Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Молодцова Александра Сергеевна

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


 

«Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» Фома Аквинский В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации, которой, мы сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение проектного обучения. Цели проектного обучения: • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи. • Развивать у учащихся исследовательские умения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать абстрактное и аналитическое мышление. • Способствовать повышению самооценки обучающихся. Технология проектного обучения на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). В основе метода проектов лежит идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что дает работа над проектом? Учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром, рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности. Очень важно здесь научить их мыслить творчески, обращая внимание на возможность нестандартного мышления и видения, как самой проблемы, так и ее решения. Приблизительная схема выполнения проектной работы в области спорта аналогична проекту в других областях знаний, и может выглядеть следующим образом: 1. Определение проблемы и темы будущей проектной работы; 2. Сбор и обработка материалов; 3. Работа над продуктом проекта, продумывание формы защиты; 4. Создание описания проекта (папки, паспорта проекта и др.), подготовка презентации проекта; 5. Подготовка к защите проекта; 6. Защита работы на научной конференции проектных и исследовательских работ обучающихся. Тематика проектов, используемых на уроках физкультуры, разнообразна. Это могут быть проекты по исследованию влияний занятий физической культурой на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта, подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников, важнейшие события в мире спорта, сопоставление и сравнение явлений и фактов из истории спорта и т.д. В моей методической копилке имеется опыт реализации информационных проектов, а именно: «Где и как растут чемпионы», «История Олимпийского движения в России», «Мой спортивный кумир», «Семейные традиции: папа, мама, я — спортивная семья» и др. Они с успехом реализованы при проведении тематических спортивных мероприятий по видам спорта, совместных спортивных мероприятий с родителями, при проведении вводных уроков. Обучающиеся 4-х классов работают над темами исследовательских проектов: «От чего зависит частота пульса?», «Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями», «Что должен знать юный спортсмен о допинге?» и др. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта, например: «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», «Первые шаги к комплексу ГТО», «Спортом с детства занимаюсь, олимпийских вершин достичь стараюсь». Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для обучающихся. У обучающихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Учащиеся, таким образом, станут компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока двигательной активности урок образовательного направления. В каждой школе есть учащиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"

Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку.

Презентация «Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку»...

Квест технология, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования. Одним из ключевых понятий стандарта являются общие и профессиональные компетенции.Ра...

«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»

Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к  развитию творческой личности. Воспитать такую лич...