ПРОФЕССИЯ - УЧИТЕЛЬ ( ЭССЕ НА КОНКУРС "ЛУЧШИЙ СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ" 2015-16уч.г)
статья по физкультуре

Кужебердинов Гизатулла Кабакенович

Эссе о роли учителя физической культуры в селе   (КОНКУРС "ЛУЧШИЙ СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya_uchitelya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

  «Профессия учителя- не просто обычная работа, а выражение красоты и радости, которое нельзя измерить в понятиях достижений и успехов. Творчество-это не процесс становления и достижения, а состояние бытия, в котором  полностью отсутствует эгоистическое усилие» .(Д.Кришнамурти.)                                                                                                           Вот такие цитаты о профессии учителя важны для меня сейчас после 23 лет работы. Когда только начинал преподавать в 1990 году в Клинцовской СШ, естественно, были другие взгляды на предмет «физическая культура». Тогда, будучи просто спортсменом, тренером по лыжным гонкам, хотелось научить детей лучше всех в районе бегать, прыгать, играть в баскетбол, футбол, волейбол. Приходилось много читать методической литературы по предмету « физическая культура» и различным видам спорта и применять современные методики физического воспитания детей. Но всё- же с годами пришлось признать, что эффективность работы учителя зависит не от методик, которые он применяет, а от его культурного уровня. «Способность педагога мыслить целостно намного важнее его осведомленности относительно новых методик обучения. Стоит педагогу следовать какому-то методу, даже если он разработан вдумчивым и благородным человеком, как сам метод приобретает первостепенную важность, а дети тогда важны постольку, поскольку они являются материалом для этого метода. Такой учитель сначала классифицирует и оценивает ребенка, а затем начинает обучать его схеме определенной». Поэтому начинающему педагогу необходимо не только накапливать различные педагогические техники, но и повышать свой культурный уровень. Должен прямо сказать, что интеллигентность позволяет даже создавать какие-то новые приемы в обучении и воспитании детей. Так я «познакомился» с такими великими учителями, как Н.Рерих,Сенека, А.Шопенгауэр, Сократ, Платон, Э. Фромм, В. Франкл, А. Нилл, Д. Кришнамурти, М. Литвак, Ю. Земун и мн. др, которые в свою очередь породили во мне того «внутреннего учителя», который и пытается меня вести вообще по жизни. Поэтому о методах своих я ничего не могу сказать. Вcе это спонтанно. Главное в ходе каждого урока прививать ребёнку чувство собственного достоинства. Цель урока не может быть важнее, чем чувства детей. Кто-то хорошо сказал по этому поводу: «Прежде всего, мы преподаём себя и своё отношение к другим». В Преображенской школе, где я сейчас работаю, мы ни в малейшей степени не превращаем победителей в спорте в героев. Спорт у нас занимает подобающее ему место. Ученик, который отказывается участвовать в спортивных состязаниях, отнюдь не выглядит униженным или оскорбленным и не считается каким-то неполноценным. И тем не менее за 5 лет работы в этой школе здесь нет ни одного курящего. Здоровый образ жизни для с. Преображенка стал нормой. Во время летних каникул мальчишки через каждую неделю просят новый футбольный мяч, а футбольное поле превращается в сплошную пыль. Турники, рукоходы, брусья тоже не скучают. Я назову много сел в нашем районе, где спортплощадки летом всегда пустые. Конечно же здесь огромная заслуга многих родителей (Веденеевы, Радаевы, Левины, Искалиевы, Нефедовы и др.), которые не позволяют физкультуре и спорту умереть в этом селе, и без помощи таких родителей учителю физкультуры одному очень трудно бы пришлось. Воспитывают, конечно, не слова которые ты говоришь, а каков ты сам. Поэтому лучшая пропаганда здорового образа жизни- личный пример. Кстати, это не дает забыть «физическую культуру» изнутри, через свои ощущения физических нагрузок. В этом году пробежал два марафона по 50 км, чтобы самому испытать новый метод тренировок: «Метод углеводного насыщения».                                                                                                                                 Почему решил участвовать в конкурсе? Просто так! Считаю, что стремление к вознаграждению, желание называться лучшим учителем являют собой непреодолимую страсть получить всеобщее признание и похвалу. Конечно, принимать время от времени похвалу и поощрение вполне приемлемо, но если от них зависит продолжительный интерес к работе, то такая зависимость превращается в наркотик, который постепенно истощает человека. Работа учителя, зависящая от похвал и поощрений, не может называться зрелой.                                                                                                                                          Великий китайский мудрец однажды сказал: «Если лучник стреляет просто так, не ради награды, он спокойно использует все свои способности. Если он хочет выиграть золотой приз, он уже заметно тревожится. Он становится слепым. Вместо одной мишени видит две. Его мастерство остается прежним, но мысль о награде мешает ему сосредоточиться.» Он волнуется! Его мысли заняты не стрельбой, а победой. Стремление победить лишает лучника силы. Разве большинство из нас- не такие лучники? Если вы не ставите перед собой таких целей, вы полностью реализуете свои способности, свободно распоряжаетесь своей энергией, вы естественны, вы не волнуетесь о том, победите вы или проиграете- вам это абсолютно безразлично.                                           В.Франкл рассматривал счастье, успех, авторитет, радость,- как побочный продукт правильно организованной деятельности. А для тех, кто ставит целью все это достигнуть, они как линия горизонта, при приближении к ним отдаляются.                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                  Урок физической культуры в сельской школе, на мой взгляд, конечно же отличается от урока в городской школе. В сельских школах в классах немного учеников и учитель может уделить максимум внимания каждому. Ведь когда класс большой, он не может этого сделать, и тогда метод поощрения и наказания превращается в привычный способ поддержания дисциплины. Образование не может носить массовый характер хотя бы потому, что для изучения каждого ребенка необходимо проявить большое терпение, чуткость и разум, наблюдать склонность ребенка, его влечение и темперамент, понимать его трудности, принимать во внимание наследственность, влияние родителей. Но для этого от учителя понадобится огромное мастерство, способность к самопожертвованию и, кроме всего прочего, любовь.       Если мы не уважаем ребенка, а только обещаем ему награду или запугиваем наказанием, то таким образом мы способствуем развитию в нем жадности и страха. Поскольку мы сами были воспитаны действовать ради определенного результата, нам и в голову не приходит, что действие может быть свободно от корыстных мотивов.

Детство- это жизнь в игре. Поэтому у учителя физической культуры есть возможность подарить 45 минут интересной жизни своим ученикам. Вcе навыки и умения дети приобретают через игры.                                                 Конечно у каждого учителя свой «почерк», но цель у всех одна- приобщить детей на уроках физической культуры к культуре общечеловеческой.    

Учительский труд – одно из величайших призваний в жизни, хотя сейчас он является наиболее презираемым; это самое высокое, самое благородное призвание. Но учитель должен быть предан своему делу в наивысшей степени, полностью отдаться ему, учить от всего ума и от всего сердца, всем своим существом; и при наличии такой преданности возможно многое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Школа 21 века с точки зрения сельского учителя».

Статья о нововведениях в современной  школе и  мое мнение о них...

Эссе о сельском учителе "Я знаю, что не зря живу"

. Считаю, что профессия учителя  особая по своей сущности, значимости и ответственности.  В чём же её главная особенность? Я думаю, прежде всего, в том, что объектом и продуктом педагог...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...

Эссе на тему: «Сельский учитель -мое призвание»

laquo;Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы по...

Эссе «Я – сельский учитель»

. Я уверена: каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему. Моя задача, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя. Р...

Эссе "Я сельский учитель"

В 2018 году работа приняла участие во Всероссийском конкурсе в Санкт Петербурге....