"Учебно-методическое пособие по физической культуре для учащихся с ОВЗ"
учебно-методическое пособие по физкультуре

Пономарёва Наталья Викторовна

Методическое объединение учителей физической культуры совместно с медицинской службой с учетом тяжести заболевания пришло к разделению учащихся на 8 групп, эти группы впоследствии будут разделены по половому признаку.

Итогами данной работы с помощью математической обработки и анализа будут утверждены нормы оценивания показателей физической подготовленности «особых» групп учащихся.

Таким образом, учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:

1) должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;

2) не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;

3) не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;

4) давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.

5) учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.

Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся. В дальнейшем тестирования будут применяться учителями физической культуры с учащимися с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_dlya_uchashchihsya_s_ovz.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ НОРАМАТИВОВ  ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них в учебных заведениях создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Контрольные нормативы и испытания по физической культуре учащихся с ОВЗ (1-4 классы) в комплексных программах воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.П. Матвеева для данной группы учащихся с отклонениями в развитии отсутствуют.

С целью контроля физической подготовленности на разных этапах обучения необходим подбор специальных тестов, которые не были бы противопоказанны для данной категории учащихся.

Тестирование помогает решать ряд педагогических задач:

1) выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей;

2) оценивать качество физической подготовленности учащихся.

На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

В МБОУ школы-интерната № 4 г. Челябинска (директор А.С. Захаренко) в согласовании с медицинской службой (глав. врач Г. А. Казакова) были разрешены к использованию следующие учебные нормативы (тесты):

1. Отжимание, в упоре лежа.

2. Поднимание туловища (раз за 30 сек).

3. Бег 30 м (сек).

4. Мелкая моторика.

5. Прыжок в длину с места (см).

6. Метание мяча (м).

7. Челночный бег (сек).

Контрольные испытания носят название «Выиграй сам у себя!» (приложение 1), проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока, с целью выявления динамики, оценки физического развития учащихся и более правильного распределения нагрузки на уроках.

В силу того что, не все учащиеся могут выполнить по состоянию здоровья, были исключены такие нормативы как:

1)  бег на 1000м. и выносливость (бег 6 мин.) – т.к. у многих детей слабая сердечно-сосудистая и дыхательная система.

2) наклоны вперед из положения сидя, невозможно достоверное измерение из-за  спастичности мышц, а это, прежде всего двигательное нарушение, которое сопровождается повышением тонуса мышц.

Вместо этого используется тест – мелкая моторика рук (поднятие груза от себя, сек.).  Развитие мелкой моторики является одним из наиболее сложных движений, так как участвует огромное количество мышц.

Задачи улучшения координации движения конечностей решается параллельно, с помощью простых движений, проводимых в различных комбинациях, с различной скоростью, со сменой напряжения.

Автоматизация разрабатываемых движений руки один из положительных моментов физического воспитания детей, поэтому тест является одним из наиболее действенных.

В перспективе, чтобы разработать учебные нормативы по физической подготовленности учащихся с ОВЗ необходимо сделать дифференциацию учащихся на группы по структуре заболевания.

При детском церебральном параличе существует 5 форм заболевания:

1) спастическая диплегия;

2) атонически-атактическая форма;

3) гиперкинетическая;

4) гемипаретическая форма;

5) тетрапарез.

Каждая форма заболевания ДЦП имеет 3 степени тяжести заболевания:

1) легкая;

2) средняя степень;

3) тяжелая.

Учащиеся с тяжелой степенью патологии заболевания учебные нормативы не сдают, так как вместо урока физической культуры посещают только занятия ЛФК. Допускаются к сдаче тестов учащиеся с легкой и средней степенью.

Методическое объединение учителей физической культуры совместно с медицинской службой с учетом тяжести заболевания пришло к разделению учащихся на 8 групп, эти группы впоследствии будут разделены по половому признаку.

Итогами данной работы с помощью математической обработки и анализа будут утверждены нормы оценивания показателей физической подготовленности «особых» групп учащихся.

Таким образом, учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:

1) должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;

2) не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;

3) не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;

4) давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.

5) учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.

Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся. В дальнейшем тестирования будут применяться учителями физической культуры с учащимися с ОВЗ.

Список литературы

1. Лях В.И.. Тесты в физическом воспитании школьников / Пособие для учителя, М., 1998., – 16с.

2. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медецина», 2000. – 21с.

3. Руководство к действию по улучшению состояния здоровья детей и повышению их дееспособности средствами физического воспитания в детских домах и интернатах. М., «Школа здоровья», 1995. – 37с.

Приложение 1

Индивидуальная карта

Физической  подготовленности школьников «Выиграй сам у себя»  

Ф.И.О ____________________________________________________

Год рождения _____________ Пол_________                                                                                                            

Учебный год (класс)

Экспресс - тесты (развитие физических способностей)

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

1

Отжимание в упоре лежа (раз)

(силовые способности)

Р-т

Оц.

2

Поднимание туловища (брюшной пресс), (раз за 30 сек)

(силовые способности)

Р-т

Оц.

3

Бег 30 м (сек)

(скоростно-силовые способности)

Р-т

Оц.

4

Мелкая моторика

Р-т

Оц.

5

Прыжок в длину с места (см)

(скоростно-силовые способности)

Р-т

Оц.

6

Метание мяча (м)

Р-т

Оц.

7

Челночный бег  (сек)

Оц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по физической культуре для начальной школы

Учебно-методическое пособие по физической культуре подвижные игры в начальной школе...

учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Подвижные игры в 3 классе"

Использование национальных игр, нестандартного оборудования приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, без...

Учебно-методическое пособие по физической культуре «Методика преподавания легкой атлетики в образовательном учреждении»

Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений....

Учебно-методическое пособие по физической культуре «Методика преподавания легкой атлетики в образовательном учреждении»

Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений.....

Учебно - методическое пособие по физической культуре для 3 - 7 классов.

Тестовые задания. Для изучения теоретической части физической культуры....

«Актуальность создания учебно – методических видеопособий в области физической культуры и спорта»

В статье показан опыт при  создании видеопродукции и необходимости создания методических и учебных фильмов по физической культуре и спорту...

Учебно - методическое пособие по физической культуре

Методическое пособие.Физическая культура 10 - 11 классы, авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич....