Обучение навыкам здорового и безопасного образа жизни посредством внеурочной деятельности обучающихся
календарно-тематическое планирование по физкультуре (6 класс)

Зайкова Елена Владимировна

В докладе содержится материал, раскрывающий отдельные аспекты обучения по программе здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_doklada.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Зайкова,

учитель физической культуры

МБОУ «Подюжская СШ им.В.А.Абрамова»

п.Подюга

Тезисы доклада по теме:

«Обучение навыкам здорового и безопасного образа жизни

посредством внеурочной деятельности обучающихся»

  1. Актуальность организации внеурочной деятельности обучающихся в целях обучения навыкам здорового и безопасного образа жизни.

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Ему кажется, что он здоров, всегда будет таким и не стоит об этом беспокоиться. 
Между тем, здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. 

Каждый человек с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, учиться не вредить своему здоровью. Плохое здоровье и болезни служат причиной слабой успеваемости и работоспособности, а также плохого настроения. Формирование навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения — одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями в контексте ФГОС основного общего образования.

Здоровый образ жизни включает:
♦ выполнение элементарных гигиенических правил, формирование здоровых привычек, воздержание от курения и употребления алкоголя и наркотиков;
♦ регулярное выполнение физических упражнений;

♦ рациональное питание;
♦ профилактику детского травматизма;
♦ предупреждение отрицательного воздействия стресса;
♦ принятие положительных решений, полезных для здоровья;
♦ информированность о состоянии здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, и именно в школе должны решаться задачи формирования у детей ответственного отношения к своему здоровью. 


    2. Организация внеурочной деятельности по обучению навыкам сохранения

       здоровья посредством годового факультативного курса.

В 2015-2016 учебном году в МБОУ «Подюжская СШ им.В.А.Абрамова» для обучающихся 6-х классов в рамках внеурочной деятельности был введен факультативный курс «Радуга здоровья».

Главная цель факультативных занятий «Радуга здоровья» — формирование у обучающихся ответственности за свое здоровье, личностного отношения к здоровому образу жизни; обучение жизненным навыкам сохранения и укрепления здоровья.

Данный факультативный курс  актуален в современных условиях, так как каждому человеку важно знать, как сохранить и укрепить здоровье. Изучая программу, обучающиеся должны были научаться исследовать собственное  здоровье, разрабатывать и применять меры для сохранения и укрепления здоровья на практике. «Радуга здоровья» предусматривала формирование у детей умения самостоятельно работать, владеть методами проектной деятельности, анализировать информационные источники и делать выводы, а это актуально в современной школе и на последующих ступенях обучения.

Новизна программы заключалась не только в формировании навыков по самооценке здоровья и оказанию первой помощи, но и в использовании новых форм (проектной деятельности, практических и исследовательских работ), методов преподавания (проектного обучения) и новых форм контроля (защиты проектов, компьютерных презентаций, буклетов, тестов).

В 6-ом классе на реализацию факультативного курса «Радуга здоровья» согласно базисному учебному плану было выделено 34 учебных часа (из расчёта 1 час в неделю). 

За основу была взята информация, которую ученики получили в начальной школе на уроках физической культуры, экологии, биологии, истории, окружающего мира. Это начальные знания о живой и неживой природе, о цикличности жизни, о межличностных отношениях между людьми, о правах и обязанностях человека, о роли семьи и о правилах личной гигиены. И все эти знания были объединены в один факультативный курс.
Данная программа предусматривала получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и иммунной систем, правовой грамотности и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагало изучение вопросов этики, морали, психологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводились в форме бесед, лекций, семинаров, тематических игр, дискуссий. Большое место было уделено практическим занятиям, на которых проводились тестирования, исследовательские работы, игровое моделирование. На занятиях использовались технические средства обучения (компьютерное оборудование, проектор, интерактивная доска), наглядные пособия (таблиц, схем, плакатов).

  1. Содержание  факультативного курса «Радуга здоровья».

Факультативный курс «Радуга здоровья» состоял из семи главных разделов (по аналогии семи цветов радуги) и одного (восьмого) обобщающего раздела. Каждый раздел включал несколько тем:

Таблица 1. Содержание факультативного  курса «Радуга здоровья».

Раздел курса

Название темы

Количество часов

Красный

«Здоровье – бесценный дар»

4

Оранжевый

«Здоровое питание»

4

Желтый

 «Познай самого себя: здоровый организм»

4

Зеленый

 «Укрепляем здоровье: основные физические качества»

4

Голубой

«Чистота и личная гигиена – основа здоровья»

4

Синий

«Профилактика вредных привычек: будем всегда здоровы»

4

Фиолетовый

«Путешествие в страну Спортландию»

5

Радужный

«Если хочешь быть здоров»

5

ИТОГО:

34

            Тематическое планирование  предусматривало проведение теоретических и практических занятий, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2.  Тематическое планирование  факультативного курса «Радуга здоровья».

№ урока

Теоретические занятия

Практические занятия

1 четверть – 8 часов (красный и оранжевый разделы)

1

Что такое здоровье?

2

Режим дня: анализируем свой распорядок.

3

Двигательный режим школьника.

4

Зачетное занятие «Лучший комплекс утренней гимнастики».

5

Почему мы едим. Состав пищи.

6

И в шутку и в серьез о вредных продуктах (защита презентаций).

7

Исследовательская работа «Питание русских богатырей».

8

 «Меню шестиклассника» (семинар).

2 четверть – 8 часов (желтый и зеленый разделы)

9

Изучаем организм: функции основных систем организма.

10

О чем говорят цифры (анализ информации).

11

Осанка – красивая спина.

12

Факторы укрепления здоровья (семинар).

13

Знакомимся: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.

14

Интересные факты из мира человеческих возможностей.

15

Классная книга рекордов Гиннесса (тестирование).

16

Игротека в классе (представление игр).

3 четверть – 9 часов (голубой и синий разделы)

17

Чистота – залог здоровья.

18

Вода: роль в жизни человека, питьевой режим.

19

«Мы за экологическую безопасность» (проектная деятельность).

20

Зачетный проект «Гигиена окружающего пространства».

21

Привычки – знакомые незнакомцы.

22

Привычка или этическая норма: соблюдаем правила соревнований.

23

Театр миниатюр «Как отучали волка от вредных привычек».

24

Зачетный проект «Мы против вредных привычек».

25

Удивительный мир зимних видов спорта.

4 четверть – 9 часов (фиолетовый и радужный разделы)

26

Программа летних олимпийских игр.

27

Спорт – это тоже искусство (диспут).

28

«Здравствуй, комплекс ГТО» (плакатный квест).

29

Лучшие советские и российские спортсмены (защита презентаций).

30

Психическое здоровье: учимся преодолевать  стресс.

31

Учимся оказывать первую доврачебную помощь.

32

Акция «Семь цветов радуги здоровья».

33

Итоговый тест «Я и мое здоровье»

34

«Если хочешь быть здоров» (командная игра).

ИТОГО:

  1. часа
  1. Результаты освоения факультативного курса «Радуга здоровья».

В результате преподавания у обучающихся 6-х классов в 2015-2016 учебном году данного факультативного курса можно сделать следующие выводы:

1) У обучающихся были сформированы основные элементы здорового образа жизни (режима дня, питания, учебного труда, активного отдыха, использования физических упражнений, отказа от вредных привычек), а также основы экологической безопасности, закаливания, оказания доврачебной помощи.

2) Дети получили представления о существующих оздоровительных системах физических упражнений, о разнообразии существующих видов спорта, спортивных возможностях нашего региона и поселка.

3) Обучающиеся научились вести диалоги и диспуты о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья, о рисках для здоровья, связанных с вредными привычками.

4) Ребята защитили несколько проектов, направленных на получение практических навыков и умений здорового образа жизни, такие как:  «Лучший комплекс утренней гимнастики», «Питание русских богатырей», «Мы против вредных привычек», «Мы за экологическую безопасность», «Лучший вид спорта» и др.

5) Обучающиеся провели тестирование своего организма на предмет развития основных двигательных качеств: силы, ловкости, скорости, выносливости и гибкости. Научились проверять свой организм посредством различных проб, касающихся работы некоторых систем организма. Результаты были оформлены в «Классную книгу рекордов Гиннесса».

6) Ученики оформили несколько плакатов и нарисовали много рисунков о здоровом образе жизни, а также подготовили тематические презентации буклеты на темы физической культуры, спорта и здоровья.

По итогам контрольного тестирования можно сделать вывод:  преподавание основ здорового и безопасного образа жизни в рамках годового факультативного курса позволяет сформировать у обучающихся  следующие компетентности: здоровьесберегающую, познавательную и творческую деятельность, ценностно-смысловую ориентацию в мире, гражданскую ответственность за собственную безопасность и безопасность окружающих людей.

Литература:

1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». - Москва «ВАКО», 2004.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, Г.А. Макеева «Разговор о правильном питании», Москва «Нестле Фуд», 2003 г.

3. Т.Н.Захарова и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....

ПРОГРАММА формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Структура программы 1.​ Обоснование необходимости реализации программы2.​ Ресурсы3.​ Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья уч...

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Опыт работы: «Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно - ориентированного обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...

Деятельность педагога СКОУ по формированию здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Эта статья представляет разработанную программу по формированию здорового и безопасного образа жизни, предназначенную для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это напр...