Программа «Восхождение на Олимп» пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «СШ № 10»
рабочая программа по физкультуре по теме

Степановских Наталья Викторовна

В настоящее время общество осознало необходимость принятия культурных ценностей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в пришкольных лагерях. Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет лагерь с дневным пребыванием детей. Кроме того, учитывая климатические условия ХМАО-Югры, для наших детей крайне необходим активный отдых в каникулярное время.

В связи с этим, данная программа по своей направленности является комплексной физкультурно-спортивной, т.е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на укрепление здоровья, отдых и воспитание детей в лагере.

С целью изучения спортивных предпочтений детей и учета их мнения о способах организации отдыха в летнем лагере, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 164 подростка. Анализ анкетирования показал следующее: большая часть детей в возрасте 7-17 лет любят заниматься спортом; половина опрошенных детей посещает школьные спортивные секции; предпочитаемые виды спорта: спортивные игры, туризм, теннис,  легкая атлетика; большая часть детей, особенно мальчики, хотели бы летом посещать пришкольный лагерь дневного пребывания физкультурно-спортивной направленности на базе МБОУ «СШ №10» города Нижневартовска.

Результаты анкетирования продиктованы необходимостью организовать пришкольный лагерь физкультурно-спортивной направленности для детей 7-17 лет на базе МБОУ «СШ №10» г. Нижневартовска.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; Трудовым кодексом Российской  Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3; Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. №  688; Постановление Администрации города Нижневартовска от 30.01.2015 №89-р "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи города Нижневартовска в каникулярный период 2015-2020 годов»

В МБОУ «СШ №10», на базе которой организуется лагерь физкультурно-спортивной направленности «Восхождение на Олимп» созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Оборудован спортивный зал, оснащенный разнообразным спортивным инвентарем; имеется современная спортивная площадка.

Новизна программы. Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций. Наша страна и наш округ вырастила немало героев спорта. Они являются примером для многих.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», вводится в действие комплекс с 1 сентября 2014 года в учебных учреждениях. В нашей школе начал реализовываться План внедрения ГТО через уроки и внеурочные мероприятия.

Проведение внеурочных мероприятий показало, что: кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО; кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость; кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте.

Программа физкультурно-спортивной направленности  позволит быстрее и эффективнее приобщить детей и подростков к сдаче норм всероссийского физкультурного комплекса ГТО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lager_voshozhdenie_na_olimp.docx505.17 КБ
PDF icon 364.pdf811.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №10»

 лагерь с дневным пребыванием детей «Город Мастеров»

 

(физкультурно-спортивное направление)

Срок реализации программы: июнь  2016г.

Год разработки: 2015

Автор: Степановских Наталья Викторовна,

             учитель физической культуры

Нижневартовск , 2015

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа «Восхождение на Олимп»  пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «СШ № 10»

Автор проекта

Степановских Наталья Викторовна – учитель физической культуры

Руководитель  проекта

Ряхов Дмитрий Геннадьевич – директор МБОУ «СШ № 10»

Адрес учреждения

628609, ХМАО – Югра, г. Нижневартовск, ул. Проспект Победы, 20 В

Краткое содержание программы

Укрепление здоровья, развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления спортивно-оздоровительное направления является формирование потребности в здоровом образе жизни, занятиям спортом. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

Форма проведения

Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей


Пояснительная записка

Актуальность программы. В настоящее время общество осознало необходимость принятия культурных ценностей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в пришкольных лагерях. Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет лагерь с дневным пребыванием детей. Кроме того, учитывая климатические условия ХМАО-Югры, для наших детей крайне необходим активный отдых в каникулярное время.

 В связи с этим, данная программа по своей направленности является комплексной физкультурно-спортивной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на укрепление здоровья, отдых и воспитание детей в лагере.

