Методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности с подростками по направлению «Основы восточных единоборств и самозащиты»
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Парамзин Андрей Робертович

В ХХ веке, благодаря тому, что Восток “открылся” Западу, восточные единоборства (В.Е.) стремительно распространились в Европу и Америку. Особый интерес к ним во всём мире стали проявлять во второй половине ХХ столетия. Этому сопутствовал целый ряд причин:

1) В.Е. способствует физическому и психологическому развитию, личностному становлению, являются одним из эффективных путей самосовершенствования;

2) с практической точки зрения – навыки, приобретённые на занятиях В.Е., являются единственным верным «оружием, которое всегда при себе»;

3) психологические навыки и методы психической саморегуляции В.Е. дают возможность усовершенствовать иные области жизни человека, не связанные непосредственно с военной;

4) В.Е. – комплексные системы, которые способны трансформироваться в соответствии с современными требованиями, и одновременно обладают доступностью для самых широких слоёв населения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности с подростками по направлению «Основы восточных единоборств и самозащиты»

(методическая разработка)

Парамзин А.Р.,

Педагог дополнительного образования

ГБОУ школы №219 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Изначально целью и смыслом традиционных восточных единоборств было всестороннее развитие личности человека, включающее в себя совершенствование физических, психических и нравственно-этических качеств. Идея заключалась в том, что с помощью определённых двигательных практик и методов психотренинга, а также приобщения к принципам того или иного духовно-философского учения, человек мог совершенствовать себя и даже обрести новый смысл своей жизни.

Прикладные элементы (а затем и системы), удовлетворявшие насущным требованиям каждой эпохи: защита от врагов, охота, физическое развитие, духовное совершенствование и др., постепенно стали складываться в комплексные направления и духовно-практическое учение. При этом не терялась ни их практическая значимость, ни эффективность, но приобретались экономичность и эффективность в плане обучения, за счёт всё более комплексного подхода, и всё большей универсальности приобретаемых адептами навыков и умений.

В ХХ веке, благодаря тому, что Восток “открылся” Западу, восточные единоборства (В.Е.) стремительно распространились в Европу и Америку. Особый интерес к ним во всём мире стали проявлять во второй половине ХХ столетия. Этому сопутствовал целый ряд причин:

1) В.Е. способствует физическому и психологическому развитию, личностному становлению, являются одним из эффективных путей самосовершенствования;

2) с практической точки зрения – навыки, приобретённые на занятиях В.Е., являются единственным верным «оружием, которое всегда при себе»;

3) психологические навыки и методы психической саморегуляции В.Е. дают возможность усовершенствовать иные области жизни человека, не связанные непосредственно с военной;

4) В.Е. – комплексные системы, которые способны трансформироваться в соответствии с современными требованиями, и одновременно обладают доступностью для самых широких слоёв населения.

В СССР наиболее широкое распространение получили Дзюдо и Каратэ (запрещенное в 70-80-х гг. по идеологическим причинам), а также созданная на базе В.Е. отечественная система Самбо («самооборона без оружия»). Сейчас в России представлены самые разнообразные стили и направления В.Е.

Уникальность В.Е. заключается в том, что они существуют с самых древних времен человеческой истории и успешно развиваются и выполняют свои задачи и функции по настоящее время.

Всё сказанное выше подтверждает уникальные возможности В.Е. для нравственного и физического воспитания ребят подросткового и юношеского возраста. Для этого периода характерно:

1.        высокое стремление к физическому развитию, самосовершенствованию;

2.        стремление опробовать себя в различных социальных «взрослых» ролях, возможны проблемы, связанные с поло-ролевой идентификацией;

3.        стремление к авторитету в лице кумиров, либо лидеров референтных молодёжных групп; при этом резко теряет значимость авторитет родителей и учителей;

4.        неустойчивость и резкая смена интересов, жизненных целей, максимализм в оценках и поступках.

В общих чертах занятия В.Е. подростков и юношей дают:

- совершенствование и расширение возможностей двигательной сферы;

- гармоничное физическое развитие;

- возможности для личностного роста и становления характера, развития коммуникативной сферы;

- ряд практических прикладных навыков, пригодных для повседневной жизни;

- возможности для более быстрого и успешного овладения специальными профессиональными навыками, что важно с точки зрения профессионально-прикладной физической подготовки.

