Актуальность использования технологии развивающего обучения на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Бондарева Анна Витальевна

В настоящее время система образования в целом и конкретно в области физической культуры и спорта притерпивает ряд видоизменений обусловленных новыми социально-экономическими условиями. Так в области физической культуры на первое место выдвигается состояние здоровья подрастающего поколения, что определяет поиск и использование новых подходов в обучении на уроках физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_tehn.r.o.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время система образования в целом и конкретно в области физической культуры и спорта притерпивает ряд видоизменений обусловленных новыми социально-экономическими условиями. Так в области физической культуры на первое место выдвигается состояние здоровья подрастающего поколения, что определяет поиск и использование новых подходов в обучении на уроках физической культуры.

Мы предполагаем, что многие задачи оздоровительного характера можно решать через применение концепции физического воспитания образовательной направленности. Суть концепции состоит в следующем: - если сформировать учебную деятельность учащихся, обеспечивающую не только усвоение знаний и в нашем случае двигательного действия, но и способствовавшую овладению способами учебной работы, то учащиеся приобретут  умения самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не обусловленные обучением. Работа по-новому позволит развивать у учащихся не только физические, но и умственные способности и главное формировать у школьников умения и навыки самостоятельности (В.Н.Шаулин,1995).

Если ученик под руководством учителя овладел рациональными способами учебной работы, то он не только более эффективно сможет усваивать знания, но и сумеет оценить свои трудности и учебные возможности, лучше поймет себя и позицию в коллективе учеников. Формирование учебной деятельности дает тем самым не только развивающий, но и воспитывающий эффект (В.Д. Шадриков, Л.С. Рубинштейн, И.С. Якиманская).

  1. Сущность развивающего обучения, его теоретические основы и значение

Основной целью обучения является развитие ребенка. В широком смысле развитие - это физическое и психическое изменение его организма, переход на качественно новую  ступень всех его свойств. Ряд авторов под развитием понимают только умственное развитие. Возникает вопрос, какова соотносительная роль в умственном развитии ребенка обучения и естественного развития организма, созревания. Ответ на этот вопрос поможет определить потенциальные возможности обучения, а тем самым его цели и задачи.

Современная педагогика подходит к этой проблеме исходя из концепции, выработанной в 30-е годы Выготским Л.С. (1956) о двух уровнях развития ребенка:

- уровень актуального развития, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов (успехи и итоги развития за вчерашний день);

- уровень потенциального развития, которое указывает не только на достигнутое, но и находящиеся в процессе созревания (умственное созревание на завтрашний день).

Обучение, которое опирается не только на актуальный, то есть уже существующий уровень, не способствует развитию. Развивающим, способствующим развитию можно считать то обучение, которое опирается  на созревшие функции, а на созревающие функции, на те интеллектуальные функции ребенка, которые еще отсутствуют, но для возникновения, которых уже имеются предпосылки, то есть на зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это разница между наличным умственным возрастом ребенка и его потенциальным умственным возрастом, тем уровнем задач, которые он может решить с помощью (Л.С. Выготский, 1996).

Занков Л.В., продолжая мысль Л.С. Выготского, отмечает, что знания являясь предпосылкой развития, сами по себе его не обеспечивают. Развитие возможно только на основе целенаправленной комплексной развивающей дидактической системы.

Одним из основных направлений инновационных технологий, является система развивающего обучения, разработанная Выготским Л.С., Давыдовым В.В., Занковым Л.В., Якиманской И.С., основной задачей которого является развитие личности ребенка, его познавательных способностей с учетом его ведущей деятельности и зоной ближайшего развития.

В условиях развивающего обучения формирование познавательной деятельности является не побочной, а одной из центральных задач. Знания и познавательная деятельность, обеспечивающая их усвоение, находятся в сложных отношениях. Известно, что не все воспринимаемое человеком актуально осознается им. Человек, осознает лишь то, что выступает как предмет и цель его действия. «Знания - всегда продукт тех или иных познавательных действий, и управление процессом знаний возможно только через управление познавательной деятельностью обучаемых» - отмечает Н.Ф.Талызина (1975).

В ходе развивающего обучения учитель сосредотачивает внимание не только на изложении содержания учебной программы, но и на самом ученике, активно формируя способы его умственной деятельности.

При этом развивающее обучение не ограничивается единственной концепцией, а допускает и другие подходы. Поэтому едва ли правомерно противопоставление двух типов обучения: проблемного и объяснительно-репродуктивного.

Развитие в процессе обучения, понимаемое как целенаправленное и спонтанно изменяющееся формирование в структуре личности новообразования, проявляющихся в деятельности, охватывает не только умственную, но и практическую, этическую, эстетическую, эмоциональную и физические сферы самовыражения учащихся.

В основе использования различных методов и приемов развивающего обучения лежит принцип сознательности и активности, рассматривающий познавательную деятельность не только как средство овладения знаниями, но и как важнейший источник умственного развития школьника.

Активность учащихся – это и «пусковой механизм», и один из важнейших результатов процесса обучения. В качестве «пускового механизма» активность – это проявление всех сторон личности школьника; это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания (потребностно-мотивационная сторона личности ребенка), это и установка на решение познавательных противоречий, учебных и жизненных проблем (оперционно-познавательная сторона), это и готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения (морально-волевая сторона). Взаимообуславливая друг друга, все эти проявления личности определяют начало любого акта учебного познания и процесса обучения в целом.

В качестве конечного результата этого процесса, активность выступает как устойчивая потребность, сформировавшийся интерес к определенной области знаний и деятельности, как способность и стремление к самообразованию и саморазвитию, и, наконец, как навыки самоорганизации личности в процессе ее жизнедеятельности. Все эти качества в целом и могут выступать компонентами творческой самостоятельности личности.

Активность характеризует личность учащегося со стороны готовности, стремления к деятельности. Стремление к деятельности находит проявление в интересе. Любознательность, интерес – это основные показатели активности на этом уровне.

Однако активность познавательной деятельности только тогда является важнейшим источником умственного развития, когда она становиться самоактивностью. Формирование этой самоактивности – важнейшая задача развивающего обучения (В.Я. Ляудус, И.С. Якиманская).

  1. Особенности использования методики развивающего обучения на уроках физической культуры.

В дидактике проведена группировка учебных предметов по ведущему компоненту в их содержании и на этой основе разработана типология, которая включает три типа учебных предметов. Первый тип составляют предметы, ведущим компонентом в содержании обучения которых выступают научные знания. К этому типу относятся все естественнонаучные предметы и ряд гуманитарных.

Второй тип представлен предметами, в которых ведущим компонентом содержания являются способы деятельности. Виды практической деятельности, к которым приобщаются школьники весьма разнообразны: это трудовая, спортивно-оздоровительная, черчение и др. Учебные предметы относящиеся ко второму типу формируют практическую культуру учащихся.

К третьему типу относятся те предметы, которые формируют эстетическую культуру учащихся. Ведущим компонентом содержания предметов данного типа являются эмоциональные отношения (Цетлин В.С., 1989).

Для нас особое значение имеет второй тип учебных предметов, к которому относится физическая культура, ведущим компонентом содержания которого являются способы деятельности. Данная группировка предметов по типам, в определенной степени влияет на выделение особенности использования развивающего обучения на занятиях физической культурой и спортом.

При этом также необходимо учитывать сложность физической культуры, которая определяется тем, что она представляет собой двуединство деятельности реальной (практической) и идеальной (психической) в их диалектической взаимосвязи, где практическая сторона выражена особенно ярко и выступает как деятельность двигательная - физическая.

Содержание физического воспитания, как части общего образования и воспитания, должно заключаться в освоении образцов физической культуры. Результатом его в самом общем виде будет являться овладение учащимися способами и техникой работы по выполнению упражнений человеком.

Осваивать двигательное действие, копируя, подражая, следуя инструкциям взрослых, дети  учатся еще в дошкольном возрасте. Поэтому с позиции развивающего обучения освоение учащимися только двигательных умений и навыков не может является основным результатом учебного процесса. Оно может быть лишь материалом учебного процесса в ходе работы, с которыми, учащиеся овладевают способами освоения двигательных действий и тем самым приобретут способности, которыми до того времени не обладали – то есть будут развиваться.

Суть концепции физического воспитания образовательной направленности состоит в следующем: если сформировать у учащихся умения осуществлять самостоятельную деятельность по освоению учебного материала, то они приобретут способ работы со своей телесностью и смогут для себя самостоятельно составлять и выполнять программы физического совершенствования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Переход учащихся из начальной  в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...

использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.

В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....

Технология здоровьесберегающего обучения на уроках физической культуры

Представлена технологическая карта урока для 3 класса с технологией здоровьесбережения. Использование данной технологии позволяет сохранить и стимулировать здоровье детей, использовать в работе для де...

Использование технологий дифференцированного обучения на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения.Так как учебный предмет физическая культура прежде всего должен...

Доклад "Из опыта работы по использованию технологии развивающего обучения на уроках химии"

В докладе содержатся задания, соответствующие технологии развивающего обучения...

Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»

Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...