Методические рекомендации " Физкультминутки в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья"
материал по физкультуре

Дудко Сергей Валерьевич

"Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели им воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий" - утверждал К.Д.Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom_fizkultminutki.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Физкультминутки в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Автор: Дудко Сергей Валерьевич

     «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д. Ушинский.

     Важной задачей школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья, позитивного отношения детей к своему здоровью. В ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями разработана программа формирования здорового и безопасного образа жизни, которая включает:

• овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

•        соблюдение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

• формирование умения следить за своим физическим состоянием;

•        развитие основных физических качеств.

     Школа должна сыграть важную роль в оздоровительном процессе учащихся за счёт внедрения в практику здоровье сберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учеников.

     Задача учителя - правильно организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность через соблюдение режима дня школьников с ОВЗ, проведение комплекса утренней зарядки, оздоровительных мероприятий. К оздоровительным занятиям в режиме дня учащихся относится проведение физкультминуток на уроках. Дети с ОВЗ быстрее утомляются, у большинства рассеянное внимание. Такие дети тяжелее переносят учебные нагрузки. Для профилактики переутомления и снижения риска ухудшения здоровья необходимо включать в течение урока физкультминутки.

     Физкультминутки направлены на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине урока или занятия улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Физкультминутки целесообразно вводить в урок примерно через 15–20 минут от начала, когда появляются первые признаки утомления (неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки и пр.). Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала.

     К организации и проведению физкультминуток на уроках для детей с ОВЗ существует ряд требований:

- необходимо подбирать упражнения простые в выполнении, учитывая возрастные и индивидуальные особенности физического и психологического развития обучающихся;

- подбор физкультминуток с учетом интересов обучающихся;

- включать комплексы разные по содержанию и форме;

- физкультминутки должны быть связаны с темой урока;

- на выполнение комплекса упражнений отводится не менее 2-3 минут на уроке;

- при выполнении задействуются разные группы мышц;

- включение физкультминуток должно быть систематическим.

     Существуют различные классификации физкультминуток.

  1. Оздоровительные. Танцевальные.
  2. Оздоровительные. Гимнастика для глаз.
  3. Двигательно-речевые физкультминутки (дыхательная и артикуляционная гимнастика).
  4. Креативные. Необычные движения. Пантомимическая гимнастика (гимнастика ума).
  5. Психогимнастика (чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний).
  6. Пальчиковая гимнастика.
  7. Психологические паузы.

Подборка интересных физкультминуток для младшей школы:

МЫШИ

Вышли мыши как-то раз.

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре - мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром -

Убежали мыши вон.

МЫ БОКСЕРЫ

Мы боксеры, мы штангисты.

Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря.

Всюду есть у нас друзья.

ПОДНИМАЙТЕ ПЛЕЧИКИ

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики.

 Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

ВЕЛИКАНЫ ИЛИ ГНОМЫ

Великаны. (Дети вытягивают руки вверх)

Гномы! (Все приседают).

Великаны! (Все встают, а учитель приседает).

ДУБ

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой).

ДЛЯ РУК

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

ПЕЧКА ГОРЯЧА

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).

Печка очень горяча (четыре полуприседания).

Чи-чи-чи (три хлопка над головой).

Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).

МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

ВОРОНЫ

Педагог читает стихотворение, дети озвучивают ворон (каркают) и имитируют их движения.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (дети прыгают и громко каркают)

Целый день они кричали.

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!(дети машут руками, как крыльями и громко каркают)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (дети тихо каркают, садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материал статьи направлен на повышение педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет обучения навыкам взаимодействия и общения со с...

Цикл внеклассных занятий по татарскому языку “Татарстан – мой край родной ” для учащихся старших классов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья”. Ванюшева З. И., Казанцева Р. Р.

Данный материал представлен    из опыта  использования его на внеклассных мероприятиях для детей  с ограниченными возможностями здоровья.Разработанный методический материал яв...

Рабочая программа по истории Отечества в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья(9кл.)

Данный материал содержит рабочую программу по обществознанию для 9 класса в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа соствлена на основе программы В.В.Вороноковой....

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...