Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС.
статья по физкультуре

Иващенко Вячеслав Васильевич

Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании  УУД в условиях введения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

29 марта 2019 года

Выступление на РМО учителей физической культуры учителя МКОУ Петропавловской СОШ Иващенко Вячеслава Васильевича

Слайд № 1

Тема выступления: «Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС».

 Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и сфере физической культуры.

Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.

В настоящее время в обществе стоит проблема, дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, идет снижение интереса к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни.

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является проектная деятельность. Это позволяет решать сразу

несколько задач:

- развитие личностных компетенций учащихся;

- интегрированность процесса обучения;

- экономия времени на самом уроке.

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучения на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможна на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут на уроке до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися.

В задачи управления работой учеников на уроке входит обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего времени урока, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной.

Слайд № 2

Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Слайд № 3

Преимущества  индивидуальных проектов:        

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Слайд № 4

Преимущества групповых проектов:

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

 Метод  проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Выделяют 4 основные категории проектов:  информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект инсценировки. Проекты на уроках физической культуры – это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение проектных технологий делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательной направленности, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

 Я считаю, что у учителей физической культуры вариантов использования презентаций  не очень много. Потому что на физкультуре нельзя искусственно притягивать к ИКТ. Цель использования презентаций на уроках – это наглядность в изучении раздела. С использованием презентаций урок стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры (не только физическая, но и умственная, творческая работа учеников и учителя). Есть дети, имеющие ограничения в двигательной активности и в старших классах можно дать задание – подготовить проект. Как правило, дети презентации выполняют на хорошем уровне, ищут материал в интернете, у них повышается интерес у предмету, расширяется кругозор.

Слайд № 5

Предлагаю подробно рассмотреть этапы проектной деятельности:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.        

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (рисунки, постеры, презентации, викторины). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие с помощью учителя в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания ФК. Защита может быть приурочена к «Дню здоровья», «Дню защиты детей» и т.д.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Проектная технология, применяемая в преподавании ФК, формирует у учащихся следующие компетенции:

- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);

- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);

- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).

Формы работы с применением проектной деятельности на уроках физической культуры. 

Методы проектов разнообразны и подбираются в зависимости от возраста. Например, старшие классы легко справляются с презентациями, средние – с викторинами, составлением кроссвордом, младшие – рисунки и комплексы упражнений. Наиболее часто проекты предлагаются освобожденным учащимся, а также детям, которые не являются отличниками и хорошистами по физкультуре. И как раз проектная деятельность помогает поддерживать интерес к данным занятиям.

Слайд № 6, 7, 8, 9-  

Темы для проектов по физической культуре  представлены на слайдах.

Темы предлагаются в зависимости от пола, возраста, личных интересов учащихся.

(пауза на 4 слайда)

 

 Слайд № 10

Обычный вопрос ребенка «Зачем нужна утренняя зарядка?» может стать темой учебно-исследовательского проекта. Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой, и по количеству участников он может быть как индивидуальный, так и групповой.

Пример проекта вы можете увидеть на слайде:

Итак, учебно-исследовательский проект «Зачем нужна утренняя зарядка»: 
Каждое утро мы делаем зарядку, но многие без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит. 
Гипотеза: Мы знаем, что утреннюю зарядку делать полезно, делаем её, но не знаем зачем. 

Актуальность: Утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье. 

Цель работы: Расширение знаний о пользе утренней зарядки. 
Объект исследования: утренняя зарядка.

Предмет исследования: знания о пользе утренней зарядки. 
Методы исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, её формах, сравнение, анализ.

Слайд № 11

Задачи: 

1. Разработать и провести анкету на тему «Зачем нужна утренняя зарядка, ее формы».

2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями.

3. Создать буклет о значении утренней зарядки и распространить его среди учащихся и педагогов школы. 

Продуктом данного проекта может быть не только создание буклета, но и разработка комплекса упражнений утренней зарядки, показательное выступление с этим комплексом упражнений перед учащимися школы, а так же выступление на школьной научно- практической  конференции.

 Слайд № 12

Этапы проекта:         

1.Определение темы, цели и задач проекта.

2.Разработка вопросов анкеты.

3.Изучение информации о пользе утренней зарядки для человека.

4.Проведене анкетирования и обработка данных анкеты.

5.Создание и распространение буклета.

6.Создание фоторепортажа для презентации о том, как проходит утренняя зарядка.

7.Подведение итогов работы.

8.Оформление материалов.

9.Создание презентации для защиты проекта.

Результаты работы над проектом: 

В ходе работы над проектом учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности.

 

Слайд № 13

Проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. В процессе урока формируется понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активной включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опята организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности, а также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, умение отвечать на вопросы, умение самостоятельно изобретать способ действия, умение находить варианты решения проблемы, умение взаимодействовать с любым партнером, умение отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, умение уверенно держать себя во время выступления.

Основной целью проектного метода на занятиях по физической культуре является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития исследовательской деятельности детей.

Учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Они рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности, в стенах школы могут задуматься о будущей профессии и проанализировать свои возможности.

Учитель физической культуры выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.


Таким образом, метод проектов является одним из направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Однако следует учесть,  что применение метода проектов на уроках физической культуры не раскрыто в полном объеме воспитании школьников, не изучены все возможности применения метода проектов на уроках физической культуры.

Список  литературы

Основная

  1. Конституция Российской Федерации (в редакции Указов Президента РФ от 09.01.1996 г. № 20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.201 №679, от 25.07.2003 №841 и Федеральных конституционных законов от 25.03 2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФЗК, от 12.07. 2006 № 2ФЗК, от 30.12.2006 № 6- ФЗК, от 21.07.2007 № 5- ФЗК).
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 мая 2012 г. № 413.

5. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.

Дополнительная.

1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. Пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-224с.

2. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе. Автореферат десертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ярославль, 2003.

3. Селуянов В.Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий // Теория и практика физической культуры, 2003.- № 5. - С. 9-12

4. Лайшев Р.А. Методология проектирования системы спортивно-образовательных центров // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Гомель: ГГУ, 2003. - С. 82-83.

Интернет ресурсы:

http://fizkultura-na5.ru/ http://festival.1september.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС Презентация учителя физической культуры МКОУ Петропавловской СОШ Иващенко Вячеслава Васильевича 29 марта 2019 г.

Слайд 2

Виды проектов: Индивидуальные Групповые

Слайд 3

Преимущества индивидуальных проектов : - план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; - у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; - учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; - формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Слайд 4

Преимущества групповых проектов : -в проектной группе формируются навыки сотрудничества; - проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; - на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся активно включается в работу на определенном этапе; - в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения.

Слайд 5

Этапы проектной деятельности: 1.Подготовительный. 2.Организационный. 3.Выполнение проекта. 4.Презентация проекта. 5.Подведение итогов проектной работы.

Слайд 6

Темы проектов Актуальная зарядка — настоящая загадка! Виды спорта. Во славу скакалки. Восстановление школьной спортивной площадки. Где и как растут чемпионы. Движение, ты — жизнь! Допинг в спорте: всегда ли все средства хороши? Зимние виды спорта. Значение самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

Слайд 7

Темы проектов Информационные технологии в спорте. Как самостоятельно построить спортивную площадку. Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга». Мир спорта моими глазами. Мне нужны занятия физкультурой?! Мой дневник достижений. Мой любимый вид спорта. Мой спортивный кумир. Петропавловка – спортивное село. Моя жизнь в спорте.

Слайд 8

Темы проектов Семейное физическое воспитание как народная традиция. Семейные традиции: папа, мама, я — спортивная семья. Сила есть — ума не надо? Или спорт учебе не помеха. Спортивные семейные традиции. Спортивные суеверия. Спортивные традиции в семье как фактор физического воспитания личности. Спортивный досуг. Стадион будущего.

Слайд 9

Темы проектов Моя спортивная семья. Мяч: от игры до спорта. О, спорт, ты — мир! От крепости физической к крепости духовной. От чего зависит частота пульса? Познай себя! Практико-ориентированный проект: "Музыкальная разминка". Практичность и экологичность спортивного инвентаря и одежды. Сам себе тренер. Сделай шаг навстречу спорту. Секреты красоты. Секреты школьного успеха.

Слайд 10

Гипотеза: Мы знаем, что утреннюю зарядку делать полезно, делаем её, но не знаем зачем. Актуальность: Утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье. Цель работы: Расширение знаний о пользе утренней зарядки. Объект исследования: утренняя зарядка. Предмет исследования: знания о пользе утренней зарядки. Методы исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, её формах, сравнение, анализ. Учебно-исследовательский проект «Зачем нужна утренняя зарядка»

Слайд 11

Задачи: 1. Разработать анкету и провести анкетирование на тему: «Зачем нужна утренняя зарядка, ее формы». 2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями. 3. Создать буклет о значении утренней зарядки и распространить его среди учащихся и педагогов школы.

Слайд 12

Этапы проекта 1.Определение темы, цели и задач проекта. 2.Разработка вопросов анкеты. 3.Изучение информации о пользе утренней зарядки для человека. 4.Проведене анкетирования и обработка данных анкеты. 5.Создание и распространение буклета. 6.Создание фоторепортажа для презентации о том, как проходит утренняя зарядка. 7.Подведение итогов работы. 8.Оформление материалов. 9.Создание презентации для защиты проекта.

Слайд 13

Проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают достижение личностных, метапредметных (УУД) и предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Статья:"Проектная деятельность на уроках физической культуры."

Проекты на уроках физкультуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т....

«Проектная деятельность на уроках физической культуры»

   Новые требования современное образование предъявляет и к самому педагогу – это разработка и реализация собственных проектов, руководство проектной деятельностью учащихся....

«Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС».

Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в ра...

«Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС»

Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различны...

«Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС»

laquo;Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС»...