Сухова ОВ_Психологическая подготовка фехтовальщика
методическая разработка по физкультуре

Григорьева Наталия Игоревна

Сухова ОВ_Психологическая подготовка фехтовальщика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suhova_ov_psihologicheskaya_podgotovka_fehtovalshchika.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара

«Спортивная школа олимпийского резерва №17»

Отделение фехтование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Психологическая подготовка фехтовальщика

Составитель:

Сухова О.В. - тренер

Самара

Ноябрь 2019

Оглавление

Введение

1. Создание психологических предпосылок для ускорения процесса совершенствования технико-тактического мастерства, боевой подготовки фехтовальщиков.

2. Развитие инициативы в выборе и применении действий нападения и обороны.

3. Создание психологической готовности фехтовальщиков к соревнованиям.

Список литературы


Введение

Среди проблем, интересующих специалистов спорта, тренеров и спортсменов по фехтованию, особое место занимает методика психологической подготовки, позволяющая наиболее полно и эффективно использовать средства и методы подготовки спортсменов.

В основе побед наших фехтовальщиков на международных, всероссийских и региональных соревнованиях лежат их высокие моральные качества, воспитанные семьей, школой.

Для фехтования за последние годы характерен бурный рост массовости, а также заметный качественный скачок. Современные методы тренировки (технико-тактическая, физическая подготовки) взяты на вооружение широким кругом спортсменов и тренеров. Мастерство в фехтовании доступно уже не одиночкам, а большинству спортсменов.

Успех во многом решает подготовленность психики к столь разнообразной и интенсивной деятельности, которую приходится выполнять спортсмену в соревнованиях.

Процесс психологической подготовки фехтовальщиков, в основу которого входят общие закономерности, присущие и другим видам спорта, главным образом единоборствам и спортивным играм, имеет характерные черты, вытекающие из особенностей фехтования как вида спорта.

Во время поединка боец находится с противником в постоянном непосредственном контакте. Для фехтования типично тактическое обманывание, психологическая игра, противоборство психологии противника. Управление рефлекторными процессами и необходимость подавления «чужой» воли требуют от фехтовальщика постоянных волевых усилий, иногда, казалось бы, предельных.

Специфика боевой деятельности фехтовальщика заключается в скоротечности и быстрой смене событий в боях, непрерывном контроле за противником (нападение, оборона, подготавливающие действия, сохранение дистанции). От спортсмена требуется быстрота и точность реагирований в неожиданно возникающих ситуациях, подавление внутренних неблагоприятных состояний и регулировка различных эмоциональных проявлений.

Психологическая подготовка направлена на максимальное проявление общей и специальной тренированности бойца, создание уверенности в своих силах, управление своим поведением, действиям, и эмоциями.

Кроме того, она сводится: к развитию способности преодолевать различные объективные и субъективные препятствия, созданию благоприятного эмоционального фона и определенной психологической настроенности, облегчающих достижение предельного, индивидуально для каждого бойца, спортивного результата в соревнованиях.

Итогом психологической подготовки должно явиться состояние психологической готовности, которое выражается в максимальной мобилизованности фехтовальщика и его способности отдать все силы для достижения наилучших показателей в соревнованиях. Следовательно, сущность психологической подготовки сводится к направлению сознания и действий фехтовальщика на решение тренировочных и соревновательных задач.

Психологическая подготовка - непрерывный процесс воспитания спортсмена в течение всей его спортивной деятельности - включает способность к самоанализу, умение беспристрастно оценивать своих противников, боевые ситуации, умение преодолевать трудности (опасности) соревнований, разумно рисковать, проявлять выдержку и самообладание.

Подготовка спортсмена-фехтовальщика - процесс сложный. В нем органически взаимосвязаны задачи спортивного совершенствования и воспитание моральных сторон личности.

1. Создание психологических предпосылок для ускорения процесса совершенствования технико-тактического мастерства, боевой подготовки фехтовальщиков

        Во время боя спортсмены находятся в постоянной тактической и волевой борьбе. Противопоставляя друг другу свои намерения и воплощая их в боевых действиях, фехтовальщик стремится обыграть противника, противопоставить ему свои сильные стороны и избежать действия слабых. Каждый из спортсменов ставит своей задачей опередить противника в быстроте и точности оценки возникающих ситуаций и принятии необходимых мер для результативности нападений или средств обороны.

Практически против каждого действия нападения и обороны могут быть подобраны эффективные контрдействия. Поэтому любое движение, действие, маневр фехтовалыциков в бою подлежат взаимной оценке. Используя выводы в ходе единоборства, маскируя свои ействия намерения, бойцы стремятся проникнуть в сознание противника и предвосхитить ход его тактического мышления. Предугадывая замыслы и действия противника и переигрывая его, бойцу удается лишить его уверенности в правильности выбранного плана боя, технико-тактической оснащенности, снизить его волевую настроенность к активным действиям и борьбе за победу.

Возможность опережать противника в его решениях и действиях во время единоборства находится в прямой зависимости от точности тактических оценок предполагаемой и возникающей ситуации, технической и тактической оснащенности бойца.

Применение почти каждого действия нападения и обороны в бою связано с определенным тактическим риском. Ибо если действие не соответствует требованиям обстановки боя, то оно будет безрезультатным или может привести к получению укола (удара).

Уверенность бойца в правильной оценке боевой ситуации и точном выборе определенных действий позволяет пойти на риск и применить их в бою.

Решение об эффективности конкретного боевого действия базируется как на техническом совершенстве его выполнения, так и на знании тактических мотивов, диктующих его применение, на боевой взаимосвязи и взаимообусловленности с другими действиями, которые дополняют его применение или страхуют на случай неудачи, на внезапности (неожиданности) для противника в данный момент боя.

В результате многократного успешного применения действий нападения и обороны постепенно вырастает уверенность бойца в их результативности, и он берет их на вооружение.

Примеров взаимозависимости различных элементов мастерства фехтовальщиков можно привести много. Так, быстрота и глубина атакующих действий, подготавливающих нападений бойца, связаны с оснащенностью спортсмена контрзащитами, умением выполнять оппозиции и другими способами противодействия ответам и контратакам противника в случае безуспешного завершения нападений.

Атака с действием на оружие (батманом, захватом) в сознании спортсмена связана со способностью парировать контратаку по ходу сближения в атаке, если противнику удалось избежать столкновения клинков и сделать оружием опережающую попытку контратаки. Выбор простой атаки для наступления реален, если за счет успешного маневрирования удается на мгновение создать неотразимую дистанцию, или молниеносным отступлением после ее неудачи избежать ответного укола, или излишней глубиной подготавливающих сближений выдать у обороняющегося настроенность контратаковать и т. д.

Действия в бою взаимозависимы. Успешное и длительное использование большинства важнейших действий нападения и обороны в напряженной борьбе возможно лишь при их чередовании.

В бою на шпагах боец вынужден дополнять контратакующие действия оппозициями и «углами» в неожиданные для атакующего стороны, чтобы затруднить ему попадание в руку, а также защитами и ответами, сочетанием действий оружием с отступлениями и сближениями для усложнения выбора приемов и глубины дистанции при наступлении противника.

Известно, что боевой арсенал со временем изменяется даже у опытных фехтовальщиков. Успешно применяемые в соревнованиях в течение длительного времени (исчисляемого часто годами) боевые действия и варианты тактического обманывания иногда неожиданно исчезают. Спортсмен перестает использовать их несмотря даже на то, что с точки зрения техники эти действия выполнялись безукоризненно. Часть этого процесса закономерна и обусловлена ростом технико-тактического мастерства бойца.

По мере накопления тренировочного и соревновательного опыта, который позволяет «просеять» обширный фехтовальный материал, формируется стиль боя каждого спортсмена. Однако иногда боец «теряет» наиболее эффективные действия -его стиль обедняется и становится односторонним.

Причины этого заключаются в неверном подборе боевых действий, когда боец и тренер не учитывают психологической и тактической взаимосвязи, существующей между ними как в обстановке боев, так и в процессе совершенствования. Ибо усиливающееся противодействие своим излюбленным способам ведения боев со стороны противников на соревнованиях, овладение и применение контрприемов партнерами в ходе подготовки к соревнованиям постепенно могут вызвать у фехтовальщика все

меньше поводов для их применения и неуверенность в результативности даже важнейших действий нападения и обороны.

