Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс
рабочая программа по физкультуре

Храпова Екатерина Сергеевна

Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоровьем, а  к моменту  окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10 % выпускников.  На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов и внеурочной деятельности. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Совхозская основная школа

Программа внеурочной деятельности

«Здоровым быть здорово»

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ
И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ

для обучающихся 6–8 классов

(срок реализации 3 года)

Автор-составитель:

Храпова Екатерина Сергеевна,

учитель физической культуры

п. с-за «Сормовский Пролетарий, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого.

В. В. Путин

По определению  Всемирной  организации  здравоохранения,  здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В борьбе за здоровье надо менять не только экологическую обстановку, но и перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому надо с детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, формировать стремление оздоровлять окружающую среду, учить социальному сотрудничеству, психологической уравновешенности. Ребенок должен расти здоровым.

Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоровьем, а  к моменту  окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10 % выпускников. Профессор, академик Российской Академии образования, директор Института возрастной физиологии М. М. Безруких подчеркнула, что «заниматься собственно спортом могут только здоровые дети, а таковых среди учащихся не более 30 %. Остальные 70 % должны быть в подготовительной группе по физкультуре, но они сидят на скамейке во время урока, а не занимаются физкультурой».

Кроме того, сегодня в сфере образования закрепилось представление о здоровье только как о совокупности физических показателей. Что касается психического и социального здоровья, то эти показатели даже не обсуждаются. Между тем сейчас все больше требований общества предъявляются именно к сохранению и развитию социального здоровья, которое формирует позитивную самооценку, уверенность в себе, способность строить продуктивную коммуникацию, также формирует психическое здоровье, которое обеспечивает устойчивость к стрессам, интеллектуальную выносливость, позитивную самооценку. Развитие эмоциональной компетентности школьников напрямую связано с уровнем здоровья и успешностью в учебе. На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов и внеурочной деятельности. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, то в будущем больше шансов жить активно, с пользой для общества и государства.

В разделе «Сохранение и укрепление здоровья школьников» национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указывается, что «…здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решатся и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».

Программа «Здоровым быть здорово» реализуется на классных часах  и предусматривает организацию системной работы по формированию основ культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся класса.

Содержание программы опирается на основные направления  государственной политики, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации в области модернизации российского образования на период до 2020 года, и на следующие документы:

– Закон РФ «Об образовании».

– Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрированный в Минюсте от 02 февраля 2011 года, № 19676.

– Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок».

– «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на  период до 2025 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, № 7513.

Цель программы: формирование основ общей культуры здоровья и здорового образа жизни.

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

2. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

3. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

4. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

5. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

6. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

7. Научить обучающихся делать осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

8. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

9. Обеспечивать приобретение знаний в области гигиены, а также овладение основами теоретических знаний, приемами оценки своего состояния.

10. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.

11. Сформировать  представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.

Программа рассчитана на 3 года, по 10 часов в учебном году (примерно 1 раз в месяц), весь курс – 30 часов, предназначена для учащихся 7–9 классов.

Одно занятие длится 40–45 мин, но возможно сокращение продолжительности занятия до 30 минут.

Программа «Здоровым быть здорово» предполагает возможность варьирования, изменения и самостоятельного отбора содержания обучения за счет списка источников информации, прилагаемого к каждому занятию, в зависимости от уровня осведомленности учащихся. Возможна перестановка тем из одного года обучения в другой.

Межпредметные связи: информатика, биология, литература, физическая культура, ИЗО, музыка, ОБЖ.

Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего.

Психолого-педагогические технологии, методы и приемы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, используемые при реализации программы, разнообразны. Индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы помогут создать представление о здоровье как ценности, мотивацию к ведению здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы «Здоровым быть здорово» (на 3 года) представлено тремя разделами (частями):

Часть 1. Здоровое тело.

Часть 2. Здоровое питание.

Часть 3. Здоровый дух.

Здоровое тело

Здоровое питание

Здоровый дух

– Дневник здоровья.

– Утренняя зарядка и/или спортивная секция?

– Осторожно, зрение!

– Что такое АЭРОСОЛЯРИЙ?

– Мода и здоровье.

– Солнце, воздух и вода  наши лучшие друзья?

– Профилактика инфекционных заболеваний.

– Чем можно заменить физминутку на уроке?

– Оптимальная двигательная активность.

– Закалка и обливание.

– Фитнес, пилатес и аэробика

– Как рассчитать идеальный вес?

– Правила здорового питания.

– Рациональное питание.

– Формула правильного питания.

– Все о диете.

– Вредные продукты.

– Если вы увидели на этикетке в составе продукта вещества под кодом Е

– Культура здоровья.

– Самопознание.

– Распорядок дня.

– Развитие внимания.

– Развитие логики, памяти.

– Как снять страх отвечать у доски или получить «2».

– Как снять эмоциональное напряжение.

– Как снять усталость и  поднять настроение.

– Как снять страх перед ГИА.

– Компьютерная и TV-зависимость.

– Можно ли поставить в один ряд наркоманию, алкоголизм, табакокурение и игроманию?

– Искусство общения.

– Психологические комплексы.

– В поисках своего призвания.

– Плюсы и минусы мобильной связи.

– Быстрочтение

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Форма
занятий

Методы и приемы

1

2

3

4

1 год обучения

1

Занятие 1. Культура здоровья

Беседа

Ассоциативная схема, анализ, обобщение

2

Занятие 2. Дневник здоровья

Лекция

Исследование, анализ, дневник наблюдения, тест-анкета

3

Занятие 3. Распорядок дня

Беседа

Анкета, исследование, анализ

4

Занятие 4. Утренняя зарядка и/или спортивная секция?

Диспут

Исследование, анализ, вывод

5

Занятие 5. Как рассчитать идеальный вес?

Лекция

Исследование, тест, рисунок

6

Занятие 6. Здоровое питание

Лекция

Рисунок

7

Занятие 7. Развитие внимания

Лекция

Работа с источниками, презентация

8

Занятие 8. Осторожно, зрение!

Беседа

Дневник наблюдения, построение диаграммы

9

Занятие 9 Можно ли поставить в один ряд наркоманию, алкоголизм, табакокурение и игроманию?

Круглый стол, встреча с врачом

Работа с источниками, памятка

10

Занятие 10. Мои первые шаги в освоении ЗОЖ. Рефлексия

Викторина

Презентация или видеоролик

2 год обучения

1

Занятие 1. Самопознание

Беседа

анкета

2

Занятие 2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?

Работа с источниками, кроссворд

3

Занятие 3. Развиваем логику

Диспут

Выступление, обобщение

4

Занятие 4. Психологические комплексы

Лекция

Опросник, сочинение, вывод

5

Занятие 5. Вредные продукты

Беседа

Работа с источниками, анализ, рисунок

6

Занятие 6. Плюсы и минусы мобильной связи

Диспут

Работа с источниками, исследование

1

2

3

4

7

Занятие 7. Рациональное питание

Беседа

Составление меню, анализ

8

Занятие 8. Как снять страх отвечать у доски или получить «2»

Беседа

Работа с источниками, анализ, составление таблицы, рисунок

9

Занятие 9. Профилактика инфекционных заболеваний

Беседа

Работа с источниками, анализ, составление таблицы, массаж

10

Занятие 10. На середине пути. Рефлексия

Круглый стол

Презентация или видеоролик

3 год обучения

1

Занятие 1. Выбор пути

Беседа

Онлайн-тестирование, работа с источниками, памятка, опросник

2

Занятие 2. Быстрочтение

Лекция

Работа с источниками, памятка

3

Занятие 3. Фитнес, пилатес и аэробика

Лекция

Аналитическая справка

4

Занятие 4. Искусство общения

Диспут

Презентация

5

Занятие 5. Все о диете

Диспут

Исследование, анализ, плакат, таблица или схема

6

Занятие 6. Добавки под кодом Е

Беседа

Работа с источниками, памятка

7

Занятие 7. Как снять эмоциональное напряжение и усталость и поднять настроение

Беседа

Рисунок или коллаж

8

Занятие 8. Мода и здоровье

Диспут

Работа с источниками, памятка

9

Занятие 9. Как преодолеть страх перед ГИА

Лекция

Работа с источниками, составление плана, тест, рекомендации

10

Занятие 10. Что я помню за три года изучения темы «Здоровым быть здорово». Рефлексия

Круглый стол

Ассоциативная схема

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

– элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

– личный опыт здоровьеразвивающей деятельности;

– представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

– знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей.

Метапредметные результаты:

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

– включение в творческую деятельность под руководством учителя;

 адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

– владение диалогической формой общения;

– формулирование собственного мнения и позиции;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

– осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

– социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В результате реализации программы:

учащиеся будут знать:

– общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур;

– правила правильного и рационального питания;

– как определить вредные продукты;

– результат влияния вредных привычек;

– систему физических упражнений и упражнений для глаз;

– систему упражнений для развития внимания, памяти, логики;

– систему упражнений для снятия усталости и поднятия настроения.

учащиеся будут уметь:

– составлять распорядок дня;

– проводить самопознание;

– исследовать состояние организма и собственные возможности;

– правильно питаться;

– преодолевать утомление и поднимать настроение;

– преодолевать страх отвечать у доски, получить «2» и сдать ГИА.

Форма контроля может проходить в форме составления ассоциативных схем, заполнения таблиц, анкет, кроссвордов и других методов и приемов.

Диагностика эффективности данной программы осуществляется на основании результатов:

– наблюдений педагога за внешним видом и поведением учащихся,  соблюдением ими правил личной гигиены;

– тестирования, опросов;

– бесед с родителями;

– медицинского осмотра школьников.

ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для педагога

1. Бабенкова, Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье [Текст] / Е. А. Бабенкова. – М. : Вентана-Граф, 2004.

2. Безруких,  М.  М.  Формула  правильного  питания [Текст] : Рабочая тетрадь для школьников / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. – М. : ОЛМА-Медиа-Групп, 2012. – 80 с. : ил.

3. Безруких, М. М. Разговор о правильном питании [Текст] : методическое пособие / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. – М. : ОЛМА-Медиа-Групп, 2009.

4. Богачева, Т. Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности [Текст] / Т. Ю. Богачева, Н. Ю. Синягина // Воспитание школьников. – 2009. – № 8.

5. Диагностический  инструментарий  к  практикуму «Самопознание» [Текст] : дидактический материал  / сост. Е. В. Екимова, Е. А. Кулькова. – Красноуфимск : ИОЦ, 2005. – 36 с.

6. Минуты здоровья [Текст] / под ред. В. М. Кузнецовой. – Мурманск, 2000.

7. Наш выбор – здоровье [Текст] : досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград : Учитель, 2009.

8. Орехова, В. А. Педагогика в вопросах  и  ответах [Текст] :  учебное пособие / В. А. Орехова. – М. : Кнорус, 2006.

9. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. – М. : АПК и ПРО, 2002.

Интернет-ресурсы

Митина, Н. А. Формирование мотивированного отношения к сохранению и укреплению здоровья [Электронный ресурс] / Н. А. Митина, А. Б. Федосов // Бюллетень. – 2008. – № 6. –  Режим доступа : http://periodika.websib.ru/node/28017

Соколова, О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии   [Электронный ресурс] / О. А. Соколова. – Режим доступа : http://www.shkolnymir.info/content/view/258/57

Стольникова, С. И. Функции глаза и гигиена зрения. 8 класс [Электронный ресурс] / С. И. Стольникова // Биология. Всё для учителя! – 2011. – № 1. – Режим доступа : http://periodika.websib.ru/node/30233

http://epifanceva.ucoz.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/1-1-0-4 – Здоровьесберегающие технологии.

http://www.uchmet.ru/library/material/147791  – УчМет. Я здоровье берегу – сам себе я помогу!

http://www.manover35.ru/form_m1.php-on-line – Анкета о состоянии здоровья.

http://www.grandex.ru/forall/grandex.rar – Медицинский центр.

http://www.adolesmed.ru/adolescent-health/teenmedicine/teensomatichealth.html – Портал о подростковом здоровье.

http://www.mircitaty.com/o_zdorowje.html – Цитаты о здоровье.

http://fruitonews.ru – Статьи и новости о ЗОЖ.

http://appetissimo.ru – Все о вкусной еде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

рабочая программа внеурочной деятельности "Быть гражданином:мои права, мои обязанности"

В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» (далее — программа), направленная на создание благоприятных ус...