Методическая статья на тему: "Преемственность в оценивании образовательных результатов и достижений обучающихся начальной и основной ступеней образования по предмету физическая культура."
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Морозова Ольга Владимировна

В данной статье представлен материал по оцениванию на уроках физической культуры. Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Взаимодействие учителей начальной и основной школы ключ в решении проблемы преемственности, в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подростка. Как показывает опыт нашей школы, совместная деятельность учителей физической культуры начальной и основной школы позволяет создать условия для успешной адаптации детей к процессу обучения. Это способствует преемственности методов и приемов, единства требований к знаниям учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в оценивании образовательных результатов и достижений обучающихся начальной и основной ступеней образования по предмету физическая культура.

Проблема преемственности в образовательном пространстве общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход от начальной ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. Физическая культура как обязательный предмет представлена на всех ступенях школьного образования и вводится в процессе обучения с первого класса.

Преемственность преподавания по физической культуре между начальной и основной школой, ориентированной на личностные показатели школьников, позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.

Наша школа работает по предмету физическая культура по программе «Школа России», Лях «Физическая культура». Что позволяет более четко проследить динамику развития физических качеств и умений учащихся.

Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей физической культуры нашей школы, работающих в начальной и основной школе по определению единых требований к ученику, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований на переходном этапе, дают хорошие результаты.

Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Взаимодействие учителей начальной и основной школы ключ в решении проблемы преемственности, в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подростка. В связи с этим в нашей школе проходит взаимное посещение уроков, внеклассных мероприятий, с целью выработать единые требования к обучающимся при организации разминки, основных этапов урока, выполнения физических упражнений. Программа по физической культуре с 1 по 11 классы имеет сходные модули: «Подвижные игры», «Гимнастика», «Спортивные игры», «Кроссовая подготовка», «Легкая атлетика», что помогает в выработке единых требований к подготовке обучающихся и их готовности безболезненно перейти от начальной ступени к основной. Успешность обучения учащегося в основной школе во многом зависит от базы знаний, полученной на выходе из начальной школы. Если в начальной школе дети знакомятся с навыками двигательных действий и формируют умения их вариативно использовать в игровой и соревновательной деятельности, то в основной школе ученики совершенствуют эти навыки в различных спортивных играх. Немаловажно, что данная работа помогает учащимся начальных классов овладевать знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Как показывает опыт нашей школы, совместная деятельность учителей физической культуры начальной и основной школы позволяет создать условия для успешной адаптации детей к процессу обучения. Это способствует преемственности методов и приемов, единства требований к знаниям учащихся.

В нашей школе разработаны четкие требования по оцениванию на уроках физической культуры, которые применяются начиная со второго по одиннадцатый классы. В первом классе отметки не выставляются.

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

И т о г о в а я   оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

К р и т е р и и   о ц е н и в а н и я   у с п е в а е м о с т и  по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

I. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За  незнание материала программы

II. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

1

2

3

4

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

III. Владение способами

и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Учащийся умеет:

– самостоятельно организовать место занятий;

– подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

– контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Учащийся:

– организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

– допускает незначительные ошибки в подборе средств;

– контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

IV. Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и вы-сокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности

(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную.

Далее приведены таблицы, по которым происходит оценивания уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры.

Таблица 1.

Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет

Физическиее

 способ-

Контрольное

ное упражне-

Воз-раст, лет

Уровень

способ-

упражнение

Мальчики

Девочки

ности

(тест)

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Скорост-

Бег 30м,сек.

7

7,5 и выше

7,6-6,2

5,6 и ниже

7,6 и выше

7,5-6,4

5,8 и ниже

ные

8

7,1 -"-

7,0-6,0

5,4 - "-

7,3 - "-

7,2-6,2

5,6 - "-

9

6,8 - "-

6,7-5,7

5,1-"-

7,0 - "-

6,9-6,0

5,3 - "-

10

6,6 - "-

6,5-5,6

5,0 - "-

6,6 - "-

6,5-5,6

5,2-"-

Координа-

Челночный

7

11,2 и вышевыше

10,8-10,3

9,9 и ниже

11,7 и вышевышевыше

11,3-10,6

10,2 и ниже

ционные

бег

8

10,4-"-

10,0-9,5

9,1-"-

11,2-"-

10,7-10,1

9,7 - "-

Зх10м,сек.

9

10,2-"-

9,9-9,3

8,8 - "-

10,8-"-

10,3-9,7

9,3 - "-

10

9,9 - "-

9,5-9,0

8,6 - "-

10,4 - "-

10,0-9,5

9,1-"-

Скоростно-

Прыжок в

7

100 и выше

115-135

155 и выше

85 и ниже

110-130

150 и выше

силовые

длину с

8

110-"-

125-145

165-"-

100-"-

125-140

155-"-

места, см

9

120-"-

130-150

175-"-

110-"-

135-150

160-"-

10

130-"-

140-160

185-"-

120-"-

140-155

170 - "-

Выносли-

6-минутный

7

700 и менее

730-900

1100 ивыше

500 и менее менее

600-800

900 и выше

вость

бег ,м

8

750 - "-

800-950

1150 -"-

550-"-

650-850

950 - "-

9

800 - "-

850-1000

1200-"-

600 - "-

700-900

1000-"-

10

850 - "-

900-1050

1250-"-

650 - "-

750-930

1050-"-

Наклон

7

1 и ниже

3-5

9 и выше

2 и ниже

5-8

12,5 и выше

Гибкость

вперед из

8

1 -"-

3-5

7,5 - "-

2-"-

6-9

11,5-"-

положения

9

1 -"-

3-5

7,5 - "-

2-"-

6-9

13,0-"-

стоя, см

10

2-"-

4-6

8,5 - "-

3-"-

7-10

14,0-"-

Подтягивание

на высокой

7

1 и ниже

2-3

4 и выше

-

-

-

перекладине

8

1 -"-

2-3

4-"-

-

-

-

из виса, кол-

9

1-"-

3-4

5-"-

-

-

-

Силовые

во раз (мальчики)

10

1 -"-

3-4

5-"-

-

-

-

На низкой

перекладине

7

-

-

-

2 и ниже

4-8

12 и выше

из виса лежа,

8

-

-

-

3-"-

6-10

14 - "-

кол-во раз

9

-

-

-

3-"-

7-11

16-"-

(девочки)

10

-

-

-

4-"-

8-13

18-"-

Таблица 2.

Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет

Физические способ-

Контрольное упражне-

Возраст, лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Сред-

Высокий

Низкий

Средни

Высокий

ности

ние (тест)

ний

й

Скорост-

Бег 30м,сек.

11

6,3 и выше

6,1-5,5

5,0 и выше

6,4 и выше

6,3-5,7

5,1 и ниже

ные

12

6-"-

5,8-5,4

4,9 - "-

6,3 - "-

6,0-5,4

5-"-

13

5,9 - "-

5,6-5,2

4,8 - "-

6,2 - "-

6,2-5,5

5-"-

14

5,8 - "-

5,5-5,1

4,7-"-

6,1-"-

5,9-5,4

4,9 - "-

15

5,5 - "-

5,3-4,9

4,5 - "-

6-"-

5,8-5,3

4,9 - "-

Координа-

Челночный

11

9,7 и выше

9,3-8,8

8,5 и ниже

10,1 и выше

9,7-9,3

8,9 и ниже

ционные

бег

12

9,3 - "-

9,0-8,6

8,3 - "-

10-"-

9,6-9,1

8,8 - "-

Зх10м,сек.

13

9,3 - "-

9,0-8,6

8,3 - "-

10-"-

9,5-9,0

8,7 - "-

14

9-"-

8,7-8,3

8-"-

9,9 - "-

9,4-9,0

8,6 -"-      ,

15

8,6 - "-

8,4-8,0

7,7 - "-

9,7 - "-

9,3-8,8

8,5 - "-

Скоростно-

Прыжок в

11

140 и выше

160-180

195 и выше

130 и выше

150-175

185 и выше

силовые

длину с

12

145 - "-

165-180

200 - "-

135-"-

155-175

190-"-    

места, см

13

150-"-

170-190

205 - "-

140-"-

160-180

200 - "-

14

160-"-

180-195

210-"-

145 - "-

160-180

200 - "-

15

175-"-

190-205

220 - "-

155-"-

165-185

205 - "-

Выносли-

6-минутный

11

900 и менее

1000-1100

1300 ивыше

700 и выше

850-1000

1100 и выше

вость

бег ,м

12

950 - "-

1100-1200

1350 -"-

750 - "-

900-1050

1150-"-

13

1000 - "-

1150-1250

1400 - "-

800 - "-

950-1100

1200 - "-

14

1050-"-

1200-1300

1450-"-

850 - "-

1000-1150

1250 - "-

15

1100-"-

1250-1350

1500-"-

900 - "-

1050-1200

1300-"-

Наклон

11

2 и ниже

6-8

10 и выше

4 и ниже

8-10

15 и выше

Гибкость

вперед из

12

2-"-

6-8

10-"-

5-"-

9-11

16-"-

положения

13

2-"-

5-7

9-"-

6-"-

10-12

18-"-

стоя, см

14

3-"-

7-9

11 -"-

7-"-

12-14

20 - "-

15

4-"-

8-10

12 - "-

7-"-

12-14

20 - "-

Подтягивание

11

1

4-5

6 и выше

-

-

-

на высокой

12

1

4-6

7-"-

-

-

-

перекладине

13

1

5-6

8-"-

-

-

-

из виса, кол-

14

2

6-7

9-"-

-

-

-

Силовые

во раз (мальчики)

15

3

7-8

10-"-

-

-

-

На низкой

11

-

-

-

4 и ниже

10-14

19 и выше

перекладине

12

-

-

-

4-"-

11-15

20 - "-

из виса лежа,

13

-

-

-

5-"-

12-15

19-"-

кол-во раз

14

-

-

-

5-"-

13-15

17-"-

(девочки)

15

-

-

-

5-"-

12-13

16-"-

Таблица 3.

Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет

Физические

способности

Контрольное

упражнение

(тест)

Возраст, лет

Уровень

Юноши

Девушки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег 30м,сек.

16

17

5,2 и ниже 5,1

5,1-4,8 5,0-4,7

4,4 и выше 4,3

6,1 и

ниже

6,1

5,9-5,3 5,9-5,3

4,8 и выше 4,8

Координационные

Челночный

бег

Зх10м,сек.

16

17

8,2 и ниже 8,1

8,0-7,7 7,9-7,5

7,3 и выше 7,2

9,7 и

ниже

9,6

9,3-8,7 9,3-8,7

8,4 и выше 8,4

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места,см

16

17

180 и ниже 190

195-210 205-220

230 и выше 240

160 и

ниже

160

170-190 170-190

210 и выше 210

Выносли-   вость

6-минутный бег,м

16

17

1100 и

ниже

1100

1300 и

ниже

1300

1500 и

выше

1500

900 и

ниже

900

1050-

1200

1050-1200

1300 и

выше

1300

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

16

17

5 и ниже 5

9-12 9-12

15и выше 15

7 и ниже 7

12-14 12-14

20 и выше 20

Силовые

На низкой перекладине из виса лежа кол-во раз (девушки)

16

17

-

-

-

-

-

-

6 и ниже 6

13-15 13-15

18 и выше 18

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши)

16 17

4 и ниже 5

8-9 9-10

-

-

-

-

-

-

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (СМГ)

В соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации учитываются  особенности в организации занятий физической культурой в СМГ.

 Дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся в СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.

В то же время, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ, регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5–2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении.

Кроме этого, каждый из обучающихся в СМГ имеет свой набор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств. В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся в СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки учащимся основной группы, нельзя.

Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

При выставлении текущей отметки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

Итоговая отметка по физической культуре в СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.

Для учащихся, которым не рекомендуются физические упражнения разработаны задания по теоретическому материалу. Работа строится следующим образом: работа с учебником, написание доклада на заданную тему, выполнение письменной проверочной работы.

Таким образом:

1. Преемственность задач, содержания и критериев эффективности предмета «Физическая культура» повышает качество процесса физического воспитания в общеобразовательной школе в условиях модернизации образования.

2. Разработанное преемственное содержание физической культуры в начальной, основной и средней школе способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся, улучшает показатели здоровья и успеваемости школьников по предмету «Физическая культура».

3. Разработанные критерии эффективности обеспечивают реализацию концепции преемственности предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе на более высоком уровне его задач и содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольно-измерительного материала для проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка направлена на определение сформированности у учащихся предметных знаний и умений, а также диагностику уровня предметной успешности учащихся 9-х классов....

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Физическая культура» 5 – 9 класс

     Рабочая программа по предмету «Физическая культура»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта осно...

Статья "Использование интернет - технологий для оценивания образовательных результатов обучающихся"

В статье рассмотрены интернет - технологии, позволяющие эффективно и быстро осуществлять формирующее оценивания в современной школе....

Примерная рабочая программа начального общего образования по предмету "Физическая культура" ФГОС 2021 год (ДЛЯ КОНСТРУКТОРА ПРОГРАММ)

ФГОС нового поколения 2021 год, используется для создания рабочих программ ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТОР...

Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету "Физическая культура" ФГОС 2021 год (ДЛЯ КОНСТРУКТОРА ПРОГРАММ)

ФГОС нового поколения 2021 год, используется для создания рабочих программ ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТОР...

Рабочая программам начального общего образования учебного предмета "Физическая культура" (для 1-4 классов)

Рабочая программам начального общего образования учебного предмета "Физическая культура" (для 1-4 классов)...