Следствие этого - замедление темпов спортивного роста, а возможно, и снижение показателей в соревнованиях.

Созданию психологических предпосылок для ускорения процесса совершенствования в технико-тактическом мастерстве, боевой подготовке фехтовальщика служат: специальный подбор боевых действий для совершенствования бойца в индивидуальных уроках и взаимоупражнениях партнеров; уроки обзорного и репертуарного характера; соревновательные упражнения и бой тренера с учеником; уроки подготовки к боям с левшой; развитие инициативы в выборе и применении действий нападения и обороны специализированных фехтовальных реакций, «немые уроки» и др.

2. Развитие инициативы в выборе и применении действий нападения и обороны

Развитие инициативы направлено на формирование психологически активной манеры ведения боев. Занятия целесообразно начинать с развития умения находить тактическую сущность и закономерность в действиях, намерениях, состоянии противников, воплощать тактические решения в наиболее простые и результативные действия в каждой конкретной боевой ситуации.

Для этого при выполнении упражнений предопределяется зависимость между тактическими решениями ученика и действиями тренера.

Бойцу ставятся задачи оценить каждую тренировочную ситуацию, выбрать единственно верное боевое действие и выполнить его.

Затем переходят к развитию боевой инициативы и самостоятельности в выборе действий нападения и обороны, умения решать боевые задачи за счет широкого круга действий, наиболее результативных в определенной ситуации.

Создать необходимые тренировочные условия можно в упражнениях, которые условно назовем «упражнения регламентированной импровизации». Главный недостаток всех других методов построения упражнения для совершенствования технико-тактического мастерства фехтовальщика в индивидуальных уроках (взаимоупражнениях партнеров) заключается в том, что выбор действия и характер подготовки ситуации для его применения принадлежит тренеру или предопределен заранее для партнеров.

Метод «регламентированной импровизации» хотя и в несколько ограниченной форме (заранее определяется ситуация, которую воспроизводит тренер или партнер), но позволяет ученику самостоятельно действовать. Широта предоставляемой инициативы (выбор и применение различных боевых действий, результативность которых в конкретной тренировочной ситуации, по мнению ученика, не вызывает сомнений) легко может быть сужена или расширена почти до боевых пределов в методических целях.

Диапазон импровизации зависит от уровня мастерства, степени тренированности фехтовальщика, задач урока и т. д.

Развитие инициативы в выборе и применении боевых действий будет способствовать формированию у бойцов активной манеры ведения боев, создаст убежденность в достоверности принимаемых в бою решений и целесообразности действий, поможет критически оценить ситуации, бои, соревнования, поднимет общую культуру фехтовальщика. Кроме того, предлагаемые упражнения будут способствовать развитию психических процессов - представления и воображения, что также очень важно для фехтовальщика.

Упражнения в самостоятельном выборе и применении атакующих (оборонительных) действий, основанных на оборонительной (наступательной) настроенности противника.

Атака ученика предшествует показ укола в один из открытых секторов или действие на оружие в одну из позиций. Тренер (партнер) каждый раз реагирует определенным образом (или бездействует) оружием на угрозы и действия ученика оружием, а также остается на месте или делает шаг назад (вперед). Ученик «закрывается» назад, выбирает вариант атаки (а тренер или партнер настраивается на повторение первоначального варианта реагирования), атакует и наносит укол, обыгрывая ожидаемый вариант обороны.

3. Создание психологической готовности фехтовальщиков к соревнованиям

Все намерения и действия тренера и спортсмена, составляющие психологическую подготовку фехтовальщика, должны быть направлены на подведение его к участию в соревнованиях предельно собранным, способным отдать все силы для достижения планируемых результатов. Итогом психологической подготовки спортсмена является состояние его психологической готовности. Она выражается в определенной настроенности психики бойца, при которой нацеленность на достижение победы в соревнованиях стимулирует проявление сильнейших сторон мастерства, характера, индивидуальных черт всей личности фехтовальщика.

Рост общей и специальной тренированности, улучшение функционального состояния организма, осознаваемое спортсменами, создают основу для возникновения состояния психологической готовности к соревнованиям.

Однако повышение тренированности и улучшение психологической подготовленности бойцов не всегда идет параллельно. Возможно, что оценка качества специальной и физической тренированности не будет совпадать с уровнем психологической готовности. Объясняется это в основном тем, что психологическая подготовка, создание психологической готовности, требует более ярко выраженной (относится почти к каждому ученику) индивидуальной направленности средств и методов, в то время как физическая и специальная подготовки имеют много общих закономерностей, влияющих на рост тренированности и технико-тактическое совершенствование.

Нередки случаи, когда отдельные фехтовальщики, имея отличные показатели в физической и специальной подготовленности, не могли добиться хороших результатов, а иногда даже проигрывали соревнования. Наблюдались и другие случаи, когда боец после перенесенной травмы или болезни, иногда даже при недостаточной специальной или физической подготовленности проявлял предельную нацеленность всех своих действий и помыслов па достижение максимально возможных результатов в соревновательной борьбе и добивался высоких (или даже своих высших) спортивных показателей.

Создание психологической готовности - процесс «многослойный». Он включает в себя средства и методы подготовки к каждому официальному соревнованию годичного цикла, а также общую зависимость и направленность тех мероприятий психологической подготовки на достижение готовности к главнейшим соревнованиям.

Способность спортсмена предельно мобилизовать свои силы и добиться максимальных проявлений физических и технико-тактических возможностей складывается в каждом конкретном случае из многих компонентов.

Для того чтобы тренер избрал наиболее верный путь для работы с каждым учеником, ему предварительно нужно выяснить и четко определить следующее: на какой подготовленности зиждется уверенность ученика в своих силах и возможностях, на какой основе она может возникнуть; какие причины могут вызвать у него неуверенность в своих силах, в возможности достижения желаемого результата; на каком эмоциональном фоне и благодаря какой настроенности боец способен проявить  максимальную нацеленность на борьбу; при какой психологической настроенности он снижает внимание и усилия на достижение победы в бою, соревновании. Если удается дать ответы на эти вопросы, то условно в педагогических целях можно определить важнейшие направления в работе.

1. Создание «внутренних опор» в оценке фехтовальщиком своего мастерства.

Такими «опорами» могут быть уверенность в своей защите, точности реакции и разнообразии репертуара оборонительных действий, надежда на быстроту и неотразимость своих нападений, хорошее «чувство боя», точность тактического мышления, знание противников и способность противопоставить им свои сильные стороны и более высокий класс владения оружием, уверенность в способности выдержать физические и нервные нагрузки в многодневных соревнованиях и многое другое.

Уверенность многих бойцов в подготовленности выдержать 4-дневную личную и командную борьбу на первенстве мира нацеливает их на серьезные «капитальные» бои, в которых они проявляют большую выдержку и решимость и выдерживают огромные физические и нервные напряжения.

Осознание своей подготовленности часто перерастает в уверенность в себе, в своей спортивной силе, повышая способность противостоять ожидаемым противникам.

Возможность, что противник сумеет его победить, рассматривается спортсменом как покушение на свой общепризнанный спортивный авторитет. Отсюда возникает предельная собранность, показываются лучшие стороны мастерства.

В практике соревнований нередки случаи, когда боец проявляет недостаточную мобилизованность и переоценивает свои силы. Сознание проделанной большой тренировочной работы, которая должна обеспечить бойцу планируемый результат в соревнованиях, может снизить мобилизованность на борьбу. Недооценка состязаний и моральной «стоимости» победы в них - причина, способная вызвать у отдельных бойцов отсутствие желания, настроенности к проявлению максимальных волевых и физических усилий, без которых, как правило, высокие показатели в борьбе с сильными противниками невозможны.

«Внутренние опоры» фехтовальщика не являются «величинами» постоянными. В процессе их формирования проявляются многие характерные для каждого спортсмена черты.

Очень важно, чтобы приобретенное чувство уверенности постоянно подкреплялось делами, иначе различные сомнения могут постепенно привести к его утере.

На чем же основывается уверенность фехтовальщика? «Внутренние опоры» возникают вместе с появлением убежденности бойца в наибольшей эффективности каких-либо сторон своего мастерства, спортивной подготовленности, которые могут сыграть решающую роль в ходе предстоящих боев, будущих соревнований.

Тренер, наблюдая бои своих учеников, анализируя вместе с ними итоги их участия в соревнованиях, должен уловить общий характер действий спортсменов в боях, отделить наиболее важное от второстепенного в боевых возможностях и реальных усилиях фехтовальщиков на сегодня. Находя по крупицам то лучшее, что есть в действиях и намерениях учеников, что позволяет им наиболее эффективно противодействовать противникам, тренер стремится достичь совпадений оценок учеников с его мнением (стараясь создать видимость самостоятельного, невольного характера их возникновения).

Постепенно мнение ученика, подтвержденное фактами дальнейшей боевой практики, совершенствованием действий нападения и обороны в индивидуальных уроках и парных упражнениях, нацеленное на закрепление той стороны подготовленности, которая находится в фокусе внимания бойца и тренера, может перерасти в убежденность.

Большое значение для тренеров имеют оценка и проверка собственных высказываний спортсменов, анализ их впечатлений, субъективных ощущений и выводов о проведенных боях, соревнованиях. Обмен мнениями между тренером и спортсменом сам по себе является методом психологической подготовки, подводящим бойца к определенным нужным выводам, а также источником познания спортсмена тренером в его дальнейшей тренировочной работе.

Путь укрепления (восстановления) «внутренних опор» в оценке фехтовальщиком своего мастерства, укрепления (восстановление) его уверенности в какой-либо стороне своей подготовленности примерно тот же, что и при создании «внутренних опор». Используя необходимые в каждом случае средства и методы тренировки, индивидуальные уроки обзорного или репертуарного характера с тематическим подбором материала, тренер подбирает в уроках нужную дистанцию, быстроту и ритм движений, усложняет или облегчает действия ученику, подбирает партнеров. Давая задачи на применение действий в парных упражнениях и боях, тренер анализирует вместе с учеником итоги работы, подводит его к осознанию боевой результативности своих действий, стимулирует возникновение убежденности спортсмена в наибольшей эффективности тех из сторон его мастерства, которые лежат в основе уже достигнутых бойцом спортивных показателей и могут иметь решающее значение в борьбе на предстоящих соревнованиях.

Тренеру следует держать в фокусе внимания (своего и учеников) наиболее важные компоненты мастерства, на которых базируются сильнейшие стороны подготовленности фехтовальщика, обеспечивающие ему успех в единоборстве с противниками. Например, успешность применения оборонительных действий во многом зависит от точности реакции, от дистанции и быстроты нападений противников, а также от тактически обоснованного чередования средств обороны, сочетаемых с разнохарактерным маневрированием и точностью дистанционных оценок.

В основе результативности атакующих действий лежит внезапность «выхода» в атаку, незаметность или «пугающая» неожиданность старта. Это обеспечивается легкостью маневра, отсутствием предсигналов или каких-либо действий, вызывающих максимальную интенсивность внимания у противников, а также тактически обоснованным чередованием нападений, отличающихся по глубине, сложности, быстроте, сектору завершения.

Уверенность фехтовальщика в возможности тактического обыгрывания противников строится на основе ярко выраженной склонности к острокомбинационному бою, широкого разнообразия технико-тактических средств нападения и обороны, а также подготавливающих действий.

Способность фехтовальщика вести разнообразный бой, насыщенный сложными технико-тактическими импровизациями, возможна лишь на базе совершенного владения техникой действий оружием и передвижений, а также высокого уровня развития чувства боя.

2. Ликвидация слабых сторон в оценке фехтовальщиком собственных возможностей, могущих вызвать неуверенность, препятствующих созданию психологической готовности.

Сомнения спортсменов в отдельных сторонах своей подготовленности к соревнованиям, в способности противостоять противникам, появление неуверенности вызываются разными причинами и требуют самых разнообразных средств для устранения. Тренеру прежде всего нужно выяснить, на чем могут быть основаны внутренние опасения спортсмена при его недостаточной подготовленности и боязни слабого выступления, что может вызвать (или является причиной) появление неуверенности в себе, в возможности добиться желаемого результата.

Облегчить тренеру эту задачу поможет знание особенностей характера и психики ученика, его стиля боя и качества владения различными сторонами мастерства, постоянный откровенный обмен мнениями, ставший неотъемлемым элементом их совместной работы.

Кроме того, вся тренировочная деятельность учеников, особенно боевая и соревновательная практика, должна контролироваться тренером. Тогда реально своевременное вмешательство тренера, цель которого предупредить появление неуверенности и других нежелательных состояний.

Следующий шаг тренера — найти средства и применить в своей работе те методы, которые позволят ему убедить учеников в возможности восполнить недостатки другими элементами фехтовального мастерства, другими сторонами подготовленности, ликвидировать недостатки или максимально снизить их отрицательный эффект на результат в предстоящих соревнованиях. Например, неудовлетворительный вывод о собственном мастерстве, уровне подготовленности в сравнении с предполагаемыми противниками.

Такой вывод может возникнуть на основе неудачного выступления, под впечатлением увиденных понравившихся боев других фехтовальщиков, после совместных тренировок с ними, в которых была заметна безуспешность своих попыток противодействия, под впечатлением образного рассказа товарищей или тренеров о силе команды соперников.

Тренер должен на примерах известных бойцов доказать, что победа в соревнованиях над противниками любой силы решается преимущественно за счет высокой целеустремленности фехтовальщика. В практических занятиях, комментируя тренировочные бои, тренер акцентирует внимание бойца на сильнейших сторонах его подготовки и способах нейтрализации слабых. На примерах оснащенности ученика боевыми средствами, которые он демонстрирует в уроках, парных упражнениях и боях, тренер добивается собственных выводов фехтовальщика о возможности создания равной борьбы и реальных перспективах победы.

Слабое знание противников, непонимание их тактических схем. Борьба с незнакомым и едва известным противником трудна для любого фехтовальщика. Однако если бойцу приходится выступить в соревновании впервые, а его товарищи по команде уже знакомы с будущей обстановкой и противниками, то такой спортсмен в сравнении с другими участниками команды будет в худшем положении. Вполне возможно, что в подобном случае у него появится неуверенность, боязнь показать неудовлетворительный результат.

Тренеру следует убедить ученика в том, что он находится на достаточном уровне подготовленности для данного периода и может рассчитывать на достижение планируемых показателей. Кроме того, бой с незнакомым противником труден для обоих, и многое зависит от их изобретательности, интенсивности внимания, «чувства боя».

Метод «немого урока» в индивидуальных занятиях, упражнения на развитие инициативы, состоящие из разнообразных схем и начинающиеся с действий разведки, будут способствовать укреплению боеспособности и внимания при встрече с возможными неожиданностями. Может помочь обрести веру в себя и напоминание тренера о том, что во время соревнований у спортсмена будет еще возможность посмотреть противников на разминке, в боях с другими фехтовальщиками, при разведке в начале поединка. Важно ликвидировать у ученика предвзятость мнений о противниках и настроить его на творческий подход к предстоящей борьбе. Аналогично следует готовить бойца и к встрече с уже знакомыми противниками, которые пока еще продолжают оставаться для него загадкой из-за непонимания их тактических схем, особенностей стиля боя.

Сомнения в способности справиться с нагрузками, боязнь оказаться неподготовленным к соревнованиям из-за недостаточных объемов проделанной работы. Пропустив какую-то часть тренировок из-за болезни, травмы или несколько снизив общий объем тренировки из-за интенсивной учебы, экзаменов и т. д., спортсмен при сравнении своей подготовленности с уровнем готовности противника к соревнованиям может потерять веру в свои силы, ощутить боязнь, не выдержать физических и нервных напряжений.

В подобном случае тренер и врач должны действовать параллельно. Тренер на уроках должен убеждать ученика, что ему удастся восстановить уровень технико-тактического мастерства к соревнованиям, а расчетливое ведение поединков, разминки, сохранение сил между боями позволит ему быть выносливым. Врач, исследуя спортсмена и сдерживая его от форсированной подготовки, подтверждает, что состояние его здоровья (если это действительно так) и функциональное состояние к моменту соревнований позволит полноценно вступить в борьбу.

Кроме того, обсуждая с учеником перспективы предстоящих соревнований, тренер должен внушить ему, что противники не ждут от него высокого уровня боеспособности и поэтому от целеустремленности в боях во многом будет зависеть, удастся ли ему преподнести сюрприз.

У спортсмена может возникнуть неуверенность в своих силах из-за недостаточной выносливости, относительно раннего наступления усталости в сравнении с другими бойцами, несмотря на удовлетворительное общее состояние здоровья. Нужно стимулировать ученика к волевым усилиям в борьбе с усталостью, убедить его в достаточном количестве сил и при заметных положительных сдвигах в развитии выносливости вселить в пего надежду на улучшение результатов в соревнованиях. Это позволит фехтовальщику раскрыть возможности своего организма.

Одновременно с развитием выносливости целесообразно обратить внимание ученика на недостатки стиля боя, излишнюю затрату физических сил и нервной энергии в боях, подсказать методы более быстрого восстановления сил между боями, пульками, днями соревнований (витамины, щелочная минеральная вода, сон, прогулки, массаж, самомассаж, успокаивающее самовнушение и др.).

Боязнь слабо выступить в соревнованиях, неуверенность в своих силах могут возникнуть из-за убежденности бойца в том, что он отстал в технике владения оружием по сравнению с противниками, потерял уверенность в применении защит и ответов, применении атак, из-за ожидания со стороны противников определенной манеры боя, против которой бойцу эффективно действовать до сих пор не удавалось и т. д.

Чтобы помочь спортсмену избавиться от неуверенности, боязни, тренер должен убедить учеников в том, что надо восполнить недостаток какой-либо другой стороной подготовки, например, применить определенные действия нападения и обороны, изменить манеру боя и др.

Например, если спортсмен осознает свое отставание в технике владения оружием, тренер, усиленно работая над ее совершенствованием, должен убедить ученика и том, что наступило заметное улучшение в технике. На уроках и парных упражнениях во время выполнения различных действий нападения и обороны, различных комбинаций фехтовальщик должен в этом убедиться.

Тренер должен настраивать бойца на ведение боев с предельно точным выбором действий для каждой предполагаемой ситуации, одновременно рекомендуя избегать «входа» в рискованные (для него) «многоэтажные» схватки. В тактической борьбе основное внимание уделяется одиночным, но точно рассчитанным действиям.

Надо убеждать ученика в их результативности при внезапности выполнения для противника, быстроте действий, точном соблюдении дистанций и времени для их применения.

Боязнь использования защит-ответов и вызванную этим неуверенность в своей спортивной силе можно ликвидировать, сосредоточивая свои усилия на улучшении маневрирования, чередовании оборонительных средств (контратак с отступлением, со сближением, с уклонением, с оппозицией) с преднамеренными разрывами боевой дистанции, ведении поединков на дистанции, несколько большей, чем обычно. Одновременно в уроках тренер ставит задачи ученикам не реагировать на подготовки противника при выполнении защитных и контратакующих действий, подбирает партнеров для боев, недостаточно сильных в наступлении, чтобы ученик реально ощутил, широту технико-тактических средств и боевые возможности своей обороны, ее взаимосвязь с атакующими действиями.

Неуверенность в своих атаках возникает обычно из-за, того, что противник их подготовку предугадывает, а это приводит к частому получению опережающих ударов) (уколов). В этом случае целесообразно добиваться активности спортсменов в использовании более широких средств обороны (контратак, ответов). Суетливость при маневрировании, лишние, ненужные движения являются для противника предсигналами. Совершенствование перехватов контратак противника, решение в боях задач на чередование различных атак (простых, с действием на оружие, с финтами), выбор моментов для неожиданного их применения несколько снизят количество атак в боях, по поднимут число успешно завершенных нападений.

Недостатки в манере боя спортсмена, которые хорошо известны ему и его противникам по предшествующим боям, не позволяют бойцу считать себя подготовленным к соревнованиям. Ведь, несмотря на общий хороший уровень тренированности, он будет ожидать от противников применения тех же способов борьбы против себя, которые уже приносили им определенные преимущества. Например, ученик недостаточно быстр, особенно при выполнении глубоких нападений. Противники, зная об этом, ведут бои против него в отступательной манере, как бы «растягивая» его, удлиняя тем самым его атаки по расстоянию и времени, успешно опережают контратаками или парируют атаки и наносят ответные удары (уколы), выполняют атаки на подготовку. Убедить данного спортсмена в том, что он готов в полной мере проявлять на соревнованиях свои способности и спортивную силу, удастся, только вооружив его методами борьбы против «убегающих» от него противников.

Для этого помимо обычных способов тактической борьбы фехтовальщик должен изучать в уроках и проверять в тренировочных боях «двухэтажные» атаковые комбинации с различным сочетанием атакующих действий, дабы успешнее бороться с контратаками. В этих комбинациях первая атака окажется подготавливающей, если противник не будет ей противодействовать и отступит назад, а вслед последует непрерывно выполняемая повторная атака. Придется также указать ученику на необходимость проявления в боях большой выдержки, применения активных сближений с целью вынудить противника вести бой у границы.

3. Создание определенной психологической настроенности на предстоящие соревнования, на фоне которой конкретный фехтовальщик добивается своих высших спортивных показателей.

Анализируя практику подготовки и участия в соревнованиях по фехтованию широкого круга спортсменов, можно обобщенно выделить две наиболее типичные характеристики психологического состояния, того психологического фона, который наилучшим образом способствует максимальным проявлениям своих сил, подготовленности, достижению лучших спортивных результатов:

1. Убежденность в своей спортивной силе, подготовленности к соревнованиям, в равенстве своего мастерства и противников или даже в превосходстве над ними, а также желание доказать свою силу, постоять за себя (команду), утвердить (или подтвердить) свой спортивный авторитет (команды, страны).

2. Трезвый учет силы противников, осознание трудностей предстоящей борьбы и возможности проигрыша не только сильнейшим бойцам, но и уступающим по уровню мастерства при малейшем снижении внимания и усилий в поединках. И как следствие - возникновение у фехтовальщиков обостренного чувства опасности, вызывающего нацеленность на борьбу, предельную мобилизованность к противодействию, настроенность добиться победы, несмотря на упорные бои, которые потребуют от бойца отдачи всего себя.

На основе учета тренером необходимости создания психологического фона, на котором каждый из учеников способен к максимальной концентрации усилий и их проявлению для достижения спортивных побед, строится психологическая подготовка в учебно-тренировочном процессе, ее педагогическая и воспитательная направленность.

Решение этого вопроса в наибольшей мере упирается в знание тренером каждого своего ученика, его характера, подвижности и устойчивости психических процессов, способности к волевым проявлениям и пониманию мотивов, побуждающих к ним.

Авторитет тренера и действенность его работы во многом зависят от уверенности спортсменов в том, что педагог постоянно в курсе их дел. В его методах ученики хотят видеть учет их индивидуальных особенностей и стремление тренера к их максимальным проявлениям.

Жесты тренера в уроке, высказывание им своего мнения, удовольствия или неудовольствия, похвалы или неодобрения выполнения упражнения учеником, признание собственной неточности должны быть подчинены (помимо решения основной тренировочной задачи) завоеванию (укреплению) авторитета у спортсменов без навязывания им своего мнения. Тренеру нужно постоянно думать над укреплением своего влияния на бойцов, над сохранением «власти» над их взглядами, несмотря на рост мастерства и уровня специальных знаний своих учеников.

Список литературы

1. Митрофанова С.С. Классификационная проблема как рефлексивный механизм теоретизации науки // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, 2007.

2. Мовшович А.Д. Система многолетней подготовки юных фехтовальщиков: Автореф. докт. дис. - М., 1996.

3. Павлов А.И., Войтов В.Г. Определение понятия «спортивная тактика» //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 9.

4. Мовшович А.Д. Фехтование на шпагах научные данные и спортивная тренировка // Москва, Академический проект 2008 год.

5. Мовшович А.Д. Тренировка юных фехтовальщиков // Издательство «Физическая культура» 2013 год.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ"

Презентация для демонстрации на педагогическом совете и методическом объединении...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Методическая разработка. Тема: управление психологической предсоревновательной подготовкой фехтовальщиков Автор Балабашина Ю.А.

Методическая разработка. Тема: управление психологической предсоревновательной подготовкой фехтовальщиков Автор Балабашина Ю.А....

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...