Непрерывность процесса физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья по физкультуре

Ярмаркина Елена Владимировна

Проблема непрерывности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста неразрывно связана с основными педагогическими принципами: постепенности и преемственности. Особенно важное  значение приобретает непрерывность и преемственность в обучении и воспитании при переходе с одной ступени образования на другую, в частности, из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу.

    Установление непрерывности в процессе физического воспитания между детским садом и школой обеспечивает:

•          Построение программ воспитания и обучения на единых теоретических и практических основах;

•          Учет индивидуально-психологических особенностей овладения движениями в каждом возрастном периоде;

•          Последовательное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков физического развития и физического подготовленности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.1

Непрерывность процесса физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Ярмаркина Елена Владимировна,

учитель физической культуры,

ЦО»Богородский»,

Россия, г. Ногинск

fam-ya@mail.ru

Аннотация: Проблема непрерывности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста неразрывно связана с основными педагогическими принципами: постепенности и преемственности. Особенно важное  значение приобретает непрерывность и преемственность в обучении и воспитании при переходе с одной ступени образования на другую, в частности, из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу.

    Установление непрерывности в процессе физического воспитания между детским садом и школой обеспечивает:

•        Построение программ воспитания и обучения на единых теоретических и практических основах;

•        Учет индивидуально-психологических особенностей овладения движениями в каждом возрастном периоде;

•        Последовательное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков физического развития и физического подготовленности детей.

Ключевые слова: Физическое воспитание; дошкольный и младший школьный возраст.

Annotation: The problem dealing with the continuity of the physical education of children of the infant and primary school is closely associated with the basic pedagogical principles: gradual approach and continuity. This  principles become more significant in education and upbringing when passing from one stage to another one, in particular when changing the infant school do the primary school one.

The availability of the continuity in the process of physical education between the kindergarten and the school insures:

•        Development of the educational and upbringing programs on the basis of the unique  theoretical and practical grounds;

•        Consideration of individual and psychological features to master moving at a particular age;

•        Consequtive forming and perfection of moving skills in physical preparedness of children.

Diagnostics is the main criterion to assess the effectiveness of the continuous process of physical education of children relating to infant school and primary school. In accordance with the recommendations of the Health Care World Organization when describing the physical condition of  a child the following points are to be regarded: physical development, functional condition and physical preparedness.

Keywords: Physical education; infant and primary school.

Введение:  Ещё Я.А.Коменский говорил: « Всё имеет связь, всё проявляется во взаимной связи». Он подчёркивал: « Все учебные занятия должны располагаться таким образом, что последующее всегда основывается на предыдущем, а предыдущее укреплялось последующим».

    Непрерывность процесса обучения и воспитания (в том числе и физического) - есть последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы; характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Они делаются более сознательными, дифференцированными и обобщёнными, а круг  их применений расширяется. При переходе ребёнка на следующую ступень обучения важно достигнутое соотносить с новыми возможностями его личного развития, видеть дальнейшую перспективу формирования целостной личности [3,с.56].

    В целях совершенствования непрерывности обучения и  воспитания, прежде всего нужно «иметь ввиду внутреннюю, органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени формирования детской личности к другой».

С одной стороны - совершенствование дошкольного физического воспитания, нацеленность на требования, на перспективность школы, с другой стороны - продолжение процесса физического воспитания. Школе необходимо продолжить широкую воспитательную работу детского сада, направленную на всестороннее  физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Необходимо использовать и умножать те накопления, которые он  приобрёл в дошкольном детстве.

    Проблема непрерывности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста неразрывно связана с основными педагогическими принципами: постепенности и преемственности. Особенно важное  значение приобретает непрерывность и преемственность в обучении и воспитании при переходе с одной ступени образования на другую, в частности, из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу.

    Установление непрерывности в процессе физического воспитания между детским садом и школой обеспечивает:

  • Построение программ воспитания и обучения на единых теоретических и практических основах;
  • Учет индивидуально-психологических особенностей овладения движениями в каждом возрастном периоде;
  • Последовательное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков физического развития и физического подготовленности детей.

    Необходимость в формировании всесторонне развитой личности воспитанников в процессе непрерывного образования и подготовки их к последующей деятельности требует целенаправленного исследования реальных и перспективных возможностей воздействия средств физической культуры на формирование личности.

Целью исследования явилось системное изучение эффективности введения в процесс физического воспитания «детский сад - начальная школа» преемственности образовательной программы.

Задачи исследования, наряду с общепедагогическими:

  • Определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия   (секции для физически развитых и физически подготовленных, оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);
  • Индивидуализировать нагрузку, физические упражнения, закаливающие процедуры в соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (плоскостопие, отклонения в осанке, низкий рост, заниженный или завышенный рост, уровнем сформированности двигательной активности (высокий- гиперактивность, средний, низкий - малоподвижные дети).

Исследование  формирования  личности в процессе  непрерывного образования средствами физической культуры, выявление эффективных подходов к ее формированию позволяют предложить педагогическому (физкультурному) образованию новые ориентиры для деятельности, направленной на формирование личности средствами физической культуры, как системы специфических функций индивида, связанных с ее саморазвитием, целостностью, формированием личностного опыта в процессе обучения, создание условий для полноценного развития личностных функций субъектов образовательного процесса [1, с.49].

    Основная задача принципа непрерывности процесса физического воспитания дошкольников – младших школьников заключается в степени адаптированности  и готовности детей при переходе из детского сада в начальную школу. В дошкольном образовательном  учреждении принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их наклонностей и способностей путем широкого использования игры и продуктивных видов детской деятельности; в первом классе осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности, причём игра как средство обучения на первых порах доминирует  [2, с.35].

    Для специалистов физической культуры непрерывность учебно-воспитательного процесса особенно актуальна в связи с тем, что их профессиональная деятельность основана на творческой активности и требует большой самоотдачи, постоянного стремления к достижению успеха при высоком уровне профессиональной компетентности, деятельности, направленной на формирование гармонично развитой личности воспитанников. Поскольку в сфере физической культуры как нигде тесно взаимодействие педагога и ученика, успех деятельности последнего во многом определяется обоюдным взаимопониманием.

Организация исследования:

    Основным критерием оценки эффективности непрерывного процесса физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является диагностическая работа. В соответствии с рекомендациями  Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребёнка учитывается динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

    Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности  физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота, координация, скоростно-силовые качества, сила) и двигательных навыков, в основе такого подхода лежит количественная оценка уровня развития двигательных качеств детей.

    Обследования проводятся 2 раза в год (сентябрь и май). В нём фиксируются только количественные показатели, характеризующие уровень сформированности физических качеств и качественные показатели, характеризующие степень сформированности  двигательных навыков.

    Количественные показатели сравниваются с данными таблицы (должные результаты).

В настоящее время практикуется и другой подход к оценке уровня физической подготовленности, оценка качественных характеристик( техника выполнения). Качественные показатели выражаются в цветовой гамме:

  • Высокий - правильно выполнены все элементы техники - красный цвет;
  • Средний - ребёнок справляется с большинством элементов техники - синий цвет;
  • Ниже среднего -  наличие значительных ошибок - зелёный цвет.

При  обследовании важно учитывать индивидуальный темп развития каждого ребёнка, поэтому в конце учебного года важно сравнивать количественные показатели и с данными таблицы и с его собственными на начало года (%).  Целесообразно в конце учебного года определять темп прироста показателей психофизических  качеств у детей. Количественные результаты определяются по шкале оценок темпа прироста физических качеств (И.В. Усаков, 2003).

Шкала оценки темпов прироста физических качеств

Темпы прироста,%

Оценка

За счёт чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счёт естественного роста

8-10

Удовлетворительно

За счёт естественного роста и роста естественной двигательной активности

10-15

Хорошо

За счёт естественного роста и целенаправленной системы физвоспитания

Свыше 15

Отлично

За счёт эффективного использования естественных сил природы и упражнений

    Резюмируя выше сказанное можно констатировать, что оценка количественных и качественных характеристик эффективности процесса физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с позиции его непрерывности, позволит:

  • Определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия   (секции для физически развитых и физически подготовленных, оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);
  • Индивидуализировать нагрузку, физические упражнения, закаливающие процедуры в соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (плоскостопие, отклонения в осанке, низкий рост, заниженный или завышенный рост, уровнем сформированности двигательной активности (высокий-гиперактивность, средний, низкий - малоподвижные дети);
  • Определить технику владения основными двигательными умениями;
  • Развить у детей интерес к занятиям физической культурой.

Список использованных источников.

  1. Бальсевич В.К., Большенков В.Г. Программа « Преемственность», 1997.
  2. Гуткина Н.И., «Психологическая готовность к школе», ЗАО Издательский дом, «Питер», 2004.
  3. Лыкова В.Я., « Педагогические основы преемственности воспитательной работы дошкольного образования и школы», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Тематический план по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В плане предложены темы для педагогов, работающих по формированию основ здорового образа жизни с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

Умственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Мышление - это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление в своем развитии проходит три стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное...