Организация внеурочной спортивной деятельности школьников
статья по физкультуре
В работе описан опыт организации системы внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня двигательной активности и развитие физических качеств школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лобачев Владимир Валентинович
учитель физической культуры высшей категории
МБОУ ТЛ №176 Карасукского района
Новосибирская область
Я работаю учителем физической культуры в техническом лицее №176 Карасукского района. В школе с углубленным изучением физики и математики физическое воспитание является необходимым условием для гармоничного развития детей. Мы сегодня часто видим у детей сочетание развитой умственной деятельности с неразвитым здоровьем и физическим состоянием. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок. Это порождает гиподинамию, застойные явления в организме, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием этого противоречия являются различные заболевания, физическая слабость, нравственная апатия, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни. Физическое воспитание способствует преодолению этого противоречия. Глубоко убеждён, что физкультура и спорт являются мощным оздоровительным фактором, средством повышения физических возможностей человека, стимулом для отказа от вредных привычек и пристрастий.
В нашей школе сложилась определённая система работы, направленная на укрепление здоровья детей, выработку мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, самореализацию личности. Большую роль в этом процессе играет внеурочная деятельность. Именно она является наиболее эффективной и результативной, так как осуществляется на добровольных началах и позволяет использовать различные формы спортивной деятельности такие как: спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, ученическую исследовательскую деятельность; кружковую и секционную работу, выездные спортивные сборы, летний оздоровительный пришкольный лагерь, городские, районные и другие соревнования.
В рамках регионального проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни» в лицее разработан ряд спортивно - массовых мероприятий, организатором которых являюсь и я. В течение учебного года проводится внутришкольная спартакиада по 6 видам спорта, победители которой участвуют в районной спартакиаде в составе команды лицея. Результат – традиционное первое место в общекомандном зачете спартакиады образовательных учреждений Карасукского района.
Самым массовым спортивным мероприятием в лицее является «День здоровья». Мы проводим его на территории загородного лагеря «Лесная поляна». В мероприятии принимают участие около 600 учащихся лицея второй и третьей ступени обучения. Я и мои коллеги организуем для ребят 2-х дневные соревнования по игровым видам спорта, различные эстафеты, турниры. Традиционными стали «Весёлые старты» в каникулярную школу, соревнования по волейболу на кубок директора школы, в нём активное участие принимают не только учащиеся лицея, но и преподавательский состав.
Для профилактики вредных привычек и формирования ЗОЖ я организую исследовательскую работу с учащимися. На конференцию были представлены работы старшеклассников о вреде курения и здоровом рациональном питании как средстве повышения работоспособности спортсмена.
Основной формой моей внеурочной работы в школе являются секционные занятия по волейболу. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Проявляются положительные эмоции, развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Веду занятия в трёх группах. Младшая группа мальчики 3-5 классов, средняя – 6-7, старшая 8-10 классов. Наполняемость групп 15 человек.
В процессе тренировки выделяю следующие виды подготовки: теоретическую, психологическую, физическую, техническую и тактическую. Чем младше обучающиеся, тем больше в тренировках удельный вес общей физической подготовки. Чем старше обучающиеся, тем больше включаю в тренировку средств специальной физической подготовки, связанных с достижением высоких результатов в избранном виде спорта.
Не прекращается внеурочная спортивная работа и в летний период. В пришкольном лагере формируется спортивная группа, с которой весь сезон провожу 2-х разовые тренировки.
Традиционными являются предсезонные спортивные сборы волейболистов. Последние 2 года сборы проводятся в загородном лагере «Лесная поляна» Карасукского района, а ранее в железнодорожном лагере имени Заслонова в городе Новосибирске. Дети проходят учебно-производственную практику на детской железной дороге, получают полноценный отдых в одном из лучших лагерей России, посещают «Зоопарк», музеи и кинотеатры города, а главное, продолжают тренировочный процесс, который я организую, используя все средства материально-технической базы лагеря.
Систематически привлекаю ребят к соревнованиям различного уровня. В соревновательном процессе у каждого есть возможность оценить себя и свою команду с командой соперников. Любые соревнования по своей эффективности заменяют многодневные многочасовые тренировки. Они повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Соревнования не только проверка навыков, но и важнейший стимул к дальнейшим занятиям. Волейболисты ТЛ №176 участвуют и побеждают в городских районных и зональных турнирах.
Как и у любого учителя в процессе организации внеурочной деятельности возникают проблемы. У меня их две: небольшой спортивный зал школы, полностью загруженный урочной деятельностью и 2-сменные учебные занятия, детей трудно собрать вместе. Поэтому для тренировок использую все дни недели, включая выходные и каникулярное время.
Вижу результаты своей секционной работы:
- учащиеся ТЛ достойно защищают честь школы и Карасукского района в спортивных соревнованиях;
- мои воспитанники играют в составе взрослой сборной команды Карасукского района по волейболу;
- выступают за учебные заведения, в которых продолжают обучение после окончания школы;
- играют за команды предприятий и организаций, в которых работают.
Именно внеурочная спортивная работа приобщает к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повышает физические возможности человека и способствует самореализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Организация учебно-познавательной деятельности школьников при изучении информатики в младших классах
Курсовой проект по методике преподавания информатики на примере курса 3 класса...
Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников
Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников...
Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся младших классов в условиях введения ФГОС
Данной методической разработке отражено спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности учащихся начальных классов, как компонент ФГОС....
ПМ02 «Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения»
Аннотация рабочей программыпрофессионального модуля «_Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения»для специальности ___49.02.01...
ПМ.02. ПК 2.1. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения
ПМ.02. ПК 2.1. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения...
ПМ.02. ПК 2.1. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения
ПМ.02. ПК 2.1. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения...