Методическая разработка "Методические рекомендации по обучению элементарной компьютерной грамотности учащихся с легкой умственной отсталостью."
методическая разработка

Форостенко Елена Николаевна

Основные принципы, реализуемые в преподавании элементарной компьютерной грамотности.Дидактические принципы обучения элементарной компьютерной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации программы по обучению элементарной компьютерной грамотности учащихся с легкой умственной отсталостью.

Курс «Элементарная компьютерная грамотность» имеет практическую направленность, призван обобщать  и углублять ранее сформированные знания и умения у учащихся с легкой умственной отсталостью. Предмет «Элементарная компьютерная грамотность» в школах для детей с нарушениями интеллекта рассматривается в общей системе школьного обучения детей и имеет единую цель, в достижение которой каждый другой учебный предмет вносит свою лепту. Методологической основой курса являются известные положения, разработанные Л.С. Выготским, о значении социального воспитания, об «обходных путях» в обучении и развитии проблемных детей, о компенсации через развитие; положения философии, общей и специальной психологии и педагогики о роли деятельности и общения в развитии личности; концепция коммуникативной системы обучения. Приоритетом является внутренний потенциал развития ребенка.

Основные принципы, реализуемые в преподавании элементарной компьютерной грамотности следующие:

  • принцип коррекционной направленности. Включение на занятиях приёмов коррекции мышления, внимания, мотивирующей деятельности.
  • направленность на развитие учащихся. Обеспечение в процессе обучения всестороннего развития личности, расширение кругозора, обогащение словаря, овладение конкретным материалом, изложенном в темах по данному курсу и др. Развитие обеспечивается постепенным переходом от репродуктивной деятельности к продуктивной. Этап усвоения знаний и умений организованный учителем должен переходить к этапу самостоятельной деятельности.
  • принцип практической направленности - способствует прочности усвоения приобретаемых учащимися  с легкой умственной отсталостью знаний и умений  и предполагает использование в процессе обучения информации, которая содержит сведения  о реальной социальной среде, применение этих знаний к решению конкретных практических задач.
  • принцип опоры на активную деятельность учащихся. Организация педагогом разнообразной, регулируемой и направляемой педагогом деятельности  учащегося, которая интересна и понятна ему.
  • реализация межпредметных связей: курс элементарной компьютерной грамотности позволяет закрепить и углубить знания, полученные  по другим предметам. Это написание рефератов по различным дисциплинам, использование своих знаний по предметам для выполнения заданий по курсу, поиск информации, используя ИКТ.
  • принцип дифференциации предполагает адекватно подобранные для каждого ученика условий обучения, формы и метода обучения с учетом его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, особенности мышления, памяти, уровень речевого развития, работоспособность, учебные возможности) Дифференциация осуществляется в следующих направлениях: по основному содержанию обучения, по  сложности видов работы, по самостоятельности выполнения задания, по времени выполнения задания.
  • воспитывающий характер обучения. Реализация данного принципа в процессе обучения элементарной компьютерной грамотности предполагает воспитание у учащихся с легкой степенью умственной отсталости нравственных качеств личности:  дисциплинированности, упорства, трудолюбия и др.
  • преемственность каждого этапа обучения и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали (внутри одного класса) с пошаговым освоением содержания курса.

        Названные принципы реализуются одновременно с общедидактическими и коррекционно-развивающими принципами, без которых невозможны обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.

Дидактические принципы обучения элементарной компьютерной грамотности:

  1. Образовательный процесс соответствует закономерностям учения.
  2. Обучение осуществляется в единстве образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей функций обучения.
  3. Обучение основывается на  мотивации положительного   отношения обучающихся  к процессу овладения определенными компетентностями.  
  4. В обучении используется дифференцированный и индивидуальный подход. Ориентировка на зону ближайшего развития учащегося
  5. Используется принцип доступности и нарастающей трудности, от легкого к сложному, логические приемы переработки учебной информации: конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам, а также дозированность учебной нагрузки, алгоритмизация учебной деятельности др.).
  6. Обеспечивается принцип наглядности.
  7. Принцип самостоятельности обучающихся при контроле педагога.
  8. Системность и последовательность в обучении.  Задания основываются на знаниях, полученных ранее. Пример: «Поздравительная открытка» (набор текста, рисунок, вставка готового изображения, рамки и цвет).
  9. Культурологический принцип. Задания строятся так, что во время выполнения ребенок получает дополнительную информацию о городе, странах, памятниках.

Задачи:

  • Освоение знаний, представляющих основу представлений об информации, информационных процессах.
  • Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации.
  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни при  выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий.  

        Теоретическая часть курса строится на раскрытии условий перехода  от информационных процессов к информационным технологиям.

        Практическая часть курса направлена на освоение школьниками  навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности,  социализации учащихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирование межпредметных и общепредметных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий значимых для школьника задач.

        Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируются вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» средств. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде.

        Изучение курса  элементарной компьютерной грамотности строится  «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых тем, в следующих параллелях изучение тех же тем, но на качественно новой основе, более подробное с включением некоторых новых понятий, относящихся к данной теме.

        Основными содержательными направлениями курса являются:

  1. Теоретическое направление: информация и информационные процессы.
  2. Средства ИКТ и их применение.

При раскрытии содержания «Информация и информационные процессы» учащиеся изучают и углубляют свои знания в области фундаментальных понятий информатики.

При изучении курса элементарной компьютерной грамотности  предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, а также практикума – практических работ, ориентированных на получение на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащегося. При выполнения работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов.

В процессе обучения используются  методы передачи и восприятия учебной информации посредством органов чувств (словесные, наглядные и практические методы обучения).

         Основными методами обучения  являются:

  • Беседа: используется для сообщения, закрепления, проверки знаний учащихся.
  • Просмотр презентаций, видеофильмов: используется для сообщения и закрепления нового материала.
  • Использование компьютерных программ, тренажеров, игр. Эти методы  используется для отработки практических навыков владения компьютерной техникой.
  • Тестирование используется для проверки знаний учащихся.
  • Практическая деятельность на компьютере по устной или письменной инструкции.

Основная  форма обучения элементарной компьютерной грамотности – урок. По цели организации уроки, обусловленные  характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся: уроки подразделяются на уроки изучения нового материала, уроки формирования знаний и умений, уроки совершенствования знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний и умений, комбинированные уроки, уроки контроля и проверки знаний и умений.

Основными формами взаимодействия с учащимися на уроках является  фронтальная работа с классом; индивидуальная дифференцированная работа с отдельными учащимися

В условиях фронтальной работы трудно организовать индивидуальный подход. Поэтому на уроках периодически проводится поочередная работа учителя с отдельными учениками.

Средства обучения -  рабочие места, оборудованные компьютерами, а также устройствами, подключаемыми к ним (принтер, сканер, цифровой фотоаппарат и др.),  специально созданные наглядные пособия (инструкционные карты, рисунки и др.). Специально разработанная система заданий предусматривает  их выполнение в определенной логической последовательности, что обеспечивает постепенный переход от заданий репродуктивного характера к заданиям продуктивного характера.

На сегодняшний день учебников и учебных пособий по обучению элементарной компьютерной грамотности детей с отклонением интеллекта  нет, поэтому для обучения используются  выборочно издания для обучения начального  пропедевтического курса 5 класс, информатики начальной школы, обучающий электронный курс ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», аудио-видео материалы, тренажеры, упражнения.

В результате обучения  учащиеся должны

Знать\понимать

основные источники информации;

  • Назначение основных устройств компьютера;
  • Правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Решение учебных и практических задач с применением возможностей компьютера.
  • Поиск информации с использованием простейших запросов.
  • Изменение и создание простейших объектов на компьютере.

Мы выделили два уровня изучения курса «Элементарная компьютерная грамотность»

Первый уровень, пропедевтический, на нем учащиеся отрабатывают навыки владения мышкой, знакомятся с основными понятиями и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования игровых программ, компьютерных тренажеров. Основная часть курса - это практическая работа. Этот уровень необязательный в учебном плане. Он ведется как факультативный курс.

Второй уровень – базовый. На изучения этого курса отводится 35 часов в год, рассчитан на учащихся 10-11 классов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам в работе с учащимися с легкой умственной отсталостью

Данные рекомендации составлены в помощь олигофренопедагогам....

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 ж класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 7д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Тип программы: программа специального (коррекционного)   образовательного учреждения VIII вида.Статус программы: рабочая программа  учебного курса.Назначение программы:- для обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...