Методичекая разработка.Методика первоначального обучения плаванию
методическая разработка по физкультуре

Кимкетова Лилия Владимировна

Практика физического воспитания в России свидетельствует о том, что большое количество детей младшего школьного возраста не умеют плавать. Методическая разработка посвящается проблеме первоначального обучения плаванию детей 7-10 лет. Практическая значимость заключается в том, что были выявлены методы, наиболее эффективные при обучении детей плаванию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.118.92 КБ

Предварительный просмотр:


​ Аннотация

Практика физического воспитания в России свидетельствует о том, что большое количество детей младшего школьного возраста не умеют плавать. Методическая разработка посвящается проблеме первоначального обучения плаванию детей 7-10 лет. Практическая значимость заключается в том, что были выявлены методы, наиболее эффективные при обучении детей плаванию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………………...11

Введение

Данная программа разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Программа предназначена для начальных уроков плавания для детей 7-10 лет.

Цель программы: дать специальные знания, навыки, научить действиям на воде, научить плаванию.

Благодаря непрерывному обучению в образовательном учреждении достигается самый высокий уровень обучения детей плаванию.

Цели программы:

- укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких навыков гигиены;

- изучение техники плавания и овладение жизненными навыками плавания;

- обучение основам техники всех методов плавания и широкому спектру двигательных навыков;

- всестороннее физическое развитие (развитие основных физических качеств: сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) и координационных способностей;

- ознакомление с правилами водной безопасности и овладение прикладными навыками плавания;

- формирование интереса, мотивации к плаванию и здоровому образу жизни;

- воспитание нравственных, этических и волевых качеств.

Основная часть

Программа рассчитана на 4 месяца. Продолжительность занятий в группе 2 раза в неделю по 30 минут. Для распределения детей по группам проводится предварительный опрос родителей и проверка готовности детей к плаванию. В одной группе могут заниматься 10-15 детей.

Основные принципы:

1) занятия проводятся с использованием вспомогательного и защитного снаряжения: поролоновые ремни, плавательные доски, штанга безопасности. Постепенно, в процессе овладения навыком плавания, сокращается использование водоподдерживающих средств;

2) большое внимание уделяется психологической подготовке учащихся: устранению боязни воды, укреплению веры в собственные силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности;

3) на начальных тренировках по плаванию, при изучении спортивных методов, сначала параллельно выполняются кроль на спине и кроль на груди, затем способы брасс и дельфин;

4) программу можно разделить на три этапа:

- знакомство с водой; подготовительные упражнения в воде (овладение дыханием, элементарные ударные движения руками и ногами, скольжение, прыжки в воду); общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше;

- изучение техники плавания кролем на груди и спине, спады вперед с низкого бортика, прыжки под воду, новых общеразвивающих и специальных упражнений для пловца на суше; совершенствование навыков плавания;

- дальнейшее совершенствование навыка плавания кролем на груди и спине, изучение приемов и тактик учебных поворотов и стартов, знакомство с отдельными элементами техники плавания дельфином и брассом.

Основные навыки плавания, приобретенные на начальном этапе обучения:

- освоение в воде;

- погружение в воду;

- правильное дыхание;

- всплывание и лежание на воде;

- прыжки в воду;

- скольжение;

- движение в воде с использованием элементарных плавательных движений.

Вспомогательные инструменты, используемые на начальном этапе обучения:

- пенопластовые пояса;

- страховочный шест;

- плавательные доски;

- тонущие предметы.

Требования к разработке программного материала:

- знать о пользе плавания;

- знать правила поведения в бассейне;

- уметь выполнять простые специальные упражнения и комплексы на

на суше.

Уметь:

- выполнять 20-30 выдохов в воду;

- «звездочку» на груди и на спине;

- выполнять скольжение на груди и на спине с доской в руках и без доски;

- на мелком месте бассейна при нырянии доставать игрушки со дна;

- плавать любым способом, не касаясь стенок и дорожек бассейна 25м.

Контрольные нормативы и тесты.

В конце учебного курса для родителей и детей проводится открытый контрольный урок, который оценивает уровень освоения программы, а именно развитие выдоха в воду, скольжений, погружений под воду и умение плавать на 25 метров любым способом без остановки.

Критерии оценки:

«отлично» – если ученик способен выполнить все требования программы и плавать 25 метров без остановки, без удержания за бортик или дорожку бассейна;

«хорошо» – если ученик способен выполнить требования программы с небольшими ошибками и проплыть 25 метров любым способом, сделав не более двух остановок;

«зачет» – если учащийся с грубыми ошибками выполняет требования программы и преодолевает 25 метров, делая не более двух остановок;

«не зачет» – если ученик не может преодолеть контрольную дистанцию.

После прохождения учебного цикла по данной программе учащиеся могут продолжить совершенствование плавательной подготовленности или пройти повторный курс обучения плаванию.

Учебно-тематический план для группы начального обучения плаванию

1

Возраст (лет)

7-10

2

Количество занятий в неделю

2

3

Продолжительность одного занятия (мин)

30

4

Теоретическая подготовка (часов)

1

Правила поведения в бассейне

1

5

Практическая подготовка (часов)

В том числе: 

30

Подготовительные упражнения для освоения с водой

Учебные прыжки и погружения в воду
Маховые имитационные упражнения
(кроль на груди и кроль на спине, брасс, дельфин)

Гребковые имитационные упражнения

(кроль на груди и кроль на спине, брасс, дельфин)

Плавание по элементам
Плавание в полной координации
Старты и повороты

6

Соревнования и контрольные испытания

1

ВСЕГО

32

Организация занятий

Перед началом занятий на воде необходимо родительское собрание. Следует объяснить родителям о здоровье и практической значимости плавания. Рассказать о порядке и требованиях в бассейне, костюме, предметах гигиены. Попросить родителей обратить внимание на развитие у детей навыков личной гигиены, умения принимать душ, мыться, одеваться и раздеваться.

Непосредственно в бассейне до первого занятия и, при необходимости, на следующих занятиях с детьми, нужно поговорить о правилах поведения в бассейне.

Подготовительная часть занятия включает в себя упражнения, имитирующие движения рук и ног при плавании с использованием методов кроля на груди и спине. Следует помнить, что присутствие детей в глубоком бассейне требует от них повышенного внимания, поскольку они не могут (как в мелком месте) добраться до дна и отдохнуть. Поэтому плавание отрезков и сложность задач необходимо постепенно увеличивать. При условии соблюдения принципов последовательности и постепенности, строгой дисциплине детей, обучение в глубокой воде будет успешным и безопасным.

На начальной тренировке по плаванию ребенок, впервые попав в воду, чувствует себя неуверенно, боится удушья, мышцы ребенка всегда находятся в состоянии напряжения, его движения плохо скоординированы, угловаты и хаотичны. Поэтому, прежде чем обучаться технике спортивного плавания, дети должны освоиться с водной средой и овладеть специальными ведущими упражнениями.

Комплекс упражнений по освоению с водой – основное содержание первых занятий по плаванию. Дети учатся погружаться в воду, открывать глаза в воде, выдыхать в воду, плавать, лежать и скользить по воде. В дальнейшем большинство этих упражнений не включаются в занятия, за исключением скольжения и выдоха в воду, которые являются основой техники спортивного плавания.

Особое внимание следует уделить разработке правильной техники дыхания в воде, поскольку при плавании лицо обычно опускается в воду, и чем меньше горизонтальное положение пловца нарушается при вдохе, тем легче плавать. Поэтому осуществляется энергичный выдох в воду и быстрое короткое дыхание. Скольжение в воде в горизонтальном положении – основа навыка плавания. Это упражнение особенно полезно для робких детей, так как помогает преодолеть чувство неуверенности, а иногда и страха. Это полезно как для начинающих, так и для спортсменов. Занимаясь скольжением, они ищут положение, в котором сопротивление воды будет наименьшим, и затем, начав активные плавательные движения, стараются максимально сохранить его. Скольжения и выдохи выполняются много раз в каждом занятии.

Основным отличием на первом этапе обучения в глубоком бассейне является то, что на первых занятиях используются специальные вспомогательные средства (пенопластовые поплавки, которые крепятся ремнем на спине занимающихся). Это позволяет быстро преодолеть страх глубины и предотвращает несчастные случаи.

Упражнения для освоения основных навыков плавания.

С помощью подготовительных упражнений для овладения водой решаются следующие задачи:

1) формирование комплекса рефлексов (слуховых, зрительных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;

2) освоение рабочей позы пловца, чувство поддержки на воде и дыхание в воде – как подготовка к обучению технике спортивного плавания;

3) устранение инстинктивного страха перед водой – как основа психологической подготовки к обучению.

Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку познакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой, испытать плавучесть, плавучесть воды и ощущение поддержки на воде.

Учебные прыжки в воду.

Задачи:

1) устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой;

2) подготовка к успешному выполнению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.

При изучении прыжков необходимо соблюдать технику безопасности и дисциплину.

1. К прыжкам допускаются дети, овладевшие начальными навыками плавания.

2. Прыжки выполняются по команде педагога.

3. Необходимо объяснить детям, что прыгать можно только убедившись, что предыдущий прыгун отплыл на безопасное расстояние.

В процессе изучения подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой, в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей плаванию кролем на груди с параллельным изучением техники плавания способом кроль на спине.

Одна из особенностей плавания состоит в том, что движения выполняются в другой среде и в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении тела. Поэтому новички не могут выполнить сразу весь комплекс (согласованных и в определенной последовательности) плавательных движений.

Заключение

В процессе первоначального обучения плаванию нужно сделать акцент на таких упражнениях, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде. Следует применять и специальные упражнения для формирования навыков, предупреждающих возникновение страха перед опасностью на воде и создающих благоприятные условия для освоения плавательных движений.

Все начальные упражнения в погружениях, всплываниях, лежании на воде и особенно скольжениях выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела новичка. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.

Новичков необходимо научить открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится над водой. По окончании урока дать домашнее задание - погружать лицо в таз или ванну с водой. Установить постепенно увеличивающуюся продолжительность погружения лица в воду от 1-2 до 3-4 секунд и более.

При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза под водой и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

После освоения новичками движений ногами и руками, правильного дыхания на воде и первых попыток самостоятельного плавания можно начинать изучение плавания в вертикальном положении.

Вся подготовка должна познакомить, новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха. Кроме того, параллельно с этим решаются задачи воспитания у начинающих пловцов уверенности в успешном применении освоенных навыков.

Список использованных источников

1. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет): Автореф. канд. дис. наук. – М., 2013. – 14 с.

2. Васильев В.С., Савельев О.Ю. Подготовительные упражнения для обучения спортивным способам плавания / В.С. Васильев, О.Ю. Савельев // Физкультура в школе. – 2016. – № 6. – С. 43-45.

3. Гольцов В.Н., Трубицына Л.В. Методика начального обучения плаванию в условиях глубокого бассейна / В.Н. Гольцов, Л.В. Трубицына //Плавание. Ежегодник. – 2015. – С. 50-51.

4. Давыдов В.Ю., Манкевич А.В. Особенности методики начального обучения плавания детей 7-9 лет в условиях глубокого открытого бассейна / В.Ю. Давыдов, А.В. Манкевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 3. – С. 40-42.

5. Паравян Г.А. Обучение плаванию детей 7-10-летнего возраста в глубоких бассейнах / Г.А. Паравян // Плавание. – Вып. 2. – 2014. – С. 22-25.

6. Чекалдина М.Г. На «голубых дорожках» плывут малыши / М.Г. Чекадина // Плавание. Ежегодник. – 2015. – С. 42-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....

Методическая разработка "Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля"

В методичке дана разработка тем занятий по индивидуальному вождению автомобиля....

Конспект по плаванию для учащихся 3-5 классов "Обучение плаванию способом кроль на груди (движение ног, рук, дыхание)"

Цель: обучить согласованной работе рук, ног  и дыхания в кроле на груди.Задачи урока: 1. Образовательная:       •    обучать технике  гребка...

Авторская программа – «Методика первоначального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху».

Авторская программа – «Методика первоначального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху». Цели и задачи авторской программы: 1. Укрепление здоровья, закаливание организма, при...

занятие по плаванию "Обучение плаванию вольным стилем на груди"

Занятие предназначено для обучения детей плаванию на груди вольным стилем....

Из опыта работы "Игра как фактор создания ресурсной комфортности на уроках плавания (использование нестандартных упражнений для обучения плаванию)"

Бассейн нестандартного размера 12х4.5. Тренировачный процесс в таком бассейне практически невозможен. Занятия направлены не на достижение высоких спортивных результатов, а на обучение, оздоровление и ...