С целью изучения спортивных предпочтений детей и учета их мнения о способах организации отдыха в летнем лагере, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 164 подростка. Анализ анкетирования показал следующее:

  • большая часть детей в возрасте 7-17 лет любят заниматься спортом.
  • половина опрошенных детей посещает школьные спортивные секции.
  • предпочитаемые виды спорта: спортивные игры, туризм, теннис,  легкая атлетика.
  • большая часть детей, особенно мальчики, хотели бы летом посещать пришкольный лагерь дневного пребывания физкультурно-спортивной направленности на базе МБОУ «СШ №10» города Нижневартовска.

           Результаты анкетирования продиктованы необходимостью организовать пришкольный лагерь физкультурно-спортивной направленности для детей 7-17 лет на базе МБОУ «СШ №10» г. Нижневартовска.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

   - Постановление Администрации города Нижневартовска от 30.01.2015 №89-р "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи города Нижневартовска в каникулярный период 2015-2020 годов»

В МБОУ «СШ №10»,  на базе которой организуется лагерь физкультурно-спортивной направленности «Восхождение на Олимп» созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Оборудован спортивный зал, оснащенный разнообразным спортивным инвентарем; имеется современная спортивная площадка.

    Новизна программы.

Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций. Наша страна и наш округ вырастила немало героев спорта. Они являются примером для многих.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», вводится в действие комплекс с 1 сентября 2014 года в учебных учреждениях. В нашей школе начал реализовываться План внедрения ГТО через уроки и внеурочные мероприятия.

Проведение внеурочных мероприятий показало, что

- кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО;

- кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость;

- кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте.

Все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда.

В известном детском стихотворении С.Я.Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет - «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак «ГТО» на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак. Значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне! Чем не воспитательный момент, которого так не хватает современным детям?

       Программа физкультурно-спортивной направленности  позволит быстрее и эффективнее приобщить детей и подростков к сдаче норм всероссийского физкультурного комплекса ГТО.

Понятийный аппарат программы

Детское самоуправление - демократическая коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Воспитание физическое – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на
укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения
причин и последствий болезней.

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческоговоспитания.
Коллективное творческое воспитание- особый способ организации жизнедеятельности детей и  взрослых, предполагающий совместную
деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Самореализация – раскрытие своих возможностей; осуществление своих
имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей.

Краткая характеристика частников программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 7–17 лет, в количестве 80 человек на 1 смену.  При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность обучающихся во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

Педагогическая идея программы

Педагогическая идея программы «Восхождение на Олимп» детского пришкольного  лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» базируется на основных положениях и  требованиях к организации отдыха детей и подростков:
- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;
- удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;
- одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности.

Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации:

Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектной и

индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие

умений самообразования и самовоспитания.

Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит

развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие

мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более

полному самовыражению личности.

Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

Целевой блок программы.

Цель программы:  Создание благоприятных условий для укрепления духовного, нравственного, психического и физического здоровья детей и подростков.

Задачи программы:

  1. Создание условий для самоопределения, самореализации и развития ребенка через включение в разнообразие деятельности спортивного, интеллектуального, творческого  характера, помощь в развитии индивидуальных способностей детей.
  2. Приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни через пропаганду олимпийского движения, комплекса ГТО, систему спортивных занятий и мероприятий.
  3. Воспитание духовно-нравственных качеств личности: силу воли, самоуважение, целеустремленность, сопереживание, коллективизм.
  4. Развивать физические качества подростков – выносливость, быстроту, ловкость, силу через систему усиленных тренировок и соревновательную деятельность.
  5. Воспитание гражданственности и патриотизма через знакомство с жизнью звезд российского спорта, спортивными достижениями российских спортсменов, родителей обучающихся.

Планируемые результаты

Результатами успешной деятельности лагеря должны быть показатели развития детей:

  • Общее укрепление здоровья, улучшение физического и эмоционального состояния ребенка.
  • Знакомство с комплексом ГТО (практическая и теоретическая).
  • Приобретение умения сочетать личные и общественные интересы.
  • Максимальное участие учащихся во всех культурно  и спортивно-массовых мероприятиях.
  • Приобретение навыков здорового образа жизни.
  • Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
  •  Укрепление дружбы и сплоченности в коллективе.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Критерии и  способы оценки качества реализации программы.

Для оценки эффективности работы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.

Помимо этого ведется учет:

  • благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
  • развитие спортивной и творческой активности каждого ребенка;
  • удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
  • проявление инициативы детей в организации досуга;
  • укрепление связей между разновозрастными группами детей;
  • желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем.

Диагностика и мониторинг в деятельности пришкольного лагеря.

Вводная диагностика

Начало смены. «Аукцион идей» или «Дерево желаний». Первичная диагностика психологического климата в детских коллективах:

  • анкетирование;
  • беседы в отрядах.

Пошаговая диагностика

  • «Цветопись дня»;
  • анкета «Я – для лагеря, лагерь – для меня»;
  • беседы на отрядных сборах;
  • анкета удовлетворенности детей и подростков жизнедеятельностью лагеря и другие.

Итоговая диагностика

  • творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь»);
  • беседы в отрядах.


Содержание и средства реализации программы

Логика развития содержания по этапам

Этапы  работы

Цели

Предполагаемые Результаты

1.

Подготовительный

1.Подбор и подготовка кадров.

2. Изучение и формирование пакета нормативно-правовых документов,

регламентирующих работу лагеря.

3. Прием заявлений от родителей.

4. Заключение договоров по

функционированию лагеря.

5.Разработка программы деятельности.

6. Подготовка помещений,

оборудования.

7. Приобретение спортивного и

игрового инвентаря, канцелярских и хозяйственных товаров, аптечек,

аудио-видео техники.

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы;

-подбор кадров.

Готовность лагеря к работе (приёмка лагеря комиссией)

2.

Организационный

1. Знакомство с детьми, лагерем.

 2. Формирование

факультетов.

3. Выбор символики, определение структуры факультетов.

4. Принятие законов лагеря.

5. Анкетирование на начало лагерной смены.

6. Общение в факультетах.

7. Составление плана работы.

8. Изменения  в программе лагеря.

9. Принятие атрибутики.

Знакомство.

2. Интерес к деятельности лагеря.

3. Инициатива, место в жизни факультетов.

4. Налаживание дружеских отношений.

5. Формирование факультетов.

6. Проявление

индивидуальности

в общем деле.

7. Адаптация

в новых условиях.

8. Составление

плана конкретных дел.

3.

Основной

1. Формирование органов самоуправления.

2. Формирование  коллектива.

3. Проведение различных мероприятий, стимулирующих разнообразные интересы детей.

4. Накопление социального опыта, привлечение внимания детей и подростков к важности темы личной безопасности

5. Создание благоприятных условий.

6. Укрепление здоровья.

  1. Выявление лидеров.
  2. Освоение новых социальных ролей.
  3. Создание системы работы кружков и клубов по разным направлениям деятельности.
  4. Педагогическое обеспечение интересов ребят.
  5. Эмоциональная стабильность.

4.

Итоговый

  • Индивидуальные и коллективные отчёты участников программы.
  •  Закрытие лагерной смены.
  • Итоговое анкетирование.
  • Сбор материалов о смене.

1.Анализ полученных результатов –разработка следующих мероприятий.

2. Анализ предложений ребят по реализации программы в будущем.

      3. Награждение    отличившихся.

4.Обогащение опытом дел и форм  данной программы.

5.Удовлетворённость в коллективе.

6.Размещение информации о работе лагеря в сети Интернет.

В организационный период решаются задачи:

  • обеспечение в каждом временном объединении благоприятного эмоционального настроя;
  • оказание помощи каждому ребенку в адаптации к новым условиям;
  • предъявление единых педагогических требований к режиму дня и дисциплине (выработка законов и норм жизнедеятельности);
  • формирование органов детского самоуправления и корректировка планов работы с учетом предложений и пожеланий ребят;
  • проведение диагностики уровня сформированности коллектива.

