Комплексное развитие скоростно-силовых качеств спортсменов, занимающихся тхэквондо ВТ.
статья по физкультуре

 Динамика роста современного спортивного мастерства требует нахождения новых, еще более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовленности.

Анализ специальной литературы и результатов исследований, а также обобщение опыта тренеров показывает, что методика и особенности скоростно-силовой подготовки спортсменов, занимающихся тхэквон-до ВТФ, мало изучены и имеют слабое научное обоснование.

В большинстве публикаций, посвященных спортивно-боевым единоборствам основной акцент делается  на техническую и тактическую подготовку спортсменов, в то время, как физической подготовке внимания уделяется явно недостаточно, а имеющаяся информация зачастую носит неконкретный характер.      

Теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность ее обусловили актуальность настоящего исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 102 Выборгского района Санкт-Петербурга

_________________________________________________________________________________________

 Комплексное развития скоростно-силовых качеств спортсменов, занимающихся тхэквондо ВТ.

Исполнитель:

учитель физической культуры

Макаров. Н.А.

Санкт-Петербург

2020

ВВЕДЕНИЕ

Динамика роста современного спортивного мастерства требует нахождения новых, еще более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовленности.

Анализ специальной литературы и результатов исследований, а также обобщение опыта тренеров показывает, что методика и особенности скоростно-силовой подготовки спортсменов, занимающихся тхэквон-до ВТФ, мало изучены и имеют слабое научное обоснование.

В большинстве публикаций, посвященных спортивно-боевым единоборствам основной акцент делается  на техническую и тактическую подготовку спортсменов, в то время, как физической подготовке внимания уделяется явно недостаточно, а имеющаяся информация зачастую носит неконкретный характер.      

Теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность ее обусловили актуальность настоящего исследования.

Классификация и виды скоростно-силовых качеств.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

  1. Латентное время двигательной реакции.
  2. Скорость одиночного движения.
  3. Частоту движений.

Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты.

            Время реакции измеряется интервалом между проявлением сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:

  • быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;
  • быстротой переработки сигнала в центральной нервной системе  (перекодирование, опознание);
  • быстротой принятия решения о реагировании на сигнал;
  • быстротой посылки сигнала к началу действия  по эффекторным волокнам;
  • быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышце )  и преодолении инерции покоя соответствующего звена тела.

Различают простые и сложные реакции. Простая реакции - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал.

Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быстро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнения в скорости реакции практически не сказывается на скорости движения.

Простая реакция в тхэквон-до ВТФ - это ответ заранее известными действиями на заранее известное, но внезапно появляющееся действие противника или на внезапно появляющийся сигнал.

Особенности быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции в спарринге: реакции на движущийся объект и реакции выбора.

В первом случае в доли секунды спортсмен атакует ударами передвигающегося противника, а следовательно находит нужную дистанцию, выбирает определенные технические средства. Или же противоположный вариант: спортсмен должен увидеть направленный в него удар, оценить его скорость, выбрать план действия и начать его осуществлять.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке спарринга требования к сложной реакции очень велики: противник может нанести различные удары, как левой так и правой рукой, так левой и правой ногой в самой неожиданной последовательности.

У квалификационных спортсменов быстрота сложной реакции очень высокая - почти такая, как и быстрота простой реакции. Достигается это благодаря тому, что спортсмен реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему. В каждом движении есть две фазы: позотоническая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении мышечного тонуса и собственно движение. Опытные спортсмены умеют реагировать уже на первую фазу (до начала основного движения). Эту способность можно развить, для чего в тренировке приучают воспитанника реагировать на утрированную первую фазу, постепенно все больше приближая выполнение движений к естественному.

Выделяют следующие виды скоростно-силовых способностей: максимальную силу, взрывную силу, скоростную силу, силовую выносливость. Под максимальной силой подразумеваются наивысшие возможности, которые спортсмен может проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Под взрывной силой понимают способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростная сила проявляется в максимально быстрых движениях при небольшом внешнем сопротивлении. Взрывные усилия мышц требуют мобилизации как «быстрых», так и «медленных» мышечных волокон, тогда как предельно быстрые движения при небольшом сопротивлении мобилизуют в основном «быстрые» волокна. Силовая выносливость- это способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений.

