Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»
рабочая программа по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Каверза Борис Иванович

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.

Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2004.

Программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

Волейбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.

Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами волейбола, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям волейболом, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.

 Данная программа предназначена для занятий в спортивной секции по волейболу для учащихся 9-11 классов.  Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.  Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.

Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopobrazovaniya_voleybol_20-21g_kaverza_b.i.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Дополнительная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

 «Волейбол»

на 2020/21 учебный год

 

   

           

                                                                                              Составитель: Каверза Борис Иванович,

инструктор по физической культуре МБОУ СШ №14

               

г. Липецк, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы

1.4. Адресность программы

1.5. Нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность

 

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание предоставляемого образования по дополнительной общеразвивающей программе «Волейбол»

2.2. Программно-методическое и технологическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

2.3. Оценка качества реализации дополнительной общеобразовательной программы

 

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

3.2. Календарный учебный график

3.3. Контингент учащихся

3.4. Характеристика педагогического потенциала работающих специалистов

3.5. Вовлечение родителей учащихся в образовательные отношения

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.

Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2004.

Программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

Волейбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.

Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами волейбола, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям волейболом, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.

 Данная программа предназначена для занятий в спортивной секции по волейболу для учащихся 9-11 классов.  Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.  Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.

Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.

Цели и задачи

Цели программы:

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Содействие правильному физическому развитию.
  3. Приобретение необходимых теоретических знаний.
  4. Овладение основными приемами техники и тактики игры.
  5. Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
  6. Привитие ученикам организаторских навыков.
  7. Повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу.
  8. Подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.

Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы

По окончании курса дети должны:

знать:

  1. Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности.  
  2. Выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации).
  3. Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности.
  4. Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

уметь:

  1. Выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья.
  2. Осуществлять судейство по данному виду спорта.
  3. Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Ожидаемый педагогический результат

По окончании обучения:

  1. Укрепление здоровья учащихся.
  2. Улучшить у ребят развитие двигательных качеств (быстроты, координации, способности в ориентировке).
  3. Сплотить коллектив, воспитать чувство взаимовыручки, товарищества.
  4. Освоение учащимися основных технических элементов игры.
  5. Приобретение умения действовать тактически грамотно в игре.
  6. Добиться мастерства на данном этапе до соревновательного уровня.
  7. Освоить основные правила игры.

Адресность программы

Программа рассчитана на обучающихся: 15-17 лет.

Нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от №273.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  4. Устав МБОУ СШ № 14 г.Липецка.
  5. Лицензия на правоведения образовательной деятельности

2. Содержательный раздел

Содержание предоставляемого образования по дополнительной   общеразвивающей программе

«Волейбол»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Основы знаний

Тема 1: Теория. Инструктаж по ТБ. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.

Раздел II. Практический

Тема 1: Общая физическая подготовка.

Теория: Разминка волейболиста. Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Эстафеты.

Тема 2: Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные скачки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Тема 3: Техническая подготовка 

Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.

Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Перемещения. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прием мяча снизу двумя руками. Прием мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Прием мяча, отраженного от сетки. Верхняя прямая подача мяча. Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Одиночное блокирование. Групповое блокирование (двойной блок)

Тема 4: Тактическая подготовка

Теория: Рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. 

Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры.

Тема 5: Соревнования.

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства.

Практика: Организация судейство и участие в школьных соревнованиях. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

Тема 6: Итоговое занятие.

Теория: Знание правил игры в волейбол.

Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол. Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.

Программно-методическое и материально-техническое обеспечение

дополнительной общеразвивающей программы

 

Учебная и учебно-методическая литература

  1.   Государственная программа  Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г., № 2148-р.
  2.   Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04. 2012 г.
  3.   Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017  годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
  4. 4.Учебное издание Волейбол в школе: Пособие для учителя. —М.: Просвещение, 1989. - 128 с.: ил
  5. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1985 (ГСС). Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
  6. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
  7. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
  8. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
  9. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
  10. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.

Материально- техническое обеспечение

п/п

Требование к материально-техническому оснащению программы

Волейбольная сетка со стойками

Волейбольные мячи

Фишки разметчика

Эстафетные палочки

Набивные мячи

Гимнастические скамейки

Перекладина

Гимнастические маты

Барьеры

Гантели

Секундомер

Скакалки

Теннисные мячи

Оценка качества реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» осуществляется контроль образовательной деятельности, включающий входной контроль, рубежный и итоговый.

Контроль образовательной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет оценить реальную результативность совместной деятельности педагога и обучающегося.

Входной контроль состоит в определении способностей обучающихся и его готовности к занятиям волейболом.

Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме тестирования.

Рубежный контроль достижений обучающихся базируется на результатах, показанных в соревнованиях. Результаты рубежного контроля используются для оценки достижений обучающихся и дальнейшего отбора в сборную школы.

Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в форме контрольных соревнований на Спартакиаде общеобразовательных учреждений с участием ведущего преподавателя.

Контрольные испытания

Нормативы технической подготовки

Оценка

Передача мяча сверху, двумя руками над головой (раз)

Передача снизу, двумя руками, над собой (раз)

Передача мяча сверху и снизу,

в парах (раз)

Подача мяча, верхняя прямая из 10 подач (раз)

5

20

20

20

10-9

4

15

15

15

8-7

3

10

10

10

5 и меньше

Нормативы физической подготовки

Оценка

Бег 30 м с высокого старта, сек

Челночный бег 6х5 м, сек

Прыжок в длину с места, см

Прыжок в высоту с места, см

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

5

4,5 – 4,8

5,0 – 5,3

9,4 – 9,8

10,5 – 11,0

250 - 260

200 - 210

70 - 75

50 - 55

4

4,8 – 5,0

5,2 – 5,4

9,8 – 10,2

11,2 – 11,5

220 - 230

190 - 195

60 - 65

45 - 50

3

5,0 – 5,2

5,3 – 5,5

10,4 – 10,6

11,8 – 12,0

205 - 210

180 - 185

50 - 55

40 - 45

3. Организационный раздел

  Учебный план

п/п

Наименование образовательной программы дополнительного образования

Число недель

Количество часов

Волейбол

1.

Теоретические сведения

4

    2.

Общая физическая подготовка

10

     3.

Техническая подготовка

20

    4.

Тактическая подготовка

30

5.

Участие в соревнованиях

4

ИТОГО:

34

68

Календарный учебный график

п/п

Компоненты КУГ

1 год обучения

Количество групп

1

Начало учебного года

02.09.2019 г.

Окончание учебного года

29.05.2020 г.

Продолжительность учебного года

34 учебных недели

Продолжительность полугодий

1 полугодие - 16 учебных недель: с 02.09.2019 по 27.12.2019

2 полугодие - 18 учебных недель: с 013.01.2020 по 29.05.2020

Режим занятий

1 раз в неделю по 2  часа

Стартовый мониторинг

Сентябрь 2019 г.

Итоговый мониторинг

Май 2020 г.

Контингент учащихся

Обучающиеся 15-17 лет занимаются в группах по 12-15 человек. Количество групп определяется ежегодно по   социальному заказу родителей (законных представителей), с учетом мнения ребенка. Работа в группах осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).

Характеристика педагогического потенциала

работающих специалистов

        Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,        учебно-вспомогательными,        административно-хозяйственными работниками организации. Иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации    от 26.08.2010 г. №761н. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

            Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации.

В целях эффективной реализации Программы в школе созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей  (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

3) организационно - методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Вовлечение родителей обучающихся в образовательные отношения

Школа имеет возможности:

1) для предоставления информации о Программе родителям (законным представителям) обучающегося и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде.

                                                                       

Рабочая программа

 дополнительного образования

 физкультурно-спортивной   направленности

«Волейбол»

на 2019/20 учебный год

 

                          Возраст обучающихся: 15-17 лет

                              Срок реализации: 2019/20 учебный год

                                            ФИО педагога: Каверза Борис Иванович  

                                                        Должность: инструктор по физической культуре

                 

г. Липецк,2019 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Знания о физической культуре

Учащийся научится:  

характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;  

определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;  

разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;  

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;  

руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Учащийся получит возможность научиться:  

исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Ожидаемый педагогический результат

Учащийся научится:  

использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;  

составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;  

классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;  

самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;  

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;  

взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Учащийся получит возможность научиться:  

вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 «Волейбол»

Раздел I. Основы знаний

Тема 1: Теория. Инструктаж по ТБ. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.

Раздел II. Практический

Тема 1: Общая физическая подготовка.

Теория: Разминка волейболиста. Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Эстафеты.

Тема 2: Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные скачки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Тема 3: Техническая подготовка 

Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.

Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Перемещения. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прием мяча снизу двумя руками. Прием мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Прием мяча, отраженного от сетки. Верхняя прямая подача мяча. Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Одиночное блокирование. Групповое блокирование (двойной блок)

Тема 4: Тактическая подготовка

Теория: Рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. 

Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры.

Тема 5: Соревнования.

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства.

Практика: Организация судейство и участие в школьных соревнованиях. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

Тема 6: Итоговое занятие.

Теория: Знание правил игры в волейбол.

Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол. Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Раздел I. Основы знаний

4

Тема 1: Теория

4

Инструктаж по ТБ. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.

Раздел II. Практический

Тема 1: Общая физическая подготовка. 

10

Теория: Разминка волейболиста. Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Эстафеты.

Тема 2: Специальная физическая подготовка

10

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные скачки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку

Тема 3: Техническая подготовка

24

Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.

Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Перемещения. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прием мяча снизу двумя руками. Прием мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Прием мяча, отраженного от сетки. Верхняя прямая подача мяча. Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Одиночное блокирование. Групповое блокирование (двойной блок).

Тема 4: Тактическая подготовка

14

Теория: Рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. 

Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры.

Тема 5: Соревнования.

4

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства.

Практика: Организация судейство и участие в школьных соревнованиях. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

Тема 6: Итоговое занятие.

2

Теория: Знание правил игры в волейбол.

Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол. Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.

ИТОГО:

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Содержание

(или виды) деятельности

Раздел I. Теоретический  

Тема 1. Основы знаний

4

Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий волейболом. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом.

2

02.09.19

Правила судейства соревнований по волейболу. Организация и проведение соревнований по волейболу. Психологическая подготовка волейболиста. Соревновательная деятельность волейболиста.

2

09.09.19

Раздел II. Практический  

64

Тема 1. Общая физподготовка

10

  1. 3

Разминка волейболиста. Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

2

16.09.19

  1. 4

Значение общей физической подготовки спортсмена. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

2

23.09.19

  1. 5

Значение ОРУ перед началом тренировки. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

2

30.09.19

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами.

2

07.10.19

Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Эстафеты.

2

14.10.19

Тема 2: Специальная физическая подготовка

10

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями

2

21.10.19

Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх.

2

26.10.19

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные скачки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.

2

28.10.19

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

2

09.11.19

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку

2

11.11.19

Тема 3: Техническая подготовка

24

Специальные технические приемы: перемещения. Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Перемещения.

4

18.11.1925.11.19

Специальные технические приемы: передачи. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча.

4

02.12.19

09.12.19

Специальные технические приемы: подачи, приём подачи. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад.

4

16.12.19

23.12.19

Прием мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Прием мяча, отраженного от сетки.

4

13.01.20

20.01.20

Специальные технические приемы: нападающие удары, блокирование. Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Одиночное блокирование.

4

27.01.20

03.02.20

Специальные технические приемы: нападающие удары, блокирование. Нападающий удар с переводом. Групповое блокирование (двойной блок).

4

10.02.20

17.02.20

Тема 4: Тактическая подготовка

14

Рациональное использование приемов игры. Упражнения для решения задач различных видов подготовки.

4

02.03.20

16.03.20

Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите.

4

23.03.20

30.03.20

Метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение).

2

06.04.20

Учебные игры с заданием по технике и тактике игры.

4

13.04.2020.04.20

Тема 5: Соревнования.

4

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Организация судейство и участие в школьных соревнованиях.

2

27.04.20

Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

2

18.05.20

Тема 6: Итоговое занятие.

2

Знание правил игры в волейбол. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол. Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.

2

25.05.20

ИТОГО:

68

Рабочая программа дополнительного образования

физкультурно-спортивной   направленности

(теоретическая часть)

«Волейбол»

на 2019/20 учебный год

 

                          Возраст обучающихся: 15-17 лет

                              Срок реализации: 2019/20 учебный год

                                            ФИО педагога: Каверза Борис Иванович

                                                        Должность: инструктор по физической культуре

                 

г. Липецк, 2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Знания о физической культуре

Обучающийся научится:  

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;  
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;  
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;  
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;  
  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Ожидаемый педагогический результат

Обучающийся научится:  

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;  
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;  
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;  
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;  
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;  
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 «Волейбол»

Раздел 1. Теоретический

Тема 1. Основы знаний. Развитие волейбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Соревновательная деятельность волейболиста.  Организация и проведение соревнований по волейболу. Психологическая подготовка волейболиста. Правила судейства соревнований по волейболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий волейболом. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(теоретическая часть)

п/п

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Содержание

(или виды) деятельности

Раздел 1. Теоретический  

Тема 1. Основы знаний

4

  1. 1

Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий волейболом.

1

02.09.19

  1. 2

Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом.

1

09.09.19

  1. 3

Правила судейства соревнований по волейболу. Организация и проведение соревнований по волейболу.

1

11.11.19

  1. 4

Психологическая подготовка волейболиста. Соревновательная деятельность волейболиста.

1

18.11.19

ИТОГО:

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"

Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Волейбол – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в нашей стране. Программа учитывает развитие современного волейбола, составлена с учетом новых тенденций в волейболе, как все более...

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Возраст учащихся: 12-18 лет

Программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся в дополнительном образовании. Технические и тактические пприемы игры в волейбол хранят в себе большие возможности для формирования ...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» выражается в следующем. За последние десятилетие отмечается стойкая тенденция к ухуд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волейбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» ра...