Авторская программа – «Методика первоначального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху».
методическая разработка на тему

Авторская программа – «Методика первоначального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху». Цели и задачи авторской программы: 1. Укрепление здоровья, закаливание организма, привитие стойких гигиенических навыков детям с ограниченными возможностями по слуху. 2.Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания. 3.Всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость. 4.Ознакомление с правилами безопасности на воде. Автор программы: Волкова Галина Спиридоновна – учитель физкультуры высшей квалификационной категории Елабужской школы-интерната I, II вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_plavaniyu.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)     образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I, II вида»

Авторская программа – «Методика первоначального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху».

Рецензенты:

1. Герасимова И.Г. кандидат педагогических наук, Зам. Директора колледжа физической культуры Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

2. Мартынова В.Г. кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института Казанского Приволжского федерального университета

Наша цель – воспитать полноценного человека без всяких скидок на глухоту.

                                                                                                                     (Э.И.Леонгард)

Методическая тема школы: «Применение и внедрение современных педагогических технологий в работу по формированию словесной речи неслышащих детей»

Цели и задачи авторской программы:

1. Укрепление здоровья, закаливание организма, привитие стойких гигиенических навыков детям с ограниченными возможностями по слуху.

2.Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания.

3.Всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.

4.Ознакомление с правилами безопасности на воде.

Автор программы:

Волкова Галина Спиридоновна – учитель физкультуры высшей квалификационной категории  Елабужской школы-интерната I, II вида

                                               

                                               

                                        План

  1. Введение.
  2. Влияние вестибулярного аппарата на обучение плаванию детей с     нарушением слуха.
  3. Психорегуляция.
  4. Этапы обучения.
  5. Методы обучения плаванию.
  6. Упражнения для освоения дыхания в воде.
  7. Обучению плаванию способами «кроль на груди» и «кроль на спине».
  8. Отдых на спине.
  9. Игры на воде.
  10. Правила поведения на занятиях.
  11. Заключение.
  12. Литература.

                                               Введение

                                                Уметь плавать – это прекрасно.     Плавание может

 пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить

источником удовольствия, здоровья и творческого долголетия.

                                                                                                      (Владимир Сальников,

заслуженный мастер спорта,  

четырехкратный Олимпийский чемпион)

     Человек должен побеждать не только свое тело и свой разум, но и свое астральное тело. Мой опыт показывает, что нужно заставлять своих учеников пройти через одно или несколько испытаний – через Огонь, Землю, Воздух и Воду. Испытание водой состоит в умении настолько изменить вибрации тела, чтобы оно могло с полной безопасностью двигаться по поверхности воды.

      Цели начального обучения: научить ребят уверенно, безбоязненно держаться на воде, проплыть небольшое расстояние (10 – 15 м.) облегченным способом, максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию, заложить прочную основу для дальнейшего освоения спортивных и прикладных способов плавания.

     Научить плавать ребенка с ограниченными возможностями здоровья – значит привить ему жизненно необходимый навык. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно – двигательного аппарата или центральной нервной системы, развитие отклоняется от нормального. Плохо развитое мышечно – суставное чувство и некоторое нарушение ориентировки в пространстве входят в особенности физического развития глухих детей. Во время плавания человек находится в безопорном положении. Такое положение для глухих детей особенно трудно, так как в этот момент они теряют возможность ориентироваться в пространстве и способность управлять своим телом. Стремление как можно скорее выйти из него, т.е. найти точку опоры, создают трудности при обучении плаванию.

Плавание является одним из эффективных  средств гармонического физического развития человека, укрепления здоровья.

     Научиться плавать может и должен каждый. Ведь от умения плавать нередко зависит жизнь человека. Кроме того, плавание укрепляет организм, особенно сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы, благотворно влияет на опорно – двигательный аппарат, закаляет. Плавание, игры на воде развивают ловкость, выносливость, силу, доставляют огромное удовольствие.

     Регулярные занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание улучшает вентиляцию легких, закрепляет навык глубокого и ритмического дыхания. При плавании создаются особые условия для деятельности сердечно – сосудистой системы, отмечается замедление ритма сердечной деятельности.

     Для детей и подростков плавание является эффективным средством уравновешивания нервных процессов. Нервная система детей и подростков чрезвычайно подвижна, процессы возбуждения преобладают у них над процессами торможения. Поэтому дети более впечатлительны, эмоциональны, восприимчивы, что способствует быстрой утомляемости, создает опасность перевозбуждения и усталости.

     Плавание – одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50 – 80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводимостью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза больше чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы – солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

     Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно – легочной недостаточности, контрактурах суставно – мышечного аппарата.

     Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

                           

                                        Влияние вестибулярного аппарата

                     на обучение плаванию детей с нарушением слуха.

     Поражение вестибулярного аппарата встречается у значительного числа глухих. Вестибулярный анализатор обеспечивает равновесие тела в покое и в движении за счет рефлекторного сохранения или перераспределения мышечного тонуса во всем теле. Поражение вестибулярного аппарата приводит к нарушению способности поддержания равновесия.

     Овладение способностью сохранять равновесие постепенно формируется у глухих детей благодаря выработке у них связей между зрительным восприятием окружающей обстановки и собственного тела, своих движений и ощущениями при этих движениях. У глухих детей зрительная ориентировка имеет большое значение для поддержания равновесия при сохранении непривычной позы – плавания.

     Вместе со зрительным восприятием большую помощь для поддержания равновесия при плавании оказывают ощущения и восприятия, сигнализирующее о напряжении скелетной мускулатуры и о положении одних частей тела относительно других. Благодаря этому глухие дети удерживают равновесие при плавании. Дети с поврежденным вестибулярным аппаратом испытывают трудности при ориентировке в пространстве. Эти трудности наиболее заметно проявляются при нырянии в воду, так как новички боятся открывать глаза под водой. При прохождении пути под водой нужно воспринимать движение не  только двигательным анализатором, но и вестибулярным, управляющим направлением и поворотами при движении. Для этого необходимо, чтобы глухой ребенок многократно повторил упражнение с учителем, в результате чего у него возникнут устойчивые новые временные связи между ощущениями от движений по определенному направлению и последующими движениями.

     При обучении плаванию глухого ребенка нужно учить выполнять разнообразные движения, нарушающие привычное равновесие.

     Основная цель в обучении плаванию – научить глухого ребенка без опоры на зрение различать направление своих движений, особенно рук, длину или размах движений, их скорость и длительность, а также степень усилия при совершенствовании движений.

    Задачи: 

- закрепить комплекс двигательных ощущений, возникающих при плавании;

- научить плавным и различным движениям рук и ног за счет увеличения роли зрительных, тактильно – вибрационных восприятий;

- научить при плавании контролировать свои движения на основе ощущений и восприятий;

- научить произвольно в большей или меньшей степени направлять свои мышцы и расслаблять их, чтобы приобрести умения регулировать степень мышечного напряжения. При плавании дети должны научиться осознавать возникающие при этом ощущения мышечного усилия;

- учить детей анализировать свои движения и обозначить их словесно.

     При обучении плаванию часто оказывается необходимым вызвать у учащихся правильное движение, что достигается активным вмешательством учителя (тренера). Например, учитель помогает учащемуся сделать требуемый наклон, берет руку ученика и отводит ее до определенного предела, чем придает движению требующийся размах. Затем важно, чтобы учащийся осознал, какое движение он выполнил, и запомнил те ощущения, которые он выполнил при его выполнении. Образовавшееся представление о движении будет обеспечивать в дальнейшем его воспроизведение. Для развития ощущений и восприятий большое значение имеет осмысливание совершаемых движений, выраженное в словесной речи (счет). На занятиях дети должны приучиться понимать и считывать с губ. Учителю следует сочетать наглядный показ со словесной речью, необходимо, чтобы знакомые движения выполнялись без наглядного показа, только по словесным указаниям.

     Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения в моторике глухих детей. Количество глухих детей, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышают число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.

     Помимо потери слуха, у значительной части глухих школьников наблюдается и поражение вестибулярного аппарата, деятельность которого очень важна для координации движений , правильного распределения мышечного тонуса, для сохранения равновесия и правильной ориентировки в пространстве.

     Недостаточно развитый и слабо тренированный вестибулярный анализатор может быть причиной серьезных травматических повреждений, вызвать затруднения в формировании двигательного навыка.

                                           

                                                     Психорегуляция

     В безопасности плавания большую роль играет психологическая подготовка. При обучении плаванию глухих и слабослышащих детей необходима психологическая подготовка, которая предотвращала бы стрессовую реакцию там, где для нее нет объективных причин. Зная заранее, что появление такой мысли возможно, пловец уже спокойно воспринимает пробивающуюся тревогу, поскольку это не будет для него неожиданным. Экстремальность  в плавании чаще всего субъективна, но она вызывает те же явления, что и стрессовая ситуация. Поэтому с первых занятий плаванием необходимо научить юных пловцов предотвращать стресс в любой ситуации. Каждому ребенку полезно быть осведомленным о роли неуправляемых эмоций, знать, в чем может выражаться сознательное вмешательство в психические процессы, как изменить свое эмоциональное состояние в нужную сторону, как выработать эмоциональную устойчивость.

     Большую роль в психологической подготовке юных пловцов играет внушение и самовнушение. Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или иных психических состояний от одного лица к другому – прививанию, происходящему без участия воли (внимания) воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Внушение вообще непременно содержится в любом общении людей. Совет, указание, высказывание собственного мнения уже таят в себе внушение.

     Плавание и страх

     Если пловец психически не готов к тому, что дна может не оказаться под ногами, что в поисках его можно погрузиться в воду с головой, если человек не умеет, не любит или боится опускать лицо и голову в воду, то наступит испуг. Боязнь опустить голову в воду характерна в первую очередь для начинающих пловцов. Вот почему обучение плаванию должно начинаться с опускания лица в воду, открывания глаз в воде, с выдохов в воду. Кроме того, начинающий пловец должен научиться мысленно успокаивать, убеждать себя: «Не достану дна – ничего страшного, не беда, сил хватит, проплыву еще немного». У многих пловцов в сознании прочно сидит страх перед глубиной. Преодолеть страх перед глубиной, приучиться спокойно воспринимать толщу воды под и над собой помогают тренировки, во время которых надо погружать голову в воду и, если она прозрачная, рассматривать дно. Полезно научиться внушать себе уверенность. Умение владеть собой, приводить себя в нужное психическое состояние всегда пригодиться человеку.

     «Вдруг я утону» или «Вдруг судорога»

     Во время заплыва безотказно включаются психофизиологические механизмы стресса. На фоне сильной эмоции, страха возникает мысль – самовнушение: «Вдруг я утону!» или «Вдруг судорога!». Отрицательные эмоции, сопровождающиеся неосознанным самовнушением, оказываются обычно более разрушительными, чем те же неосознаваемые положительные. Чтобы положительные эмоции достигли максимального эффекта,  требуется методика, мобилизирующая резервы организма. Поэтому они нуждаются в постоянном контроле и управлении со стороны человека.

     Важно иметь в виду, что, поставив себе задачу - изменить настрой, человек способен это сделать. Он действительно волен над своими эмоциями, настроением, и надо лишь, чтобы он знал об этом, что он сильнее самого себя, знал, как управлять своими чувствами.

     «Доплыву ли?»

     Страх «Доплыву ли?» может появиться в заплыве. Каждый может оказаться в реально трудных условиях плавания: усилившийся ветер, беспорядочная волна, темнота. Важно, чтобы и тут человек не поддался отрицательному самовнушению, не реагировал на пугающую мысль. Малейшее сомнение в своих силах надо гасить незамедлительно, чтобы не доводить себя до психического и физического истощения. Поэтому вмешательство с целью саморегуляции должно начинаться раньше, чем разыграется стресс, до заплыва. Очень важно научить будущих пловцов сознательно, путем использования соответствующих приемов, изменить в нужном направлении состояние своей нервнопсихической сферы и всего организма. Волевое усилие опосредственно передается на рычаги исполнения от механизмов самовнушения, действующих независимо от того, знаем мы о них или нет.

     Если самовнушение проводится с верой в успех, оно становится максимально эффективным. «Запас надежности», «Запас уверенности» - термины, отражающие суть психического состояния человека, придают уверенность в том, что ничего плохого с ним на произойдет, что он все может и все умеет, справится в любой ситуации, какой бы неожиданной, сложной или опасной она не оказалась.

     Задача психической подготовки достигается тогда, когда в сознании каждого пловца создан «запас». Отсутствие его создает психологическую напряженность. Человек не в состоянии избавиться от страха, не в состоянии совершить дальние заплывы, лишен высокого наслаждения, которое можно испытать всякий раз от встречи с водой.

                                             

                                                 

                                          Этапы обучения

Учитывая психофизические особенности глухих и слабослышащих детей, необходима организационная система обучения плаванию. В связи с этим курс обучения плаванию необходимо условно делить на четыре этапа.

 Первый этап обучения – создание у учащихся общего представления об изучаемых локомациях, а также об их связи с раннее изученными упражнениями, показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом, у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то необходимо разрешить новичку попробовать плавать показанным способом.

Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки с технической точки зрения. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений) проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнения в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.  Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений.  Освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

- ознакомление с движением на суше проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

- изучение движений в воде с неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

- изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера) — изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

На четвертом этапе идет закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.

                                            Методы обучения плаванию

Словесные, наглядные, практические (соревновательные, игровые, непосредственной помощи).

            Словесные методы - объяснение, рассказ.

     В обучении плаванию глухих детей использование словесной речи имеет большое значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика и способствует более быстрому и прочному освоению технику плавания разными способами. В процессе занятий необходимо предлагать назвать упражнения, позволяющие решать конкретные задачи занятия. Кроме того, речевой материал обеспечивает освоение глухими учащимися названий учебного оборудования, инвентаря. Применение различных видов речи на занятиях позволяет решать широкий круг задач, но чрезмерное употребление речи на занятиях приводит к значительному снижению моторной плотности, что позволяет говорить о недостаточной двигательной нагрузке.

Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения.  Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений.  Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине  можно указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

При обучении глухих детей важно научить зрительно следить за командами, пользоваться периферическим зрением.

 Чтобы добиться нужных движений при начальном обучении плаванию, приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства, объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.

К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно  выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям как в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах).

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

 2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания.  Совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений.

Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода приносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде, чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

Методы непосредственной помощи применяются в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему

несколько раз правильно воспроизвести движение.

         

                          Упражнения для освоения дыхания в воде

Эти упражнения выполняются одновременно с изучением простейших элементов техники плавания. Основная задача педагога при обучению плаванию – научить ребенка правильному дыханию: вдох – только через рот, выдох – через рот и нос. Дышать в воде через нос нельзя – легко захлебнуться.

 Основа хорошей техники — правильное положение тела в воде и правильное дыхание (с выдохом в воду). Упражнения для освоения дыхания в  воду выполняются в течение первых 5—6 занятий. Осваивая их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать на поверхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела, характерное для техники спортивного плавания.

Плавучесть зависит от объема воздуха, который пловец способен набрать в легкие. Глубина вдоха, увеличение объема грудной клетки являются главным механизмом, регулирующим плавучесть. При неглубоком вдохе, который делает каждый человек в покое, тело бывает чуть «тяжелее» пресной воды – с удельным весом около 1,01. Глубокий вдох способствует тому, что становится более «легким» - с удельным весом от 0,99 до 0,94, и тогда нетрудно удержаться на воде без движения – в плавучем состоянии.                                            

Ошибки:

  1. делается слишком глубокий вдох, и, так как сразу за этим не следует выдох, межреберные мышцы быстро устают, появляются боли в груди;
  2. противоположная ошибка: делается мелкий вдох. Это сокращает фазу расслабления, заставляя чаще дышать, больше двигаться;
  3. слишком затянутая дыхательная пауза – время от конца выдоха до начала вдоха. От этого тоже скорее устают мышцы грудной клетки;
  4. затянут весь цикл от одного вдоха до другого: возникает чувство удушья, начинает «стучать в висках», появляется нервозность. Все это быстро утомляет пловца.

Организационно – методические указания:

             1. Голова опущена в воду, поднимать ее лишь на мгновение для короткого вдоха, выдох только в воду и ни одного лишнего движения.

        Подготовительные упражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде: большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиеся освоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются из программы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются только упражнения на скольжение и выдох в воду.

Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды. Упражнения этой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью, предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковых движений), приучают не бояться воды.

1. Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом.

2. Ходьба с поворотами и изменением направления

Всплывание и лежание на поверхности воды. Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.

1. «Поплавок». И. п. — стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10—15с, затем вернуться в и. п.

2  «Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно.

3. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно.

4. Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.

5. Упереться руками о бортик бассейна и лечь на грудь. Поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз. Выдох в воду.

Умение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.

1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.

2. И. п. — стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох, опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п. и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии — 10—15 раз, на последующих занятиях— 20—30раз подряд (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).

3. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться в колени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду — выдох.

4. Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальное положение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10— 15 выдохов в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.

     Обучение плаванию способами «кроль на груди» и «кроль на спине»

 В плавании способом «кроль на груди» и «кроль на спине» движения руками – основной элемент, изучению которому следует уделить максимум времени. Необходимо добиться выполнения гребка прямыми руками, непрерывности движения без задержки рук около бедра. Необходимо научить ребенка вкладывать силу в рабочие движение руки и мягко, без напряжения переносить ее по воздуху. Особое внимание уделяется согласованию движений с дыханием.  Скольжения на груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.

Ошибки:

  1. При резком движении рук, вода будет заливать лицо пловца.
  2. Гребковые движения юные пловцы выполняют согнутыми руками.
  3. Несогласованность работы рук и ног.

Организационно – методические указания:

              1. При плавании кролем на груди интенсивный вдох выполняется через рот при повороте головы в сторону в начале выноса одной из рук над водой. После этого пловец опускает лицо вниз и делает выдох в воду через рот и нос.

               2. Правильное выполнение движений прямыми ногами: ноги работают лишь при помощи мышц бедра, не сгибаясь в коленях.

               3. Обучение плаванию способом «кроль на груди» начинать с облегченным способом плавания на груди («собачкой») или с одновременных гребков руками в положении лежа на спине, вынув руки вперед, не вынося их из воды.  

              4. Горизонтальное положение тела в воде уменьшает сопротивление воды во время движения и позволяет развивать высокую скорость.

1. Скольжение на груди. Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.

2. Скольжение на спине. Стоя спиной к бортику, руки вдоль туловища, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).

3. Скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.

4. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.

5.  Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь.

6. Круговые движения руками вперед и назад в различном темпе  

            7. Одновременные движения рук и ног вначале с задержкой дыхания, а затем в согласовании с дыханием.

             8. Движение ногами кролем в положении опоры о бортик бассейна. Лечь на грудь (на спину), опереться руками о бортик бассейна, тело выпрямить, носки оттянуть. Выполнять движения ногами кроль, стараясь создать фонтан воды.

       9.Согласование движений руками кролем с дыханием в положении стоя на дне с наклоном вперед. Вначале выполняется одной рукой, а затем двумя.

      10. Плавание с доской в руках, работая только ногами и, наоборот, работая  только руками.

      11. Движение руками в положении лежа на спине. Держать ребенка, лежащего на поверхности воды, за талию. Пусть он пробует работать руками как в кроле, на спине. Упражнение можно выполнять на месте или в движении.

      12. Плавание способом « кроль на груди» и «кроль на спине»  с постепенным увеличением расстояния.

                                                     Отдых на спине

   Статическое плавание – умение находиться в воде без движения в плавучем состоянии и при этом беспрепятственно дышать. Именно статическое плавание дает человеку возможность отдыха в воде, особенно необходимо в минуты психогенной напряженности. Статическое плавание – это пауза для отдыха, которая в обычном плавании необходима тем чаще, чем меньше тренирован пловец. Условия пребывания человека в воде ставят его перед требованием отдыхать здесь же, «во взвешенном состоянии», которое надо уметь поддерживать, совсем не затрачивая на это физических сил. Это «техника безопасности», которую в различных сферах деятельности соблюдают неукоснительно.

     Чтобы обеспечить устойчивое горизонтальное равновесие тела в воде, достаточно завести прямые руки за голову и оставаться в расслабленной и неподвижной позе. Разучивая позу отдыха на спине, можно сначала отработать исходное положение тела на суше: лечь на спину со слегка разведенными ногами и прямыми, вытянутыми за голову руками. Расслабление мускулатуры должно быть полное: любое напряжение мешает правильно овладеть этим приемом отдыха.

     При освоении горизонтальной позы отдыха сначала трудно следить за руками, поэтому локти, предплечья, кисти высовываются из воды больше, чем это позволяет индивидуальная плавучесть. Тут сразу обнаруживает себя топящая сила, и вода будет заливать нос. Это вызывает неприятные ощущения, заставляя каждый раз вставать на ноги, если мелко, или переворачиваться на живот.

      Ошибки:

  1. Чрезмерно выставляются из воды кисти рук, предплечья, локти.
  2. Недостаточно запрокидывается голова из – за боязни, что вода зальет  уши, лицо.
  3. Нет полного расслабления, мышцы напряжены.

Организационно – методические указания:

  1. Вдох должен быть коротким, но глубоким, выдох – задержанным, медленным.
  2. Сначала научиться делать выдох в воду и усвоить первые упражнения на плавучесть, в частности поворот в воде со спины на живот и обратно.

Упражнения, способствующие формированию навыка горизонтального положения тела в воде.

  1. Из положения «поплавок»  или «медуза» всплыть к поверхности воды, широко развести руки и ноги, подбородок прижать к груди и задержать дыхание.
  2. В положении «звездочка» сводить и разводить руки и ноги последовательно, сводить руки, ноги одновременно и фиксировать это положение; сводить руки и ноги поочередно, медленно и с ускорением.
  3. В положении «звездочка» выполнить повороты из положения на груди в положение на спине и наоборот.

                                                         Игры на воде

Обучая плаванию детей, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. В игре дети перестают бояться воды, у них вырабатывается умение держаться на воде, смело погружаться под воду, задерживать дыхание. А все это – шаги к овладению как раз теми движениями, без которых постичь плавательную азбуку весьма сложно. Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания. На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные. Простейшие игры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?» и т. д. Соревновательный элемент пробуждает у ребят стремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными, повышает интерес к плаванию.

Игры с сюжетом — Их обычно включают после того, как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Командные игры. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, в течение 10—15мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе

«Эстафета». В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым способом. Если они освоили все спортивные способы плавания, то проводить комбинированные эстафеты, где участники плывут разными способами.

К каждой игре подбирается речевой материал, потребность в котором, естественно, возникает у детей в процессе общения во время игры. Но нередко во время игры у детей появляется желание выразить свои мысли по своему или добавить что – либо от себя. В таких случаях намеченный речевой материал изменяется или дополняется новым.

Речевой материал, легко и быстро усвоенный детьми, нередко при повторении игры через несколько дней и даже на следующий день оказывается забытым. Во избежание этого необходимо:

-   стимулировать детей, не допуская при этом принуждения;

- речевой материал, используемый в процессе предыдущих игр, частично включать в последующие игры. Таким образом, постепенное повторение этого материала будет способствовать его прочному запоминанию.

Необходимо помнить, что нужно очень осторожно относиться к количеству речевого материала, даваемого в игре, а также и то , что речь не может и не должна играть доминирующий роли и быть самоцелью в игре. В то же время необходимо обеспечить каждому ребенку достаточную возможность пользования речью.

               

               

                       Правила поведения на занятиях

- Перед тем, как войти в воду бассейна, следует принять горячий душ, с мылом вымыть тело, руки, ноги, надеть резиновую шапочку и купальный костюм.

- После занятий необходимо снова помыться с мылом горячей водой, вытереться насухо полотенцем и отдохнуть несколько минут.

- Прежде чем начать купаться в реке, нужно энергично выполнить несколько движений, чтобы разогреться.

- При первом же ощущении озноба следует выйти из воды, энергично растереться полотенцем, сделать несколько разогревающих движений.

- Нельзя входить в воду вспотевшим, разгоряченным и сразу после еды.

- Плавать надо в сторону берега или вдоль его в специально отведенном месте.

- Купаться только в присутствии взрослых, умеющих плавать.

- Нельзя купаться в  необорудованных для купания местах; в сумерках; приближаться к идущим судам, нырять с пристаней, лодок и барж, передвигаться по воде на бревнах и досках, пользоваться неисправными   матрасами, самодельным инвентарем.

- Категорически запрещается подавать ложные сигналы о помощи.

                                                   

                                                   

                                                   Заключение

- Я – учитель здоровья, и от меня зависит в первую очередь  здоровье ребенка.

- Моя главная задача – сформировать у ребенка ответственность за свое здоровье – формирование культуры здоровья.

- Всегда быть личным примером ребенку и его родителям в вопросах формирования здоровья.

- Своим личным примером убеждать моих коллег в том, что каждый из них должен стать учителем здоровья.

- Все мои усилия направлены на оздоровление детей с ограниченными физическими возможностями, представление всем детям равных возможностей.

     Постоянное общение с водой, умелое и комплексное, имеет важное значение для гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Начинающим пловцам прежде всего необходимо привыкнуть к необычной среде – научиться смело входить в воду, не бояться открывать глаза под водой. На занятиях помогаю, ненавязчиво поддерживая рукой, придавая движению требующийся размах, фиксирую различные положения ног при сгибании и разгибании туловища, наклонах и поворотах туловища. Оказываю своевременную страховку. Надежная страховка вселит в ребенка уверенность в своих силах. При этом стараюсь объяснить, как лучше грести руками, дышать, согласовать движения рук и ног.

     Моя работа направлена на обучение рациональному плаванию (плавучесть) - горизонтальное положение тела в воде, согласованность движений рук и ног, ритмичное дыхание. Плавучесть зависит от степени развития костного скелета и мускулатуры, но главным – от умения дышать. Для детей младшего возраста наиболее характерен ритм неустановившегося дыхания. Глубина и продолжительность каждого вдоха и выдоха могут изменяться.    

     При обучении детей плаванию большое внимание уделяю статическому плаванию. Статическое плавание – это пауза для отдыха, которая позволяет лежать в воде без движений столько, сколько требуется, чтобы, полностью расслабившись, успокоить дыхание и сердцебиение, избавляться от усталости в мышцах, а при необходимости – продержаться на воде долгое время. Считая это единственной мерой спасения, плывущий, как правило, выбивается из последних сил, срывает дыхание, доводит себя до изноможения и может оказаться в критических условиях.

     Занятие плаванием значительно развивает зрительный и кинетический контроль движений. Занятия плаванием обеспечивают компенсаторное развитие разнообразных качеств движений глухих детей. Регулярные занятия плаванием способствуют овладению сложными движениями и достижению хороших спортивных результатов.

     Плавание не просто прекрасный, полезный отдых, но и совершенно необходимый навык. Оно закаливает человека, способствует усилению дыхания, предохраняет от простудных заболеваний, укрепляет нервную систему и рекомендуется как лечебное средство.

     

Литература

  1. Соловьева И.М., Шиф Ж.И., Разанова Т.В., Яшкова Н,В. Психология глухих детей. М. Педагогика. 1971.
  2. Пальмова С. Бодрость и здоровье. М. Физкультура и спорт. 1972.
  3. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. М. Просвещение. 1975.
  4. Кислов А.А., Панаев В.Г. «Нептун» собирает друзей. М. Физкультура и спорт. 1983.
  5. Коновалов Е. Ты сильнее воды. М. Молодая гвардия. 1983.
  6. Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. М. Советский спорт. 1990.
  7. Физическая культура в школе. «Педагогика». 1991. №1.
  8. Физическая культура в школе. «Педагогика». 1991. №7.
  9. Физическая культура в школе. «Педагогика». 1991. №12.
  10. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. М. Физкультура и спорт. 1999.
  11. Белиц – Гейман С.В. Плавание. М. Просвещение. 2000.
  12. Фирсов З.П. Плавание для всех. М. Физкультура и спорт. 2001.
  13.  Здоровьесберегающее образование. Научно – практический журнал.№3 2009.
  14.  Лях В.И. Физическая культура 1 – 4 классах. М. Посвещение.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Методика исследования психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Методика разработана учителем Т.Р.Гладык на основе программы коррекционно-развивающей направленности «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, ...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)  5 класс...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...

Методичекая разработка.Методика первоначального обучения плаванию

Практика физического воспитания в России свидетельствует о том, что большое количество детей младшего школьного возраста не умеют плавать. Методическая разработка посвящается проблеме первоначального ...