«Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья по физкультуре

Татьяна Владимировна Кривцова

Краткая аннотация работы:

Работа может представлять интерес для учителей, работающих в коррекционных классах, с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

Работа раскрывает инклюзивный подход в обучении физической культуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Содержание

-  Что такое инклюзия.

- Образовательная цель детей с ОВЗ.

-  Правила инклюзивного образования.

-  Принципы формирования индивидуальной программы обучения.

-  Результаты инклюзии.

-  Какая идея лежит в основе инклюзивного образования?

-  Основные положения инклюзивного образования.

 - Основные организационные формы инклюзивного образования.

 - Особенности инклюзивного образования.

 - Инклюзивное образование физической культуры для детей с ОВЗ.

2.   Заключение.

3.   Список использованных источников и литературы.

Что такое инклюзия.

     Инклюзивное  (франц. Inclusif)  -  означает «включающее в  себя». 

     Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни.

      Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.
       Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.  
    Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

      По отношению к образованию ЮНЕСКО понимает инклюзию как процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них».

Образовательная цель детей с ОВЗ.

        Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей.

       Дети с ограниченными возможностями здоровья получают весь спектр образовательных услуг, который включает в себя коррекционно - развивающий, оздоровительно- реабилитационный и воспитательный блоки.

       Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ - обеспечение своевременной специализированной помощи данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Правила инклюзивного образования.

-  Все ученики равны в школьном сообществе.
-  Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
-  У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных  социальных связей.
-  Планируется и проводится эффективное обучение
- . Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс  включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников.
-  Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
-  Семьи активно участвуют в жизни школы.
-  Работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.


Принципы формирования индивидуальной программы обучения.

- Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.

- Подходит для всех учеников (не только для учеников с ОВЗ).
- Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.
- Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения.
- Применим ко всем частям программы.
- Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
-
Индивидуальная программа обучения составлена с целью повышения успешности ученика.

- Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.

      

   Результаты инклюзии.

1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.
3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны.
4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика.
5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.
6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков.
7. Существуют процедуры оценки эффективности.

8. Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

9. У инклюзивного обучения есть преимущества:

     - Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.

     - Школьники учатся взаимопомощи.

                - Приветствует разнообразие

                -Рассматривает различие между людьми как ресурс, а не как проблему.

               - Личностное развитие и социальные навыки

               - Развитие самостоятельности и самоопределения

               - Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

10. Инклюзивное образование наиболее приемлемо для детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа. Ребёнок с нарушениями в развитии, обучаясь совместно с нормально развивающимися сверстниками, не перестаёт нуждаться в специализированной помощи.

Какая идея лежит в основе инклюзивного образования?

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.

Основные положения инклюзивного образования.

      Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

 -взаимное уважение;

 -толерантность;

- осознание себя частью общества;

 -предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

 -взаимопомощь;

 -возможность учиться друг у друга;

 -возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Основные организационные формы инклюзивного образования.

      Инклюзивное образование осуществляется в следующих формах:

- службы ранней помощи

– семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми при активном участии семьи.

Особенности инклюзивного образования.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Инклюзивное образование физической культуры для детей с ОВЗ.

       В основу программы по физической культуре для школьников системе инклюзивного образования положена программа по физической культуре, разработанная на основе:

- Программы предмета «Физическая культура», разработанная в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта.

- Учебного плана школы.

        Основными задачами физического воспитания обучающихся в системе инклюзивного образования являются:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

- формирование системы знаний из области физической культуры, касающихся сохранения и укрепления здоровья;

- овладения школой движений;

- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и координационных способностей;

- обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;

- содействие воспитанию социально значимых черт личности,

- развитию нравственных и волевых качеств,

- формирования эстетических вкусов и навыков культуры поведения;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режима дня,

- влиянии физических упражнений на здоровье, работоспособность и развитие двигательных способностей.

     Организация и проведение занятий с учащимися в системе инклюзивного образования намного сложнее, чем занятия со здоровыми детьми, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

     В зависимости от тяжести и характера заболевания обучающихся рекомендуют разделить на подгруппы А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательного режима.

Подгруппа  А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа  Б – школьники, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем: органические поражения сердечно-сосудистой системы, мочевыделительной системы, высокая степень нарушения зрения и др.

     Программа инклюзивного образования ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость.

     В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардио-респираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработка правильной осанки.      Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя. В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем — средней. Контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др.

     Преподаватель физкультуры должен иметь специальную подготовку, знание основ патологии и влияния физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания врача, поставившего диагноз и рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность занятий, а также учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физкультуры и закаливающих процедур. Обязанность преподавателя — постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися.    Сложности в дозировании нагрузок возникают, когда группы неоднородны по характеру заболеваний, поэтому следует проводить индивидуальные или мало групповые занятия.

      Уроки физической культуры в системе инклюзивного образования отличаются от обычных уроков лишь методикой: различное время, темп выполнения упражнений и их амплитуда передвижения (ходьба, бег, лыжные занятия), длина дистанции и т.д.   Преподаватель физкультуры всегда помнит о том, что у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям учащихся, то могут возникнуть серьезные осложнения, и физкультура вместо пользы принесет вред. Из занятий будут исключены сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые учащемуся трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья.

     Однако, надо помнить и о том, что регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардио-респираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.

       Оценивать достижения обучающихся в системе инклюзивного образования по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в системе инклюзивного образования в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

      При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

      Итоговая отметка по физической культуре в группах с инклюзивным образованием выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

      Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей.

     При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств,  но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

Заключение.

      Была предпринята попытка раскрыть инклюзивный подход в обучении физической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

      Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что инклюзия в педагогике и системе образования понимается как принципиально новая образовательная парадигма, провозглашающая принцип равенства, и ценности каждой личности, и позволяющая максимально полно раскрыть потенциал каждого учащегося.

      Инклюзивная система образования представляет некий в своем роде гибрид традиционной системы образования (допускающей интеграцию детей с ОВЗ) и специализированной педагогической системой, нацеленной исключительно на детей с особенностями развития, причем вобравший лучшее из двух систем.

      Физическая культура обладает огромным потенциалом улучшения функционального состояния обучающихся, повышения их адаптационных возможностей и нормализации психоэмоционального состояния.

       К сожалению, традиционные средства физической культуры, применяемые в образовательных учреждениях, не позволяют полностью решать проблемы успешной адаптации школьников к условиям инклюзивного образования.

Список использованных источников и литературы

1. Владимир Свободин. Инклюзивное образование - актуальнейшая тема для страны «http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/»
2.
 Мищенко И.А. Нетрадиционные технологии физического воспитания в пространстве инклюзивного образования /И.А. Мищенко //Наука-2020. №6.

          3.  Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения.      Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013

4.  Михайлова Е.Г. Применение инклюзивного подхода к обучению на занятиях физического воспитания /Е.Г. Михайлова //Альманах мировой науки.2019. №7.

5. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2012.

6.     Сигал Н.Г. Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежной педагогике. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013.

7. Шилов В.С. Инклюзивное образование: российская специфика. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное (инклюзивное) образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье

Раскрываается вопрос интегрированного (инклюзивного) образования–  процесса развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным...

Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...

Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма....

Программа по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс...