"Развитие координационных способностей у детей 10-12 лет, занимающихся хоккеем с шайбой"
методическая разработка по физкультуре на тему

Северная Олимпия

Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных способностей в хоккее с шайбой разработана недостаточно. Сведения о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития различных видов координационных способностей у хоккеистов носят несистематизированный характер. В практике работы тренеров по хоккею с шайбой отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных способностей с учетом индивидуально типологических особенностей, что приводит к снижению эффекта тренировочного процесса. Все это послужило основанием для поиска путей целенаправленного дифференцированного подхода к решению задач, связанных с совершенствованием координационных способностей у юных хоккеистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_shibanov_a.s.docx64.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»

Республика Коми, г. Сыктывкар

Составитель: тренер-преподаватель Шибанов А.С.

«Развитие координационных способностей

у детей 10-12 лет, занимающихся хоккеем с шайбой»

Игровая деятельность в хоккее с шайбой отличается многообразием и сложностью движений циклического и ациклического характера. Эти движения выполняются в самых разнообразных сочетаниях, проявляясь в сложной координационной согласованности определенных частей тела: одновременное и последовательное сочетание разнохарактерных действий с ведением шайбы и без нее с максимальной быстротой и на максимальной скорости передвижения; специфичные исходные и промежуточные положения тела, непрерывная, быстрая смена игровых ситуаций, непосредственный контакт с противником – все это требует высокого уровня координационных возможностей спортсмена, проявляемых в игре и являющихся основой технико-тактических действий хоккеиста.

Координационные способности спортсмена в хоккее с шайбой занимают особое значение, как технических, так и тактических действиях. Этот сложный комплекс способностей имеет самые многообразные связи с остальными физическими качествами и двигательными навыками.

Важной предпосылкой развития координационных способностей является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, и больше сформирован запас условнорефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист, тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям.

В свою очередь, хорошо развитые координационные способности способствуют развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается.

По мнению А. А. Абрамова, в порядке их значимости, в хоккее важны следующие координационные способности: ориентационная способность, дифференцировочная способность, способность к равновесию, реагирующая способность, способность к перестроению движений, ритмическая способность.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технической подготовке, направленной на овладение разнообразными координационными способностями. Техническую подготовку юных хоккеистов всегда следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств.

Недостаточная теоретическая разработанность вопроса по технической подготовке, направленной на овладение разнообразными координационными способностями, существенно сказывается на практической стороне проблемы в тренировочном процессе детей (10-12 лет), занимающихся хоккеем с шайбой (на начальном этапе специализации).

Современный уровень спортивных достижений в хоккее, интенсивность действий хоккеистов на льду предъявляют высокие требования к их общей физической и специальной подготовке. Хоккей становится более жестким, увеличивается темп игры и вместе с тем зрелищность, что подразумевает повышение уровня физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки спортсменов. Хоккей - популярный вид спорта. Исследования в области хоккея проводятся регулярно. На сегодняшний день имеется ряд научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов. В своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов. Вопросам обоснования системы подготовки юных хоккеистов в последние годы посвящены лишь небольшое количество работ., в основном посвященных педагогическому контролю общей и специальной физической подготовленности на учебно-тренировочном этапе подготовки в ДЮСШ; здоровьесберегающим методикам спортивной подготовки; методикам формирования игрового внимания юных хоккеистов 11-12 лет; формированию состояния готовности к игре хоккеистов-юниоров и другим вопросам. А вот число научных и методических работ, касающихся непосредственно начального этапа учебно-тренировочного процесса ограничено. В работе А. В. Маслюкова отмечается, что на начальном этапе учебно-тренировочного процесса необходим поиск резервов повышения уровня развития физических качеств, совершенствования функций анализаторных систем и технико-тактического мастерства. A.B. Маслюков в своей научной работе выделяет следующее – поскольку хоккей является сложно-координационным видом спорта, на начальном этапе учебно-тренировочного процесса необходима система целенаправленного развития различного вида координационных способностей. В других работах говорится о том, что на начальном этапе учебно-тренировочного процесса, главное место должно отводиться процессу овладения техникой катания на коньках. Совершенствование спортивной подготовки связано с разработкой и выбором наиболее рациональной системы на первых этапах многолетнего процесса, способствующей равномерному развитию всех способностей юного спортсмена, а на этапе высшего спортивного мастерства – с выбором адекватной его индивидуальным особенностям системы подготовки. При комплектовании групп предусмотрена известная этапность, определенная процессом всесторонней подготовки спортсмена (Ю.Ф. Курамшин, B.C.Кузнецов, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, Ж.К. Холодов и др.). В основе планирования групп начального этапа учебно-тренировочного процесса в игровых видах спорта в целом, и в хоккее в частности, традиционно решаются задачи привитие интереса к занятиям спортом, укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и овладения техническими навыками. Из этой структуры выпадает такая направленность стороны воспитания, как будущая спортивная деятельность. В работах, посвященных подготовке юных хоккеистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса этому не уделяется должного внимания.

Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных способностей в хоккее с шайбой разработана недостаточно. Сведения о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития различных видов координационных способностей у хоккеистов носят несистематизированный характер. В практике работы тренеров по хоккею с шайбой отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных способностей с учетом индивидуально типологических особенностей, что приводит к снижению эффекта тренировочного процесса. Все это послужило основанием для поиска путей целенаправленного дифференцированного подхода к решению задач, связанных с совершенствованием координационных способностей у юных хоккеистов.


1. Особенности подготовки юных хоккеистов

1.1. Возрастные особенности

Эффективность построения системы подготовки юных хоккеистов во многом зависит от учета закономерностей возрастного развития, способностей и возможностей на каждом возрастном этапе.

На начальном этапе (8-12 лет) продолжается развитие костной и мышечной тканей. Происходит частичное окостенение позвонков позвоночного столба. Слабый связочный аппарат и недостаточно развитая мускулатура требуют методически грамотного подхода к подбору упражнений и их дозированию, чтобы сформировать крепкий мышечный корсет, нормальную осанку и избежать искривления позвоночника. Учитывая слабое развитие многих групп мышц (мышц живота, косых мышц туловища, приводящих мышц ног и др.), надо использовать комплексы общеразвивающих упражнений, позволяющих избирательно воздействовать на отдельные мышцы. В связи с тем что относительная сила к 13-14 годам достигает величин, характерных для взрослых, для развития силовых способностей хоккеистов в этом возрасте можно давать упражнения с преодолением веса собственного тела, а следовательно, и некоторые упражнения с партнером. Вместе с тем статические силовые и некоторые динамические упражнения, требующие напряжения, в этот период нецелесообразны, так как они могут вызывать отрицательные явления в сердечно-сосудистой системе.

У детей в возрасте от 7 до 13 лет наблюдаются значительные положительные сдвиги в координации движений в связи с быстрым развитием двигательного и зрительного анализаторов. Поэтому на начальном этапе обучения можно рекомендовать много упражнений для воспитания координационных качеств и на этой основе формировать двигательные умения и навыки при обучении техническим приемам игры. В этом возрасте у детей еще недостаточна устойчивость внимания. Поэтому не следует продолжительное время (более 20 мин) изучать какой-либо технический прием и долго (более 2 мин) выполнять одно и то же упражнение. У детей слабо развито абстрактное мышление, им свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому при обучении новым приемам и движениям особое внимание надо уделять правильному и образному показу.

При обучении детей необходимо учитывать следующие типологические особенности нервной деятельности.

  1. Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип (сангвиник).
  2. Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медлительный тип (флегматик).
  3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный тип (холерик).
  4. Пониженно-возбудимый, слабый тип (меланхолик).

Юные хоккеисты с нервной системой первого типа легко осваивают новые движения, справляясь со сложными двигательными задачами. Обладатели нервной системы второго типа также быстро воспринимают новое движение и начинают правильно его выполнять. Однако формирование навыка у них несколько замедлено. Для представителей третьего типа нервной системы характерно быстрое усвоение движения, однако излишняя возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность значительно снижают эффективность обучения. Игроки четвертого типа с безразличием разучивают новые движения.

Обучать сложным приемам техники детей со слабым типом нервной деятельности – чрезвычайно сложная задача.

Так как изменение типологических особенностей детей под воздействием регулярных занятий носит ограниченный характер, при отборе юных хоккеистов предпочтение отдается первым трем типам.

К 13-14 годам организм юного хоккеиста достигает достаточно высокого уровня развития. Относительная сила основных мышечных групп нередко доходит до своего максимума. Весьма интенсивно развивается способность к дифференцированию мышечных усилий и способность расслаблять мышцы. К этому времени наблюдается наибольший темп прироста скоростных качеств, которые достигают околопредельных величин.

На высоком уровне находятся и координационные качества, а также способность ориентироваться во времени и в пространстве, анализировать мышечные ощущения. В этот возрастной период наблюдается наибольший прирост МПК, что позволяет направленно воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы с целью повышения аэробных возможностей. Высокая пластичность нервной системы способствует более эффективному освоению двигательных навыков. Повышаются и темпы полового созревания, причем более высокое его проявление сопровождается, как правило, более интенсивным развитием функциональных систем. Однако интенсивный рост костей несколько опережает рост мышечной массы.

Период полового созревания характеризуется неустойчивостью психических процессов. В этот период у подростков появляются раздражительность, вспыльчивость. Они часто переоценивают свои возможности, иногда опрометчиво берутся за выполнение заведомо недоступных им сложных тренировочных заданий, болезненно реагируют на неудачи.

Юношеский возраст, с одной стороны – период заметного роста физических и психических возможностей спортсмена, становления его характера, с другой – время некоторых трудностей функционирования различных систем организма, связанных с их перестройкой из-за повышения интенсивности функций половых желез.

Темпы функционального и физического развития юношей значительно колеблются в связи с индивидуальными особенностями, обусловленными факторами наследственности, акселерации, режимом быта и двигательной активности. В связи с этим для хоккеистов 11-13 лет индивидуальный подход более важен, чем спортсменов младшего и среднего возраста. Чтобы избежать явлений переутомления и перенапряжения, необходимо более тщательно дозировать тренировочные нагрузки.

По форме, характеру и направленности тренировочные занятия хоккеистов 10-13 лет сильно отличаются от занятий взрослых игроков. Поэтому величина тренировочных нагрузок, их объем и интенсивность должны быть несколько ниже, чем у взрослых квалифицированных хоккеистов. Спортсменам 10-13 лет требуется значительно больше времени для восстановления нормальной деятельности кардиореспираторной системы, что свидетельствует о некотором отставании их адаптивных и компенсаторных механизмов. Это надо принимать во внимание также при дозировании тренировочных нагрузок. В возрасте 10-13 лет более выражено происходят изменения в сердце. Заметно увеличивается мышечная масса желудочков, особенно левого. ЧСС в покое (65-75 уд./мин) такая же, как у взрослых. У некоторых хоккеистов наблюдаются признаки брадикардии (50-55 уд./мин), что свидетельствует о хорошем развитии сердца и тренированности. В этом возрасте ЧСС при больших нагрузках достигает 200 уд./мин. К 17-18 годам завершается формирование топографии основных мышечных групп и значительно возрастает мощность дыхательной системы. Учет возрастных изменений растущего организма, его особенностей и возможностей на отдельных возрастных этапах подготовки, с одной стороны, позволяет достичь более высоких спортивных результатов, с другой – избежать преждевременного «старения» молодого хоккеиста и продлить его спортивное долголетие.


1.2. Физическая подготовка в системе

спортивного совершенствования хоккеиста

Физическая подготовка – основа спортивного мастерства. Высокие спортивные результаты в современном хоккее определяются высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, т.е. такой, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности. Из перечисленных составляющих физическая подготовка имеет первостепенное значение в воспитании и формировании хоккеистов высокой квалификации. Она является фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеиста.

Основные задачи физической подготовки следующие:

  1. Повышение уровня здоровья и функциональных возможностей различных систем организма спортсмена.
  2. Развитие основных физических качеств (силы, выносливости, скоростных и координационных качеств, гибкости) в их органическом единстве, отвечающем специфике хоккея.

Для решения указанных задач нужно, чтобы направленность тренировочного процесса по физической подготовке обеспечивала адаптацию организма спортсмена к высоким физическим нагрузкам, характерным для современного хоккея, и одновременно создавала предпосылки для успешного освоения и совершенствования технико-тактического мастерства.

Виды физической подготовки

Физическую подготовку в хоккее методически и педагогически целесообразно подразделять на общую, специализированную и специальную.

Общая физическая подготовка хоккеиста является фундаментом, необходимой базой для достижения высоких результатов. Она обеспечивает решение главным образом следующих задач:

  1. всестороннее гармоническое развитие организма хоккеиста, повышение его функциональных возможностей, развитие физических качеств;
  2. повышение уровня здоровья;
  3. обеспечение активного отдыха в период напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Общая физическая подготовка обязательна в подготовке хоккеистов всех уровней – от новичка до мастера, однако ее удельный вес в интегральной подготовке во многом определяется квалификацией хоккеиста. Естественно, на первых этапах многолетней подготовки (у юных хоккеистов) ее удельный вес значительно больше, чем на этапе спортивной зрелости. Кроме того, на этапе высшего спортивного мастерства она носит более целенаправленный и специализированный характер. Многие средства общей физической подготовки более эффективны в развитии очень важных для хоккеистов качеств, чем средства специальной физической подготовки. Например, для повышения уровня максимального потребления кислорода (МПК), имеющего большое значение в достижении высоких спортивных результатов, наиболее эффективны различные упражнения в беге, проводимые на местности (в лесу), с использованием равномерного, переменного и интервального методов.

Для развития силовых качеств, повышения изометрической и динамической силы основных мышечных групп спортсмена более полезны упражнения, относящиеся к общей физической подготовке (упражнения со штангой, набивными мячами, с партнером, на тренажере типа «Геркулес» и др.), чем специальные, выполняемые на льду.

Общая физическая подготовка включает большой арсенал различных средств, в числе которых можно выделить упражнения на снарядах и со снарядами, с партнером, на специальных тренажерах, общеразвивающие упражнения типа зарядки, а также упражнения из других видов спорта: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, гребли, плавания.

Специализированная физическая подготовка проводится, как и общая, в спортивном зале, манеже или на открытой спортивной площадке. Она имеет более узкую и специфическую направленность:

  • преимущественное развитие качеств, более специфичных для хоккея;
  • избирательное развитие мышечных групп, которые в большей степени участвуют в основных хоккейных движениях.

В качестве ведущих средств специализированной физической подготовки применяют такие упражнения, которые по своей кинематической и динамической структуре и характеру нервно-мышечных усилий адекватны основным движениям хоккеиста, выполняемым в игровой деятельности, например,:

  • имитация различных технических приемов;
  • упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, основные хоккейные движения с различными отягощениями;
  • имитационные прыжковые упражнения;
  • модифицированные спортивные игры (баскетбол, гандбол, регби), проводимые по хоккейным правилам в режиме соревновательной деятельности хоккеиста.

Специализированная физическая подготовка осуществляется преимущественно на специально-подготовительном и промежуточных этапах годичного цикла.

Специальная физическая подготовка хоккеистов проходит главным образом на льду хоккейного поля и направлена на развитие наиболее важных двигательных качеств в структуре двигательных навыков, т.е. непосредственно в основных движениях, выполняемых в игровой деятельности. Поэтому в качестве основных средств специальной физической подготовки используются игровые упражнения с всевозможными усложнениями, усиливающими их воздействие на организм. Выполняют, например, броски и ведение утяжеленной шайбы, различные виды челночного бега с отягощением на поясе, игровые упражнения 3x0, 3x1,3x2, ЗхЗ в различных режимах, обеспечивающих возможность развития тех или иных механизмов энергообеспечения, и др. Как правило, такие упражнения комплексно воздействуют на тренированность хоккеиста, одновременно повышая его физическую и технико-тактическую подготовленность.

Указанные виды физической подготовки органически взаимосвязаны. Единство общей и специальной подготовки является одним из важных принципов системы спортивной тренировки. Недооценка в тренировочном процессе общей физической подготовки ведет к сужению базовой подготовки, к узкой, однобокой специализации, что, в конечном счете тормозит рост спортивного мастерства.

В то же время чрезмерный объем общей физической подготовки приводит к сокращению специальной подготовки, что также отрицательно сказывается на повышении специальной тренированности и спортивных результатах. Поэтому в тренировочном процессе очень важно соблюдать оптимальное соотношение указанных видов физической подготовки, количественное выражение которого является величиной непостоянной, а изменяется в зависимости от квалификации хоккеистов, их индивидуальных особенностей, этапа тренировочного цикла, состояния отдельных игроков и команды в целом в данный момент.


1.3. Физическая подготовка юных хоккеистов

Физическая подготовка юных хоккеистов на этапах предварительной подготовки и начальной специализации направлена на укрепление, всестороннее и гармоничное развитие всех органов и систем, на воспитание основных двигательных качеств. С этой целью используют широкий круг средств общей физической подготовки с акцентом на развитие быстроты, ловкости и гибкости.

Особое внимание уделяют воспитанию скоростных качеств. При этом предпочтение отдают естественным движениям: бегу, метаниям, играм, комплексно воздействующим на все формы быстроты. Целесообразно давать старты из различных положений на развитие двигательной реакции по зрительному и слуховому сигналу, упражнения в рывках и пробегании коротких отрезков (10-15 м) для развития частоты движений, различные виды эстафет. Важно при этом, чтобы упражнение было кратковременным (8-10 с) с интервалом отдыха 2-3 мин. Однако основным средством воспитания скоростных качеств в этом возрасте являются различные игры и игровые упражнения. Это хороший стимул к проявлению максимума скорости и мощности в движениях.

Во взаимосвязи со скоростными качествами целесообразно развивать координационные умения. В этом возрасте в силу высокой пластичности центральной нервной системы легко формируются условно-рефлекторные связи, являющиеся важной предпосылкой к освоению новых, координационно-сложных движений, различных по форме и типу. Это положительно сказывается на обучении техническим приемам игры. Поэтому для воспитания ловкости, развития координации движений следует давать больше новых, различных по сложности и координации упражнений. Кроме этого полезно ранее разученные упражнения проводить в новых, более сложных условиях.

Одновременно со скоростными качествами и координационными развивается гибкость. С этой целью выполняются активные упражнения с большой амплитудой движения: упражнения на растягивание (маховые движения отдельными звеньями тела), пружинистые упражнения. Их можно выполнять с небольшими отягощениями (набивные мячи, амортизаторы и др.)

На этапах предварительной подготовки и начальной специализации силовым качествам уделяют несколько меньше внимания. При формировании силовых качеств обращают внимание на укрепление мышц всего двигательного аппарата, избирательно воздействуя на наиболее слабо развитые мышцы (в процессе естественного роста): мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, приводящие мышцы нижних конечностей и задней поверхности бедра. Целесообразно использовать различные комплексы общеразвивающих упражнений, преимущественно силовой направленности. Полезны упражнения с небольшими отягощениями (30 % от веса собственного тела). Так как силовые возможности детей этого возраста невелики, к применению силовых упражнений следует подходить осторожно. Они должны быть кратковременны, динамического характера, исключать напряжение и большие длительные напряжения, т.е. иметь скоростно-силовую направленность. В качестве основного метода используется метод повторных динамических усилий.

Целенаправленное воспитание выносливости у юных хоккеистов начинают с 13-14-летнего возраста. Однако на этапе начальной специализации (11-12 лет) можно воздействовать на общую выносливость, используя бег в равномерном темпе продолжительностью 10-20 мин при ЧСС 140-150 уд./мин.

На этапе углубленной специализации (13-16 лет) создаются хорошие предпосылки к эффективному воспитанию основных двигательных качеств: скоростных, силовых, ловкости и выносливости на базе всесторонней подготовки.

Физическая подготовка, способствуя укреплению здоровья и всестороннему гармоничному развитию, направлена на воспитание основных двигательных качеств. Особенно следует обращать внимание на воспитание скоростных качеств как наиболее важных и трудновоспитуемых в более позднем возрасте. Поэтому наряду со средствами общего характера целесообразно проводить специальные упражнения, в том числе с преимущественным воздействием на ту или иную форму их проявления: быстроту сложных реакций, стартовую и дистанционную скорость, быстроту выполнения отдельных двигательных актов и простых технических приемов. Например, для повышения стартовой и дистанционной скорости используют силовые и скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие мышц нижних конечностей. Основным методом воспитания скоростных качеств является метод повторного стандартного упражнения. Кроме того, чтобы избежать стабилизации достигнутого уровня скоростных качеств, целесообразно применять вариативный метод, предполагающий определенное чередование выполнения скоростного упражнения в нормальных, облегченных и усложненных условиях. Скоростные упражнения проводят в начале занятия в небольшом объеме, выдерживая оптимальные интервалы отдыха между повторениями. Снижение скорости движений служит сигналом к их прекращению.

По-прежнему важным средством являются игры и эстафеты, проводимые в соответствующих режимах.

На этапе углубленной специализации формированию силовых качеств придается значительно больше внимания, чем на предыдущих. Среди основных средств воспитания силовых качеств –упражнения с отягощениями. Так как к 13-14 годам относительная сила достигает показателей, характерных для взрослых, величина отягощения не должна превышать 2/3 от массы собственного тела. В числе отягощений могут быть упражнения на снарядах, со снарядами, с партнером, упражнения на тренажерных устройствах. Однако нужно избегать чрезмерных мышечных напряжений. В качестве основного метода используют метод повторных и динамических усилий и сопряжений. В этом возрасте при организации силовой подготовки очень важен индивидуальный подход. Для этого занимающихся целесообразно разделить на 3-4 подгруппы, исходя из их силовых возможностей. На этом этапе важно также развитие ловкости. В это время координационные возможности юных хоккеистов достигают достаточно высокого уровня. Весьма интенсивно развивается способность дифференцировать и расслаблять мышцы, ориентироваться во времени и в пространстве. В качестве основных средств помимо сложнокоординационных, гимнастических и акробатических упражнений следует давать упражнения специфического характера с постепенным усложнением координационной структуры. Важное значение приобретает выполнение упражнений в сложных игровых, внезапно меняющихся условиях. Упражнения по воспитанию ловкости можно проводить во взаимосвязи с упражнениями по обучению техническим приемам.

В 13-15 лет отмечаются наибольшие темпы прироста максимального потребления кислорода. Это создает благоприятные условия для развития аэробных возможностей, лежащих в основе общей выносливости.

Для воспитания общей выносливости помимо равномерного метода используют метод переменно-вариативного упражнения, при котором продолжительность одного повторения равна 40-90 с, интенсивность – 80% от максимальной, ЧСС – 165–175 уд./мин, интервал отдыха – 60-90 с. К концу паузы отдыха ЧСС должна снизиться до 120-130 уд./мин, число повторений составить 6-8. В качестве средств можно использовать различные упражнения из циклических видов спорта (легкая атлетика, плавание, гребля, лыжи), спортивные игры.

1.4. Основы воспитания физических качеств юных хоккеистов

Специальная выносливость воспитывается преимущественно в специальных упражнениях (типа челночного бега) на льду, играх и игровых упражнениях в режиме смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения. Продолжительность одного повторения 2-3 мин, ЧСС – 140-170 уд./мин, пауза отдыха – 1,5-2 мин. Количество повторений – 8-10.

К выполнению упражнений в анаэробно-гликолитическом режиме для воспитания скоростной выносливости надо подходить осторожно. Такие упражнения даются обычно раз в неделю в небольшом объеме при тщательном контроле величины сдвигов ЧСС после выполнения упражнения и в конце паузы отдыха.

Для воспитания гибкости используют активные упражнения без предметов и с легкими предметами, с большой амплитудой движения, сочетая с упражнениями на расслабление, а также с упражнениями, укрепляющими суставно-связочный аппарат.

Развитие ловкости на этом этапе осуществляется преимущественно в играх и игровых упражнениях в тесном единстве со скоростно-силовыми качествами и совершенствованием технических приемов.

При воспитании выносливости особое внимание обращается на повышение уровня анаэробно-гликолитического энергообеспечения. С этой целью вводятся тренировочные задания на повышение емкости и мощности гликолитического механизма энергообеспечения, которые характеризуются жесткими режимами работы и высокими физиологическими сдвигами (ЧСС достигает 200 уд./мин). Вместе с тем нельзя не учитывать, что процесс восстановления у юных хоккеистов после таких нагрузок более продолжителен. Поэтому на подготовительных этапах годичного цикла подобные тренировочные занятия следует проводить не чаще двух раз в недельном микроцикле при обеспечении тщательного контроля за переносимостью нагрузок.

Воспитание координационных качеств. Умение координировать свои движения, хорошо ориентироваться в сложной игровой обстановке, быстро принимать решения, точно и рационально выполнять соответствующие действия – основа успешного ведения соревновательной деятельности и достижения высоких спортивных результатов.

В теории и методике спортивной тренировки понятие «ловкость» ассоциируется с понятием «координационные способности». Ведущую роль в их физиологической трактовке отводят координационным функциям ЦНС и тому ее свойству, которое И.П. Павлов назвал пластичностью. В хоккее координационные качества тесно взаимосвязаны с другими физическими качествами – быстротой, силой, гибкостью, а также с техникой и тактикой игры.

Существует понятие «силовая ловкость», которым обозначается способность спортсмена исключительно тонко дифференцировать мышечные усилия различных величин и режимов.

Проявление силовой ловкости связано с быстрым изменением ритма нервных импульсов, идущих к работающим мышцам. Это требует высокой координации в деятельности нервных центров, подвижности и пластичности корковой системы, в результате чего возможны разнообразные переключения движений.

Координационные качества – это способность человека быстро овладевать новыми движениями (способность обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Мерилом ловкости служит координационная сложность двигательных действий и точность движений на основе пространственных, временных и силовых характеристик.

Координационные качества специфичны. Спортсмен может быть хорошо координирован в спортивных играх и недостаточно в гимнастике, у него может быть хорошая координация рук и неуклюжесть туловища.

Любое новое движение, как правило, выполняется на базе каких-то накопленных ранее координационных связей. Чем больше у человека запас двигательных комбинаций, тем большим объемом двигательных навыков он владеет, тем легче он усвоит движения, тем выше будет уровень развития координационных качеств. Координационные качества существенно зависят от деятельности анализаторов, и особенно двигательного. Чем выше точность восприятия собственных движений, тем выше способность овладения новыми движениями. С психологической точки зрения координационные качества зависят от полноценности восприятия окружающей обстановки и собственных движений, от инициативности. Они тесно связаны с быстротой и точностью сложных двигательных реакций.

Методика воспитания координационных качеств. Воспитание координационных качеств складывается из воспитания способности осваивать сложнокоординационные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При этом существенное значение имеет избирательное совершенствование способности точно воспринимать свои движения в пространстве и времени (чувство пространства, чувство времени), рационально чередовать напряжение и расслабление.

Координационные качества формируются в процессе овладения новыми разнообразными двигательными навыками. В занятия следует включать сложнокоординационные упражнения с элементами новизны. По мере освоения и автоматизации навыков значение данного упражнения как средства воспитания координационных качеств уменьшается. Используют также разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательной координации.

При нормировании нагрузок в процессе воспитания координационных качеств нужно руководствоваться следующими положениями:

  • задания на координацию, требующие тонких нервно-мышечных дифференцировок и волевой собранности, выполнять в начале занятия, когда сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность;
  • суммарный объем упражнений на развитие координационных качеств должен быть невелик;
  • в занятиях надо придерживаться оптимальных интервалов отдыха, чтобы при следующем повторении не нарушалась координация движений.

При определении методики воспитания координационных качеств можно выделить средства и приемы воспитания общих координационных качеств, базирующихся на приобретении двигательного опыта, и специальных координационных качеств, воспитываемых в условиях, адекватных игровым.

При подготовке спортсменов высокой квалификации в тренировочные занятия целесообразно ввести фактор необычности при выполнении игровых действий, с тем чтобы обеспечить возрастающие требования к координации движений. В качестве примера можно привести следующие методические приемы и подходы.

Средства воспитания координационных качеств. Все средства воспитания координационных качеств хоккеистов делятся на два раздела: средства для воспитания общих координационных качеств и средства для воспитания специальных координационных качеств.

Что касается средств воспитания общих координационных качеств, то они направлены главным образом на обогащение двигательного опыта и координации движений вообще и проводятся на общеподготовительном этапе годичного тренировочного цикла. К основным средствам воспитания общей ловкости следует отнести акробатические и гимнастические упражнения, а также спортивные и подвижные игры.

Средства воспитания специальных координационных качеств направлены на совершенствование координации специфических движений хоккеиста и его способности оценивать и перестраивать свои действия в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Все упражнения по воспитанию специальной ловкости (координационные способности) теснейшим образом связаны с технико-тактическими упражнениями и одновременно способствуют решению задачи технико-тактической и физической подготовки хоккеистов. К основным средствам воспитания специальной ловкости следует отнести игры и игровые упражнения, главным образом в условиях хоккейной площадки.

ВЫВОДЫ

  1. Координационные способности юных хоккеистов необходимо развивать и совершенствовать на всем протяжении спортивной подготовки, максимально приближая развитие тех или иных компонентов ловкости (координационных способностей) к сенситивному возрастному периоду. Так же стоит уделять внимание минимизации влияния утомления, за счет грамотного построения структуры учебно-тренировочного занятия, когда упражнения, способствующие развитию или совершенствованию координации необходимо включать в их начале.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Рекомендовать занимающимся (законным представителям) на этапах начальной подготовки и начальной специализации систематически заниматься хоккеем с шайбой в связи с последовательным решением дидактических задач спортивной подготовки, при одновременном сочетании педагогических средств и методов с биологическими особенностями процессов роста мальчиков с 7 до 12 лет.
  2. Рекомендовать тренерам и спортивным врачам использовать с «детским» контингентом, занимающимся хоккеем использовать большой пул тестов для оценки уровня развития и динамики сформированности координационных способностей (КС).
  3. С целью выявления уровня развития совершенствования КС и осуществления в процессе тренировки юных хоккеистов педагогического контроля, следует провести комплексное тестирование уровня развития КС в следующей последовательности: дифференцировочной способности, реагирующей способности, ориентационной способности, кинестетической способности, ритмической способности и способности к равновесию. Определить уровень развития этих координационных проявлений по шкалам дифференцированной оценки. Для совершенствования уровня развития базовых координационных способностей на начальном этапе подготовки и специализации и специфичности координационных проявлений в хоккее с шайбой рекомендуется использовать индивидуализированную программу учебно-тренировочного процесса. Блочная система построения предусматривает, как использование программы в целом, так и отдельных комплексов для совершенствования наиболее отстающих видов координационных способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов, А. А. Подготовка юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса[Текст] / А. А. Абрамов. Дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2012. – 149 с.
  2. Антропова, М.В. Физическое развитие подростков и их работоспособность [Текст] / М. В. Антропова, В. И. Козлов // Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1988. – С.155-183.
  3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании[Текст] / Б. А. Ашмарин. –М.: Физкультура и спорт, 1978.– 125 c.
  4. Бочаров, М.И. Спортивная метрология[Текст]: Учебное пособие / М.И. Бочаров. – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002. – 105 с.
  5. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов[Текст]: Учебник для институтов физической культуры / В. А. Быстров. – М.: Тера-спорт, 2010.– 321 с.
  6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М.: Советский спорт, 1988.– 210 с.
  7. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст]/ М. А. Годик. –М.: Физкультура и спорт, 1980.– 122 с.
  8. Горский, Л.П. Тренировка хоккеистов [Текст] / Л. П. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 2012.– 189 с.
  9. Колосков, В. И. Подготовка хоккеистов[Текст] / В.И.Колосков, В.П.Климин. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 201 с.
  10. Костка, В. Современный хоккей [Текст] / В. Костка. – М.: Просвещение, 2011.– 211 с.
  11. Кузнецов, В.В.Теория и методика физической культуры [Текст] / В. В. Кузнецов, Л. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 1991.– 286 с.
  12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры[Текст] / Ю.Ф.Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  13. Лях, В.И.Двигательные способности школьников: основы теории иметодики развития[Текст] / В.И.Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192с.
  14. Маслюков, А. В.Совершенствование координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки[Текст] / А. В. Маслюков.Дис.  канд. пед. наук. – Омск, 2001. – 199 с.
  15. Матвеев, Л.П. Соревновательная деятельность спортсмена и система спортивных соревнований[Текст] / Л.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 1996.– 152 с.
  16. Платонов, В.Н.Теория и методика спортивной тренировки [Текст] / В.Н.Платонов. – К.: Высшая школа, 2003. – 352 с.
  17. Савин, В.П. Хоккей [Текст] / В.П.Савин. – М.:Физкультура и спорт, 2008. – 130 с.
  18. Савин, В.П. Физическая подготовка хоккеистов высокой квалификации[Текст] / В. П. Савин. –М.: Физкультура и спорт, 2013.– 322 с.
  19. Савин, В.П. Хоккей[Текст] / В. П. Савин // Спортивные игры / Под ред. Железняка Ю.Д. и др. –М.: Академия, 2004.– С. 294-383.
  20. Теория и методика физического воспитания [Текст]/ Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
  21. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей. Утвержден приказом Минспорта России от 27 марта 2013 г. N 149 (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2013 N 28636).
  22. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. –М.: Советский спорт, 2001. – 601 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ...

Развитие координационных способностей детей 9-11 лет средствами фитбол и кор-рибок.

Нами была разработана методика развития координационных способностей детей 9-11 лет средствами и методами фитбол и Кор-рибок. Для подтверждения эффективности методики был проведен педагогический экспе...

[16] п. 3.1 Развитие координационных способностей у детей, занимающихся спортивная аэробика

Актуальность:Спортивная аэробика – ациклический сложнокоординированный вид спорта с выраженной атлетической направленностью, пропагандирующий здоровый образ жизни.Координационные способности – это спо...

План самообразования: "Степ-аэробика как средство развития координационных способностей детей"

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТЕП-АЭРОБИКИ....

ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ

В статье представлены результаты исследования координационных способностей детей дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте и детей, занимающихся физическим воспитанием по традиционной прог...

Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием.

Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием....