ОПИСАНИЕ МОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ
статья по физкультуре на тему

Хисамиев Илнар Мансурович

Описание  моего опыта работы -  Хисамиева Илнара Мансуровича- учителя Физической культуры.    На данный момент работаю над  творческом проектом

«Шахматы – верный путь к успеху» (для учащихся младшего и среднего звена). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_-_kopiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы.

Я, Хисамиев Илнар Мансурович, 1991 г.р. окончил в 2014 г. Институт физической культуры Казанского (Приволжского) федерального  университета по специальности  «Учитель безопасности жизнедеятельности и педагог по физической культуре».

    С 2015 года работаю учителем физической культуры в МБОУ «Татарская гимназия №11» Советского района г.Казани.

    За эти учебные годы неоднократно посещал уроки своих коллег, а так же имею личные достижения:

 1. 19.04.2017 г. участие на  республиканском семинаре учителей физической культуры в программе стажировки «Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов в урочной и внеурочной деятельности».

2.  25.11.2016 г. выступление «Гимнастические упражнения в равновесии» на городском семинаре учителей физической культуры в МБОУ «СОШ № 113» Ново-Савиновского района г.Казани.  

3. 13.12.16 г. Республиканский семинар «Создание метапредметной среды в образовательном пространстве начальной школы» - участие

4. 18.03.2016г. выступление по внеурочной деятельности (спортивное направление) с юными шахматистами  на республиканском семинаре учителей начальных классов   «Роль школьного методического объединения  в повышении качества начального образования» в рамках стажировочной площадки в МБОУ «Татарская гимназия №11» Советского района г.Казани.

   На данный момент работаю над  творческом проектом
«Шахматы – верный путь к успеху» (для учащихся младшего и среднего звена).

Введение

  В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

  Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад.

  В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности.

  Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благоприятно влияет на их успеваемость. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно сильно в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

  Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист. Ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе.

Назначение проекта:

   Проект реализуется с целью помочь учителям физической культуры в организации проведения внеурочных и внеклассных занятий в рамках группы продленного дня и др. Кроме этого, проект направлен на развитие психических и физических способностей и укрепления здоровья обучающихся за счет игры в шахматы.

Предусмотренные в Проекте мероприятия позволят обучить игре шахматы детей с раннего возраста, дальнейшему развитию навыков этой игры среди учащихся образовательного учреждения.

Проект предусматривает:

- проведение мониторинга усвоения навыков игры в шахматы учащимися;

- организацию урочных, внеурочных, внеклассных мероприятий;

- организацию физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий  на базе школы.

   Основные цели:

Создание у детей мотивации к занятиям физической культурой  и спортом, ознакомление со спортивными достижениями людей, привлечение к шахматной игре школьников.

     Задачи:

- познакомить детей с разными видами спорта;

- формировать положительную мотивацию к занятиям спортом, здоровому образу жизни;

- воспитывать чувства патриотизма и интернационализма;

- формировать интерес к определенному виду спорта – шахматам.

Сроки реализации проекта.

 Проект реализуется в течение 3 лет.

 Деятельность по разработке, планированию и реализации  проекта включает следующие этапы:

 1 этап: подготовительный

 2 этап: основной

 3 этап: заключительный

   Подготовительный этап включает в себя:

  1. Оформление концепции проекта.
  2. Информирование целевой аудитории о проекте, объявление на классных часах и родительских собраниях.

   Основной этап включает в себя:

  1. Реализация программы мероприятий проекта в указанные сроки.

   Заключительный этап включает в себя:

  1. Подготовка отчета о реализации проекта, публикации в СМИ и на сайте ОУ, планирование дальнейших перспектив развития проекта.

Основные направления мероприятий проекта.

        Первоочередным предназначением спорта является проявление собственного  «Я»,  достижение вершин и результатов. Предусмотрено здесь физическое, интеллектуальное развитие, тренировки, самообладание и, конечно же, эмоциональная устойчивость. Данные характеристики можно отнести и к игре в шахматы. Большинство жителей России  считают, что спорт обязательно должен основываться на физическом развитии и усовершенствовании. Согласно практике можно утверждать обратное – максимальных результатов могут добиться интеллектуально развитые личности. Не каждый вид спорта рассчитан на физическую силу и ловкость.

  Кроме этого, шахматист также должен обладать хорошей физической подготовкой,  как это не странно прозвучит. Физически неразвитый и слабый человек  не сможет проводить тренировки, сидя за доской, в течении многих часов.

  Следовательно, психологический настрой играет важную роль в дальнейшей победе, особенно, если мастерство соперников равное.

 Чтобы шахматы приносили исключительно пользу, а не вред, нужно следовать главному правилу – все хорошо в меру. Правильная организация режима занятий и отдыха, расширение сферы интересов (не ограничиваясь только игрой в шахматы), физическое развитие приведут к тому, что польза будет максимальной, а вред минимальным.

   Вырастить здорового ребенка – значить создать условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития. Здоровые дети характеризуется, прежде всего, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально – волевым, нравственным и социальным развитием.

Результаты соревнований:

 - 2016 и 2017 год, школьный шахматный турнир «Белая Ладья»; 1 место Бикмуллин Рузаль.            

- 25.04.2017 г.  Бикмуллин Рузаль 2 место в районном турнире по шахматам в возрастной категории 2007-2009 г.р. среди учащихся ОУ Советского района г. Казани.

-23.10.2017 г. Газимов Хайдар 3 место, Бикмуллин Рузаль 1 место в районном турнире по шахматам в возрастной категории 2008-2011 г.р. среди учащихся ОУ Советского района г.Казани.

- 23.10.2017 г. Команда  Гимназии №11 - 3 место в районном турнире по шахматам.

   Содержание данной программы способствует расширению знаний и умений по данному направлению, обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей, а именно:

  • пониманию роли и значения здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья посредством игры в шахматы;
  • углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в целом и игры в  шахматы в частности.

Работа заключается в тренировке детей младшего школьного возраста (1-4 классы); детей среднего школьного возраста (5-9 классы); участие в районных и городских соревнованиях.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

В результате реализации проекта  в 2016-2019гг. ожидается:

1. Увеличение числа учащихся, умеющих играть в шахматы.

2. Привлечение внимания родителей на необходимость занятий активным видом спорта, как одно из средств формирования здорового образа жизни своих детей.

3. Повышение и совершенствование уровня подготовки детей.

Заключение

   Итак, выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей. Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.

   Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания.

   В Москве и еще в нескольких регионах с 2015 года действует комплексная программа «Шахматы в школе». Идеологом программы стал президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов. Он впервые опробовал это в Калмыкии в бытность главой региона. Прошел год, и выяснилось, что у них повысилась успеваемость по всем предметам. Резко пошло на убыль число правонарушений среди школьников. Школы стали более благополучными.  

        Известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры».

   

Использованная литература и интернет – источники

1. И.Л. Майзелис и М. М. Юдович. Учебник шахматной игры, государственное издательство физкультура и спорт, Москва/1948 год.

2.  Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 1981.

3. Теплов Б.М. Практическое мышление //  Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 1981.

 Интернет - ссылки

  1. Гертруда Рыбакова 2000-2010

           Опубликовано 01.10.2009

  1. Максим Наумов, GAMBITER.RU
  2. Психодиагностическая методика «Обобщения – 2009. Форма А» (Электронный ресурс) // А.Я. Психология (azps.ru): (web-сайт). http://azps.ru/tests/kit/generaliz_a.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".

Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....