Определение уровня развития координационных способностей у младших школьников
учебно-методический материал по физкультуре

Губарев Николай Викторович

Спортивно-двигательные тесты для определения уровня развития координационных способностей у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivno-dvig_testy.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №11, г. Тамбов

Учитель физической культуры: Губарев Николай Викторович

Спортивно-двигательные тесты

для определения уровня развития координационных способностей у младших школьников

Для оценки способности к ритму

  1. Бег по обручам с ведением мяча.

Оборудование: 11 гимнастических обручей диаметром 80 см, измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.

Описание теста: вначале испытуемый преодолевает с максимальной скоростью с высокого старта 30 м. Затем, после перерыва, в несколько минут пробегает дистанцию 30 м по обручам, установленным, как показано на рис. 1. В третьей пробе спортсмен ведет мяч ногами до первого ряда обручей, посылает мяч сбоку от них, а сам выполняет бег, каждый раз ставя стопу в очередной обруч. После этого он снова переходит к ведению мяча и далее поступает в соответствии со схемой, описанной выше. Тест заканчивается при пересечении испытуемым, ведущим мяч, линии финиша.

Результат:

1) время бега по обручам без ведения мяча (с);

2) время бега по обручам с ведением мяча (с);

3) разница во времени бега по обручам без ведения мяча и гладкого бега на 30 м (с);

4) разница во времени бега по обручам с ведением мяча и без ведения мяча (с).

Точность измерения теста - до 0,01 с.

2.Подтягивание мяча стопой.

Оборудование: футбольный мяч, секундомер.

Описание теста: испытуемый стоит в исходном положении, как показано на рис. 2а (обе стопы на полу). По сигналу следует как можно быстрее вести мяч подошвой назад (2б). После каждого контакта с мячом стопа должна коснуться пола, и так 10 раз. После последнего, десятого, контакта стопы с мячом испытуемый должен как можно быстрее коснуться пола стопой (2в), после этого секундомер выключается.

Результат: учитывается лучший результат из двух попыток с точностью до 0,01 с.

Замечание: каждый испытуемый выполняет две попытки для левой и правой ноги. Во время пробы испытуемый должен двигаться спиной назад. 

Для оценки способности к равновесию

1. Стояние на одной ноге с удержанием мяча на стопе другой.

Оборудование: футбольный мяч, секундомер.

Описание теста: испытуемый, стоя на одной ноге, руки на бедрах, вторая нога вытянута вперед. Ему требуется, как можно дольше удержать мяч на поднятой стопе (рис. 3). В тот момент, когда испытуемый снимет руки с бедер, сделает движение ногой, стоящей на полу, в случае падения мяча со стопы, тест прекращается.

Результат - лучшее время удержания мяча на стопе из двух повторений с точностью до 0,01 с.

Замечания: каждый испытуемый выполняет по две пробы для левой и правой ноги.

В случае удержания мяча на стопе 2 мин тест прекращается и испытуемому записывается максимальный результат - 120 с.

2. Повороты на гимнастической скамье.

Оборудование: гимнастическая скамья, секундомер.

Описание теста: стоя в позиции "стопы одна перед другой" на узкой стороне (10 см) гимнастической скамьи, испытуемый должен в течение 20 с выполнять как можно больше поворотов на 360° по очереди - один раз влево, другой раз - вправо, не теряя равновесия (рис. 4).

Результат: число выполненных поворотов за 20 с (с точностью до 0,5 оборота). Учитывается лучший результат из двух повторений.

Замечание: поворот считается выполненным, когда испытуемый вернется в исходное положение. В случае утраты равновесия (падение со скамьи, касание пола), следует как можно быстрее принять предыдущее положение и продолжить тест.

Для оценки способности к дифференцированию параметров движений

1. Удар мячом в цель.

Оборудование: гимнастический мат, гимнастический обруч диаметром 80 см, набивной мяч 2 кг, футбольный мяч, измерительная лента, мел.

Описание теста: в определенном месте укладывается мат, в середине которого размещается гимнастический обруч, а в середине обруча - набивной мяч. На расстоянии 10 м от передней стороны мата определяется линия, из-за которой испытуемый выполняет удары мячом в цель с воздуха, сам себе подбрасывая мяч, удерживаемый в руках (рис. 5). Удары он выполняет любой частью стопы по десять раз на смену ведущей (чаще правой) и неведущей ногой. При попадании в мат он получает одно очко, за попадание в обруч - два, за попадание мячом в поле между обручем и набивным мячом - три очка, а за попадание в набивной мяч - четыре.

Результат: сумма очков, набранных из десяти ударов, выполненных отдельно правой и отдельно левой ногой, а также общая сумма очков.

Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий

1. Бег с обеганием стоек.

Оборудование: измерительная лента, мел, 3 стойки, футбольный мяч, секундомер.

Описание теста: на расстоянии 10 м по прямой линии устанавливаются три стойки, из которых первая - на расстоянии 2,5 м от линии старта, а две очередные стойки на таком же расстоянии друг от друга (рис. 6). По сигналу испытуемый преодолевает расстояние 10 м, последовательно обегая вокруг трех стоек с правой стороны, затем после перерыва 3 - 4 мин - с левой. Затем он выполняет две данные пробы с одновременным ведением мяча. При обегании стоек с левой стороны мяч следует вести левой ногой, а при обегании с правой стороны - правой.

Результат:

1) время бега при обегании стоек с левой стороны без мяча (с);

2) то же, но при обегании стоек с правой стороны (с);

3) время бега с обеганием стоек с левой стороны, с ведением мяча (с),

 4) то же, что и "3", но с обеганием стоек с правой стороны с ведением мяча (с);

5) разница между временем бега с обеганием стоек и ведением мяча и бега без ведения мяча с левой стороны (с);

6) разница между временем бега с обеганием стоек и ведением мяча и бега без ведения мяча с правой стороны (с).

Измерения - с точностью до 0,01 с.

Для оценки способности к согласованию

1. Слалом с ведением двух мячей.

Оборудование: 3 стойки, измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.

Описание теста: на расстоянии 10 м по прямой линии устанавливается три стойки, из которых первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, остальные две на таком же расстоянии одна от другой. По сигналу испытуемый преодолевает данную дистанцию, пробегая слаломом между стойками. Затем выполняет то же, но с ведением одного мяча. В последней попытке он делает то же самое, но с одновременным ведением двух мячей ногами.

Результат:

1) время бега слаломом между стойками с ведением двух мячей (сек);

2) разница между временем бега с ведением двух мячей и временем бега с ведением одного мяча (сек).

Точность измерения до 0,01 сек.

Замечание. Между отдельными пробами делается перерыв в несколько минут.

Для оценки способности к реагированию

1. Остановка катящегося мяча ногой.

Оборудование: две гимнастические скамьи длиной 3 м каждая, гимнастическая лестница, футбольный мяч, измерительная лента, мел.

Описание теста: две гимнастические скамьи прикреплены одной стороной к гимнастической лестнице на высоте 1 м от пола на расстоянии 5 см одна от другой. В проеме между их верхними краями в самом начале устанавливается футбольный мяч, удерживаемый экспериментатором. По сигналу второго, проводящего тест, экспериментатор снимает ладонь с удерживаемого мяча, которой начинает скатываться вниз (рис. 8). Испытуемый, стоящий спиной к направлению скатывания мяча на расстоянии 4 м от конца гимнастических скамеек (на полу), по сигналу поворачивается и бежит к мячу, стараясь как можно быстрее коснуться его любой ногой (стопой).

Результат: с точностью до 5 см учитывается среднее расстояние, на которое скатится мяч с верхних концов скамеек (из 3 попыток).

Замечание: испытуемый не должен останавливать мяч ногой, достаточно его коснуться. К мячу следует подбегать сбоку от скамеек с удобной стороны.

Для оценки способности к пространственной ориентации

1. Бег к "пронумерованным" мячам.

Оборудование: пять набивных мячей, имеющих номера от 1 до 5, весом 2 кг, шестой набивной мяч весом 2 кг, измерительная лента, карточки с номерами от 1 до 5, мел, секундомер.

Описание теста: в полукруге радиусом 3 м располагаются на одинаковом расстоянии в 1,5 м друг от друга пять пронумерованных набивных мячей, но без очередности номеров. Шестой набивной мяч устанавливается на расстоянии 3 м от остальных, как показано на рис. 9. Испытуемый стоит спиной к пяти набивным мячам так, чтобы передняя часть его стопы касалась шестого набивного мяча, лежащего перед ним. По сигналу он касается этого мяча любой стопой, и в этот момент экспериментатор показывает карточку с номером мяча, к которому он после поворота должен бежать и коснуться его стопой. Затем он снова возвращается к шестому набивному мячу, и в момент его касания экспериментатор показывает карточку с очередным номером и т.д. Таким образом выполняется бег ко всем пяти набивным мячам. Тест заканчивается, когда испытуемый коснется шестого набивного мяча любой стопой. Примерно за 10 - 20 мин до этого теста испытуемый преодолевает (как и при выше обозначенном расположении мячей) дистанцию 5 х 3 м, совершая бег по очереди с касанием каждого из пяти набивных мячей, каждой раз возвращаясь к шестому набивному мячу (с его касанием).

Результат:

1. Время бега к пронумерованным набивным мячам (с).

2. Разница между временем бега к пронумерованным набивным мячам и временем челночного бега 5 х 3 м (с).

Точность измерения теста - до 0,01 с.

Замечание. Очередность расположения пронумерованных набивных мячей, а также показываемых номеров на карточках следует менять после каждого испытуемого.

Общие замечания к тестам: перед каждым тестом предоставляется право выполнить 1-2 пробные попытки

Список литературы

Лях В.И. Координационные способности школьников // Теория и практика физической культуры. №1, 2010. - 24 с.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано

Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...

Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано

Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...

Комплекс подвижных игр на развитие координационных способностей у младших школьников

Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. ...

«Сила и контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей»

Карточка по теме «Сила и контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей»Задание для самостоятельной работы1. Во второй колонке таблицы указаны различные в...

Коррекция координационных способностей у младших школьников

Совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе посредством специальных физических упражнений. ...