Максимальная сила в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений имеет особенно большое значение для достижения высоких результатов в непродолжительной работе: беге на дистанциях 100, 200. 400, 800 метров, плавании на 100, 200 метров.

В аналогии с легкой атлетикой кикбоксер - любитель за три раунда в целом «пробегает» около 3000 метров, т.е. примерно 800-1000 метров равняется одному раунду.

В различных видах борьбы, все скоростно-силовые способности в равной мере определяют уровень спортивных достижений.

Факторы, обусловливающие развитие скоростно-силовых качеств.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, ресинтез АТФ осуществляется почти исключительно за счет анаэробных механизмов: фосфокреатинового и гликолитического. Подобного рода работа приводит к образованию большого кислородного долга, «оплата» которого затягивается на несколько десятков минут.

Факторами, влияющими на время двигательной реакции, являются врожденные особенности человека, его текущее состояние (функциональное), в основе проявления качества быстроты лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах. Быстрота зависит от следующих факторов:

  1. Лабильности – скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках.
  2. Подвижности нервных процессов – скорости смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот.
  3. Соотношением быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах.

Уровень лабильности и подвижности нервных процессов определяет скорость восприятия и переработки поступающей информации, а лабильность мышц и преобладание быстрых двигательных единиц – скорость мышечного компонента быстроты (сокращения и расслабления мышцы, максимальный темп движений ).

При осуществлении реакции на движущийся объект большое значение приобретают явления экстраполяции, позволяющие предвидеть возможные траектории перемещения соперников или спортивных снарядов, что ускоряет подготовку ответных действий спортсмена.

В процессе спортивной тренировки рост быстроты обусловлен следующими механизмами:

  1. Увеличением лабильности нервных и мышечных клеток, ускоряющих проведение возбуждения по нервам и мышцам.
  2. Ростом лабильности и подвижности нервных процессов увеличивающих скорость переработки информации в мозгу.
  3. Сокращением времени проведения возбуждения через межнейронные  и нервно-мышечные синапсы.
  4. Синхронизацией активности двигательных единиц в отдельных мышцах и разных мышечных группах.
  5. Своевременным торможением мышц-антагонистов.
  6. Повышением скорости расслабления мышц.      

В развитии мышечной силы имеют значение: внутримышечные факторы, особенности нервной регуляции и психофизиологические механизмы.

Внутримышечные факторы развития силы включают в себя биохимические, морфологические и функциональные особенности мышечных волокон.

1.  Физиологический поперечник, зависящий от числа мышечных волокон

(он   наибольший для мышц с перистым строением );

2. Состав (композиция) мышечных волокон: соотношение мышечных и более возбудимых медленных мышечных волокон (окислительных, мало утомляемых)  и  более мощных высоко пороговых быстрых мышечных волокон ( гликолитических, утомляемых ).

3. Миофибриллярная гипертрофия мышц – т.е. увеличение мышечной массы, которая развивается при силовой тренировке в результате адаптационно-трофических влияний и   характеризуется ростом толщины и более плотной упаковкой сократительных элементов   мышечного волокна – миофибрилл.

Нервная регуляция обеспечивает развитие силы за счет совершенствования деятельности отдельных мышечных волокон, двигательных единиц целой мышцы и межмышечной координации. Она включает в себя следующие факторы:

  1. Увеличение частоты нервных импульсов, поступающих в скелетные мышцы от мотонейронов спинного мозга и обеспечивающих переход от слабых одиночных сокращений их волокон к мощным титанических;
  2. Активация многих двигательных единиц – при увеличении числа вовлеченных в двигательный акт двигательных единиц повышается сила сокращения мышцы;
  3. Синхронизация активности двигательных единиц – одновременное сокращение возможно большего числа активных двигательных единиц резко увеличивает силу тяги мышцы;
  4. Межмышечная координация – сила мышцы зависит от деятельности других мышечных групп: сила мышцы растет при одновременном расслаблении ее антагониста, она уменьшается при одновременном сокращении других мышц и увеличивается при фиксации туловища или отдельных суставов мышцами-антагонистами.

Психофизиологические механизмы увеличения мышечной силы связаны с изменением функционального состояния (бодрости, сонливости, утомления), влиянием мотиваций и эмоций, усиливающих симпатические и гормональные воздействия со стороны гипофиза, надпочечников и половых желез, биоритмов.

Важную роль в развитии силы играют мужские половые гормоны (андрогены ), которые обеспечивают рост синтеза сократительных белков в скелетных мышцах. Их у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Этим объясняется большой тренировочный эффект развития силы у спортсменов по сравнению со спортсменками, даже при абсолютно одинаковых тренировочных нагрузках.

К числу общих функциональных резервов мышечной силы отнесены следующие факторы:

  1. Включение дополнительных двигательных единиц в мышце;
  2. Синхронизация возбуждения двигательных единиц в мышце;
  3. Своевременное торможение мышц-антагонистов;
  4. Координация (синхронизация) сокращений мышц-антагонистов;
  5. Повышение энергетических ресурсов мышечных волокон;
  6. Переход от одиночных сокращений мышечных волокон к титаническим;
  7. Усиление сокращения после оптимального растяжения мышцы;
  8. Адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон

(рабочая гипертрофия, изменение соотношения быстрых и медленных волокон и др.)

Сила и скорость мышечного сокращения, а также скорость расслабления имеют огромное значение в механизме повышения максимальной частоты движений.

При обследовании спортсменов различных специализаций и квалификаций было установлено, что значимость скорости расслабления мышц в прогрессе спортивных результатов, особенно на этапах высшего спортивного мастерства. Значительно превышает значимость скоростно-силовых качеств. Вместе с тем, как показывает опыт, в тренерской практике даже на уровне сборных команд страны, специальной работы над совершенствованием функции расслабления мышц не уделяется должного внимания. С одной стороны это связано с недопониманием важности миорелаксации, а с другой, с чрезвычайной сложностью развития и совершенствования этого важнейшего из физических качеств. Работа над повышением скорости расслабления мышц во много раз сложнее силовой и скоростно-силовой подготовки. Она требует исключительной сосредоточенности внимания, совершенного владения навыками психорегуляции и само регуляции важнейших функций организма, знания теоретических основ миорелаксационных процессов, закономерностей адаптации и индивидуального развития организма, а также эффективных методов релаксационной подготовки.

Комплексная методика воспитания скоростно-силовых качеств.

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.

Занятия с использованием различных скоростных упражнений улучшают быстроту простой реакции.

Одним из средств для развития быстроты и точности защитной реакции в тхэквон-до ВТФ служат упражнения с партнером в условном бою. Но для этого занимающиеся должны правильно усвоить движения защиты.

Вначале дают простые упражнения, сосредотачивающие внимание ученика только на одном движении защиты, противопоставленном определенному, обусловленному заранее атакующему действию партнера. Развивать этот вид простой реакции начинают с относительно замедленных действий партнера, в последующем ускоряя их. В заключительной стадии упражнения удар наносят внезапно и с максимальной быстротой. Защищающийся должен успеть среагировать на удар одним защитным движением, сохраняя его правильную форму.

В последующих упражнениях движение защиты объединяют с движением контрудара. Если движения защиты правильно усвоены, наносить ответные удары после защиты нетрудно.

Встречные удары наносят одновременно с защитным действием, иногда с опережением удара противника в ответ на его подготовительные действия к удару.

При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постоянного увеличения числа возможных изменений обстановки. Спортсмен сосредотачивается одновременно на двух, трех и более видах защиты. Любой из этих видов защиты спортсмен должен произвольно противопоставить одному атакующему удару партнера.

Более сложны упражнения, требующие повышенной остроты восприятия спортсмена-единоборца, когда он заранее не знает, какой рукой или ногой партнер нанесет атакующий удар. Защищающийся должен успеть определить, какой рукой или ногой будет нанесен удар, и выбрать способ защиты. В этом упражнении тренер заранее обусловливает лишь вид каждого удара партнера и способы защиты от них.

Лучшим упражнением для быстроты реакции на открытую цель служит вольный бой. Спортсмен в активной борьбе совершенствует свою способность подмечать у партнера открытые места, принимать нужные решения и быстро атаковать или контратаковать.

Упражнения с лапами также применяются для развития способностей спортсмена-единоборца быстро реагировать ударом в цель. Разучивая с учеником атаку, тренер вызывает его атакующие действия положением лап, неожиданно подставляя их ударную поверхность под соответствующие этому положению удары.

В процессе воспитания быстроты движений задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные  возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности, непосредственно прикладных и спортивных. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития быстроты, но и от ряда других факторов- уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.

В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (их обычно называют скоростными упражнениями).

В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного (с варьирующими ускорениями) упражнения.

Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Этому подчиняются все характеристики методов (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений и пр.). Длина дистанции или продолжительность упражнения выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу попытки. Движения выполняются с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать, как правило, наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление. Скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению.

Продолжительность интервалов отдыха здесь определяется прежде всего изменением возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с «оплатой» кислородного долга. Возбудимость центральной нервной системы непосредственно после скоростного упражнения оказывается повышенной, а затем постепенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то было бы целесообразно использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы возбудимость центральных нервных образований не успевала существенно снизиться. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости центральной нервной системы, что способствует достижению наивысшей скорости. Однако выполнение скоростных упражнений связано с образованием более или менее значительного кислородного долга; на его ликвидацию нужно время, исчисляемое иногда не одним десятком минут. Еще дольше может затягиваться восстановление других физиологических показателей (содержание углекислого газа в крови, легочной вентиляции и пр.). Поэтому попытки выполнять упражнения с небольшими интервалами отдыха между повторениями очень быстро ведут к снижению скорости.

Интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость не успевала существенно снижаться, а с другой стороны – настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это оказывается возможным, так как восстановительные процессы в после-рабочем периоде протекают неравномерно: сразу после работы восстановление идет очень быстро, а потом замедляется.

Можно считать, что в начальной трети восстановительного периода ряда функций проходит 70 % всего восстановления, во второй трети 25 %, в третей – всего лишь 5 %. Поэтому, дозированием интервалов отдыха можно решать различные педагогические задачи в зависимости от специфики тренировочного занятия.

В интервалах между повторениями следует использовать активный отдых – это позволит поддерживать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне. В качестве средств активного отдыха рекомендуются упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп, что и в основном упражнении. В этом случае постоянный приток афферентной импульсации будет поддерживать высокую возбудимость двигательных нервных центров, несущих основную нагрузку в данном движении.

Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха.

Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использования в занятиях игрового и в особенности соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия – что довольно часто ведет к улучшению результата.

Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой стороны – многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого со стабилизации параметров движения. Причем стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый скоростной барьер. Стабилизация скорости – главная причина, - мешающая значительному повышению скоростных возможностей.

Пути борьбы со стабилизацией движений несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов.

В занятиях с начинающими одно из условий – не торопиться с узкой специализацией, проводить всестороннюю предварительную физическую подготовку на протяжении нескольких лет.

Основная задача подготовки начинающих состоит, таким образом в том, чтобы не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов. Скоростные упражнения здесь необходимо использовать  не в стандартном, неизмененном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах.

В тренировке квалифицированных спортсменов на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других обще подготовительных и специально-подготовительных упражнений. Например, у прыгунов в высоту количество прыжков через планку лимитируется в пределах 12 – 15 % всех прыжков. Основное же время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Этим препятствуют стабилизации скорости отталкивания в прыжках в высоту.

В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и ослабления его.

В основе приема ломки основного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. Для этого применяют, например, бег вниз по наклонной дорожке, бег за лидером, бег с ускорением, бег с использованием механической тяги, метание облегченных снарядов, метание утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обычного веса, уменьшение длины троса при метании молота и т.п. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания  (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упражнения скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движения сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.

Обычно, когда человек проявляет наивысшую скорость, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (например, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека.

В процессе силовой подготовки, направленной на повышении скорости движений, решаются две основные задачи:

1. повышение уровня максимальной мышечной силы (собственно силовых способностей);

2.  воспитание способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений (скоростно-силовых способностей ).

Собственно силовые способности характеризуется тем, что доминирующую роль в их проявлении играет активизация процессов мышечного напряжения, стимулируемая внешним предметным, либо иным отягощением, сопротивлением.

В наибольшей мере эти способности проявляются при мышечных напряжениях изометрического типа или с относительно медленным сокращением мышц, преодолевающих около предельное отягощение. Собственно силовые способности в большей мере, чем другие, определяются такими факторами, как объем  (физиологический поперечник ) мышц и функциональные возможности нервно-мышечного аппарата, позволяющие обеспечить мышечные напряжения титанического характера.

Хотя мощность движений зависит, как от силовых, так и от скоростных способностей, увеличение ее в большей мере обеспечивается развитием первых. Увеличивая силовые возможности с помощью адекватных упражнений, тем самым как бы поднимают уровень возможных соотношений между силовыми и скоростными параметрами движений; морфологические изменения в мышцах в результате силовой тренировки служат основной для специальной скоростно-силовой подготовки. Не случайно, практически все профессиональные атлеты и олимпийцы, специализирующиеся в скоростных и скоростно-силовых видах спорта, значительное место отводят силовым упражнениям, чтобы улучшить свою результативность. Научно доказано, что сильная мышца может сокращаться намного быстрее, чем слабая.

В последнее время, внедрение различных тренажерных устройств позволило значительно тоньше по сравнению с традиционными отягощениями дифференцировать режим работы мышц при выполнении силовых упражнений.

Изометрический метод не получил широкого распространения, т.к. сила, приобретенная в результате тренировки в этом режиме, почти не распространяется на работу динамического характера.

Наибольшее применение получил изотонический метод, несмотря на ряд недостатков он обеспечивает всестороннее воздействие на суставно-мышечный аппарат. Путем рационального подбора упражнений (например, использование узконаправленных упражнений с ограниченной амплитудой движений) можно в определенной мере компенсировать недостатки данного метода, связанные с уменьшением нагрузки на мышцы из-за инерционности скоростно-силовой работы.

При развитии максимальной силы, отягощение задают в пределах не более 75 – 90 % и не менее 50 – 60 % от индивидуально максимальных, что позволяет выдерживать повторный максимум в пределах 6-8 раз ( для мелких мышечных групп – мышцы предплечья, голени, а также мышцы живота 15-20 раз) в одном подходе при медленном темпе (на преодолевающую часть работы затрачивается 1-2 секунды, на уступающую- 2-4 секунды).  

Взрывную силу тренируют упражнения с отягощениями, вес которых 60 – 80 % от максимально возможного. За тренировку выполняются 2-3 серии упражнений по 2-4 подхода в каждой серии, по 5-6 повторений в подходе. Скорость выполнения упражнений максимальная, с особым акцентом на начальной фазе движения. Темп выполнения упражнений невысокий. Отдых между сериями должен обеспечивать почти полное восстановление ( 6-8 минут ).

Для развития скоростной силы упражнения с отягощениями выполняются с предельной скоростью, но в невысоком темпе. Вес 30 – 40 %  от максимального. За тренировку 2-4 серии, по 2-3 подхода в серии, по 6-8 повторений в подходе. Между сериями в течение 3-4 минут выполняются упражнения на расслабления мышц, а также широко амплитудные маховые движения конечностями.

Очень эффективным является сочетание интенсивной динамической работы с отягощением не более 30% от максимального (например, отжимания в упоре лежа, выполняемые в коротких сериях, но предельно быстро ) с бросковыми движениями (например, метание набивных мячей, камней весом 3-5 кг, толкание ядра и т.д.).Принцип таков: 2-3 подхода отжиманий, затем броски или метания, потом имитационные упражнения (удары) в воздух. После непродолжительного отдыха с расслаблением мышц, повторение всего комплекса.

Скоростно-силовые упражнения нужно применять в сочетании с собственно силовыми, как бы опираться на них. При использовании только скоростно-силовых упражнений не удается существенно повысить уровень максимальной силы, так как силы в быстрых движениях воздействие на нервно мышечный аппарат очень кратковременно. Применяя собственно силовые упражнения для воспитания быстроты, следует учитывать, что в условиях объемных силовых нагрузок скорость движений обычно временно снижается. Она начинает повышаться лишь через 2-6 недель после того, как эти нагрузки прекращаются либо резко уменьшаются. В этот период используют главным образом скоростные упражнения с непредельными отягощениями.

Решая задачи технической подготовки в процессе воспитания быстроты, надо учитывать, что во время выполнения скоростных движений затруднены сенсорные коррекции ошибок. В практике иногда пытаются овладеть техникой скоростных движений либо разучивая их на небольшой скорости с последующим увеличением ее до максимальной, либо – сразу на максимальной. Каждый из этих путей имеет недостатки. В первом случае нередко ученик, выучивший движение на небольшой скорости, затем не в состоянии воспроизвести его технически правильно со скоростью, близкой к максимальной. Это происходит потому, что движения, выполняемые на небольшой и максимальной скоростях, будучи сходными по пространственным характеристикам, весьма разнятся по скоростно-силовым параметрам. Во втором случае ученик часто не может распределить внимание между стремлением  выполнить движение быстрее и стремлением выполнить его правильнее, да и техническая сложность задач оказывается для него непосильной, - в результате ему не удается овладеть верной техникой.

Чтобы избежать этого, рекомендуется соблюдать два условия. Во-первых, обучение надо проводить на скорости, близкой к максимальной, но не равной ей (как говорят, в 9/10 силы ), с тем, чтобы скоростно-силовая структура движений не отличалась по возможности от таковой при максимальной скорости, но в тоже время был возможен контроль над техникой движений. Такие скорости получили название контролируемых. Во-вторых, следует варьировать скорость выполнения движений, изменяя ее от сравнительно небольшой до максимальной.

Наиболее целесообразно сосредоточение средств скоростно-силовой подготовки на одном из этапов годичного цикла, как правило, протяженностью до трех месяцев. Такая концентрация обеспечивает массированное тренировочное воздействие на моторную, мышечную и вегетативную системы. При оптимальной поддерживающей тренировке достигнутый в этот период уровень развития двигательных качеств сохраняется достаточно долго, вплоть до следующего года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика показателей исходного развития скоростно- силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом

Характеристика показателей исходного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом.Таблицы...

Развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов

Регулярные занятия положительно влияют на развитие таких качеств, как быстрота, ловкость, внимание, скоростная и силовая выносливость. Целью моей работы является раскрытие основных средств для развити...

Развитие скоростно-силовых качеств - конспект урока по лыжной подготовке

План конспекта составлен для учащихся 5 класса по разделу "Лыжная подготовка". Тема - "Развитие скоростно-силовых качеств". Имеется подробное описание упражнений для совершенствования попеременного дв...

Открытый урок для развития скоростно-силовых качеств раздел гимнастика

Материал предназначен для учащихся 5-хклассов.  Для развития скоростно-силовых качеств, для умения самостоятельно выполнять упражнения по карточке-заданию....

Развитие скоростно-силовых качеств, баланса стабилизации и координации у школьников в секции «баскетбол» материал подготовил Бурсин Д.Л.

В работе представлены упражнения, которые способствуют развитию скоростно-силовых качеств, баланса стабилизации и координацииу школьников во время игры в баскетбол. Дается подробное описание основных ...

"Развитие скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста занимающихся волейболом"

Содержание Введение……………………………………………………………………......................................................................3Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовк...