Развитие общей гибкости у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики
статья по физкультуре

Сосновская Анастасия Владимировна

Актуальность данной темы заключается  в том, что развитие гибкости у  детей составляет одну из главных предпосылок движений и обеспечивает способность выполнять движения с наибольшей амплитудой. Но в естественных условиях  ребёнок использует сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости. Индивидуальное развитие гибкости обеспечивает  детям необходимый уровень межмышечной координации, оптимальное соотношение экзогенных и эндогенных факторов в моделировании подвижности, что очень важно в условиях обучения, трудовой, бытовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_gibkosti-1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общей гибкости у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики

Выполнила:  Сосновская Анастасия Владимировна, учитель физической культуры ГБОУ ЦО № 173, Петроградского района, города Санкт-Петербург

     Актуальность данной темы заключается  в том, что развитие гибкости у  детей составляет одну из главных предпосылок движений и обеспечивает способность выполнять движения с наибольшей амплитудой. Но в естественных условиях  ребёнок использует сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости. Индивидуальное развитие гибкости обеспечивает  детям необходимый уровень межмышечной координации, оптимальное соотношение экзогенных и эндогенных факторов в моделировании подвижности, что очень важно в условиях обучения, трудовой, бытовой деятельности.

Цель Обосновать эффективность использования комплекса физических  упражнений, направленного на развитие гибкости у  детей младшего школьного возраста.

Для решения Поставленной цели были сформулированы задачи.

Задачи:
1) Изучить специально-методическую литературу по вопросам обучения и воспитания  детей, а также особенности развития у них гибкости.
2) Разработать специальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие гибкости и внедрить его в учебный процесс   детей младшего школьного возраста.

3) Оценить влияние разработанного комплекса физических упражнений на   детей младшего школьного возраста

     Методы исследования

1. Анализ литературных источников. Изучение современных подходов решения задач по данной теме, психофизических характеристик рассматриваемого контингента, изучение их физиологических особенностей,   детей младшего школьного возраста.

2. Изучение и анализ опыта ведущих специалистов.                                                         3. Анализ выписок из медицинских карт. Ознакомившись с медицинскими картами детей, были выявлены диагноз, сопутствующие нарушения,  показания и противопоказания.

4. Тестирование  уровня общей гибкости.

Тестирования общей гибкости.

При выборе тестов пользовались рекомендациями автора И.В. Ляха, 1998 г.

Тест 1. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки (скамейки) до третьего пальца руки._ Преподаватель обеспечивает страховку. Если же выполнение вызывает трудности у ребёнка, то наклон туловища осуществляется сидя на полу и нулевой отметкой будут являться стопы. Чем ниже руки от нулевой отметки (или, чем дальше), тем лучше подвижность позвоночного столба.

Критерии оценки

«5» - отлично – руки на 10 и более см ниже нулевой отметки

«4» - хорошо – руки на  9 – 5 см ниже нулевой отметки

«3» - удовлетворительно – руки на 4 - 0 см ниже нулевой отметки

«2» - неудовлетворительно – руки выше нулевой отметки.

Тест 2. Разведение ног в стороны, поперечный шпагат. Занимающиеся садятся на пол и максимально разводят ноги в стороны, симметрично.  Измеряется угол в тазобедренном суставе, в градусах.

Критерии оценки

«5» - отлично – 180 – 160 градусов

«4» - хорошо – 160 – 140 градусов

«3» - удовлетворительно – 140 – 120 градусов

«2» - неудовлетворительно 120 – 100 градусов.

Организация исследования.

Исследования проводились  на базе ГБОУ ЦО №173 Петроградского района города Санкт-Петербурга.                    Контингент испытуемых младший школьный возраст.  

 Эксперимент проводился в 3 этапа:

1 этап: Анализ специально методической литературы,  сформирована тема квалификационной работы, постановлена  цель, задачи эксперимента.

2 этап: Ознакомление с медицинскими картами, проведение  тестирования и педагогического эксперимента.

  1. этап: Проведение контрольного тестирования, оформление результатов исследования и выводов.