Занятия В.Е. дают нам возможность увести подростков с улицы, от наркотиков, из сомнительных компаний. В настоящее время проблемы преступности, наркомании среди молодежи и плохого здоровья наших детей выходят на первый план. В.Е. являются весьма мощным и эффективным средством физического воспитания. Кроме того, прикладные навыки (тактика и техника самозащиты), которые приобретаются в результате занятий В.Е., всегда имеют первостепенную важность и значимость.

Данный курс также может служить углублением (расширением) раздела дисциплины «Физическая культура», связанного с борьбой, самообороной и навыками безопасных падений. Легко найти параллели и с другими учебными дисциплинами: основы безопасности жизнедеятельности (гражданская оборона), философия, основы военной службы…

Цели и задачи курса. Необходимые условия и требования для его проведения

Цели:

1.Познакомить учащихся с таким культурно-историческим и практически-значимым явлением как В.Е.

2. Предоставить возможность учащимся для физического и нравственного совершенствования, психологического (личностного) становления.

3. Обучить основным методам психофизической саморегуляции, способам развития физических качеств и способностей, элементарным прикладным навыкам: контроль ситуации и самоконтроль, самозащита, безопасные падения, экономичное использование собственных физических возможностей (веса, телесной конституции и т.д.).

4. Предоставить возможность для расширения двигательного опыта и возможностей двигательной сферы учащихся.

Задачи:

1.        Организовать учащихся для занятий специальными и физическими формами двигательной активности, что подразумевает:                                              

 - определённые требования техники безопасности (Т.Б.);

- ответственность и внимательное отношение к занятиям со стороны   учащихся;

- заинтересованность (познавательный интерес) учащихся.

2.  Обеспечить процесс занятий, способствующий комплексному физическому развитию и обретению (расширению) двигательного опыта:      

- интенсивная и комплексная общефизическая подготовка (ОФП);

- различные задания, упражнения, проводимые в нестандартных условиях, либо требующие нестандартных действий, т.е. неспецифичных для повседневного задействования двигательной сферы;

- приучение к использованию приобретённых навыков и умений в повседневной жизни.

3.  Проводить воспитательную и психологическую работу с учащимися, ориентируя их на гуманизм и созидательность.

4. Обучить базовым навыкам В.Е. (стойкам, движениям, основным техническим действиям), при этом, обращая основное внимание на область применения этих навыков.

5.  Обучить принципам и тактико-техническим действиям по самозащите с помощью комплексного подхода к различным системам В.Е.

Необходимые условия для занятий:

1.        Спортивный зал (стандартный, с хорошим, ровным напольным покрытием, желательно наличие зеркал), раздевалки и санблок.

2.         Наличие борцовского ковра, татами, либо бдо-матов (из расчёта 3-4 кв. м на каждую пару учащихся).

3.         Преподаватель, проводящий курс, должен:

- иметь основы знаний по теории и методики физического воспитания;

- быть ознакомленным с одним или несколькими видами В.Е. (ещё лучше иметь некоторый опыт занятий или тренерской деятельности);

- знать и свободно владеть теоретическим материалом по В.Е. (см. рекомендуемые материалы).

4.  Для занятий необходимо:

 - наличие спортивной формы – длинные брюки, футболка, борцовки или лёгкие спортивные тапки (либо босиком, если занятия проходят на борцовском ковре, татами);

- соблюдение требований Т.Б. и норм личной гигиены.

Сведения по теории и методике физического воспитания, необходимые для занятий восточными единоборствами

Теоретические сведения по В.Е.

Точно известно, что ещё во времена Будды (VI век до н.э.) в Индии существовало искусство борьбы и рукопашного боя Калларипуяту. В дальнейшем, различные боевые системы и направления распространились по всему региону Юго-Восточной Азии.

В любом виде В.Е. существуют следующие разделы:

1. Общая и специальная ФП: развитие специальных физических качеств (см. ниже).

2. Тактический: способы действий в боевой обстановке и принципы выполнения приёмов.

3. Технический: арсенал базовых технических элементов и приёмов.

4. Раздел психологической подготовки: методы психорегулирующей тренировки, медитативные практики, навыки самоконтроля и контроля ситуации.

5. Прикладной: использование элементов, приёмов и их комбинаций в целях самообороны.

Все виды В.Е. в техническом плане могут быть условно разделены по преимущественному использованию бросковых или ударных приёмов. Варианты тактико-технических действий:

1. С оружием – без оружия.

         2. Вооружённый против вооружённого.

 Вооружённый против безоружного.

 Безоружный против вооружённого.

 Безоружный против безоружного.

3. Бой с одним противником – бой с двумя и более противниками.

      

Основные физические качества, развиваемые в процессе занятий В.Е.:

1.        выносливость - умение сохранять высокий уровень двигательной активности и технической точности в экстремальной обстановке длительное время:

- скоростно-силовые упражнения, выполняемые в “рваном” ритме;

- специальные упражнения на временные режимы;

2. координационно-двигательные способности – умение выполнять сложные по координационному рисунку движения и синхронизировать между собой движения отдельных частей тела:

- сложные координационно-ритмические комплексы в варианте «круговой тренировки»;

- работа с предметами (упражнения и комплексы с традиционным оружием);

- упражнения на метание;

3. быстрота реакции – умение быстро и эффективно реагировать на изменение окружающей обстановки и неожиданные действия “противника”:

     - парные и групповые подвижные игры;

     - упражнения на ловлю из нестандартных положений тела бросаемых предметов;

4.        скоростно-силовые качества – умение “выводить на максимум” силовые возможности организма за кратчайший промежуток времени:

- отработка техники «мгновенного старта» во всех вариантах движений, используемых в том или ином виде В.Е.;

- отработка бросков;

- отработка технических действий на опережение;

5.  адекватность самоощущения – способность поддерживать оптимальный тонус организма, навык адекватных энергосиловых затрат в процессе   исполнения технических действий В.Е., навык пространственной соразмерности («чувство дистанции»):

     - использование методов психорегулирующей тренировки;

     - выполнение технических действий и специальных упражнений в строгом соответствии с традиционными критериями;

     - тренировочные комплексы на развитие вестибулярного аппарата, комплексы парной работы в режиме «атака –  уход - объединение – ведение – контроль».

Рекомендации для преподавателей:

1. Научите занимающихся находить аналогичные и общие принципы и структурные элементы движений в разных направлениях В.Е., что позволит гармонично обучиться движениям различного вида.

2. Обратите внимание занимающихся на причины различий технических действий в разных видах и стилях В.Е.

3.  Практика показывает, что если на каждом занятии разбирать несколько небольших по объему фрагментов из разных тем, повторяя их на протяжении нескольких занятий, скорость освоения занимающимися данных тем становится гораздо выше, чем при стандартном подходе, когда в течение нескольких занятий изучается только одна тема. (Это объясняется, во-первых, сохранением  интереса к происходящему (эффект психологического утомления не наступает) при таком способе обучения, во-вторых, спецификой психофизиологических процессов в коре головного мозга: возбуждение, связанное с указанным действием не достигает фазы насыщения, последующие переключения происходят легко и беспроблемно, в-третьих, подача информации  небольшими фрагментами, даёт возможность более свободно и эффективно использовать ассоциативно-идеомоторную обработку получаемой информации, приобретаемые навыки носят более устойчивый характер).

4. Убедите учащихся в необходимости ответственного отношения и поведения, т.к. любое неосторожное движение может повлечь за собой травму.

5. Наглядно демонстрируйте, как будут использоваться базовые элементы движений впоследствии, научите видеть структурные элементы в сложных движениях.

6. При обучении страховкам постоянно акцентируйте внимание обучающихся на том, чтобы при любом падении не опираться на руки и не прокатываться по позвоночнику.

7. Старайтесь учить занимающихся так называемому “спонтанному реагированию”, когда реакция в виде определённого технического действия или элемента технического действия на действие партнёра (условного противника) происходит без участия сознания, как говорят: “среагировало само тело”.

8. Рассматривая тему “Основы самозащиты” убеждайте учащихся в том, что в случае реальной угрозы жизни и здоровью, необходимо вовремя среагировать и любой ценой, даже бегством, избежать столкновения, ни в коем случае, не пытаясь состязаться с агрессором, доказывать ему что-либо, причём, это не будет являться трусостью или проявлением слабости характера. В случае неизбежного нападения необходимо:

- постараться не впасть в психологический и двигательный ступор;

- всеми доступными средствами добиваться перехвата инициативы в бою;

- действовать быстро и неожиданно для противников;

- при первой же возможности быстро покинуть опасное место.

9. Подведите учащихся к мысли, что гармоничное поведение (гармоничный образ жизни), развитие интуитивных способностей позволят практически стопроцентно избегать опасных ситуаций.

Рекомендуемые материалы по теории и методике физического воспитания и восточным единоборствам

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Решетников Н.В, Кислицин Ю.Л. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Учебное пособие для ССУЗов. /М., «ACADEMIA», 2001.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Учебник для ВУЗов Физической Культуры. /М., «ACADEMIA», 2001.

3. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ. /М., «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ», 2000.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА. Учебник. /М., «ACADEMIA», 2000.

5. Ильин Е.П. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Учебник для ВУЗов Физической Культуры. /СПб, «ПИТЕР», 2000.

6. Голощапов Б.Р. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Учебник. /М, «ACADEMIA», 2001.

ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

1.        Кано Д. Дзюдо Кодокан. / Ростов-на-Дону, 2001.

2.        Бранд Р. Айкидо. /М., 2000.

3.        Ли Брюс. Путь опережающего кулака. /Ростов-на-Дону, 2001.

4.        Флоке А. Айкибудо. /К., «София», 1999.

5.        Флоке А. Самозащита. /К. «София», 2000.

6.        Ямагучи Г. Фундаментальное карате. /М., 2000.

7.        Фунакоси Г. Карате – моя жизнь. /Ростов-на-Дону, 2000.

8.        Тхэквондо мастера Чоя. /М.,2001.

9.        Маслов А.А. Энциклопедия боевых искусств. (в 2-х томах). /М., «Гала Пресс»,.2000.

10.         Долин А., Попов Г. Кэмпо – традиция воинских искусств. /М., 1991.

11.         Серия брошюр «Уроки китайской гимнастики». /М., «ФиС», 1991-1996.

12.         Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока. /М., «Молодая гвардия», 1991.

13.        Линдер И.Б., Оранский И.В. Боевые искусство Востока: маленькие «секреты» больших школ. /М., «Каисса», 1993.

14.         Карпов В.П. Сто уроков Кун-фу. /М., «ФиС.», «Кристина и Ко», 1994.

15.         Пархомович Г.П. Основы классического Дзюдо./Пермь, «Урал-Пресс», 1993.

16.         Малая энциклопедия Айкидо. /Тверь, «Полина-Мартин», 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

Методические рекомендации по организации и проведению торжественной линейки - митинга памяти, посвященной Дню Победы.

Описание подготовки и проведения торжественной  линейки -  митинга памяти, посвященной Дню Победы с участием учащихся школы, их родителей, ветеранов ВОВ и УТФ, педагогического коллектива....

Методические рекомендации по содержанию и проведению бесед с учащимися коррекционной школы, направленные на профилактику правонарушений

В данной статье содержатся методические материалы для организации профилактических бесед (в помощь классным руководителям)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению внеурочного мероприятия «Заигрыш на Масленицу»

Последняя неделя перед Великим постом всегда отмечалась на Руси весело. Это были и проводы зимы, и встреча весны. Недаром символ Масленицы - румяный горячий блин - напоминает собою солнце, котор...

Методические рекомендации по организации и проведению тематических кинолекториев для подростков

Кино для детей - это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Нашим киноматографом накоплены огромные эстетические бо...

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся естественнонаучной направленности

МЕтодические рекомендации содержат правила разработки экологического проекта и правила ведения полевого дневника....