В основной период решаются задачи:

  • реализация планов смены и временных объединений;
  • самореализация каждого ребенка;
  • формирование временного коллектива;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • организация социально-педагогической благотворительной практики;
  • проведение диагностики уровня сформированности коллектива.

В итоговый период решаются задачи:

  • анализ деятельности временных объединений (каждой формы);
  • организация  индивидуального анализа ребенком уровня собственного развития за смену, перспектив дальнейшего роста;
  •  проведение   творческих   отчетов,   заключительных   дел,   прощальных «огоньков»;

■        определение перспектив развития организации на кратко-, средне- и долгосрочный временные этапы.

Содержание программы.

Задачи

Способы реализации

Создать временный детский коллектив.

Проведение игр – знакомств, игр на взаимодействие детей, отрядных дел.


Укреплять здоровье детей, развивать физические силы и способности.

  • утренняя гимнастика;
  • ежедневные минутки здоровья, включающие в себя краткие энциклопедические справки в сопровождении иллюстративного материала, опытного подтверждения;
  • динамические подвижные и спортивные игры;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • организация спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • полноценное питание;
  • организация режима.

Формировать ценностное отношение детей к своему здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.

Проведение профилактических бесед и игр, посвященных теме здорового образа жизни, технике безопасности, ПДД.

Приобщать детей к физической культуре, спорту, подвижным играм.

Проведение соревнований.

Способствовать расширению кругозора.

Участие детей в познавательных играх, конкурсах, викторинах, концертах и др.

Создавать условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в лагере.

Тренинговые занятия по развитию навыков у детей.

Основные направления и формы деятельности.

Двигательная деятельность

Гимнастика (утренняя, дыхательная).

Подвижные игры.

Игры с элементами спорта: футбол, хоккей на траве, баскетбол,бадминтон

Игры-соревнования, эстафеты

Народные подвижные игры.

Двигательные загадки: «Кто шагает? Кто бегает? Кто скачет?», «Угадай, что я делаю, чем играю?»

Туристический слет

Малые Олимпийские игры: лето, зима

День здоровья «Если хочешь быть здоров»

Спортивный досуг: «Круговая тренировка», «Мы спортсмены»

Спортивные и танцевально-спортивные конкурсы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Спортивная тренировка», «Туристы», «Спорттовары»

Театрализованные игры: игры-имитации «Лыжники», «Биатлонисты», «Футболисты», «Хоккеисты», «Теннисисты»

Инсценировки «Школа танцев», «Ледниковый период»

Игры со строительным материалом: строительными наборами,конструкторами- «Стадион», «Бассейн»;  природным материалом: песком - «Снежная горка», «Авторалли».

Дидактические игры:с предметами, настольно-печатные, словесные - о летних и зимних видах спорта, спортивном инвентаре, здоровом образе жизни- «Что нужно спортсмену?», «Какой это вид спорта?», «Назови летние и зимние виды спорта», «Сложи картинку (биатлонист, хоккеист)», «Выбери игры …с мячом, ракеткой, сеткой», «Найди спортсмена по описанию», «Найди два одинаковых мяча», «Разрезные картинки», «Спортсмены строятся», «Чем похожи виды спорта?», «Что изменилось на спортивное арене?», «Что перепутал художник? (спортсмен и инвентарь вида спорта)», «Найди и назови Олимпийские символы».

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки, ребусы, кроссворды на спортивную тематику.

Коммуникативная

Свободное общение на спортивные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

рассказов, стихов, загадок, пословиц о спорте;  лозунгов, девизов для своей команды.

Беседы «Откуда пришли Олимпийские игры?» «Что такое ГТО?»

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью у вратаря», «Спортивный комментатор»

Придумывание этюдов для театрализации: «Зверобика», «Лесной стадион».

Познавательно-исследовательская

Исследования:

- Почему Олимпиада является международным соревнованием?

- Почему Олимпийские игры праздник для спортсменов и зрителей?

- Как стать олимпийским чемпионом?

Рассматривание, обследование, наблюдение: «Мячи такие разные», «Ракетки, сетки, обручи», «Щитки хоккеиста и футболиста», «Маски и шлемы для спортсменов», «Спортивная одежда».

Решение проблемных ситуаций: «Капитан спортивной команды – кто он, какой?»

Создание эмблем для Олимпиады в лагере, соревнований.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, презентаций, детских телепередач о спорте, о комплексе ГТО с последующим обсуждением.

Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях о спорте и спортсменах, о древней Олимпиаде, об олимпийских чемпионах, о спортивных сооружениях города.

Создание тематических альбомов, коллажей, газет: «Моя спортивная семья», «Прогулка в любую погоду», «Спорт глазами детей», «Спорт и отдых»

Оформление тематических выставок: «Готов к труду и обороне», «Клюшки не только в хоккее», «Древняя Олимпиада», «Стадионы мира», «Галерея спорта», «Мой спортивный район», «Домашний стадион»

Создание коллекций: значков, эмблем Олимпийских игр; фотоколлекция «Знаменитые Олимпийские чемпионы России», «Мы-олимпийцы»,

«Вместе с папой, вместе с мамой»

Музыкально-художественная

Слушание: спортивный марш, Олимпийский гимн, гимн России.

Шумовой оркестр: «Болельщики на стадионе»

Двигательные, пластические, танцевальные этюды на спортивные темы;

Олимпийские танцы, хороводы, пляски народов мира.

Концерты: показательные выступления детей, посещающих спортивные секции

Трудовая

Самообслуживание: спортивная форма

Хозяйственно-бытовой труд:

  • помощь в расстановке и уборке спортивного оборудования в физкультурном  зале.

Ручной труд (поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):

  • изготовление атрибутов для  подвижных игр, эмблем.
  • книгоиздательство «История Олимпийских игр», «История ГТО»
  • изготовление книжек-малышек «Хоккей», «Футбол», «Малыши-крепыши», «Загадки о спорте в картинках».
  • Коллективные работы «Спорт глазами детей»

Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

• изучение интересов детей;

• презентация кружков на линейке в начале смены4

• ознакомление детей с режимом работы кружков;

• самоопределение детей и запись их в кружки;

• деятельность ребят в кружках;

• текущее отражение результатов деятельности детей;

• подведение итогов работы кружков в конце смены.

Виды кружков по реализации данной программы.

Кружок «Здоровячок»

     Цель: Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности. Личностно-ориентированное образование и воспитание основывается на идеалах олимпизма как философии жизни, соединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.

      Реализуется через спортивно – оздоровительную деятельность. Физическое воспитание в лагере имеет задачей укрепление здоровья детей, разностороннее физическое развитие. Важным профилактическим моментом по охране и по укреплению здоровья является целенаправленное воспитание.

Модель игрового взаимодействия

Ребята совместно с вожатыми и воспитателями  в течение всего сезона совершают восхождение на гору Олимп. Ориентиром в пути служит карта стадиона. Карта вывешивается в первый день смены на стенде.

Для достижения цели нужно «бежать по дорожке», выполнять задания, получать вознаграждение, чтобы  в конце пути собрать венец Славы. К концу смены беговая дорожка на карте полностью раскрашена, венец Славы (из «лавриков») собран.

Все путешествие разделено на пять частей – по числу разноцветных олимпийских колец.

Символ  дня

  1. Коллективный Красный  цвет – КТД лагеря, в которых каждый ребенок – активный участник.
  2.  Особый Черный  цвет –  КТД, которые не похожи на все другие дни смены.
  3.  Житейский Желтый цвет  – КТД, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений, развивающие фантазию детей
  4.  Задорный Зеленый цвет   – смешные конкурсы, веселые КТД
  5. Спортивный Синий цвет  – спортивные соревнования, мероприятия патриотического направления

Продвигаться вперед помогают воспитатели, которые становятся тренерами—проводниками. Каждый из них имеет свои обязанности.

В русле проекта предполагается разнообразная игровая деятельность, направленная на творческое, спортивное и интеллектуальное развитие ребенка. Разнообразные психологические упражнения, направленные на сплочение коллектива, создание ситуации успеха.

         Вся информация об условиях участия в том или ином деле представляется на информационном стенде.

Стенд выполнен в виде (стадиона)  беговой дорожки, начало пути-старт, конец пути – финиш,  каждый день команда преодолевает отрезок дистанции. Всего 21 отрезок – по количеству дней пребывания детей в лагере. 

         У каждой команды есть свое название, девиз, флаг они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно в каждой команде. В конкурсах участвуют все воспитанники лагеря (спортсмены).

В каждой команде есть свой отрядный уголок, в котором размещены:

  • флаг команды;
  • название команды;
  • девиз команды;
  • достижения команды;
  • поздравления;
  • численность команды (список отряда)
  • пьедестал побед.

Победившая команда в общелагерном деле, устанавливает на своем отрезке символический флажок и красочно оформляет отрезок в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Рядом с дорожкой планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди восхождения на Олимп, режим тренировок, упражнений и времени на восстановление сил, план соревнований, допинг контроль и результаты дистанций и спринтов.         

Итогом игрового сюжета смены станет награда и поощрение участников:

-  плетение венца Славы;

- вручение статуэток по номинациям (танец, вокал, модель, актёрское мастерство, легкий жанр);

- вручение дипломов, сувенирной продукции и присвоение звания «Почетный житель» самым активным участникам смены, согласно сюжету (личностный рост);

- написание  книги «Легенды спорта», куда будут занесены имена и биографии участников, наиболее ярко отличившихся в спортивной сфере за время игрового сюжета смены;

- создание итогового видео-дневника по сюжету смены;

- наглядный результат посещения мастер-классов.

Максимально достичь результата раскрытия и развития таких качеств, как умение принимать решения,

умение творчески мыслить,

умение выстраивать коммуникативные связи,

умение сопереживать,

самоосознание

умение мотивировать других на деятельность,

умение выступать, относящихся к «социально успешной» личности можно путем привития  чувства добровольчества, конечно же, через игровую модель. Именно поэтому сквозным сюжетом выбрано развитие идеи добровольничества среди участников программы

Система мотивации и стимулирования участников программы

В лагере  разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый спортсмен может ежедневно получать награды «лаврик» за активное участие в жизни команды и в целом лагеря.

Если спортсмен набирается 10 «лавриков», то их можно обменять на один большой «лавр». В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество «лавриков». Имя победителя заносится в венец Славы. По итогам победители получают призы и награды.

Система самоуправления детского коллектива

Особое внимание уделяется созданию детского самоуправления в лагере.

 Актив лагеря преобразуется в Международный олимпийский комитет. В него войдут по одному представителю от каждой команды. Главная задача комитета – развитие спорта в отрядах: внутренние состязания, подготовка команд к соревнованиям, подача спортивных заявок. В каждом отряде назначается капитан команды.  Вожатые (тренеры) ежедневно ведут учет, какая команда получила больше «лавриков» Все результаты соревнований на Играх вывешиваются на специальном информационном стенде “Спортинформ бюро”, а на пьдестале почета отражается количество «лавриков» по командам. Информация меняется каждый день. Тренеры  проводят беседы об Олимпийских играх. План воспитательных мероприятий лагеря находится в приложении 1.

Предполагается разграничение мероприятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

В лагере созданы такие условия, благодаря которым дети всегда имеют возможность очень хорошо выполнять работу, а воспитатели – повод похвалить их. В лагере ребята делают полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает честолюбие ребёнка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.

  Дети принимают участие в организации и благоустройстве лагеря, поддерживают чистоту и порядок в нем. Это даёт детям возможность считать лагерь своим, учит уважать труд других,  бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагеря.

    Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

- оказания помощи в проведении спортивных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

- содействия в создании благоприятного психологического климата.

Каждый член актива имеет право:

- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

- на защиту своих интересов и прав.

Каждый член актива обязан:

- ответственно исполнять порученное дело;

- соблюдать законы общения и культуры поведения.

Кадровое обеспечение программы.  Партнеры реализации программы

Оздоровление и развитие в значительной степени зависит от знаний умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы.

Воспитатели – учителя МБОУ «СОШ № 10».

Вожатые – студенты НГГУ и НСГК.

Спортинструктор, педагог дополнительного образования.

Медицинский работник.

Руководители мастерских и клубов – воспитатели и родители.

    Слаженная работа педагогического состава смены, взаимопомощь, поддержка и общий настрой позволяют эффективно справиться с поставленными целями и задачами на период всей лагерной смены и добиться положительных результатов.

Организация взаимодействия летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» с социумом

Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1. Чёткое представление целей и постановка задач.

2. Конкретное планирование деятельности.

3. Кадровое обеспечение программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5. Педагогические условия.

6. Материально-техническое обеспечение.

 Методическое обеспечение программы.

  1. Наличие программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции, приказы об организации лагеря на базе школы.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Создание методических копилок, библиотечек по различным направлениям воспитательной деятельности.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Материально-техническое обеспечение программы

  • наличие программы лагеря, плана-сетки;
  • должностные инструкции;
  • канцелярские принадлежности для оформления и творчества детей;
  • сканер, принтер, компьютер, интерактивная доска;
  • спортивные принадлежности;

В МБОУ «СШ №10», на базе которой организуется лагерь физкультурно - спортивной направленности «Восхождение на Олимп» созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей.

Применение

Источник финансирования и материальная база

Кабинеты

Отрядные комнаты, рекреации

Материальная база школы.

Средства на закупку канцелярских принадлежностей, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Спортивный зал

Занятия спортом, зарядка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивная площадка

Проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Школьный двор

Линейка, отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, КТД

Материальная база

школы

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Окружной и городской бюджет, родительская плата

Методический кабинет

Творческая  мастерская воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Комнаты гигиены

Туалеты,  санитарный уголок

Материальная база школы

Для реализации программы необходимо дополнительное оснащение, которое предоставлено в смете расходов.

СМЕТА  РАСХОДОВ  ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  

 

 Наименование затрат

 Стоимость в  рублях/

 цена в рублях

1.

Мячи:

-футбольные (5 шт.)

- волейбольные (5 шт.)

-баскетбольный № 5 (4 шт)

 

400/2000

500/2500

700/3500

2.

Набор для бадминтона (8 шт.)

300/2400

3.

Аптечка (4 шт.)

1000/4000

4.

Скакалки (50 шт.)

50/2500

5.

Обручи ( 20 шт)

120/2400

6.

Самокат (4 шт)

1500/6000

7.

Настольные игры:

- шашки(6шт.)

-лото (6шт.)

-домино (4шт.)

 

150/900

150/900

150/900

8.

Канцелярские товары (ватман, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага,  гафрированная бумага, альбомы,писчая бумага, краски, гуашь

7000

9.

Призовой фонд (призы, грамоты, медали)

5000

10.

Туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло, салфетки

2000

Итого

42000

Список литературы, использованной при разработке программы.

  1. Конвенцией ООН о правах ребенка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Законом РФ «Об образовании»;
  4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  5. Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;
  6. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
  7. Постановление Администрации города Нижневартовска от 30.01.2015 №89-р "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи города Нижневартовска в каникулярный период 2015-2020 годов»
  8. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2010 - 192с.
  9. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2012
  10. Кувватова С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2011 - 311с.
  11. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Диагностика личности ребенка и детского
  12. коллектива в детском оздоровительном лагере. Нижневартовск 2011
  13. Кулаченко М.П. по Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2011 – 288 с.
  14. Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
  15. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
  16. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
  17. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
  18. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
  19. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
  20. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
  21. Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
  22. Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
  23. Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
  24. Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
  25. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
  26. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
  27. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
  28. Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.
  29. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003

Интерактивные источники

  1. http://ped-kopilka.ru/
  2. http://vozhatiki.ru/

Приложение 1

План воспитательных мероприятий лагеря на смену

Дата

Проводимые мероприятия

1 день

Презентация лагеря. День встреч. Знакомство со спортивными сооружениями лагеря, комплектование отрядов.  Лекторий “Происхождение мира и богов. Легенды и мифы Древней Греции”.

2 день

Подготовка к открытию лагерной смены. Анкетирование.

 Весёлые старты. Легенды о зарождении Олимпийских игр.

3 день

Игра «Счастливый случай!» за здоровый образ жизни.

 «Малая Здравиада » спортивный праздник.

 Символы и ритуалы Олимпийских игр.

4 день

Открытие лагерных “Олимпийских игр”.

Презентация кружков и клубов.

5 день

Открытие спортивного сезона “Я со спортом подружусь”.

 Эстафета «Мы сильные, ловкие…»

6 день

Открытие спортивной площадки «Путь к здоровью».

 Семейные эстафеты в Спортландии «Спорт любить – сильным и здоровым быть».

7 день

«Алло, мы ищем таланты!» конкурс-праздник.

8 день

“День здоровья”.  Малая спартакиада.

9 день

Мероприятие “Туристический калейдоскоп”.

10 день

Знакомство с историей Королевой спорта – Легкой атлетикой. Соревнование “Навстречу Олимпиаде”.

11 день

Олимпийские игры древности и современности игра “Поле чудес”.

12 день

Знакомство с историей игровых видов спорта. “День пионербола”.

13 день

“День баскетбола”.

14 день

“День футбола”.

Товарищеская встреча: родители и дети.

15 день

“День Нептуна”.

16 день

“Общеславянский сход. Городище”. "Малые олимпийские игры"

 (по летним видам спорта).

17 день

Эстафета “От игры – к спорту”.

18 день

Международный олимпийский день.

19 день

Знакомство с историей шахмат и шашек.

Шахматно-шашечный турнир.

20 день

“Игры доброй воли”.  Большая олимпийская викторина.

21 день

Закрытие Олимпийских игр. Подведение итогов.

Награждение команд-победителей. Прощание с лагерем.


Приложение 2

За 21 день наши команды могут столкнуться с различными неожиданностями, препятствиями. Каждый член команды от спортсмена  до тренера  должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Команда – одна семья.

Один за всех и все за одного.

Порядок прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Летний пришкольный   лагерь -  с одной стороны,  является формой  организации свободного времени  детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...

Календарный план мероприятий в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей и подростков "Петрушка" на летний период II потока 2013 года .docx

По этому перспективному плану мы с моей командой воспитателей будем работать во втором потоке пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков "Петрушка" 2013 года. Мы постараемся сделать ...

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Наш общий дом - Кавказ»

Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Бригантина" МБОУ "Варьеганская ОСШ" 2015 год.

В программе летнего оздоровительного лагеря  "Бригантина" МБОУ "Варьеганская ОСШ" 2015 год отражены цель, задачи, содержание, деятельность взрослых и детей на две смены....

Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Страна детства" при МБОУ Вильямсской СОШ №3, Кагальницкий район, Ростовская область

На базе МБОУ Вильямсской СОШ №3 был открыт летний пришкольный оздоровительный лагерь «Страна детства»....

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЕРАЛАШ»

Лето – самая лучшая пора для общения друг с другом, общения с природой. Много разных впечатлений, исследований, встреть с новым, удивительным. Это время, когда дети могут оставить заботы, ...

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологического направленностей «Точка роста»

 Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологи...