Связь спортивного результата с талантом и одаренностью.
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Титов Сергей Николаевич

В.В. Клименко [3] дает определение: «Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, нив конструкции тела, ни в имеющихся способностях. Талант – это человек, оригинально решающий известные задачи».

Бытует мнение, что каждый ребенок талантлив. Это значит, что при правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связь спортивного результата с талантом и одаренностью.

Ключевые слова: одаренность, талант, способности, индивидуальность, личностные особенности, возрастные особенности, прогнозирование, результат.

Одаренность и талант – это слишком сложный в психологическом отношении ансамбль качеств личности, чтобы полагать, что у каждого человека существует возможность самостоятельно, неповторимо, оригинально и творчески выполнить любую деятельность. Чаще делается вывод о том, что способности с одной стороны, одаренность и талант - с другой. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте, подчеркивают прирожденный характер данного качества – способности человека.

В.В. Клименко [3] дает определение: «Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, нив конструкции тела, ни в имеющихся способностях. Талант – это человек, оригинально решающий известные задачи».

Бытует мнение, что каждый ребенок талантлив. Это значит, что при правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности.

Необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, который включает в себя не только выявление одаренности детей и подростков и их особенностей, но и выявление роли обучения в развитии разных видов одаренности.

Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни при занятиях спортом с раннего возраста, уже проявляют ярко выраженные способности, другие же в силу сложившихся обстоятельств, к спортивным занятиям были допущены позже.

Другая сторона этой проблемы состоит в том, что многие спортсмены, обладающие уникальными способностями и одаренностью, уходят из спорта, не раскрыв своих возможностей и таланта из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных возможностей, функциональных и адаптационных резервов [6]. Известно, что многие выдающиеся спортсмены в детстве ничем не выделялись и, наоборот многие юные таланты, так и остались бывшими. Вероятно, только признание генных зависимостей темпа личностного и индивидуального развития от генотипа объясняет, почему детская одаренность часто не приводит к высоким достижениям во взрослом состоянии. Можно предположить, что кроме влияния среды, реально работает программа, определяемая генотипом.

Действительно, генотипический тип созревания может быть ускоренным, что часто и проявляется в практике развития, а конечный результат развития тем же генотипом может быть задан как норма [1]. В таком случае ускорение развития в один период, под влиянием генетических факторов, может, может сменяться замедлением в другой период под его же влиянием.

При этом признаки одаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными, относящимися преимущественно к данной поре жизни, а могут быть и долговременными, выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений [5].

Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Одаренность может не проявляться до определенного времени, либо родители, педагоги и другие взрослые не обратили внимания на имеющиеся предпосылки, или не хватило знаний, не сработала интуиция, а могли просто не заметить в ребенке выдающихся потенциальных возможностей, считая наиболее ценными совсем другие.

Неизвестно, в каких случаях детскую подростковую одаренность, следует рассматривать как гарантию будущих высоких достижений личности в различных областях деятельности в целом и в спортивной деятельности в частности. Это подтверждает, что характер и уровень проявления способностей и одаренности очень индивидуальны, а система тренировочного процесса слабо учитывает психофизиологическую специфику детей и подростков. Оценка  и регуляция механизмов одаренности и их значение для дальнейшего роста – сложная задача.

Тщательное изучение факторов, способствующих достижению спортсменами выдающихся результатов говорит о том, что каждый незаурядный спортсмен – это яркая индивидуальность.

Применительно к спортивной деятельности одаренность представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей. В основе успешного выполнения всякой деятельности находится  разнообразное сочетание способностей [1].

В числе первых это было озвучено С.А. Рубинштейном (1989), он писал: «…если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллектуальные, но все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.».

Целостное представление было дано Б.А. Тепловым в его исследовании умственных способностей выдающихся полководцев, таких как Наполеон и Суворов. Им было показано, что одаренность не может быть понята как проявление интеллекта, она представляет собой единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности [7].

Целостный подход к изучению индивидуального развития одаренных детей использовался в исследованиях Н.С. Лейтоса [5]. Это позволило определить качественное своеобразие умственных возможностей детей, возрастных предпосылок становления общей одаренности, а также выделить ее основные составляющие: неустанную активность, стремление к самому процессу познания, высокий уровень интеллекта и творческих способностей.        

С  осторожностью нужно относится к прогнозам, поскольку одаренность – это уровень общих способностей ребенка. Этот уровень обусловлен всем процессом развития личности. Органические предпосылки развития способностей человека обуславливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей ее развития. Наряду с этим значительное влияние на формирование одаренности оказывает самооценка, мотивация деятельности.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/Д.Б. Богоявленская. – М., 2002. – 318 с.
  2. Воробъев А.Н. Принцип индивидуализации – функция или закономерность в современном тренировочном процессе? А.Н. Воробъев// Теория и практика физ. культуры, 1986. - № 6 – С.29-31.
  3. Клименко В.В. Психологические тесты таланта/ В.В. Клименко. – Харьков, 1986.
  4. Ильин Е.П. Об адекватности пониманиясвязей свойств нервной сиситемы с эффективностью деятельности поведением спортсменов /Е.П. Ильин//Теория и практика физической культуры, 1985. - № 6. – С.52-56.
  5. Лейтос Н.С. Психология одаренности детей и подростков/Н.С. Лейтос. – М., 2003 – 334 с.
  6.  Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов/ В.Н. Платонов. – М., 1986 – 287 с.
  7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов – М.,  - 1961 – 536 с.
  8. Сальников В.А. Одаренность и талант как основное условие достижения выдающегося спортивного результата/ В.А. Сальников// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – М., 2007. -  № 2 – С.61-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье детей - это политика, которая воплотится наше будущее.Поэтому особенно важно достижение спортивных результатов с сохранением здоровья занимающихся.

Здоровье детей - это политика, которая воплотится наше будущее.Поэтому особенно важно достижение спортивных результатов с сохранением здоровья занимающихся. Термин «здоровьесбережение»  полу...

Достижение спортивных результатов учащихся

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех по своей степени влияния на здоровье учащихся. Поэтому мы вместе с ребятами достигаем хороших результатов и прослеживается высо...

Спортивно-оздоровительная группа как начальная ступень в раскрытии спортивного потенциала и развитии ранней одаренности юных боксеров

Данный проект разработан авторским коллективом ДЮСШ в целях подтверждения эффективности работы тренера-преподавателя по боксу на спортивно-оздоровительном этапе обучения....

Спортивные результаты спланированные на предстоящий учебный год .Необходимо планировать не только результат, но и возможное занятое спортсменами место на соревнованиях - Определяет Тренер совместно со спортсменами.

Одним из важнейших звеньев управления многолетней подготовки является комплексный контроль, позволяющий оценивать подготовленностьспортсменов на всех этапах спортивной подготовки. Эффективная сис...

«Связь воспитательных результатов с используемыми современными образовательными технологиями»

laquo;Связь воспитательных результатов с используемыми современными образовательными технологиями»(здоровьесберегающая технология)...

Методическая конференция :"Связь воспитательных результатов с используемыми современными образовательными технологиями"

Обмен опытом: использование современных образовательных технологий в воспитательном процессе: здоровьесберегающая технология....