Программа развития по оздоровлению и формированию здорового образа жизни воспитанников
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зиманов Андрей Андреевич

ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ozdorovleniyu.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор школы

______________М.В. Никитина

«____»_________________2015 г.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Алферьевка

Пензенского района Пензенской области

Программа развития

по оздоровлению и формированию

 здорового образа жизни воспитанников

на 2015-2020 годы

                                                                                                 Тел /факс: 38-85-18

                                                                                                 Е-mail:  alferjevka@mail.ru.  

                                                                                                                                             Школьный сайт: alferjevschool.narod.ru

 

Характеристика окружающего социума.

Ведущую роль в улучшении взаимоотношений между детьми, подростками играет проводимая на базе образовательного учреждения спортивно-массовая работа. Материально-техническая база спортивного комплекса образовательного учреждения позволяет проводить серьезную физкультурно-оздоровительную работу и спортивную подготовку детей по таким видам спорта:  волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика, фитнес-аэробика и др. Творческие конкурсы, спортивные состязания, научно-практические конференции, культурно-массовые мероприятия, проводимые совместно с другими образовательными учреждениями микрорайона, дали свои положительные результаты по укреплению дружеских отношений детей.

В школе небольшое количество детей, стоящих на внутришкольном учете, нет детей, стоящих на учете в ПДН.


 Характеристика состояния физического развития и здоровья обучающихся.

В процессе реализации программы развития 2015-2020 гг. вопросы состояния физического развития и здоровья обучающихся находились под постоянным вниманием, так как одной из главных задач программы являлось создание условий для формирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся.

По итогам реализации программы развития можно сделать вывод о том, что наметилась положительная тенденция к улучшению состояния здоровья обучающихся. Положительная динамика отмечается по следующим критериям: количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, с хроническими заболеваниями; количество детей, занимающихся в основной, подготовительной и специальной медицинской группе; количество детей, стоящих на диспансерном учете.

Как положительный фактор мы рассматриваем стабильность показателя физического развития обучающихся и низкий показатель количества детей с нарушением состояния здоровья, вызванного адаптацией к школе. Данные по диспансерным заболеваниям показывают положительную динамику. Имеется рост заболеваний, которые определяются по не зависящим от школы причинам и в связи с прибытием обучающихся 1 классов с этими заболеваниями, такими как врожденный порок сердца, вегетососудистая дистония, острое заболевание почек, бронхиальная астма, аллергия.

В целом индекс здоровья показывает стабильную положительную динамику состояния здоровья обучающихся за последние три года. Однако педагогический коллектив, понимая серьезность, важность и сложность поставленной задачи, проведя анализ по основным показателям физического развития и здоровья обучающихся, продолжает работу в этом направлении, отмечая положительную динамику состояния здоровья обучающихся, все равно возникает необходимость постоянной и длительной работы над проблемой.

Согласно приказу МО РФ и МЗ РФ№186/272 от 30. 06. 92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях» критериями оценки состояния здоровья являются:

1.        Количество обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.

2.        Количество часто и длительно болеющих обучающихся.

3.        Количество детей, занимающихся физкультурой (основная, подготовительная, специальная группы и освобожденные).

  1.            Количество детей, состоящих на диспансерном учете.
  2. Индекс здоровья.
  3. Острая заболеваемость.
  4. Заболевания диспансерной группы (с хроническими заболеваниями, с отклонениями в состоянии здоровья).
  5. Количество детей с нарушением состояния здоровья, вызванным адаптацией к школе.
  6. Отставание в физическом развитии.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Основной стратегической целью программы развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Алферьевка является совершенствование педагогической системы, обеспечивающей повышение доступности, качества и эффективности образования на основе здоровьеформирующей среды и комплексной безопасности обучающихся.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

  • обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  • обеспечение непрерывности и преемственности содержания общего и дополнительного образования как средства становления ценностного отношения к патриотическому и безопасному поведению в социуме;
  • совершенствование содержания и технологий образования на основе внедрения модели профильного обучения на старшей ступени с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
  • внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий;
  • создание условий для формирования, укрепления и сохранения психофизического здоровья обучающихся за счет использования инновационных технологий физического воспитания обучающихся и здоровьеформирующих технологий;

  • обеспечение в единстве комплекса программных мероприятий по безопасному функционированию образовательного учреждения и проведению опытно-экспериментальной работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
  • повышение эффективности и совершенствование системы управления образовательным учреждением в соответствии с приоритетами развития сферы образования для обеспечения условия роста экономической самостоятельности образовательного учреждения и его инвестиционной привлекательности.

Основные этапы и сроки реализации

1-й этап (2015-2016 годы) - подготовительный.

На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных:

  • с разработкой программы развития, программы опытно-экспериментальной работы на новый период;
  • разработкой программ по отдельным инновационным направлениям, связанным с опытно-экспериментальной работой по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся, по их физическому развитию, начало первичной апробации;
  • внедрение и широкое использование возможностей предпрофильной подготовки обучающихся для реализации целей опытно-экспериментальной работы по формированию коллективного педагогического субъекта как фактора воспитания компетентной личности, способной к патриотическому и безопасному поведению в условиях информационной среды обитания;

-        начало модернизации материально-технической базы в
части обеспечения соответствия государственным стандартам
оснащения учебных кабинетов, обеспечивающих реализацию
программ профильного обучения;

  • подбор, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обеспечивающих реализацию программ профильного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  • обновление локальной нормативно-правовой базы образовательного учреждения в соответствии с направлениями образовательной деятельности.

2-й этап (2016-2017 годы) - основной.

На этом этапе приоритет отдается осуществлению следующих программных мероприятий:

  • продолжение модернизации материальной инфраструктуры образовательного учреждения, а также методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий программы, направленных на решение задач развития системы образования;
  • введение профильного обучения на старшей ступени обучения, апробация модели организации профильного обучения по группам в рамках одной параллели или класса;
  • апробация инновационных технологий обучения, укрепления и формирования здоровья, инновационных технологий специализированного и параллельно-раздельного преподавания физической культуры;
  • совершенствование экономических механизмов в сфере образования за счет:

• внедрения модели финансирования ОУ, обеспечивающего многоканальное поступление средств и расширение самостоятельности их использования;
         • внедрения механизмов, способствующих самостоятельности ОУ для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование.

3-й этап (2017-2020 годы) -заключительный.

На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на анализ полученных результатов по внедрению профильного обучения, инновационных здоровьеформирующих технологий, внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, а также систематизация полученных результатов и достижений, постановка целей и задач на перспективу развития образовательной системы ОУ.

 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Реализация стратегических задач нашей школы работает на осуществление главной цели системы образования, которая во многих цивилизованных странах мира формулируется как целенаправленная сознательная подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Мы исходим из того, что гражданин России - выпускник нашей школы - это высокообразованный, высоконравственный, здоровый духовно и физически молодой человек, со сформировавшейся психологической и волевой готовностью к патриотическому и безопасному поведению, владеющий практическими навыками действий в различных, сложных жизненных и экстремальных ситуациях. Все эти качества концептуально определяют основные характеристики личности безопасного типа.

Личность безопасного типа - это человек, безопасный для окружающих (высокообразованная, высоконравственная, духовно и физически здоровая личность), и, кроме того, человек, умеющий защитить себя и окружающих (личность, обладающая волевой готовностью к гражданскому, патриотическому поведению и навыками поведения в сложных жизненных ситуациях).

Высокообразованный выпускник школы успешно осваивает государственные образовательные программы:

  • начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • профильного обучения (информационно-технологического профиля );

-дополнительного образования, значимые для реализации базовых линий, способствующие становлению ценностного отношения к безопасному поведению.

Мотивационная и потребностно-информативная сфера жизнедеятельности высоконравственного выпускника определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения в обществе на основе организации творческой личностно- и общественно-значимой деятельности.

Духовно и физически здоровый выпускник сочетает в себе единство здоровья организма и личности со свойственным им уровнем развития психофизических функций в соответствии с генетическим потенциалом, степенью развитости мышления, определенным менталитетом, позволяющим проявлять определенную меру трудоспособности, социальной активности.

Культура безопасности жизнедеятельности выпускника более высокая, чем в общей практике: подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, грамотность во всех областях обеспечения безопасности.

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Концептуальными направлениями настоящей программы развития, обеспечивающей формирование компонентов личности безопасного типа, являются следующие:

-        развитие системы обеспечения качества образовательных услуг на основе интеграции общего, профильного и дополнительного образования;

-        формирование здоровьеформирующей среды;
         - обеспечение комплексной безопасности обучающихся.

ЗДОРОВЬЕ
Здоровье - необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую невозможно.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, целесообразно использовать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения, в котором «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Исходя из определения здоровья, можно сделать вывод, что целостное понимание здоровья подразумевает не только единство всех важнейших компонентов здоровья организма, но и организма личности со свойственным ему уровнем развития психофизических функций в соответствии с генетическим потенциалом, степенью развитости мышления, определенным менталитетом, позволяющим проявлять некую меру трудоспособности, социальной активности. Иными словами, личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни (в нашем понимании - здоровым образом жизни). В свою очередь, здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты: адекватная физическая активность, рациональное питание, личная гигиена, сексуальная культура, здоровый психологический климат в семье, отсутствие вредных привычек, экологическая и валеологическая культура, внимательное отношение к своему здоровью, положительные эмоции.

Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний своего организма и способов совершенствования здоровья. Причем освоение основных компонентов здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием валеологических знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья и организации здорового образа жизни. Таким образом, сформированная культура здоровья школьников будет способствовать совершенствованию индивидуальных психофизиологических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы обучающегося, развитию его интеллектуальных и духовных возможностей, что, в конечном итоге, формирует целостное индивидуальное здоровье.


 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 Совершенствование образовательного процесса на основе интеграции общего, профильного и дополнительного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решение этой задачи можно осуществить путем совершенствования содержания и технологий образования, что включает в

себя:

- совершенствование введения предпрофильной подготовки в основной школе;

  • введение многопрофильной модели организации профильного обучения в старшей школе (обучение по группам в рамках одной параллели или класса, за счет организации обучения по индивидуальным учебным планам);
  • оптимизация нагрузки учащихся и расширение возможностей дополнительного образования;

  • внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личного роста;
  • внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

 Предпрофильная подготовка и профильное обучение.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования планируется отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе за счет интеграции с дополнительным образованием. Введение профилированной старшей школы с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, значительно поднимет качество знаний обучающихся.

Первым этапом перехода на профильное обучение является введение предпрофильной подготовки в 9 классах основной школы. Педагогический коллектив МОБУСОШ с.Алферьевка, проведя анкетирование и систематизированный анализ образовательных потребностей учащихся 8 классов, дав оценку материальным и кадровым ресурсам образовательного учреждения, определил введение на первоначальном этапе следующего профиля обучения - информационно-технологического.

Образовательным учреждением проводятся все программные подготовительные мероприятия с целью обеспечения качественного перехода на  разнообразные профили).

В соответствии с планом мероприятий по введению предпрофильной подготовки были определены следующие приоритетные направления:

  • модернизация материально-технической базы учреждения в соответствии с заявленными профилями обучения;
  • организация системы подготовки педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • организация учебно-методической работы: разработка программ курсов по выбору для системы предпрофильной подготовки учащихся, процедура рецензирования, утверждения программ.

Роль системы дополнительного образования.

Образовательная деятельность системы дополнительного образования нашего образовательного учреждения обусловлена социальным заказом, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов и направлений на базе общекультурных, художественных, социальных, профессиональных и прочих интересов детей. Свободный выбор дополнительных занятий, связанных с саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением, осуществляется на основе интересов детей и их потребностей.

Основной целью образовательной деятельности системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  • сохранение единого образовательного пространства на основе обеспечения непрерывности образования и преемственности содержания основного и дополнительного образования;
  • обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования;

  • совершенствование содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов, технологий;
  • развитие творческих способностей личности, создание условий для формирования опыта творческой самодеятельности ребенка и учителя;

-        активизация познавательной активности, расширение и углубление теоретических знаний и практических навыков в различных направлениях, сферах жизни;

-        активизация досуговой деятельности с целью формирования духовного и социального здоровья обучающихся, профилактики асоциального поведения личности, правонарушений,
безнадзорности и беспризорности;
          - привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления, физического развития личности;

  • формирование навыков общения, коммуникативных навыков;
  • профориентационная работа;
  • совершенствование и развитие форм межведомственного взаимодействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами.

Сегодня мы уже можем говорить о реальном соединении общего и дополнительного образования, которое создаёт действительные предпосылки всестороннего и многогранного образовательно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающего формирование, развитие и воспитание у подрастающего поколения тех свойств и качеств, которые дают ему возможность жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических условиях. Это не только новый этап в развитии системы дополнительного образования детей, но это и качественное изменение деятельности общеобразовательной школы, так как организация и методика проведения занятий в системе дополнительного образования детей, отличаясь большой демократичностью и творческим подходом во взаимоотношениях педагогов и воспитанников, оказывает соответствующее влияние на классно-урочную систему самой школы.

В задачи системы дополнительного образования нашей школы входит:

  • создавать культурную эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;
  • способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;
  • выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования нашей школы ведется по многим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное,  научно-техническое, историко-краеведческое. Она имеет конкретные, присущие только ей характерные черты, поскольку:

  • осуществляется в свободное от основной учебы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности обучающихся в течение года;
  • характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации;
  • направлена на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и дает право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий;

  • создает условия для получения дополнительного образования всеми детьми: одаренными, социально незащищенными, инвалидами и др.;
  • носит неформальный и комфортный характер для всех участников.

Таким образом, система дополнительного образования в нашем образовательном учреждении ведет к главной цели системы образования, которая во многих цивилизованных странах мира формулируется как целенаправленная сознательная подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни.

Развитие здоровьеформирующей образовательной среды.

В последнее десятилетие образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексных медико-психологических обоснований, без учета состояния здоровья основной массы учащихся. Усугубляет проблему совокупность воздействия ряда неблагоприятных факторов: ухудшение материального положения многих семей учащихся; учебные перегрузки в связи с массовым изменением статуса образовательных учреждений;  эмоционально-стрессовые перегрузки; недостаточная двигательная активность. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьника социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т. д. Если учесть, что здоровье на 50 % определяется образом жизни, на 20 % - экологией, на 20 % - наследственностью ( которая в свою очередь зависит от образа жизни и экологии) и только на 10 % -медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут способствовать формированию, укреплению и сохранению здоровья наших детей.

В связи с этим в образовательных учреждениях все настойчивее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой педагогической системы, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала формированию у него потребности в здоровье, формированию у него мотивации и понимания основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.
Проведенный нами анализ методических подходов, форм и методов организации работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в российских образовательных учреждениях свидетельствует о следующем:

  • задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждений, что, несомненно, является положительным фактом;
  • различные формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются в подавляющем большинстве образовательных учреждений;
  • в большинстве образовательных учреждений используются малодейственные формы работы по охране и укреплению здоровья, такие как лекции, беседы;
  • в то же время в ряде образовательных учреждений накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья;

  • в ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия;
  • при ценности и важности вышеуказанной медицинской помощи детям остается неиспользованным оздоровительный потенциал образовательного учреждения.

Практически во всех регионах разрабатываются авторские программы, которые, как правило, включают один или несколько разделов (блоков):

  • рациональную организацию учебного процесса, способствующую дифференциации и индивидуализации обучения;
  • внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, круглых столов, семинаров и т. п.);
  • работа с детьми во внеурочное время (день здоровья, день защиты детей, оздоровительные лагеря и т. п.);
  • организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, повышение двигательной активности (спортивно-массовые состязания, соревнования, динамические паузы, часы активного отдыха);
  • внедрение оздоровительных процедур в организацию оздоровительных мероприятий.

Однако эффективность этих программ не очень высока, и это определяется прежде всего тем, что системно и регулярно эта работа ведется лишь в немногих школах. При организации этой работы основные школьные факторы риска - нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методов и методик обучения, низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы - остаются практически без внимания.

В связи с этим насущной проблемой является восстановление статуса образовательных учреждений, призванных растить физически и психически здоровых граждан, сформировать у учащихся потребность в хорошем здоровье, научить ответственно относиться не только к своему здоровью, но и здоровью окружающих людей. По итогам реализации программы развития 2010-2013 гг. в нашей школе проводится разработка и внедрение в практику новых технологий организации индивидуальных и массовых, личностно-ориентированных мероприятий по проблемам здорового образа жизни и профилактике вредных привычек средствами физической культуры и спорта: внедрение технологий обучения здоровью, воспитания физической культуры и укрепления здоровья, оздоровительные и здоровьесберегающие технологии.

Основной целью реализации программы развития в области обеспечения здоровьеформирующей среды является: создание условий для формирования личности, психофизически, духовно и социально здоровой, владеющей теоретическими и практическими навыками и умениями сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • обеспечение системного, комплексного подхода к формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся на основе поддержания материально-технической базы образовательного учреждения и рациональной организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
  • активизация познавательной активности, расширение и углубление теоретических знаний о психофизических особенностях организма, основах здорового образа жизни;
  • формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового образа жизни, освоение его комплексной характеристики, профилактика вредных привычек средствами физической культуры и спорта;
  • приобретение, совершенствование и укрепление практических навыков физического и психического оздоровления;

  • повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности по вопросам понимания и пропаганды основ здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, наркомании, табакокурения, использования ПАВ;
  • привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления, физического развития личности;
  • активизация досуговой деятельности с целью формирования духовного и социального здоровья обучающихся, профилактики асоциального поведения, правонарушений, безнадзорности и беспризорности;
  • совершенствование и развитие форм межведомственного взаимодействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами.

Модель здоровьеформирующей среды ОУ.

Модель здоровьеформирующей среды в нашем образовательном учреждении состоит из следующих блоков:

  • здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;
  • здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса;  
  • медико-социально-психологическое сопровождение;
  • технология обучения, формирования и укрепления здоровья;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • оздоровительные технологии.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что фундаментальной основой любой работы по обеспечению здоровьеформирующего пространства образовательного учреждения являются два базовых блока: здоровьесберегающая инфраструктура и здоровьсберегающая организация учебно-воспитательного процесса ОУ.

Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ - это наличие, состояние и обеспеченность материально-технической базы ОУ, которая создает базовые условия для формирования культуры здоровья обучающихся. Основные усилия администрации нашей школы направлены на поддержание и укрепление материально-технической базы ОУ. При этом без кадрового обеспечения ОУ специалистами для организации работы педагогического коллектива в данном направлении (педагог-психолог, педагоги дополнительного образования) вопрос об эффективности реализуемых программ также можно поставить под сомнение. Именно этот блок создает надежный фундамент, который обеспечивает эффективность проводимых мероприятий по обеспечению здоровьеформирующей среды в нашей школе.

Реализация мероприятий блока по здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса создает условия для снятия перегрузки, чередования учебного труда и активных физкультурно-оздоровительных двигательных мероприятий в режиме дня, повышает эффективность учебного процесса, создает условия для системного функционирования ОУ.

Необходимыми ступеньками в нашей работе является организация медицинского обслуживания, социально-психологическое сопровождение обучающихся и организация рационального питания. Для осуществления активно-деятельностного подхода в формировании культуры здоровья обучающегося нами апробируются следующие технологии:

  • технология обучения здоровью;
  • технология формирования и укрепления здоровья;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • оздоровительные технологии.

Технология обучения здоровью предусматривает организацию системной работы по обучению гигиенической культуре, основам рационального питания, формирование экологической и валеологической культуры, междисциплинарной программы «Здоровье», программы «Правильное питание», проведения медико-гигиенической профилактики.

Основу технологии формирования и укрепления здоровья составляет комплекс мероприятий по повышению двигательной физической активности, привлечению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, система занятий по расширению и углублению знаний по вопросам мотивации ЗОЖ.

В рамках урочной и внеурочной работы используются различные формы и методы по приобретению, совершенствованию и укреплению практических навыков физического и психического оздоровления. Системная работа по профилактике вредных привычек, правонарушений, асоциального поведения, пропаганде ЗОЖ, ПДД, работе по расширению и углублению знаний по ОБЖ составляет основу реализации здоровьесберегающей технологии. Широкий спектр комплексных системных мероприятий в этом направлении и высокая результативность доказывает эффективность проводимой работы.

И, наконец, оздоровительные технологии, где акцент работы по укреплению и сохранению здоровья переносится в медицинско-профилактическую диагностику. Особое внимание в этом направлении мы уделяем вопросам профилактики нарушения осанки, плоскостопия. В ходе реализации программы развития 2010-2013 гг. в этом направлении внедрялась технология диагностики, профилактики и коррекции нарушений осанки у детей (плоскостопия и сколиоза) средствами физической культуры и спорта.

Важное место в нашей работе занимает межведомственное взаимодействие и тесное сотрудничество с такими учреждениями, как МОУ ДОД ДЮСШ ), МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», районным детско-юношеским центром (пропаганда ПДД и профилактика ДДТТ). Образовательное учреждение является экспериментальной площадкой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.  Высокие результаты в спортивной деятельности, выступления школы на конкурсах и соревнованиях показывают высокую эффективность этого взаимодействия.

В ходе реализации настоящей программы развития вопросы обеспечения здоровьеформирующей среды остаются актуальными и являются базовой основой для проводимых мероприятий по реализации задач по повышению качества и эффективности образования. Продолжается работа по приобщению обучающихся к разработке различных проблем по мотивации здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Таким образом, на сегодняшний день мы уверены, что наша модель системы комплексной работы по формированию культуры здоровья школьника, укреплению и сохранению его здоровья, способствует развитию его физических, интеллектуальных и духовных возможностей, способствует совершенствованию психофизиологических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы обучающегося, что, в конечном итоге, дает возможность выпускнику нашей школы быть полноправным, здоровым гражданином нашего общества.

Состояние и перспективы совершенствования системы преподавания физической культуры в свете современных концептуальных подходов.

 В переживаемый нами период интенсивного реформирования школы, характеризующийся расцветом инновационных процессов, изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных и стандартных средств и методик преподавания физической культуры. Поэтому приоритетным направлением проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания общего образования является введение инновационных технологий преподавания физической культуры, призванных обеспечить формирование, укрепление и сохранение здоровья школьников. Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности. С самого начала решение задач прикладной физической подготовки осуществлялось в ущерб комплексному подходу, когда роль физической культуры в качестве важнейшего и эффективнейшего средства интеллектуального, нравственного, эстетического развития только декларировалась. Это, естественно, не могло не оказать негативное, деформирующее влияние на всю систему формирования физической культуры,  определение ее роли  и места в обществе, представления об основном содержании процесса физического воспитания.

К сожалению, подобный подход в значительной мере характерен и для современной практики физического воспитания. Вместе с тем есть и важное обнадеживающее отличие, которое состоит в том, что мы начинаем делать первые шаги в деле формирования новой системы представлений о ценностях физической культуры, предполагающей отказ от их лишь утилитарного использования в качестве воздействия на физическую природу человека. Подробный анализ факторов, обусловливающих бесперспективность попыток решения проблемы здоровья детей лишь за счет двигательной активности на уроках физической культуры, должен быть предметом отдельного серьезного обсуждения. Здесь же следует напомнить: несмотря на существование совершенно справедливого афоризма «Движение - жизнь», здоровье детей зависит не только от уровня двигательной активности. В частности, отрицательное влияние на него оказывают нарушение гигиенических требований режима дня, учебного процесса, режима питания, его недостаточная калорийность, сложность учебных программ, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки и еще многое другое. Комплексное воздействие всех этих факторов, являющееся, к сожалению, одной из характерных черт нашей действительности, способно напрочь перечеркнуть какие бы то ни было положительные влияния от использования средств физической культуры, даже при условии идеальной постановки процесса физического воспитания в школе, не говоря уже о той ситуации, когда обучающиеся ничего, кроме двух уроков, не имеют. Поэтому в определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры. Изложенные выше суждения о причинах, обусловливающих нынешнее состояние физического воспитания школьников, выдвигают на первый план вопрос о перспективах его совершенствования, прежде всего о том, какой должна быть общая структура учебного процесса, что должны представлять собой составляющие его элементы, каковы особенности взаимосвязей между ними.

При осуществлении попыток формулирования ответов на эти вопросы представляется наиболее правильным ориентироваться на идеальный вариант. Нам уже сейчас представляется совершенно необходимым ориентироваться на образец, который поможет избежать неоправданных шараханий, тупиков, грубых ошибок на путях реорганизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе. Этим обстоятельством обусловливаются целесообразность и прикладная значимость попыток формулирования, анализа, обобщения представлений об идеальном варианте построения этого процесса уже сейчас. Итак, по нашему мнению, наиболее эффективной может быть такая система организации работы по физическому воспитанию в рамках учебного расписания школы, в которой имелись бы следующие элементы.

  • Урок, проводимый в форме академического занятия, на котором обучающимся предлагались бы сведения из истории физической культуры, гигиены физических упражнений, физиологии движений, биомеханики физических упражнений и т. п.
  • Еще один урок должен носить инструктивно-методический характер и проводиться в форме учебной практики. На этих уроках обучающиеся осваивают доступные и необходимые прежде всего в прикладном отношении знания из методик тренировки, освоения различных упражнений, воспитания основных двигательных качеств и т. п. На них обучающиеся не просто усваивают методические знания, но и осуществляют попытки их использования на практике, например при составлении и опробовании комплексов упражнений по развитию физических качеств или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигательного действия. Помимо этих двух уроков должно быть еще не менее трех занятий, которые по своему содержанию собственно уроками могут и не быть, но должны иметь место в учебном расписании как в первой, так и, что еще лучше, во второй половине учебного дня, и обязательны для всех школьников. Главная направленность таких занятий - тренирующая или рекреативно-оздоровительная. В процессе их проведения должны также закрепляться знания и умения, приобретенные на уроках физической культуры. Все вместе эти виды занятий должны составлять обязательный минимум физкультурных занятий, организуемых в рамках учебной работы по физической культуре в школе.

Однако надо отчетливо понимать, что задачи образовательной направленности не только очень важные, но и самые сложные для реализации в технологическом отношении. И здесь объективные трудности усугубляются трудностями субъективного характера. Как было показано при описании «идеальной» модели организации учебной работы по физической культуре, она должна строиться из физкультурных занятий трех видов: академических, инструктивно-методических и собственно практических.

В этом как раз и проявляются стратегическая важность и неоценимое прикладное значение эффективной реализации задач образовательной направленности в деле обеспечения необходимого уровня двигательной подготовленности, физкультурной образованности, повышения уровня физической и общей культуры обучающихся.

Представленная модель организации работы по физическому воспитанию школьников многим наверняка покажется уж слишком нереальной для осуществления в обозримом будущем. Действительно, было бы наивно сейчас пытаться реализовать ее в полном объеме. Вместе с тем следует отметить, что отдельные ее фрагменты не только возможны, но и уже реализуются нами на практике. Настоящая программа предполагает в 2011-12 учебном году введение 3-го часа преподавания физической культуры по вышеизложенной схеме.

Анализ тенденций и результатов научных исследований в области инновационных преобразований современных систем преподавания физической культуры позволяет среди множества используемых в настоящее время форм организации обучения выделить технологию специализированного преподавания.

Специализированное преподавание позволяет в течение учебного года использовать технологию параллельно-раздельного обучения в 7-8 классах (юноши и девушки), что не предусмотрено программой по физическому воспитанию для общеобразовательной школы. Физиологические особенности подросткового возраста накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса. Более отчетливо проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий.

Использование элементов параллельно-раздельного преподавания физической культуры в 7-8 классах возможно без дополнительного финансирования. Главной особенностью распределения учебной нагрузки между работающими учителями физической культуры является то, что классы в одной параллели должны поровну распределяться между ними, с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Особенностью расписания является постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры. Такая расстановка классов в расписании позволяет соединить по половому признаку обучающихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение определенного временного периода (например, для девушек ведется преподавание по разделам «Гимнастика с элементами акробатики», «Ритмическая гимнастика», уроки можно проводить с использованием музыкального сопровождения, для юношей - совершенствование техники спортивных игр - футбол, баскетбол).

При такой организации уроков удовлетворяются интересы обучающихся обоих полов: девушки в этом возрасте чаще всего хотят формировать красивую фигуру, совершенствовать изящество движений, походку, юноши стремятся развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Таким образом, данная форма организации параллельно-раздельного преподавания физической культуры как элемента специализированного преподавания позволяет повысить эффективность и результативность занятий физической культурой, что, в свою очередь, приведет к повышению качества преподавания по отдельным разделам программного материала образовательной области «Физическая культура». Кроме того, при использовании данной формы организации учебных занятий по физической культуре создаются психологически комфортные условия для реализации возможностей обучающихся подросткового возраста в области формирования основ физической культуры и полноценного их психофизического развития.

 

Совершенствование педагогической системы по подготовке обучающихся к безопасной жизнедеятельности.

Педагогический коллектив одним их приоритетных направлений своей деятельности выбрал подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности. И, как показало время, именно это направление является наиболее востребованным и актуальным. В новой исторической эпохе спасти человека от собственных глобальных действий сможет только своевременное осознание взаимосвязанного комплекса современных проблем безопасности, которое первым условием любой жизнедеятельности сочтет безопасность человека, общества и окружающей среды. С года школа работает в статусе экспериментально-педагогической площадки по проблеме «Разработка и апробация педагогической системы подготовки учащихся общеобразовательной школы к безопасной жизнедеятельности». Основной целью этой работы является обеспечение условий для формирования личности, безопасной для окружающих и умеющей защитить себя.

Человек, безопасный для окружающих - это высокообразованная, высоконравственная, духовно и физически здоровая личность.

Человек, умеющий защитить себя, - это личность, обладающая волевой готовностью к гражданскому, патриотическому поведению и навыками поведения в сложных жизненных ситуациях.

Основным направлением деятельности педагогического коллектива на этот период заявлена работа по воспитанию волевой готовности к патриотическому и безопасному поведению в социуме.

Основной целью программы развития на 2010-2015 гг. является соединение учебной и внеучебной деятельности в целостном процессе формирования личности безопасного типа.

Основными направлениями опытно-экспериментальной работы являются:

  • обеспечение непрерывности и преемственности общего и дополнительного образования с целью реализации программ, сориентированных на воспитание компонентов готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности;
  • разработка компонентов содержания дополнительного образования, значимых для реализации базовых образовательных линий, способствующих становлению ценностного отношения обучающихся к патриотическому и безопасному поведению в социуме;

-        создание условий для формирования психофизически, духовно и социально здоровой личности, владеющей способами укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;

  • создание эффективной модели управления образовательным процессом на основе программно-целевого метода;
  • разработка экспериментальных и дидактико-технологических материалов по теме опытно-экспериментальной работы и их апробация в учебно-воспитательной работе.

За этот период по воспитанию волевой готовности к патриотическому и безопасному поведению в социуме были разработаны программы:

  • по патриотическому и гражданскому воспитанию;
  • социальные проекты, направленные на расширение и углубление теоретических и практических навыков поведения в экстремальных ситуациях;
  • программы, социальные проекты по вопросам безопасности обучающегося как участника дорожного движения; программы, курсы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • разработка программ дополнительного образования детей, направленных на повышение творческой и познавательной активности в области личной, групповой и общечеловеческой безопасности;
  • разработка оздоровительных программ организации летнего отдыха детей с учетом целей и задач опытно-экспериментальной работы по формированию качеств личности безопасного типа.

В результате проведенной работы в этом направлении разработана конструкция образовательной программы школы, интегрирующей системы общего и дополнительного образования посредством распорядительно-нормативно-правовых локальных актов и учебно-программной документации. В качестве ведущей определена ценностно-смысловая функция системы общего и дополнительного образования, предусматривающая становление ценностного отношения обучающихся к патриотическому и безопасному поведению в социуме. Вследствие этого обучающиеся становятся носителями ценностей и смыслов теоретического обучения и практического овладения способами патриотической, культурной, безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни и эколого-нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.

Настоящая программа развития предусматривает активное продолжение деятельности педагогического коллектива по данной проблеме, так как за прошедший период вопросы безопасности не стали менее актуальными. Нами продолжают рассматриваться среды безопасности, в первую очередь образовательная,    которая    включает    в    себя    урочную    и    внеурочную деятельность с точки зрения расширения и углубления подачи информации, необходимой и ценной для безопасности жизнедеятельности, активизации познавательной активности обучающихся в этой области, совершенствования навыков поведения в экстремальных ситуациях. Однако в настоящее время основной задачей мы определяем осуществление поиска технологий формирования коллективного педагогического субъекта образовательного процесса как фактора воспитания компетентной личности, способной к патриотическому и безопасному поведению в социуме. Нам необходимо разработать различные модели помощи семье в контексте формирования коллективного педагогического субъекта образовательного процесса.

Кроме того, мы понимаем, что наиболее эффективными с точки зрения формирования культуры безопасности жизнедеятельности в настоящее время являются современные информационно-коммуникационные технологии. Программно-аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др.

С их использованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов. Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации - все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально-чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им.

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов.

Для более эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности мы дифференцируем культурно-информационные воздействия не только с учетом классификации объектов формирования культуры и специфики отдельных составляющих технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности, но и принимая во внимание особенности предметных направлений в области безопасности жизнедеятельности. Для этого мы различаем следующие направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которые частично нами уже отработаны в ходе реализации предыдущих программ развития образовательного учреждения:

  • морально-психологической безопасности;
  • физической безопасности;
  • экологической безопасности;
  • безопасности в чрезвычайных ситуациях;
  • правовой безопасности;
  • социальной безопасности;

-        информационной безопасности;

-медицинской безопасности; военно-прикладной безопасности. Новая программа развития определяет мероприятия для продолжения   работы   по  формированию   культуры  безопасности жизнедеятельности в таких средах безопасности, как информационная, экологическая, правовая, военная, продолжается работа   по   совершенствованию   знаний   в   области   морально-психологической, физической, социальной безопасности. В данном направлении   рассматривается   вопрос  об   использовании   возможностей предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов и профильного обучения на старшей ступени обучения с учетом интеграции общего и дополнительного образования.

Направление морально-психологической безопасности подразумевает развитие духовно-нравственных, моральных и психологических качеств личности, способствующих формированию ответственного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В рамках направления физической безопасности должны проектироваться и реализовываться культурно-информационные воздействия, направленные на физическую подготовку к опасным и чрезвычайным ситуациям, развитие силы, выносливости, гибкости, быстроты и точности движений, повышения «запаса прочности», необходимого для снижения рисков получения травм, ранений и увечий в повседневной жизни и в условиях ЧС.

По направлению экологической безопасности культура формируется на основе знаний об окружающей среде, ее состоянии, глобальном характере негативного антропогенного воздействия на атмосферу, гидросферу, литосферу, фауну и флору, ставящем под угрозу существование жизни на планете.

Известно, что улучшение экологической ситуации невозможно обеспечить только централизованными нормативными -правовыми, организационными и инженерно-техническими мероприятиями без учета человеческого фактора. Поэтому особую роль при формировании культуры безопасности жизнедеятельности по данному направлению играет привитие норм экологической безопасности обучающимся, родителям.

Формирование культуры в направлении безопасности в условиях ЧС представляет собой привитие знаний об источниках ЧС природного и антропогенного происхождения, характере и способах защиты от поражающих факторов этих источников, а также умений и навыков предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, безопасного поведения в указанных условиях.

Основу направления правовой безопасности будут составлять мероприятия по развитию правовых знаний и норм в области безопасности жизнедеятельности, воспитанию готовности к правовой оценке опасных событий, поведению в соответствии с отечественным законодательством и нормами международного права. Из практики известно, что знание законов зачастую сочетается с противоположным поведением - поиском путей их обхождения, нарушения в корыстных и иных целях. Поэтому особое значение имеет воспитание правового сознания, правовых убеждений.

Направление социальной безопасности подразумевает привитие норм безопасного поведения в социуме, формирование уважительного отношения к членам общества, осознания необходимости поступиться личными интересами ради обеспечения общественной безопасности.

По направлению информационной безопасности будут проектироваться и осуществляться культурно-информационные воздействия, направленные на предупреждение или смягчение последствий  влияния на людей мощного деструктивного информационного потока, подавляющего их волю противостоять современным угрозам и опасностям, развивающего утилитарное, эгоистическое отношение к окружающему миру.

Направление медицинской безопасности включает в себя сведения из валеологии, информацию о факторах, способствующих укреплению здоровья и негативно на него влияющих, практических мерах предупреждения развития вредных привычек, алкоголизма и наркомании, а также умения и навыки оказания необходимой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях. Кроме того, существенное значение должно уделяться привитию норм здорового образа жизни как основного фактора успешного становления и развития человека.

В рамках направления военно-прикладной безопасности проводятся мероприятия по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и формируются знания, умения и навыки обеспечения безопасности при прохождении военной службы в мирное время и период ведения боевых действий.

Решение задач по формированию  культуры безопасности жизнедеятельности   обеспечивается    путем    реализации    программных мероприятий по следующим направлениям. Организационно-методические мероприятия:

  • проведение социологических исследований по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
  • проведение экспериментальных исследований по оценке технико-экономической эффективности различных видов культурно-информационных воздействий;
  • использование современных технических средств реализации культурно-информационных воздействий;
  • издание дидактико-технологических материалов по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Мероприятия по формированию мотивации безопасной

жизнедеятельности:

-        проведение экспериментальных исследований по формированию мотивации безопасной жизнедеятельности у различных категорий населения;

-        разработка методических рекомендаций педагогическим работникам по формированию мотивации безопасной жизнедеятельности для различных категорий населения.

Мероприятия по воспитанию личности безопасного типа:

  • создание научно-методических основ воспитания в области безопасности жизнедеятельности;
  • разработка концепции воспитания в области безопасности жизнедеятельности;
  • разработка программы развития духовно-нравственного воспитания молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие психолого-педагогических технологий формирования качеств личности безопасного типа;
  • разработка воспитательных и просветительских программ формирования у обучающихся устойчивого стереотипа здорового образа жизни.

Мероприятия по привитию знаний, умений и навыков:

  • периодическая корректировка целей обучения в соответствии с задачами в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
  • повышение уровня развития учебно-материальной базы, создание комплексных и специализированных учебных городков, учебных классов, помещений, внедрение в практику современных технических средств обучения, аудиовизуальных средств отображения учебной информации;
  • повышение педагогического мастерства, совершенствование работы преподавателей, руководителей занятий.

Мероприятия по развитию современных технологий информационного воздействия:

-        разработка методических рекомендаций по формированию культуры безопасности жизнедеятельности для различных категорий населения с использованием современных технических средств массовой информации и информационно-коммуникационных технологий;

-        объединение информационных ресурсов в области безопасности жизнедеятельности.

Мероприятия по пропаганде знаний в области безопасности жизнедеятельности:

  • создание научно-методических основ развития пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности с учетом современных условий;
  • разработка рекомендаций по развитию пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности;
  • проведение исследовательской работы с обучающимися по темам, посвященным будням солдат и офицеров войск ГО, спасателей, пожарных, инспекторов ГИМС, героическим поступкам граждан, принимавшим участие в предупреждении и ликвидации ЧС;
  • разработка и выпуск боевых листков в рамках проведения дня защиты детей, отражающих символику безопасной жизнедеятельности.

Не вызывает сомнения тот факт, что уровень культуры человека степень его подготовленности, морально-психологической устойчивости, характер воспитания в значительной степени влияют на эффективность действий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Принимая во внимание сложность и многообразие этапов и операций процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности, целесообразно говорить о технологии, основу которой будут составлять различные виды культурно-информационных воздействий. Данные воздействия направлены на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способностей принятия безопасных решений в быту и на производстве, привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, выработку морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций и т. п. Для более эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности необходимо дифференцировать культурно-информационные воздействия с учетом особенностей предметных направлений в области безопасности жизнедеятельности.

Реализация перспективных мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности, приведенных в настоящей программе, позволит  значительно повысить уровень образованности обучающихся, родителей, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...

Программа «Развитие ребенка через привитие здорового образа жизни».

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитате...

Индивидуальный самообразовательный план по теме «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»

  Актуальность  темы:  Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых под...

Проект «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа»

Проект «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа»...

Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников

Статья посвящена актуальной проблеме – сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни воспитанников с практическим применением в условиях школы-интернат....

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...