12 человек,  возраст детей – 11-15 лет.

 В ней прослеживается  углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_basketbolu.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

секции БАСКЕТБОЛ

учитель Котоусов Г.Л.

 

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1986 год и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ, 2004 год.

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.

         Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 1 учебный  час, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-12 человек,  возраст детей – 11-15 лет.

 В ней прослеживается  углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут юноши, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием юношей выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения ученикам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.

Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы юноша формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.  

Актуальность программы обусловлена тем, что  появилась потребность у  юношей старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.    

Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основныхзадач:

  • развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
  • обучение основам техники и тактики игры;
  • приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

 Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что  она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности,  физическое совершенствование со спортивной  направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.

В реализации данной программы участвуют юноши в возрасте от 11 до 15 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.

Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:

- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;

- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;

- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.

Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.

Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая. Журнал оценки результатов.

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы

 

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о значении игры в Баскетбол для здоровья человека.(физического , социального, психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физического, интеллектуального, эмоционального, социального).
  • Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических данных.
  • Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
  • Выполнение технических действий из баскетбола и их применение в игровой, соревновательной деятельности.

Метапредметные результаты

  • Формирование  умения планировать. Контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов и сотрудничества.

Личностные результаты.

  • Формирование чувства гордости за свою страну, ценностей многонационального российского общества
  • Формирование общих представлений об игре в баскетбол, о её значении в жизни человека, роли укрепления здоровья, физическом развитии  и физической подготовленности.
  • Совершенствование жизненно важных  навыков и умений посредством обучения игре в баскетбол.
  • Развитие интереса к самостоятельным занятиям  баскетболом, подвижным играм, формам активного отдыха.

 

Учащиеся будут уметь демонстрировать

 

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.
  • броски со средних и дальних дистанций.
  • броски по кольцу после ведения.
  • передачи мяча в парах.
  • передачи мяча в движении.
  • обводка стоек.
  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
  • штрафной бросок.

  

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

Перечень разделов (тем)

 

Количество часов

1

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

3

2

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:

  • общая и специальная физическая подготовка;
  • основы техники и тактики игры.

 

51

16

35

3

Способы спортивно-тренировочной деятельности:

  • контрольные игры и соревнования;
  • контрольные испытания;
  • соревновательная деятельность.

14

2

2

10

4

Всего часов

 

68

 

 

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 3 часа

 

      Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Работа сердечно-сосудистой системы.  Понятие о телосложении человека.

      Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.

Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Тема 3.  Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.

Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

      Тема 4.  Правила соревнований, их организация и проведение.

Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.  Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.

 

Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной  направленностью -  51 часов

 

       1. Общая и специальная физическая подготовка -  20  часов.

Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.

Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,

прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.

       2. Основы техники и тактики игры - 35 часов

Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.

Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.

Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.

Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.

Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.

 

 

Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности  - 14 часов

 

         1.Контрольные  игры и соревнования. - 2 часа

 Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.

       2. Контрольные испытания.- 2 часа

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.
  • броски со средних и дальних дистанций.
  • броски по кольцу после ведения.
  • передачи мяча в парах.
  • передачи мяча в движении.
  • обводка стоек.
  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
  • штрафной бросок.

 

 

       3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.-  10 часов

 Посещение ФОК .

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет городской спартакиады школьников.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п\п

Тема занятия

Содержание учебного материала

1

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль.

Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях.

2

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей.

3

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра.

4

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

5

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений.

6

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра.

7

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек.

8

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

9

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении.

10

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

11

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении.

12

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

13

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями.

14

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

15

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении.

16

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек.

17

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении.

18

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра.

19

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.

 

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения.

20

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра.

21

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения.

22

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра.

23

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

24

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

25

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

26

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

27

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

28

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра.

29

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите.

30

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра.

31

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите.

32

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра.

33

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Рывки вперед, перемещения из различных исходных положений. Действия игроков в защите и нападении.

34

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

35

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

36

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

37

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

38

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

39

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

40

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

41

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2

42

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

43

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

44

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

45

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

46

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

47

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

48

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

49

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков.

50

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

51

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков.

52

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

53

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите.

54

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

55

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите.

56

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

57

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом.

58

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

59

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом.

60

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Контрольные испытания: броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения.

61

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок.

62

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

63

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

64

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

65

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

66

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

67

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

68

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение.

1. Методы обучения

  • Практические: 

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

  Методы использования слова:

  - рассказ;

  - описание;

  - объяснение;

  -  беседа;

  - разбор;

  - задание;

  - указание;

  - оценка;

  - команда;

  - подсчет.

  • Методы наглядного восприятия: 

   - показ;

   - демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);

   - звуковая и световая сигнализации.

2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.

3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.

5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.

  

Список используемой литературы.

1.Методическая литература:

  • Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 1998 год;
  • А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство  «Просвещение», 2000 г.;
  • Примерная программа по баскетболу   для детско-юношеских школ. - М. 2004г;
  • С.М.Зверев, «Типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М., «Просвещение», 1986 год.

 

2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по баскетболу

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно - спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы старшей школе....

Рабочая программа по дополнительному образованию, секция "Баскетбол"

Данная программа является программой дополнительной и  предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применит...

Программа дополнительного образования секции по мини-футболу «Юные футболисты»

Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. В группы учащиеся распределяются по возрастным категориям ...

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» Срок реализации программs 2 года

Программа дополнительного образования "Баскетбол", рсчитанная на два года,В представленном материале расписан первый год обучения....

Курс дополнительного образования секции «Баскетбол», для обучающихся 7-11 классов

Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям спортивной игры баскетбол, формирование навыков здорового образа жи...

Программа дополнительного образования секции "Баскетбол"..

Программа дополнительного образования секции "Баскетбол". Срок реализации 3 года. Предназначена для внеурочной формы, где используется программа В.И. Ляха....