Средства физической культуры как способы повышения мотивации учебной деятельности.
методическая разработка по физкультуре на тему

Елистратова Валерия Антоновна

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в воспитании школьников в широком смысле воспитательного воздействия. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус, на социокультурную сторону развития, учит человека общаться и взаимодействовать группе.

Существуют традиционные средства - физические упражнения, входящие в программный материал по физической культуре в общеобразовательной школы. В последнее время разрабатываются и нетрадиционные, инновационные системы и методики физической культуры, способствующие коррекции телосложения, осанку, походку, тем самым влияющие на физическую внешность человека.

Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Средства физической культуры как способы повышения мотивации учебной деятельности.

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в воспитании школьников в широком смысле воспитательного воздействия. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус, на социокультурную сторону развития, учит человека общаться и взаимодействовать группе.

Существуют традиционные средства - физические упражнения, входящие в программный материал по физической культуре в общеобразовательной школы. В последнее время разрабатываются и нетрадиционные, инновационные системы и методики физической культуры, способствующие коррекции телосложения, осанку, походку, тем самым влияющие на физическую внешность человека.

Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений.

Среди них существуют, различные физкультурно-оздоровительные системы, как для юношей, так и для девушек- аэробика и ее разновидности (аква -или гидроаэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, танцевальная аэробика: фанк, сити-джем, хип-хоп и др.) ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, силовое троеборье, шейпинг, калланетика, фитнесс, джимикс и т.д.

Аэробика - это система упражнений, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Атлетическая гимнастика - система физических упражнений, направленных на развитие силы, формирование и коррекцию телосложения, позволяет влиять на локальные мышечные группы. Одновременно представляет собой эффективное средство, способствующее укреплению здоровья, на основе корректировки врожденных дефектов тела, профилактики многих недугов.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования Эффективность таких занятий заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека.

Коллективная форма занятий помогает реализовывать потребность в общении, это совместное решение поставленных задач, работа в парах и микрогруппах, групповая или индивидуальная отработка комплексов упражнений. Сила и выносливость, гибкость и пластичность, красота и уверенность в себе - вот, что присуще современным методикам физической культуры.

Спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Подвижные игры, также становятся хорошим средством физической культуры в формировании мотивации учащихся к уроку физической культуры. По накалу борьбы на площадках, всплескам эмоций на трибунах, духу честного соперничества эти маленькие поединки едва ли уступают масштабным соревнованиям взрослых.Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки, техники, спорта ставит задачу еще более активно использовать игру для воспитания коллективных начал, физических и нравственных качеств подрастающего поколения. В игре учащиеся учатся взаимодействовать.

Игра, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением: спортом, военными и другими тренировками.

Связь игры с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена ее способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено, или невозможно.

Игра является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Скиппинг, как средство физической культуры, повышающее мотивацию учащихся к занятиям физической культурой. Скакалка - очень доступный и полезный гимнастический инвентарь. Прыжки со скакалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, способствуют профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, укрепляют связки внутренних органов, ликвидируют застойные явления в организме, улучшают перистальтику кишечника, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают чувство ритма и координацию движений.

Скиппинг -- новый вид двигательной активности, представляющий собой комбинации прыжков, акробатических и танцевальных элементов с одной или двумя скакалками, которые выполняются индивидуально или в группах. Скиппинг можно применять в занятиях оздоровительной и спортивной направленности.

В программу скиппинга входят не только простые прыжки, но прыжки усложнённые трюковые. Прыжки через скакалку включены в тренировки космонавтов, в тренировки боксёров и баскетболистов.

Скипинг представляет собой особый вид физической деятельности человека, который складывается из прыжков с использованием специфического инвентаря - большой и маленькой скакалки. Название «Скипинг» происходит от английского слова «skipping» (многократные перескакивания, перепрыгивания). Упражнения данного вида спорта носят циклический характер. Их можно выполнять в индивидуальном порядке, парно и в группах. Скипинг относится к современным системам физического воспитания, хотя сами по себе прыжки со скакалкой, как вид спортивной деятельности, уходят корнями в глубокую древность.

В программе соревнований по скиппингу есть как индивидуальные, парные, так и командные прыжки, когда прыгает команда из десяти человек, а двое - мальчик и девочка - крутят скакалку. Так же можно задействовать две скакалки.

Таким образом, проблема развития учебной мотивации у школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной общеобразовательной школы этот вопрос в настоящее время остается актуальным. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей и нехватке образовательных учреждений в городах и сельских населенных пунктах всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации школьников к учебной деятельности.

Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже среднего звена.

Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей:

- мотивационной;

- исполнительской;

- рефлексивно-оценочной.

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Поэтому учебная деятельность должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развёрнуты, осознанны и полностью осуществлены.

Необходимость организовать работу по повышению мотивации учащихся вступает в противоречие с тем, что этот вопрос в практике разработан недостаточно. Во-первых, задача повышения мотивации учащихся скорее больше декларируется, чем реально осуществляется в практике обучения. Во-вторых, при наличии у учителей отдельных методических решений для развития мотивации учащихся эти сведения зачастую разобщены и не систематизированы.

Мотивация - это процесс, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешней и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации - это стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Поэтому среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУБЧАТОГО АМОРТИЗАТОРА ЭКСЕРТЬЮБА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой.Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношен...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Выступление по теме "Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках географии и биологии."

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

«Информационно-коммуникативные технологии на уроках физической культуры, как способ повышения мотивации учащихся для занятий спортом»

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой – это достаточно сложный процесс, который включает в себя огромное количество аспектов. Особое внимание мне хотелось бы уделить попу...

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки...