интегрированный урок физическая культура и литература
план-конспект занятия по физкультуре (5 класс)

Колодеева Ольа Станиславовна

к 75-летию победы в ВОВ инегрированный урок "Путешествие в поэзию войны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока литературы и физической культуры в 5 А классе

Дата проведения урока 11.03. 2020г. Учителя  Анфилофьева З.М., Колодеева О.С.

Тема «Строки, опаленные войной».

Цель: познакомить с балладой Георгия Рублёва «Памятник в Берлине»

Задачи: - воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу;

- учить свободно выражать свои мысли и чувства;

-ориентироваться в пространстве;

- формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения;

-уметь читать карту

- формировать навыки коммуникативного характера.

Формируемые УУД

Личностные: жизненное, личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль и коррекция; рефлексия и оценка.

Познавательные:работа с ассоциацией, поиск информации, формулирование идеи, построение речевого высказывания, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, постановка проблем, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и далогической формами речи.

Основные понятия: карта, компостер, баллада.

Методы и формы обучения: работа в группах; работа с опорной схемой…; исследовательская деятельность

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание (корректировка, индивидуализация процесса обучения в т.ч. для детей с ОВЗ)

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

75-летию Великой Победы, ветеранам

II. Актуализация знаний

Цель.

-актуализировать учебное содержание необходимое для изучения нового материала;

-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

Правильно, ребята, сегодня свой Открытый урок мы посвящаем этой великой дате. Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев. Хотя прошло уже 75 лет, время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь. Все помнят 22 июня 1941 года. Без малого 4 года гремела грозная война. Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Почтим память всех павших минутой молчания.

Слушают учителей.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

-Пройти по заданному  маршруту, найти часть баллады, соединить  в единый стих

-организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения;

-организовать    исследовательскую д  еятельность

Организовать группы по 2 человека, раздать карты, расставить по маршруту

Пройти по маршруту

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Об этом сказал А. Твардовский, видевший это «сближение» своими глазами. Нормальное человеческое сознание не может смириться с уничтожением будущего – детства. Поэты видели свой долг в том, чтобы выразить в образах искусства чудовищность того, что делает с детством война.

V. Первичное закрепление

Цель.

- 71 год назад, 8 мая 1949 г. в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне.

Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет: 26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку.

Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. Ему посвящено это стихотворение.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

-тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

-проверить своё умение применять полученные знания

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

- После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. В 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.
- Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 г. на праздновании Дня физкультурника. Иван позировал скульптору в течение полугода, а после того, как памятник установили в Трептов-парке, несколько раз стоял в карауле возле него. Говорят, несколько раз к нему подходили люди, удивленные сходством, но рядовой не признался в том, что это сходство совсем не случайно. После войны он вернулся в Тамбов, где работал на заводе.

- В первоначальном варианте мемориала воин держал в руках автомат, но его решили заменить на меч. Он был точной копией меча псковского князя Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским, и это было символично: русские воины разгромили немецких рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий одержали над ними победу еще раз.
Работы над мемориалом велись на протяжении трех лет. Архитектор Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в Ленинград, и там была изготовлена 13-метровая фигура Воина-освободителя, весившая 72 тонны. В Берлин скульптуру переправляли частями. По рассказу Вучетича, после того, как ее привезли из Ленинграда, один из лучших немецких литейщиков осмотрел ее и, не обнаружив изъянов, воскликнул:

«Да это же русское чудо!».
- Мемориал был торжественно открыт в канун 4-й годовщины Победы над фашизмом, 8 мая 1949 г. В 2003 г. на Потсдамском мосту в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге Николая Масалова. Этот факт был подтвержден документально, хотя очевидцы утверждали, что во время освобождения Берлина таких случаев было несколько десятков. Когда попытались найти ту саму девочку, откликнулось около сотни немецких семей. Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.

.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

В заключении хотелось бы напомнить, что мы с вами живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.Спасибо всем за участие. Заканчивая наш урок, нам бы хотелось услышать от вас, дорогие ребята, с каким настроением, с какими чувствами вы уйдете с сегодняшнего урока?

- Я уйду с чувством великой гордости за свой русский народ, который проявил огромное мужество и стойкость, защищая Родину. Я увидел это и услышал в стихах, которые прозвучали сегодня.

- Я уйду с твердой уверенностью, что нельзя забыть те бедствия, то горе, которое принесла нашему народу война.

- Я уверена, люди всех поколений будут помнить тех, кто отдал жизни, защищая нашу Родину от полчища фашистов, а книги русских поэтов и писателей нам в этом помогут.

- Благодаря стихам, которые мы сегодня услышали, я еще раз убедился, что все погибшие в этой войне достойны светлой памяти.

IX. Д/з.

X

1. День Победы мы в который раз

    Всем народом дружно отмечаем,

    И не спрятать этих грустных глаз,

    Потому что всех погибших вспоминаем…

    Вспоминаем тех, кто не дожил

    До этого мирного дня,

   Вспоминаем тех, кто мечтал и любил…

    И тех, кем гордится страна!

   - Как вы, ребята, думаете, кому и чему посвятим мы нашу сегодняшнюю встречу?

    (посмотрите вокруг)

3. «Когда грохочут пушки, молчат музы,» - гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны голоса  муз  перекрывали грохот пушек, и музы      вели в бой! Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей. Поэтому и на нашем уроке сегодня прозвучит стихотворение о Великой   Отечественной войне, о тех людях, кто в грозные годы войны показывал образцы мужества, стойкости, умения  побеждать!

  Война, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней. Многие матери лишились сыновей, жены  потеряли мужей, дети остались сиротами. Война      всё меняла, всё переворачивала с ног на голову: рушились планы, судьбы, жизни людей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики

Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...

Интегрированный урок физической культуры и русского языка

Интегрированный урок физической культуры и русского языка...

Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "

Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

интегрированный урок( физическая культура и литература) в 3 классе" "Устное народное творчество"

В основе урока положено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, в процессе урока, эти сказки сочетаются с эстафетами и играми, по теме урока....

Конспект интегрированного урока физической культуры и литературы. Раздел гимнастика по теме "Стойка на голове и стойка на лопатках." в 5 классе.

Интегрированный урок физической культуры и литературы, позволяющий осуществить междпредметные связи....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...