МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАШКИ
методическая разработка по физкультуре

Бровцев Евгений Михайлович

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишкам - шашками. В отличие от шахмат системы шашечной игры развивались внутри национальных традиций. При Петре I появилась такая разновидность игры, как «русские шашки». Бой ведется на стандартней 64-клеточной доске. Используется по 12 фишек. Существуют также английские, немецкие, итальянские, испанские и канадские шашки.

Русские шашки - интеллектуально – спортивная игра, выступает как средство разностороннего воспитания личности ребенка. С помощью игры в шашки педагог учит детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_obucheniyu_igre_v_shashki.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

отделение Дубенское

УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора

по учебно-производственной работе

___________ М.Н.Сутайкина

«   »_________2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ

ИГРЕ В ШАШКИ

Разработал: Бровцев Е.М., преподаватель физического воспитания и ОБЖ

Дубенки, 2019

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишкам - шашками. В отличие от шахмат системы шашечной игры развивались внутри национальных традиций. При Петре I появилась такая разновидность игры, как «русские шашки». Бой ведется на стандартней 64-клеточной доске. Используется по 12 фишек. Существуют также английские, немецкие, итальянские, испанские и канадские шашки.

Русские шашки - интеллектуально – спортивная игра, выступает как средство разностороннего воспитания личности ребенка. С помощью игры в шашки педагог учит детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Для детей шашки – это хорошая возможность для развития в ребенке разнообразных качеств, таких как – логическое мышление и памяти дошкольника, интуиции, целеустремленности, умение быстро принимать верные решения и другие важные качества для жизни.

Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию. Когда обдумываешь и рассчитываешь ходы, невольно возникают различные ассоциации, связанные с определенными построениями, маневрами, комбинационными идеями и даже с образами. В игре в шашки ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. В игре в шашки проявляется желание обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучаться и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных детей умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.

При достаточно простых правилах шашки требуют от игрока усидчивости, тренируют ум и развивают мышление.

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным играм, за которыми дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что компьютерные игры способны стать альтернативой живой игре. Между тем машина не заменит непосредственного, живого общения с ребенком. Дух партнерства, товарищества, соперничества во время настольных интеллектуальных игр сложно переоценить. С их помощью родители могут судить о внимании, сосредоточенности, усидчивости ребенка, его умении мыслить тактически и стратегически, а также выяснить, как развита его волевая и нравственная сфера.

ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Знакомство и обучение игре в шашки происходит поэтапно.

  • Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму), доску, выделяя белые и черные поля, материал, поверхность. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).
  • Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре.  Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.

Расстановка шашек на игровом поле

  • Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребенку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.

Ходы по диагонали на свободное соседнее черное поле

  • Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное поле. Количество шашек лучше сократить с 12 (24) до 4 (8). Это даст ребенку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и утомления, отрабатывать важные элементы игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.
  • Объясните ребенку смысл игры уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.

Проведение тренировочной игры

  • Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников «встретятся» и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.

Шашечные «герои»

  • В любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые, достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку. Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета, например, в белые — синий, а в красные — желтый. Так ребенку легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально. Позже дети, накопив опыт игры, часто отказываются от цветного обозначения дамок.

Игра

  • Начинается сама игра. Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Педагог или наставник демонстрирует действия по проведению жеребьёвки, (спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках).

Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.

Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...

Методические рекомендации по обучению игре в шашки

Методические рекомендации по обучению игры в шашки Подготовил: Сухарева И.А., педагог дополнительного образования  Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахмат...

методические рекомендации для обучения игры в волейбол

методические рекомендации помогут детям желающим научится играть в волейбол ознакомиться с основными правилами и приемами игры....

Методическая разработка "Методические рекомендации по обучению элементарной компьютерной грамотности учащихся с легкой умственной отсталостью."

Основные принципы, реализуемые в преподавании элементарной компьютерной грамотности.Дидактические принципы обучения элементарной компьютерной грамотности....

Методические рекомендации по обучению игре в футбол

Общепринятым считается, что в детско-юношеском футболе многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность : - начальная спортивная подготовка...

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении...

Методические рекомендации по обучению игре на свирели для учащихся с ОВЗ

Основная цель работы по приобщению детей к музицированию – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Создание специальной методики обучения игре на свирели для учащихся с ОВЗ п...