Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием.
методическая разработка

Григорьева Наталия Игоревна

Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара

«Спортивная школа олимпийского резерва №17»

Отделение: фехтование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием.

Составитель:

Власова В. В. – Тренер

Самара

Декабрь 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
  2. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ФЕХТОВАЛЬЩИКА
  3. ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка - неотъемлемая часть тренировочного процесса фехтовальщиков на любом этапе спортивного совершенствования. В каждом периоде годичного цикла решаются ее важнейшие задачи, направленные на разностороннее физическое развитие фехтовальщиков и создание предпосылок для совершенствования технических приемов и действий.

Каждому уровню развития физических качеств человека соответствуют определенные возможности овладения двигательными навыками.

Координация движений, ловкость, координационные способности, двигательная координация, управление движениями, регуляция движений –часто эти понятия используются как синонимы. До недавнего времени понятие «координационные способности» отождествлялось с понятием «ловкость». В настоящее время большинство специалистов рассматривают координационные способности в аспекте «техника – координация», а не в аспекте физические качества (кондиции).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Координационные способности (КС) спортсмена выполняют важную функцию в управлении его движениями. За основу классификации КС можно взять систему, предложенную также Д.Д. Blume (1978), характеризующую ряд способностей человека от развития которых зависит проявление координационных способностей в целом:

  • Способность к пространственно-зрительному ориентированию;
  • Способность к чувствительному (сенсорному) дифференцированию;
  • Способность к реагированию;
  • Ритмическая способность;
  • Способность к равновесию;
  • Способность к межмышечной координации;
  • Способность к перестройке двигательной программы.

Основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Их можно разделить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков) и др.

Наиболее распространенными и общепринятыми критериями проявления координационных способностей считаются:

1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.

2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией.

3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или их комплексы (комбинации).

4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).

5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений.

Разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются. В юношеском возрасте они снова улучшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизируются, а с 40–50 лет начинают ухудшаться.

В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрослым людям.

Возрастной период с 6–7 до 10–12 лет является наиболее благоприятным (сенситивным) для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.

Задачи развития координационных способностей. При развитии координационных способностей решают две группы задач:

Первая группа задач предусматривает разностороннее развитие координационных способностей. Эти задачи преимущественно решается в дошкольном и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.        

Задачи второй группы обеспечивают специальное развитие координационных способностей и решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.

  1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ФЕХТОВАЛЬЩИКА

В боевой стойке во время маневрирования следует сохранять вертикальное положение туловища с полу-профильностью по отношению к противнику, горизонтальную линию плеч. Важным также является распределение веса тела на обе слегка согнутые ноги, где стопа впереди стоящей ноги направлена вперед и расположена перпендикулярно сзади стоящей на расстоянии 30-40 см.

Ноги в боевой стойке должны быть слегка напряжены с ощущением опоры на основание пальцев, причем стопы развернуты под прямым углом и находятся каждая в своей плоскости вместе с голенью, коленом и бедром.

Вооруженная рука слегка выпрямлена и находится с наружной стороны туловища, а свободная рука согнута и опущена (сабля).

Совершенствуя боевую стойку следует сосредоточить основное внимание на соблюдении следующих требований:

1) равномерное распределение веса тела на обе ноги;

2) расположение стоп под прямым углом при сохранении

во время передвижений положения каждой ноги в своей плоскости, избегая заваливания коленей внутрь;

3) сохранение вертикального и полу-профильного положения туловища при диагональном положении тазового пояса по отношению к боевой линии, а также направленности головы в сторону противника;

4) отсутствие выдвижения локтя вооруженной руки за проекцию гарды и наружной стороны туловища.

В передвижениях шагами вперед и назад плечи следует держать горизонтально, не изменяя направления движения общего центра тяжести. Следует добиваться четкости шагов, исключив «волочение» стоп (шарканье) по дорожке. Важно также, ощущая опору на переднюю часть каждой из стоп, фиксировать их полный след и в конечных положениях не изменять расстояния между ногами.

В шагах необходимо избегать дополнительных (лишних) движений, которые могут служить предварительными сигналами, облегчающими противнику предвосхищение действий, например:

— колебаний общего центра тяжести, приводящих к изменению уровня сгибания ног в боевой стойке;

— чрезмерно высокого поднимания впередистоящей ноги при выполнении шага вперед;

— изменения уровня полу-профильности туловища.

Многократное повторение шагов вперед и назад выполняется как по команде тренера (партнера), так и самостоятельно. Причем очень полезно тренировать шаги и перед зеркалом.

Скачки вперед и назад выполняются более мощными усилиями обеих ног, приводящими к возникновению фазы полета. Скачок назад встречается в поединках чаще всего как экспромтное действие, а при уверенном его выполнении может начинаться даже из положения выпада, что позволяет одномоментно преодолеть значительное расстояние в попытке избежать ответного укола (удара) или ответной атаки со стороны противника.

Скачок вперед предназначен для мощного и быстрого преодоления большого расстояния. Причем если скачок назад в поединке является частным приемом для внезапного удлинения дистанции или подготовки тактической

ловушки, то скачок вперед как самостоятельное средство передвижения или часть комбинаций приемов нападения встречается в поединках постоянно. Он может служить также подготавливающим маневром для вспугивания противника, завоевания инициативы, вызова противника на атаку или встречное нападение.

Скачки совершенствуются изолированно от других приемов, в то время как шаг вперед и шаг назад имеет смысл тренировать сериями, передвигаясь на заданное (или избранное) расстояние.

Выпад как самостоятельное средство нападения часто используется в поединках на рапирах и шпагах. В фехтовании на саблях выпад является частью комбинаций. В типовом варианте его выполняют со средней дистанции. В основе техники выпада координирование положений частей тела, позволяющее добиться прямолинейного продвижения вперед при непрерывной последовательности выполнения толчка сзади стоящей ногой, выноса вперед маховой ноги, наклона туловища вперед и начала движения вооруженной руки.

При завершении выпада обе ноги стоят полным следом, причем сзадистоящая выпрямлена, а впередистоящая согнута так, что голень перпендикулярна опоре. Туловище несколько наклонено вперед, а предплечье и плечо образуют как бы одну линию с клинком. На протяжении всех фаз выполнения выпада туловище фехтовальщика и все части его тела, включая вооруженную руку и впередистоящую ногу, должны находиться в единой плоскости.

Тренировка выпада совмещается с предвосхищением его длины в зависимости от дистанции до партнера (тренера). При этом, чем ближе расстояние до противника, тем раньше начинается выпрямление вооруженной руки, а дальняя дистанция предполагает продолжительную фазу наклона туловища с последующим ускорением движения вооруженной рукой.

Закрытие с выпада назад выполняется в непрерывном темпе с движением выпада за счет отталкивания от опоры впередистоящей ногой, начинаемого после завершения движения оружием и активного сгибания сзадистоящей ноги. Закрытие с выпада вперед выполняют за счет сохранения инерции движения, совмещаемого с дополнительным толчком сзади стоящей ногой и активного сгибания впередистоящей.

Шаг вперед и выпад (скачок вперед и выпад) являются самостоятельными приемами нападения, при выполнении которых шаг вперед (скачок вперед) связан с выпадом в целостную структуру, отличаются мощным усилием ног для повышения стартовой быстроты.

Комбинации приемов нападения и маневрирования имеют широкое распространение. В фехтовании на саблях комбинации приемов передвижений чаще всего состоят из серии шагов вперед и выпада.

За счет использования комбинаций приемов нападения и маневрирования повышаются возможности для преодоления значительных расстояний в поединке. В технике их выполнения допустимы импровизации, необходимость которых может возникать на разных фазах движений. Каждая из разновидностей комбинаций должна выполняться на оптимальной скорости, позволяющей в любой момент переключиться на другое действие при внезапном изменении ситуации. Кроме того, быстрота и уровень техники выполнения комбинаций приемов нападения и маневрирования тесно связаны с показателями скоростно-силовых качеств, особенно динамической силы ног.

На основе обобщения опыта систематизированы требования к технике передвижений и движений оружием, которые рекомендуются для постоянного контроля при использовании приемов фехтования в целях совершенствования двигательных качеств.

Общие педагогические задачи совершенствования приемов передвижений направлены на достижение:

— прямолинейности перемещения по полю боя вперед и назад без ощутимых горизонтальных колебаний центра тяжести;

— сокращения одноопорных и безопорных фаз в движениях;

— экономичности движений;

— слитности переходов от одного движения к другому без нарушений их структуры и конечных положений;

— варьирования быстротой преодоления дистанции;

— варьирования длиной продвижения по полю боя;

— устойчивого равновесия;

— законченности каждого из компонентов движений;

— сохранения боевой стойки при маневрировании, типового положения туловища при выпаде;

— оптимального напряжения мышц плечевого пояса, шеи, вооруженной руки.

При многократном повторении приемов с целью повышения уровня двигательной деятельности следует обращать внимание на следующие детали:

— слитность и непрерывность движений вооруженной рукой и оружием при выполнении уколов (ударов), защит, батманов и захватов;

— прямолинейность движений вооруженной руки в уколах (ударах), защитах, возвращении назад в позицию;

— изолированность движений при выполнении переводов за счет усилий кисти и пальцев;

— быстроту движений оружием при нанесении уколов (ударов), выполнении финтов, действий на оружие, защит;

— стандартизированность финальных положений гарды в момент нанесения уколов (ударов), выполнения оппозиций;

— стандартизированность положений ладони при нанесении уколов и взятии защит;

— типовые направления лезвия при нанесении ударов;

— свободное перемещение вооруженной руки в плечевом суставе;

— держание оружия с определенным напряжением пальцев в момент нанесения уколов (ударов), выполнения защит, переводов и т. д.;

— отсутствие дополнительных движений, предшествующих уколу (удару).

Каждая из деталей техники приемов передвижений и движений оружием требует самостоятельного совершенствования и контроля за качеством выполнения.

  1. ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ

Типовыми ошибками при выполнении выпада являются:

— разворот туловища с отступлением от уровня полу-профильности;

— поворот бедра и колена, а также поворот стопы впередистоящей ноги во внутреннюю сторону;

— поворот стопы сзади стоящей ноги во внутреннюю сторону;

— преждевременный толчок сзади стоящей ногой;

— замах вооруженной рукой;

— преждевременное полное выпрямление вооруженной руки;

— высокое положение бедра впередистоящей ноги;

— недовыпрямление колена сзади стоящей ноги в конечном положении;

— слабый толчок сзади стоящей ногой;

— позднее выпрямление вооруженной руки после постановки впередистоящей ноги на опору;

— чрезмерное поднимание гарды в посыле оружия на укол (удар);

— отступление от полу-профильного положения туловища;

— наклон или поворот головы в сторону, за плоскость, в которой находится туловище;

— излишний наклон туловища вперед из-за слабого пресечения инерции продвижения при завершении выпада.

Типовыми ошибками при выполнении нападения шагом вперед и выпадом (скачком вперед и выпадом) являются:

— монотонность движения из-за отсутствия ускорения в завершающей фазе нападения;

— нарушения непрерывной ритмической структуры нападения из-за излишне длинного шага (скачка), не позволяющего быстро переключиться на другое действие;

— преждевременный посыл руки на укол (удар), выполнение замаха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Координационные способности (КС) выполняют важную роль в подготовке фехтовальщиков. Возрастной период с 6–7 до 10–12 лет является наиболее благоприятным (сенситивным) для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.

Двигательные качества как компонент соревновательной деятельности определяют эффективность освоения приемов, так как рациональная техника требует определенного уровня двигательного обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бойченко, С.Д. Координационные способности и техническая подготовленность фехтовальщика / Бойченко С.Д., Коганов B.Я., Кащук В.Г. // Фехтование : ежегодник. - М., 1986. - С. 53-55.
  2.  Валынко, В.В. Некоторые аспекты в изучении координационых

способностей спортсменов /В.В. Валынко, В.М.Лебедев. //Вестник спорта Белоруси. – 1994 - № 1 – С. 25-27.

  1. Тухватулин Р.М. Основы методики воспитания координационных способностей спортсмена. Лекция для студентов высших учебных заведений физической культуры. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008 – 21 с.
  2. Тышлер Д.А., Мовшовнч А.Д. Физическая подготовка юных фехтовальщиков. — М.: Советский спорт, 1996.
  3. Тышлер Д. А., Мовшович А. Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков. — М.: Академический проект, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ...

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все д...

[16] п. 3.1 Развитие координационных способностей у детей, занимающихся спортивная аэробика

Актуальность:Спортивная аэробика – ациклический сложнокоординированный вид спорта с выраженной атлетической направленностью, пропагандирующий здоровый образ жизни.Координационные способности – это спо...

"Развитие координационных способностей у детей 10-12 лет, занимающихся хоккеем с шайбой"

Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных способностей в хоккее с шайбой разработана недостаточно. Сведени...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Доклад по теме "Особенности развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации"

В работе представлены результаты исследования уровня развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации. В работе представлен разработанный комплекс физических у...