В исследовании принимали участие 12 человек. Испытуемые были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную в каждой по 6 человек. Продолжительность эксперимента 5 месяцев (с сентября 2015 по январь 2016).

        В состав  контрольной и экспериментальной групп вошли дети младшего школьного возраста.

        Занятия проходили согласно школьному расписанию 3 раза в неделю по 40 минут. Дети контрольной и экспериментальной групп занимались по адаптированной программе физического воспитания.

        Экспериментальная группа 2 раза в неделю по 40 минут  занималась по разработанным комплексам физических упражнений для развития гибкости.

Содержание специального комплекса физических упражнений, направленного на развитие гибкости у  детей младшего школьного возраста

Комплекс упражнений для развития гибкости

1. Упражнения для развития подвижности суставов плечевого пояса.

2. Растяжение лучезапястного сустава при сгибании и разгибании.

3. Упражнения для развития подвижности голеностопных суставов.

4. Упражнения направлены на развитие гибкости грудного и поясничного отделов позвоночника, а также развитие гибкости в коленном суставе.

1) Скручивание корпуса.

2) Наклон вперёд, сидя ноги врозь.

5. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов. 

а) Махи ногами вперёд, назад и в сторону.

б)  Выпады вперёд.

Гимнастическая композиция

1. Передвижение на носках вперед – назад, работая лентой справа      «мелкой змейкой».

2.Наклон корпуса вправо, ноги на ширине плеч, правая руку на пояс, левая делает взмах  с лентой в сторону наклона, лента полностью должна перейти на сторону наклона. Тоже самое в другую сторону.

3.         Выпад вперед с правой ноги, взмах лентой вверх, опуская ленту перед собой «мелкой змейкой». Выпад вперёд с левой ноги.                                                                        

4. Поворот на 360°вправо, работая лентой справа «мелкой змейкой».

5. Выпад в сторону правой ногой, лента делает полукруг перед собой правой рукой, перекат на выпад в сторону левой ногой, лента осуществляет тоже самое движение. Во время переката происходит передача ленты из правой в левую руку.

6.Поворот на 360° влево, выполняя волнообразные движения лентой                  перед собой.

7. Передвижение на носках вокруг  по залу –выполняя круговые движения лентой вперёд, затем назад

8. Остановка около гимнастической стенки, держась за неё осуществляются махи вперёд\назад, рука с лентой прямая в сторону.

9. Лёгким бегом дети возвращаются на свои места, с «мелкой змейкой справа» садятся на пол, ноги прямые вытянуты вперёд. Взмах лентой вверх (голова сопровождает движение рукой), осуществляется наклон вперёд, движение повторяется 6 раз.

10. «Конечная поза» на усмотрение занимающихся.

ВЫВОДЫ

1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие физических качеств детей младшего возраста протекает неравномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. Из-за недостаточного уровня развития гибкости нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

     Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов, этот период – один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Это время привития навыка правильной осанки для развития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, пространственных представлений.

 2. Для решения поставленных задач, нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и подвижности в суставах. в разработанный комплекс включены упражнения, направленные на развитие гибкости грудного, поясничного отделов позвоночника, развитие гибкости в коленном суставе – скручивание корпуса, наклоны вперёд сидя, стоя, с помощью преподавателя, в парах и самостоятельные; а также упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов – махи вперёд, назад, в сторону, выпады вперёд и в сторону.

3. В результате проведённого исследования нами были выявлены: положительные изменения в состояние гибкости занимающихся. В первую очередь, увеличилась  амплитуда подвижности грудного, поясничного отделов позвоночника, увеличилась гибкость в коленном суставе в среднем на 5 см, а так же подвижность тазобедренных суставов в среднем увеличилась на 25 градусов. Используемый грамотно, данный комплекс упражнений становится существенным дополнением комплексу общеразвивающих упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...

Исследовательская работа: "Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста"

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимо...

« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики...

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста.

Методические рекомендации по развитию гибкости у детей младшего школьного возраста....

Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики

В статье представлены результаты исследования влияния программы занятий фитбол-гимнастикой на уровень интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а так же на уровень развития гибкости...